Rednews.ru

Подписка

Подписаться на RSS  Подписка RSS

Подпишитесь на рассылку:


Поиск

 

Наш баннер

Rednews.ru

!!!

16.01.2004 17:36 | Совраска | Администратор

КИПЯЩЕЕ МОРЕ ПОД НАМИ

     О славной истории российского и советского флота написано немало. За трехсотлетнюю историю нашего флота российские моряки вписали много ярких страниц в боевую славу России. Победа Петра I над шведами; Чесминское сражение в 1770 году; разгром П.С. Нахимовым турок в Синопской бухте в 1853 году— ярчайшие страницы в истории флота российского. И все же, на мой взгляд, в памяти народной более ярко отложились боевые подвиги крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец». На этом примере воспитывалось много поколений русских и советских моряков.

     27 ЯНВАРЯ 1904 года, в первый день русско-японской войны, крейсер «Варяг» и канонерская лодка «Кореец» вступили в неравный бой с целой эскадрой противника. Корабли погибли, но не сдались. Воспитанные на вековых традициях русской воинской доблести, моряки «Варяга» и «Корейца» вписали новую страницу славы отечественного флота, поддержав, как этого требовал Морской устав, «честь русского имени и достоинство русского флага». Героический бой «Варяга» и исключительный драматизм предшествующих ему событий не перестают волновать и сегодня.

Крейсер Варяг

     Сто лет отделяют нас от тех героических дней. Многие перемены произошли в судьбе нашей Родины, но подвиг, совершенный 100 лет тому назад, живет в душе простого народа, в его песнях. «Плещут холодные волны...» — кто не знает этой мелодии, которая прошла все испытания временем и сегодня почитаема большинством нашего народа. Слава «Варяга» и «Корейца» перешагнула границы России. Подвиг русских моряков взволновал весь мир. Но так было до начала «демократических» перемен.

     За последние десятилетия многое изменилось. Бывшая советская интеллигенция, отдельные писатели и ученые продолжают дружно клеймить наше прошлое, копают все глубже и глубже, стремясь как можно больше показать негатива. А где она, правда, никто точно не знает. Удивляет легкость суждений историков, писателей, публицистов о тех или иных событиях, различных аспектах, которые неведомы многим людям. На грустные мысли наводит меня книга военного моряка В.Д.Доценко «Мифы и легенды Российского флота». Он решил развенчать героический подвиг русских моряков крейсера «Варяг» и лодки «Кореец».

     Помня о героизме старших товарищей, советские моряки достойно сражались в годы Гражданской и Великой Отечественной войн, громили врага на Черном, Балтийском, Баренцевом, Японском и других морях. Моряки героически защищали Одессу и Севастополь, Керчь и Новороссийск, Ленинград и Мурманск, обороняли Москву и Сталинград, штурмом брали Будапешт и Берлин, освобождали Южный Сахалин и Курильские острова, а также иностранные порты Сейсин, Порт-Артур и другие города Кореи и Китая от японских милитаристов. Однако по прошествии ста лет находятся люди, которые стремятся очернить эти славные страницы нашей истории, героизм и мужество моряков.

     Было бы не так обидно, если бы это делали «штатные» очернители нашей истории: яковлевы, родзинские, боровики, суворовы, калугины, сванидзе, новодворские и им подобные. Их позицию в народе хорошо знают. Но прочитать подобное в книге военно-морского историка и библиофила, доктора исторических наук, профессора, академика Петербургской академии истории науки и техники, действительного члена географического общества, члена совета ассоциации офицеров Российского флота, капитана 1-го ранга В.Д.Доценко довольно странно, хотя его «демократическая» позиция известна. Виталий Дмитриевич — автор многих печатных работ, в том числе книг, брошюр, киносценариев, сборников, научных статей. Наиболее значимыми являются его труды «Знаки и жетоны Российского Императорского флота», «Российский Императорский флот 1696—1917», «Российский морской мундир 1696—1917», «Морские храмы России» и другие. Сами названия книг говорят о том, что автор пишет о флоте и флотских традициях на разные темы. Времена сейчас непростые, у многих позиция и взгляды меняются в зависимости от обстановки, то есть «держат нос по ветру». Виталий Дмитриевич из тех, кто свою позицию, видимо, определил окончательно, что подтверждают его труды. «Занимаясь много лет военно-морской историей, постоянно изучая архивные материалы, я пришел к одному заключению, — пишет автор «Мифов и легенд...», — что в отечественной истории, военно-морской литературе существовали (и существуют до сих пор!) устоявшиеся стереотипы в описании (или определении) тех или иных событий.... В пылу повествований писатели приукрашивали подвиги, добавляя что-то свое». Видимо, с этих позиций историк решил «подправить» историческую науку вместе с памятью народной, но теперь уже не на сталинском и советском застойном времени, которое взрастило его, сделало офицером, дало возможность стать ученым, а на более далеком историческом прошлом. Военный моряк вместо благодарности льет и льет фекалии на историю флота, а значит, и России в целом. Он накрепко взялся за развенчивание святая святых русских и советских моряков — подвига варяговцев и других героических дат. Ученый стремится посеять сомнения в умах людей. Он доказывает, что зарождение флота России происходило не так, как писали раньше. Оказывается, что писатель В.Пикуль — выдумщик, а многие описанные им события не соответствуют действительности. Автор «Мифов...» пишет, что никакого героического подвига экипажи крейсера «Варяг» и лодки «Кореец» не совершали, а многое, что ранее написано, это неправда. Его не смущает, что об этом написано много книг и статей, защищено немало диссертаций, сняты многие кинофильмы, сложены песни, которые вошли в душу каждого моряка. А то, как себя будут чувствовать ветераны и молодежь, студенты и курсанты морских и речных учебных заведений, каким будет восприятие нашей истории в стране и за ее пределами, ученого мало беспокоит. Оказывается, все то, что нам преподносили в течение многих лет, — неправда, так, в частности, твердит ученый.

    В этой книге в главе «Русские умеют умирать...» автор развенчивает миф о героическом подвиге моряков подобно тому, как это делает бывший сотрудник разведки В.Суворов, ныне проживающий за границей. В своей книге В.Доценко описывает морское сражение и рассказывает о трагической истории корабля и непростую судьбу крейсера и его команды, однако его выводы и оценки, на мой взгляд, унижают славный подвиг моряков. К примеру, историка крайне волнует, почему командир «Варяга» В.Ф. Руднев, получивший за бой орден Святого Георгия четвертой степени и звание флигель-адъютанта, вскоре оказался в отставке и доживал свой век в родном имении, в Тульской губернии? Увольнение В.Руднева не дает покоя отставному флотскому офицеру, он не может спать спокойно, поэтому решил «установить истину», показать, что никакого геройства экипажи кораблей и командиры не совершали. Мол, все это вымысел В.Руднева и вышестоящих царских начальников. Ученого не смущает, что история знает немало случаев возвышения офицеров за подвиги, а в последующем — унижения людей, верно служивших Отечеству. Вспомните хотя бы генералиссимуса А.Суворова, адмирала флота Советского Союза Н.Кузнецова, Маршала Советского Союза Г.Жукова и других. Совсем свежи примеры снятия с должностей адмиралов В.Попова, В.Комоедова, вице-адмирала М.Моцака и других. Причина одна — так угодно было властям предержащим. Неужели только потомки оценят героев по заслугам?

     ЗА ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ с помощью разного рода «защитников» флота типа ненашевых, гоптарей и им подобных флот оказался на грани полного развала. Ельцинисты и приспособленцы, развалившие армию и флот, — основные виновники происходящего в Военно-Морском Флоте. Наше государство оказалось фактически без военного и гражданского флота. Но развалить страну, уничтожить корабли для ельцинистов оказалось недостаточным. Видимо, поставлена цель — добить моряков морально и духовно. Поэтому стараются лишить народ славной и героической истории, среди которой подвиг варяговцев занимает особое место. Дошедшие до нас воспоминания участников сражения, очевидцев, историков ставятся под сомнения. За эталон берутся доводы японцев и тех, кто унижает подвиг русских моряков. По утверждению японцев, пишет автор «Мифов и легенд...», в бою при Чемульпо их корабли остались невредимыми. Выходит, японцам верить можно, а нашим командирам и участникам сражения, ученым советского и русского периода — нет. Между тем героический бой крейсера «Варяг» и исключительное мужество русских матросов, мичманов и офицеров не перестают волновать людей и в наши дни.

     Сопоставив факты мужества и героизма с изменой присяге и воинскому долгу нынешнего офицерства и генералитета, еще больше задумываешься. Каким мужеством, силой духа и воли, самопожертвованием должен был обладать командир крейсера В.Ф. Руднев, находившийся вдали от берегов России? Ведь он находился в окружении врагов, но чувствовал ответственность за судьбу экипажа, охрану русской миссии в Сеуле и за авторитет государства. Ощущая неотвратимое нарастание военной угрозы в отсутствие какой-либо связи с командованием, так и не удосужившимся отдать соответствующее обстановке распоряжение; наглость врага, заблокировавшего нейтральный порт; удивительную пассивность перед лицом агрессора внушительной международной эскадры, находившейся в гавани Чемульпо. Это далеко не полный перечень проблем, с которыми пришлось столкнуться командиру крейсера «Варяг» и его подчиненным. Он не дрогнул, не изменил, не предал, а остался верен присяге и России. Не так, как это сделали в девяносто первом и девяносто третьем году шапошниковы и грачевы, куликовы и соколовы, калугины и ненашевы, колесниковы и евневичи и многие другие, предавшие советскую присягу. Окруженный коварным и хитрым врагом, лицемерными иностранцами, командир крейсера проявил немало мужества, самообладания в ожидании развязки событий, ибо изменить их он был не властен.

     Около ста лет отделяют нас от тех дней, а гробокопателям не дает покоя эта слава русских моряков. Им нужна, видите ли, правда. Большие, порой трагические перемены и события произошли за это время в судьбах многих моряков, надводных кораблей и подводных лодок, да и страны в целом. Вспомните подвиги в годы ВОВ командиров подводных лодок: А.Маринеско, В.Щедрина, а в послевоенное время экипажа АПЛ «К-19», «Комсомольца», «Курска» и других. Однако подвиг крейсера «Варяг» для моряков оставался священным. Хочется верить, что и в будущем пасквилянтам не удастся его опорочить.

     Автор книги закончил ВВМУ им. М.В. Фрунзе (ныне Морской корпус Петра Великого, Санкт-Петербургский военно-морской институт) в 1972 году, а в последующем Военно-Морскую академию, принимал советскую военную присягу, клялся быть преданным народу и Советской Родине, но в последующем изменил ей. В этом, видимо, загадка души некоторых флюгер-офицеров.

     Командир крейсера «Варяг» В.Руднев более тридцати лет прослужил на флоте и остался верен присяге до конца. Автор «Мифов и легенд...» тоже служил на флоте, был командиром минно-артиллерийской части, помощником и командиром морского тральщика, но разница в их поведении разительная. Когда пришла опасность для Отечества, В.Ф. Руднев вступил в смертельную схватку с врагом, не зная ее исхода. «Варяг» не был рассчитан на единоборство с новейшими японскими крейсерами типа «Асама». А Виталий Дмитриевич, наоборот, отсидевшись, взялся за очернение истории флота, то есть государства Российского.

     Когда 27 января 1904 года в семь часов тридцать минут командиры английского, итальянского, французского, американского стационаров получили уведомление от японского адмирала Уриу о предстоящем его нападении на русские корабли, в связи с чем иностранцам предлагалось удалиться от места сражения на безопасное расстояние, тогда, как и сейчас нынешние глашатаи свободы, они не стали защищать русских моряков. Узнав об ультиматуме от французского командира, Руднев не дрогнул, не стал унижаться, а собрал в кают-компании офицеров и объявил, что крейсеру предстоит вступить в бой с целой неприятельской эскадрой. Общим решением собрания было — сражаться и не посрамить честь Андреевского флага, а в случае утраты крейсером боеспособности — взорвать его. И они сдержали слово русского военного моряка. Все готовились к бою.

     Распределив и уточнив обязанности среди офицеров и личного состава, подняв пары в котлах, закончив развертывание перевязочных пунктов по кораблю, подготовив к взрыву зарядное отделение торпед в носу и корме корабля, все были готовы вступить в смертельный бой и умереть. На «Корейце», носившем еще громоздкий парусный рангоут, готовясь к бою, спускали и выбрасывали за борт демаскирующие высокие стенги и пожароопасные деревянные трапы, входные рубки, светлые люки, то есть все то, что могло гореть. Это — свидетельство о том, что к бою готовились серьезно и никто не мог знать, кому суждено сложить в бою свою голову и навечно остаться в холодной морской пучине. К этому были готовы все: и матросы, и офицеры. В то же время многие бывшие советские офицеры предали присягу, изменили воинскому долгу. Автор пишет, что истинные события искажены до неузнаваемости в военно-морской исторической литературе советского периода. Мол, вся вакханалия продолжалась, но в более гипертрофированном виде. Все это объяснялось наличием сталинского режима с цензурой, засекреченностью и массовыми репрессиями. Поэтому сквозь «марево отшлифованных под эпоху событий пробиться к правде было невозможно, да и опасно». Сейчас на почве антисоветчины вы осмелели. О том, что сам он изменил присяге, предал ее, старается помалкивать, а собирает плоды через принижение славы героев. Может, это и правильно, это надежнее, чем отстаивать интересы армии и флота в наше не менее трагичное и опасное время. Нельзя согласиться с его доводами, что «так было на протяжении почти трех веков, когда рождались мифы и легенды».

     Наблюдая за тем, что творится в последнее десятилетие в «демократической» России, страшно подумать, что о сегодняшнем времени будут писать через сто, двести, триста лет. Как понять, что в нынешней России никто не хочет сказать правду, что происходит в нашем обществе. Нам неведомы причины гибели журналиста Д.Холодова; количество жертв безвинно убиенных при защите Верховного Совета РФ в октябре 1993 года; истинные причины и виновники чеченской трагедии, взрывов на улице Гурьянова, на Каширском шоссе; причина травли людей в ДК на Дубровке; почему расстреляли усыпленных газом женщин и так далее. Вот о чем надо говорить, докапываться до истины с целью установления правды. Но это небезопасно.

     ИМЕЯ ДОСТУП к архивным материалам, не следует спекулировать историческими фактами, тем более что погибшие и умершие люди постоять за себя не могут. Вместе с тем история свидетельствует, что в 10 часов сорок пять минут экипаж крейсера готовился к бою. Раньше обычного прошел обед. Построив личный состав на корабле, командир Руднев сообщил личному составу о японском ультиматуме. Он, в частности, сказал: «Безусловно, мы идем на прорыв и вступим в бой с эскадрой, как бы она сильна ни была. Никаких вопросов о сдаче не может быть — мы не сдадим крейсер и самих себя и будем сражаться до последней возможности и до последней капли крови. Исполняйте каждый свои обязанности точно, спокойно, не торопясь. Особенно комендоры, помня, что каждый выстрел должен нанести вред неприятию. В случае пожара тушить его без огласки, давая мне знать». Дружное громкое «Ура!» было ответом на речь командира. То же самое происходило на лодке «Кореец». На обоих кораблях больные из лазарета добровольно становились в строй, включая вольнонаемных, музыкантов, буфетчиков, коков и других специалистов. Они не пожелали расстаться со своими товарищами, хотя им было предложено сойти на берег и укрыться в консульстве. «С благоговением вспоминаю, — писал позднее врач корабля М.Банщиков, — незабвенную картину общего громадного подъема духа. Казалось, нет преграды этим преобразившимся людям».

     А что сейчас? Флот сокращен по численности и по количеству кораблей почти в шесть раз. Наши корабли ржавеют у причалов. Два авианосца — «Минск» и «Новороссийск»,— прослужившие на флоте менее двух десятков лет, проданы за бесценок за границу, где на одном из них устроили бордель. Как это называть, господа?.. Почему не встали на защиту Родины, не выполнили свой долг руководители армии и флота, других силовых структур, как это сделал экипаж варяговцев? Этот вопрос должен задать себе каждый офицер, мичман и прапорщик, сержант и рядовой, принимавший советскую присягу. Ибо присяга принимается один раз. Если бы наши маршалы, генералы и адмиралы, отдельные из которых и теперь делают вид, что защищают народ в Госдуме, были тверды в своих помыслах, остались верны присяге, как В.Ф. Руднев, в стране было бы все по-другому.

     Под звуки гимна «Варяг» и «Кореец» снялись с якоря и ушли на верную погибель. В 1991-м и 1993 году среди наших офицеров подобного не наблюдалось. И в наше время многие офицеры в полной растерянности, если не сказать больше. Вместе с тем территория России сокращена на одну треть по сравнению с 1904 годом. Сократили ее недруги Отечества насильственным путем. Вместо помыслов о возрождении Российского государства, которое раньше называли СССР, пасквилянты наносят по нему удар за ударом. Сейчас многие за рубежом посмеиваются над тем, что творится в некогда могучем государстве. В то далекое время было по-другому. Командиры французского, итальянского и английского стационаров, построенные во фронт и стоящие повахтенно по своим кораблям, отдавали дань мужеству русских моряков. «Мы салютовали этим героям, шедшим так гордо на верную смерть», — писал потом в донесении своему адмиралу командир французского корабля. В ответ на «Варяге» играли национальные гимны тех стран, представителями которых были провожающие их корабли. Но вот миновали итальянский крейсер — последний на выходе с рейда. Затихла вдали мелодия русского гимна, исполняющегося итальянцами в честь наших кораблей. Лишь мирный гул машин нарушал глубокую тишину, воцарившуюся на палубе «Варяга». Так писали о них иностранцы. А вот мы, как всегда, в бочку меда да ложку дегтя. Пытаемся доказать, что все это миф, никакого геройства экипажи крейсера «Варяг» и лодки «Кореец» не проявляли, а командиры вообще оказались бездарными. Так вытекает из книги мифов и легенд господина В.Д. Доценко. Он, видите ли, стремится к правде сквозь «марево отшлифованных под эпоху событий». И нет ни малейшего угрызения совести, что удар наносится по истории государства и флота, гордости и славе русских моряков, к которым он себя причислял.

     К сожалению, сейчас ненавистников России хватает и в самой стране, и за ее пределами. Удивляет, почему подобные книги выпускаются при содействии нынешних руководителей флота. В то же время любой неприятель ценит только сильного противника. Так было, так есть, так будет. К сожалению, до нас подобное доходит с опозданием.

     Если следовать изречению «много врагов — много чести», то японцы оказали русским морякам исключительную честь. Против легкого крейсера и устаревшей лодки они выставили три тактических соединения своего флота. По массе вся японская эскадра в минуту выпускала в 9,1 раза больше металла, чем русские корабли, а по массе взрывного вещества превосходила их в 36 раз. Один вид этой армады должен был бы парализовать волю к сопротивлению наших моряков. Японский адмирал не сомневался в сдаче без боя русских перед его армадой, считая безысходным их положение. Но «Варяг» не ответил на сигнал японского командующего с предложением сдаться. Вместо сдачи на стеньгах и гафиле взвились высоко поднятые овеянные славой белые с голубым крестом Андреевские флаги, которые поднимались, согласно Морскому уставу, «в виду неприятеля».

     Автора «Мифов и легенд...» беспокоит то, что бой длился около часа. Мол, мало времени для настоящего подвига. А ведь это был тяжелый, настоящий бой. Не на жизнь, а на смерть. Одним из первых японским снарядом был разрушен верхний носовой мостик. Перебиты фок-финты, вызван пожар в штурманской рубке, были убиты определяющий расстояние младший штурман А.Нерод, горнист Николай Нагле, барабанщик Д.Кернеев, сигнальщик Г.Миронов и другие. После боя от мичмана А.Нерода нашли лишь одну руку с останками дальномера. Тяжело раненный мичман П.Губонин, отказавшись идти на перевязку, продолжал руководить боем с оставшихся орудий. Борьбой с огнем руководил мичман Н.Черниловский-Сокол — ревизор корабля. Решительно и смело действовали минер П.Козлов, кочегар Н.Оченьков, машинист М.Иванов, которые, несмотря на сильные ожоги и ранения, оставались в строю.

     До сотни впившихся в тело осколков насчитывали врачи у отдельных матросов, поступавших на перевязку. И так действовал весь экипаж. Сам командир крейсера также получил тяжелое ранение. «За весь бой я положительно не видел ни одного легкого случая»,— вспоминал впоследствии врач М.Банщиков. В этом неравном бою были убиты один мичман и 38 матросов (есть данные, что погибло 122 чел.), ранено 3 офицера и 70 матросов. Лишь после возвращения на рейд, когда бой окончился, стали приходить на перевязку легко раненные». Как отмечал германский военный историк капитан-лейтенант Ревентлов, русский моряк «умеет сражаться до конца и пока в состоянии двигаться, то исполняет свои обязанности». Отлично действовал в бою и «Кореец» под командованием Г.П. Беляева. Держась на расстоянии двести—двести пятьдесят метров от крейсера и маневрируя в меру скорострельности своих старых орудий, он посылал на «Асаму» и «Такачихо» 88-килограммовые фугасные снаряды. Около острова Иодольми лодка подбила японский миноносец, который затонул, а два японских крейсера получили повреждения. Получив серьезные повреждения корабля и потеряв много людей, видя безнадежность дальнейшего боя, командир «Варяга» прямо на верхней палубе собрал военный совет. Он был недолгим, так как все понимали, что на боевых постах невосполнимая убыль, неисправимые повреждения корабля и орудий, а продолжение боя приведет к бессмысленной гибели оставшихся людей без нанесения вреда противнику. Поэтому было принято решение — корабли уничтожить, а оставшихся в живых разместить на иностранных судах. Крейсер был затоплен, а лодку взорвали. Подвиг «Варяга» в водах Желтого моря не забыт, он живет в душе народа.

     При всех гробокопаниях слава «Варяга» и «Корейца» переживет века. Ибо их подвиг по-настоящему волновал многие поколения людей как в нашей стране, так и в мире. Эти чувства прекрасно передал немецкий поэт Р.Грейц в стихотворении, которое уже в марте 1904 года в переводе Е.Студенской стало известно не только в России, но и во многих странах за рубежом. Оно дало жизнь ныне народной песне «Наверх, вы, товарищи, все по местам...». Членов экипажа встречали с большими почестями в Одессе, Севастополе, Москве, Санкт-Петербурге и в других городах по ходу следования поезда из Севастополя в столицу. 6 апреля 1904 года на пароходе «Кримэ» в Одессу прибыла третья, последняя, группа варяговцев с командирами В.Ф. Рудневым и Г.П. Беляевым. Они следовали в Санкт-Петербург экстренным поездом. В Москве на Курском вокзале их встречали с оркестром. Командирам и офицерам — Рудневу, Беляеву, Зарубаеву, Степанову и Банщикову — преподнесли лавровые венки. В Санкт-Петербурге прием осуществил царь Николай II. На приеме он сказал: «Многие из вас своей кровью занесли в летопись нашего флота дело, достойное подвигов ваших предков, дедов и отцов, которые совершили их на «Азове» и «Меркурии». Офицеры были награждены орденами, а низшие чины — знаками отличия: Георгиевскими крестами и набором серебряной посуды.

     Выполняя последнюю волю героев Чемульпо, русское правительство в 1911 году перезахоронило прах павших моряков на Морском кладбище города Владивостока. По ходу следования траурного кортежа с останками погибших из Чемульпо в Сеул по железной дороге корейцы в благодарность за подвиг моряков осыпали платформу живыми цветами. Так оценили люди чужой страны подвиг русских моряков. Ну а мы?.. Продолжаем лить грязь на наше героическое прошлое.

     ЛЕТОМ 1912 ГОДА на братской могиле во Владивостоке был установлен обелиск с именами погибших. Проходя многие годы службы на ТОФ и во Владивостоке, я часто бывал на этом кладбище. Здесь похоронены мои друзья, товарищи Г.Лапаев, Г.Голубьев, С.Раков и другие. Многие приходят поклониться праху героев «Варяга». Отсюда видны воды залива, соединяющиеся с теми, что на веки схоронили подвиг и славу товарищей. Осталась память, и пока она живет в наших сердцах, до тех пор жива слава о подвиге варяговцев. В городе Владивостоке есть кинотеатр «Варяг», построенный в семидесятые годы XX столетия. В просторном фойе в советское время была оформлена выставка-музей с фотографиями кораблей и экипажа. Имелся Указ Президиума Верховного Совета СССР о награждении медалью «За отвагу» моряков крейсера «Варяг». Значит, Советское правительство и народ оценили этот подвиг по заслугам. Всего за 1954—1955 годы медаль получили 50 моряков, оставшихся в живых из экипажей «Варяга» и «Корейца». Казалось бы, радоваться надо. Но есть люди, которым это не нравится. Автору «Мифов и легенд...» не дает покоя мысль, «за какие заслуги так щедро наградили всех без исключения, притом отдельных дважды». Поэтому стоит задача — развенчать подвиг и поставить все с ног на голову. Ответ прост, пишет автор. Уж очень не хотелось императору Николаю II начинать войну с Японией с поражений. Во-вторых, подвиг варяговцев организовал царский генералитет, а в-третьих, командир В.Руднев сам виноват. Так как он отказался от прорыва из Чемульпо. Причина — чувство ложного товарищества — «сам погибай, но товарища выручай». Надо было, мол, бросить экипаж тихоходного «Корейца» на растерзание японцам, а самому «Варягу», развивавшему скорость 23 узла, уйти. Вот так и заключает ученый.

    Не буду утверждать, может, царю и его генералитету и нужна была эта помпезность, но при чем здесь подвиг моряков, слава которых облетела весь мир и живет в памяти народной? Неужели, прочитав очередной пасквиль о нашей уже русской славе, станет легче патриотам и народу? Думаю, что нет. Ученый для надежности в своих суждениях ссылается на японских флотоводцев. Мол, они в официальных изданиях пишут, что в этом бою не понесли ни малейших потерь. Ну чем ученый моряк лучше В.Суворова, обильно обливающего грязью нашу историю и государство?

     Плохо, что эти гробокопатели имеют поддержку на высоком государственном уровне нынешнего руководства. Пройдет время, и их умозаключения могут преподноситься за истину в последней инстанции. Не так давно на российские киноэкраны вышел очередной голливудский триллер под названием «К-19» — оставляющая вдов» — о трагической аварии на первой советской подводной лодке с баллистическими ракетами. Выход этого фильма на киноэкран сопровождался рекламной шумихой, а созданию фильма сопутствовали яростные протесты ветеранов-подводников. Осенью 2002 года на премьеру фильма в один из кинотеатров столицы были приглашены ветераны флота, в том числе участники тех событий, родные и близкие погибших. В просмотре участвовали вице-адмиралы Ф.Кузнецов, В.Денисов, контр-адмиралы В.Важенин, Ю.Петров, В.Мухортов, Ю.Травкин, В.Сивограков и другие. Не все, что в фильме показано, можно считать положительным. Ляпов предостаточно. Об этом говорилось после кинопоказа. Особенно необъективно показаны фрагменты в вопросе поведения врача и замполита лодки. Вместе с тем американцы первыми показали отвагу и мужество советских подводников из героической «К-19». Это уже положительно. Как выразился один из участников просмотра, если бы фильм был в постановке кинорежиссера типа Н.Михалкова, он сумел бы унизить наших подводников побольше, чем это сделали американцы.

     В 1991 г. в СССР на вооружении находилось 64 тысячи танков (в 2,5 раза больше, чем в блоке НАТО), 67 тысяч орудий и минометов (в 2 раза больше, чем у НАТО), 76 тысяч БМП И БТР, 7 тысяч самолетов и вертолетов (в 1,5 раза больше, чем у НАТО), 437 кораблей 1-го и 2-го классов и более 300 подводных лодок. Где все это? Сегодня у России около ста надводных кораблей и почти в два раза меньше подводных лодок. За это время по численности Вооруженные силы и флот сократились почти в 6 раз. Как отмечает в статье «Государственный оборонный заказ и проблемы развития ВМФ» заместитель Главнокомандующего ВМФ по вооружению вице-адмирал М.К. Барсков (Морской сборник № 4, 2003 г.), из-за отсутствия денег около 90% морской авиационной техники эксплуатируется за счет продления ресурсов, а не ремонта и закупок новых. Авиация ВМФ представлена самолетами, которые эксплуатируются 30 и более лет. Государственный оборонный заказ на 2002 г. составил лишь 16,7% от потребностей флота. При этом выделено на закупку ВВТ — 9,4%, на ремонт — 10,6% от потребности. Из-за отсутствия аккумуляторных батарей содержатся в резерве 20% многоцелевых атомных и 70% дизельных подводных лодок. Ежегодно закупается только 10—12 комплектов батарей. Разве потомки могли предположить, что через 100 лет флот России будет снова уничтожен, как в Цусимском бою, но по воле внутренних врагов Отечества? Как пишет поэт Г.Галкин в стихотворении «Новая Цусима»:

     И потоплен в незримом бою


     Флот России в угоду пигмеям,


     Протрубит Петр однажды «Зарю»


     И укажет им место на реях.

     В книге В.Д. Доценко действительно одни мифы и легенды. Но эта оставляет горький осадок, ибо больно бьет по своим, истории флота и страны в целом. В ходе русско-японской войны 1904 года, несмотря на поражение, матросы, солдаты и офицеры проявили массовый героизм, что признал и сам противник. В память о геройских подвигах и погибших японцы соорудили памятник, на котором выбиты такие слова: «Здесь покоятся останки Русских героев, павших, защищая Порт-Артур». На обратной стороне памятника высечено: «Воздвигнут японским народом в 1907 году». Надо благодарить японцев за память о русском воине, ибо на Родине в наши дни не дают им спокойно лежать свои гробокопатели. Они копают все глубже и глубже, нанося удар за ударом по героическому прошлому России, стремясь сделать нас Иванами, не помнящими родства, бездарными, трусливыми, никчемными. Думаю все же, это им не удастся. Рано или поздно народ воспрянет, и наступит другое время.

     16 февраля 2001 года принято постановление правительства РФ № 122 о государственной программе «Патриотическое воспитание граждан на 2001—2005 годы». Программа определила пути развития системы патриотического воспитания граждан. Она содержит систематизированное изложение основ патриотического воспитания, основных направлений участия в этой деятельности всех ветвей власти и общественных организаций. Она ориентирована на все социальные слои и возрастные группы России. Однако программу приняли, и такое впечатление, что о ней забыли. Работа в этом направлении практически не ведется.

     Те, кто разрушил страну, продолжают наносить удары по останкам славного прошлого нашей истории. На государственном уровне признано, что события последнего времени привели к девальвации духовных ценностей всех возрастных групп населения страны, резко снизилось воспитательное воздействие культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма. То есть вверху понимают, что натворили, но ничего не делается в масштабе государства для исправления сложившегося положения. Радио, телевидение, газеты и журналы, отдельные писатели и ученые и даже моряки продолжают заниматься охаиванием флота. Это будет продолжаться до тех пор, пока у власти — разрушители армии, флота и России.

 

Контр-адмирал В.А. ПОПОВИЧ,

председатель Центральной ревизионной комиссии

Союза советских офицеров России,

кандидат исторических наук, доцент МГАВТ.


blog comments powered by Disqus
blog comments powered by Disqus
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика TopList