22.06.2004 18:26 | Совраска | Администратор
КОДЕКС МОРА И БЕСЧЕСТИЯ
Беседа думского корреспондента «СР» Бориса ОСАДИНА с координатором фракции КПРФ в Госдуме Сергеем РЕШУЛЬСКИМ
— Сергей Николаевич, то, что очень длинно и для многих непонятно называется проектом Федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», — будоражит общество уже не первый день. Но обсуждается главным образом с точки зрения размера денежных компенсаций, которыми правительство предлагает заменить привычные для десятков миллионов наших соотечественников льготы. Вот и «независимые профсоюзы» Шмакова встали в пикеты в защиту льгот, хотя вне всякого сомнения согласятся вскоре на условия правительства. Не кажется ли вам, что многие критики проекта вольно или невольно попадают в плен чужой логики? Политика не может не иметь первенства перед экономикой. В чем здесь политика?
— Вы совершенно правы. Речь идет не просто об очередном законе. И не только о замене льгот денежными компенсациями. В 158 статьях пространного документа (402 стр.), внесенного в Госдуму РФ 29 мая с.г. правительством Путина—Фрадкова, пересматриваются 155 ныне действующих законодательных актов и признаются утратившими силу 41 законодательный акт Российской Федерации, производится, как пишут сами разработчики проекта, «фундаментальная реформа федеративных отношений и местного самоуправления», а по существу, совершается негласный государственный переворот. К нему партия власти готовилась долго и тщательно. Оба закона, на которые опирается новый проект, касаются лишь общих принципов разграничения полномочий между федеральным центром, субъектами федерации и местным самоуправлением. Первый из них был принят 4 июля, второй — 6 октября 2003 г., то есть Госдумой предыдущего, третьего, созыва, в которой у партии власти не было конституционного большинства. При этом первый закон вступает в силу 1 января 2005 г., а второй — лишь 1 января 2006 г., то есть ни тот, ни другой пока не работали, и как они будут работать, далеко не ясно. 18 ноября 2003 г., под занавес полномочий предыдущей Думы, в первом чтении через Думу были проведены закон «О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений» и закон «О внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации». Эти законы прошли лишь первое чтение, а значит, также пока не работали.
— Что же заставило правительство, не дожидаясь вступления в силу и «обкатки» четырех упомянутых вами законов, направить в Думу проект пятого закона, перелицовывающего российское законодательство?
— А то и заставило, что в декабре 2003 г. партия власти, на сей раз под названием «Единая Россия», мобилизовав государственную казну и весь административный ресурс, от президентской администрации до самых мелких чиновников на местах, получила в Думе конституционное большинство. Вслед за тем та же партия, та же казна и тот же административный ресурс обеспечили переизбрание на второй срок президента Путина. Потом, как известно, прошла царственная инаугурация вторично избранного президента в Кремле и было обнародовано его послание Федеральному собранию, в котором содержался многозначительный намек, на который мало кто обратил внимание сразу.
— Что за намек?
— Если, мол, государство не справляется или плохо справляется с теми или иными функциями, оно должно от этих функций освободиться.
— И обнародовав послание, приступили к «освобождению»?
— Именно так. О чем свидетельствует одобренный 2 июня в первом чтении и 11 июня принятый окончательно закон о референдуме, практически лишающий население России права на собственный голос в политике. В то же время в Думу поступил проект федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты...», о котором мы с вами беседуем и который предполагается принять уже в июле этого года.
— Но за оставшееся до июля время депутаты не успеют даже понять, насколько правильно, даже с чисто фактологической точки зрения, составлен проект! На каждой из 402 страниц: названия и номера законов, статей, частей статей, а также даты — просто ли в таком море цифр быстро разобраться? Есть очевидные несуразицы, видные, как говорится, невооруженным глазом. В очень важном приложении 1, например, после п.10 идет п.13. А где пп. 11 и 12?
— А нынешнее конституционное большинство Госдумы и не будет в таких «мелочах» разбираться. Его дело — «правильно» и «своевременно» отголосовать.
— Какие же изменения и в какие законодательные акты предлагает внести правительство Путина—Фрадкова?
— Сколь-либо полный ответ на этот вопрос занял бы те же 402 страницы, если не более. Перечислю лишь подвергаемые изменениям области законодательства. Это предметы ведения Российской Федерации, вопросы социальной политики, регулирование оплаты труда, образование и наука, здравоохранение, физическая культура и спорт, культура и средства массовых коммуникаций, природопользование и охрана окружающей среды, защита населения от чрезвычайных ситуаций, развитие инфраструктуры и поддержка отраслей экономики... и многое другое.
— То есть практически все! Но разве можно в демократическом государстве, ничего не объяснив избирателям, не дав им возможности разобраться что к чему и высказать свое мнение, хотя бы через партии, профсоюзы и общественные объединения, столь кардинально менять законодательство?..
— А это и есть политический стиль нынешней партии власти, которая сразу же после думских и президентских выборов, выражаясь криминальным языком, «кинула» электорат и почувствовала себя совершенно «отвязанной». И протолкнула через Думу закон о референдуме, отдающий народное волеизъявление в руки Центральной избирательной комиссии во главе с Вешняковым. Также не случайно в СМИ муссируется вопрос о «щедрых» денежных компенсациях существующих льгот... Но из чего в действительности исходили составители проекта закона «О внесении изменений в законодательные акты...»?
— Из чего же?
— Цитирую по тексту правительственной Пояснительной записки к проекту: из «недопустимости предопределения федеральными законами расходов (нормативов, видов и размеров льгот, пособий и т.д.) бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований (местных бюджетов)»... из «наличия в федеральном законодательстве многочисленных норм, не обеспеченных источниками финансирования,.. а также социально и финансово неэффективных натуральных льгот»... из «приемлемости и желательности любых меж- и внутрирегиональных различий в нормативно-правовом регулировании и осуществлении (финансировании) полномочий, функций, бюджетных услуг, отнесенных к ведению органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления, поскольку такая дифференциация является неизбежным следствием различий в предпочтениях граждан и наиболее существенным основанием для децентрализации полномочий, развития федерализма и местного самоуправления». Чувствуете, какая забота о «социальной и финансовой» эффективности льгот и об удовлетворении «различий в предпочтениях граждан»? Предпочитаешь остаться без работы и средств существования — нет проблем!
— Москва «кидает» дотационные регионы, а регионы — дотационные муниципалитеты?
— Власть же в целом «кидает» всех людей труда. Вот что, например, обещается шахтерам в результате изменения Федерального закона от 20 июня 1996 г. «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности»: «...определение мер ответственности собственника организации по добыче (переработке) угля за последствия принятия им решения о ликвидации с обеспечением финансирования всех ликвидационных мероприятий за счет собственных средств». За восемь лет действия этого ельцинского закона ни один собственник «организации по добыче (переработке) угля» не обеспечил «за счет собственных средств» ни одного ликвидационного мероприятия, что подтверждают и последние события на шахтах Хакасии и Ростовской области. И ни один не был за это наказан. И ни один профсоюз не смог защитить своих членов. Теперь власть желает от подобных проблем «умыть руки» вообще. По закону.
— Тем самым абсолютно бесправные наемные работники оставляются один на один с абсолютно «свободным» собственником, и пока многомесячная задержка зарплаты не выльется в голодовку или иную крайнюю форму протеста, никому до этих работников не будет дела?
— Именно так.
— Но остается не очень понятным вот что: один закон «Об общих принципах...», второй закон «Об общих принципах...», третий закон «О внесении изменений в законодательные акты...», — а в финансово-экономическом обосновании законопроекта читаю: «Общее сокращение установленных, но реально в последние годы не исполняемых обязательств («необеспеченных мандатов») в случае принятия законопроекта составит около 1,8 трлн. руб.», или более 12 тыс. руб. на каждого жителя России, включая младенцев. Какие, оказывается, деньги можно извлекать из подготовки законов об общих принципах и изменении законодательных актов!
— Это и есть ничем не прикрытый государственный рэкет, равносильный политике геноцида по отношению к собственному народу. Не от хорошей «их» жизни, конечно. Нынешнее государство Российское, управляемое президентом Путиным и «Единой Россией», по сути — банкрот, у которого ни на что нет денег. Советское государство, как известно, извлекало основные доходы из социалистической экономики, а потому и имело возможность обеспечить социальную защиту всех категорий граждан. Но Ельцин и Гайдар «ушли из экономики», то есть отдали ее в частные руки и стали жить за счет сбора налогов. А частники, завладев бывшей общенародной собственностью, очень скоро научились уходить от налогов. Накануне переизбрания на второй президентский срок, не только из желания повысить свою популярность среди избирателей, но и из-за финансовых затруднений, президент Путин решил «приструнить» олигархов и даже упрятал за решетку Ходорковского и некоторых его компаньонов. Но в «ЮКОСЕ» тоже не дураки, и быстро приняли ответные меры. И пока тугодумная и неповоротливая путинская прокуратура готовила для предъявления «ЮКОСУ» счета на 4 млрд. долларов за неуплату налогов, в «ЮКОСЕ» на все про все остался лишь 1 млрд. И тот не возьмешь — недвижимость. Конечно, государство могло бы, и немало, собрать с хозяев четырех с половиной миллионов российских предприятий, если бы заставило их честно платить налоги. Но на «заставить» у коррумпированного государства нет ни сил, ни решимости. Да и противоречит такая решимость антинародной проглобалистской сути ельцинско-путинской политики. И что остается? Только одно: освободиться от «балласта» обязательств государства перед своими гражданами...
— ...инвалидами, ветеранами труда, участниками Великой Отечественной войны...
— Да. Самыми беззащитными. Но такова сущность нынешнего российского государства. В погоне за деньгами оно отбрасывает все нравственные соображения, не переставая при этом твердить о правах человека и патриотизме.
— Перечислю группы населения, которых обсуждаемый проект закона касается самым непосредственным образом: 1) 966790 инвалидов войны, 2) 99998 участников Великой Отечественной войны, 3) 147289 ветеранов боевых действий, 4) 90783 тех, кто проходил воинскую службу с 22.06.1941 по 03.09.1945, но не в составе действующей армии, 5) 252000 лиц, награжденных знаком «Житель блокадного Ленинграда», 6) 19234 тех, кто в период Великой Отечественной войны воевал в тылу (противовоздушная оборона) или строил военно-оборонительные сооружения, 7) 9529246 тех, кто с 22.06.1941 по 09.05.1945 работал в тылу, 8) 181332 члена семей погибших инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, 9) 9361426 ветеранов труда, 10) 4240 Героев СССР и Российской Федерации, граждан, награжденных орденами Славы трех степеней и Героев Социалистического Труда (пп. 11 и 12, как я уже отмечал, в перечне отсутствуют) 13) 10551562 инвалидов разных степеней, включая 641915 детей-инвалидов, 14) 1032225 необоснованно репрессированных граждан и членов их семей, 15) 1379855 чернобыльцев и приравненных к ним, 16) 577639 граждан, награжденных знаком «Почетный донор России». При сложении получается 34 миллиона 193 тысячи 619 человек, или 23,6% нынешнего населения России.
— На другой день после принятия закона мы проснемся в совсем другой стране. И это почувствует практически каждая российская семья.
— Но по-разному.
— Самые многочисленные группы — это инвалиды, включая инвалидов войны, бойцы трудового фронта Великой Отечественной, ковавшие оружие победы для своих братьев и отцов, воевавших в составе действующей армии, и ветераны труда. Понятно, что последним, как минимум, за 60, а бойцам трудового фронта — как минимум, за 70. Ныне действующие льготы для инвалидов (бесплатный проезд на городском транспорте, лекарственное обеспечение, абонентная плата за телефон, санаторно-курортное лечение и многое другое) правительство Путина—Фрадкова предлагает заменить месячными выплатами: инвалидам войны — 2000 руб., детям-инвалидам — 1000 руб. Но разве можно на 2000 руб. поехать в санаторий и подлечиться, а на 1000 руб. вырастить ребенка-инвалида? В Норвегии, например, все инвалиды имеют льготы, не доступные даже министрам. Но путинско-фрадковские борцы за права человека все делают наоборот. Что же касается бойцов трудового фронта Великой Отечественной и ветеранов труда, то федеральное правительство снимает с себя всякую заботу о них и перекладывает на региональные власти. Не исключено, что те переложат на нищие муниципалитеты. Для того-то загодя и писались законы «Об общих принципах...».
— Но, может, региональные все же расстараются?
— Московские власти уже подсчитали, что из городского бюджета Москвы законопроект изымает 19 млрд. руб. И впали в панику — поскольку чем эти миллиарды восполнить они не знают. Что уж говорить о других регионах, особенно дотационных? А о недавно созданных муниципалиях? К тому же федеральное правительство само установило верхнюю планку любых денежных компенсаций: Герои Советского Союза, кавалеры орденов Славы трех степеней, Герои Социалистического Труда и Герои Российской Федерации, коих на всю Россию немногим более четырех тысяч, гордость и национальное достояние страны, оценены в 3500 руб. в месяц, то есть в 100 евро.
— В то время как олигарх Потанин и Ксения Собчак на любимом ими французском горнолыжном курорте Куршевель платят только за гостиницу 4000 евро в сутки...
— Именно в таком чудовищном социальном расслоении мы и живем.
— Но затрону одну из льгот, всего лишь одну — зубное протезирование. После защиты докторской диссертации, еще в советские времена, я был прикреплен к поликлинике №2 Минздрава РСФСР, в стоматологическое отделение которой по мере необходимости потом и похаживал. И это мне не стоило ничего. Вплоть до ельцинских времен, когда отделение отделилось от поликлиники и стало частным и платным. Сев однажды в зубоврачебное кресло, я узнал, что на зубопротезирование мне необходимо ни много ни мало — 3500 долларов. При профессорской зарплате в 150 долларов протезирование пришлось отложить. Однако необходимость в нем почему-то не исчезала. И в самом начале 2004 г. я записался на бесплатное протезирование для пенсионеров в районную поликлинику. Очередь длилась четыре месяца, и каждую неделю группа пенсионеров из 20 человек, в которую я входил, собиралась в 7 утра, чтобы отметиться в списке очередников. И наконец — о, счастье! — настал день, когда мы попали к ортопеду, совмещавшему работу в районной государственной поликлинике с работой в частной стоматологической. И вот этот ортопед-молодец «раскидал» всю пенсионерскую группу за час с небольшим по хорошо отработанному и предельно простому методу: сначала рентген, потом заключение ортопеда о том, что что-либо делать уже поздно. Единственный «выход»: ждать, пока все оставшиеся зубы отболят и выпадут сами собой — и проблема тем самым исчезнет. Так на практике работает нынешняя хваленая российская страховая стоматология, которую иначе как издевательством над людьми я назвать не могу. Какая уж тут клятва Гиппократа — одно мародерство!
— Писем с подобными историями к депутатам-коммунистам приходит множество...
— Но теперь я возвращаюсь к приложению 1 законопроекта «О внесении изменений в законодательные акты...». Оно устанавливает, что с 2005 г. участники Великой Отечественной войны — без зубопротезирования, ветераны боевых действий — без зубопротезирования, военнослужащие — без зубопротезирования, блокадники — без зубопротезирования, инвалиды войны и просто инвалиды — без зубопротезирования, ветераны труда — без зубопротезирования... Жить стало не лучше, но явно веселее. И поскольку приложение 1 готовилось под присмотром министра здравоохранения и социального развития Михаила Зурабова, не является ли он ставленником частного стоматологического капитала в российском правительстве, посредством изменения законодательства набирающим клиентуру для частных стоматологических поликлиник, кои в России теперь на каждом углу?
— Все министры правительства Путина—Фрадкова, как и депутаты-«единороссы» — ставленники какого-нибудь частного капитала: стоматологического, нефте-газового, строительного, банковского, торгового, игорного и так далее. Отделить частные интересы нынешних российских чиновников от их государственных полномочий — невозможно.
— Но что это за страна, в которой четверть населения обречена путиными-фрадковыми-зурабовыми на беззубые рты, несварение желудка и преждевременную смерть!
— А вот об этом нашим с вами соотечественникам надо было думать, когда они шли к избирательным урнам. В декабре прошлого и в марте нынешнего года.
blog comments powered by Disqus