Rednews.ru

Подписка

Подписаться на RSS  Подписка RSS

Подпишитесь на рассылку:


Поиск

 

Наш баннер

Rednews.ru

!!!

16.11.2005 21:45 | Совраска | Администратор

КОНГРЕССМЕНЫ И ДУМЦЫ — ВСТРЕЧА ЗА ОКЕАНОМ

— Недавно вы посетили США в составе делегации думского комитета по международным делам. В чем был смысл поездки? Ведь и депутаты, и чиновники ездят в Америку достаточно часто.
— Налаживается сотрудничество между комитетами по международным делам Госдумы и конгресса США. Такие встречи будут теперь проходить два раза в год. Это новая форма сотрудничества, которая дает возможность откровенного обмена мнениями, прощупывания позиций сторон, поиска путей для их сближения. В составе делегации были три депутата от «Единой России» и по одному депутату от КПРФ, «Родины» и ЛДПР. Возглавлял делегацию председатель Комитета К.Косачев.
— С кем вы там встречались-виделись?
— Делегацию принимал помощник президента по делам с Россией Т.Грэхем, заместитель госсекретаря Д.Фрид. Обстоятельно, чуть ли не целый день, дискутировали с нашими коллегами из Комитета по международным делам. На обратном пути, в Нью-Йорке, встречались с руководителем Совета по международным отношениям Хаасом. Это, как известно, мозговой центр американской внешней политики. Так что было интересно.
— И что же хотели американцы?
— Они подчеркивали интерес к развитию сотрудничества с Россией. При этом пояснялось, что США видят три главных направления сотрудничества — борьба с терроризмом и нераспространением оружия массового поражения, Ближний Восток (особенно Иран) и Дальний Восток, где американцев особенно тревожит Китай и наше сближение с ним. Есть, конечно, в наших отношениях и много других вопросов. Однако для американцев они на данном этапе носят скорее подчиненный характер. В конкретном же плане они настойчиво ставили два вопроса — о защите их интеллектуальной собственности в России (то есть о предотвращении производства контрафактной продукции) и о нашей позиции по Ирану.
— А со стороны российской делегации, на чем делался акцент?
— Прежде всего на необходимости отмены пресловутой поправки Джексона—Вэника, которая серьезно сужает возможности экономического сотрудничества. Американцы уже много раз на всех уровнях обещали отменить эту поправку. В свое время США приняли ее, чтобы оказать давление на СССР и добиться снятия ограничений на выезд наших евреев в Израиль. Эта проблема решена, однако американцы вновь и вновь находят предлоги, чтобы сохранять возможности дискриминации нашей торговли с ними.
То они ставят отмену этой поправки в зависимость от импорта их сельхозпродукции в Россию, то связывают это с защитой интеллектуальной собственности, снижением наших таможенных пошлин. Одним словом, они, как цыгане, пытаются продавать нам одну и ту же полудохлую клячу по несколько раз. Но смысл этих маневров сейчас становится вполне очевидным. Если они сохранили бы поправку Джексона — Вэника и после нашего вступления в ВТО, то это могло бы послужить основанием для того, чтобы вопреки правилам ВТО продолжать дискриминацию нашей продукции на рынке США и в то же время в полной мере пользоваться всеми новыми возможностями доступа на наш рынок, которые открываются для Америки после приема России в ВТО. При этом американцев нисколько не смущает, что ради вступления в ВТО наша страна уже пошла на очень серьезные уступки по вопросам об импорте мяса и сельхозпродукции, самолетов и автомобилей.
— Отменят они эту поправку?
— Трудно сказать. Похоже, в конгрессе существуют разные точки зрения. Некоторые конгрессмены прямо говорили нам, что не считают возможным отменять эту поправку, поскольку у них нет окончательной уверенности в том, будет ли российское руководство и далее продолжать курс, который был бы угоден Вашингтону. Однако есть основания считать, что эта группа в конгрессе, в конце концов, останется в меньшинстве. Во всяком случае, разговор был очень острый, и мы сказали американским коллегам все, что думаем по поводу такого ведения дел ими.
— А нужно ли нам вступать в эту самую ВТО?
— Не уверен в необходимости этого шага. Он может крайне негативно сказаться на нашей обрабатывающей промышленности, не говоря уже о сельском хозяйстве, привести к резкому росту безработицы. Тем более нельзя позволять наращивать требования к нам и добиваться все новых уступок, которые являются несбалансированными и несправедливыми. Это начинает раздражать даже наших официальных представителей, ведущих переговоры.
— Но самая больная тема, наверное, был Иран?
— Да, американцы, мягко говоря, очень увлечены этой темой. Причем они априори убеждены, что Иран хочет обзавестись атомной бомбой. Это, мол, истина в последней инстанции, которая не требует доказательств. Они постоянно ставят вопрос о том, что Россия должна «надавить» на Иран, посодействовать принятию Тегераном требований, выдвигаемых США и работающей в жесткой связке с ними так называемой европейской тройкой (Германия, Англия, Франция). До последнего времени они утверждали, что строительство с российской помощью иранской АЭС в Бушере — чуть ли не подготовка к началу производства ядерного оружия. Это полная чушь, ибо то, что строится в Бушере, не имеет никакого отношения к ядерным оружейным программам. Сейчас, слава Богу, от Бушера они отстали, но нажим на Иран продолжается. Выдвигаются требования, которые не имеют под собой оснований в Договоре о нераспространении ядерного оружия, который Иран готов соблюдать в полном объеме.
— Почему они рассчитывают на поддержку России?
— Главный аргумент в том, что Россия, как и США, не может быть заинтересована в превращении Ирана в ядерную державу. С этим Россия, разумеется, согласна. Но это лишь часть проблемы. Причем, наверное, не самая существенная, ибо Ирану на самом деле до собственного ядерного оружия еще очень и очень далеко. Нажим американцев на Иран через так называемое ядерное досье не столько преследует цель недопущения ядерного вооружения Ирана, сколько рассчитан на то, чтобы сменить режим в этой стране, подвергнув ее международным санкциям с согласия ООН. А то и применив силу, как это было сделано в отношении Ирака. Вот эту цель российская сторона никак не может ни одобрять, ни разделять. Нам не нужен еще один военный конфликт в южном подбрюшье и, разумеется, надо сделать все, чтобы не допустить его.
— А все же, как обстоят дела с иранской ядерной программой?
— Собственно говоря, каких-либо доказательств наличия секретной программы создания ядерного оружия в Иране нет. Скорее, речь идет о том, что американцы подозревают Тегеран в наличии таких намерений. Но, как известно, намерения невозможно проверить. Проверить можно только наличие материальных предпосылок для подобной программы. Так вот, таких предпосылок не просматривается. Их до сих пор не нашла МАГАТЭ, сколько ни старалась.
Иран, конечно, за прошедшие 18 лет допускал некоторые технические огрехи при выполнении обязательств по договору о нераспространении. Однако такие грехи и огрехи числятся и за многими другими странами. И ни у кого до сих пор не было желания драматизировать их. Иран отчитался перед МАГАТЭ за все ядерные материалы, которые поступали к нему или использовались им. Он не производит обогащения урана вопреки расхожим утверждениям западной печати в обратном. Он не обладает радиохимическими производственными мощностями для организации такого производства.
А «разоблачительные заявления» США и их союзников по поводу обнаружения на иранских центрифугах следов обогащенного урана оказались несостоятельными. Сейчас доказано, что на этом оборудовании, купленном за границей, присутствует уран не иранского происхождения. Одним словом, кому-то опять очень хочется, как и в случае с Ираком, сочинить страшилку о ядерной опасности, чтобы затеять серьезный международный конфликт. В этом случае России, конечно, не по пути с США. Решение надо искать в рамках переговоров в МАГАТЭ, а не лезть на рожон.
— Вы, очевидно, это американцам говорили. И как они отреагировали?
— Все это отлично известно американцам. Но им, как говорится, очень уж хочется. Присутствует даже такой аргумент: поскольку, мол, у иранцев есть хорошо подготовленные ядерщики, то они все равно будут пытаться создавать атомную бомбу. Дескать, иранские ученые — это та кошка, которая по своей природе никогда не сможет отказаться от желания ловить мышей. Отсюда самые радикальные требования о наложении на Иран всяческих запретов, лишении его возможности развивать мирную атомную промышленность. Масла в огонь подлило недавнее заявление президента Ахмадинеджада, что Израиль надо «стереть» с географических карт. Опять же хорошо известно, что Иран не способен это сделать и лишь произносит традиционные политические заклинания. Но всякий повод для усиления давления на Иран представляется Вашингтону весьма кстати. Вот и подняли радостный шум, а Тони Блэр даже начал грозить применением военной силы.
— В каком плане интересовал американцев вопрос о Китае?
— Нас предостерегают от сотрудничества с КНР. Те, кто попроще, говорят, что Китай — это наш «общий враг», кто похитрее — что Китай — это «общий наш вызов». Пугают, мол, Китай постарается отхватить у нас Сибирь и Дальний Восток. Цель этих предупреждений и советов очевидна. Пока что у нас отхватили огромные территории на Западе, веками принадлежавшие России. И сделали это не китайцы, а другие. С Китаем же мы недавно окончательно договорились о незыблемости нашей границы на всем ее протяжении. В отношении Китая нам надо проводить свою собственную, трезвую и рассчитанную на стратегическое партнерство политику.
— Что касается планов США в отношении России, то в чем они, по-вашему, состоят? Хотят ли дружить, как обещают уже много лет, или намерены удушить в дружеских объятиях?
— При оценке планов США надо исходить не только из того, что говорится, но, прежде всего, и из того, что делается. Американцы признают, что во времена Ельцина происходил распад нашего государства и общества. Прекрасно понимая это, они тем не менее сознательно поддерживали тот режим, и, попросту говоря, ряд лет содержали его на свои деньги, как это они сейчас делают в Грузии, чтобы подольше сохранить команду ельцинских «реформаторов» у власти. И сейчас, когда они то и дело критикуют Кремль за «отход от демократии» и курса рыночных реформ, они явно желают продолжения пагубного для России ельцинско-гайдаровского курса. Результаты этого курса — территориальные, политические, стратегические, демографические — налицо. Россия находится в положении, сравнимом с тем, в которое она попала после Брестского мира или Германия после мира Версальского.
Нам, чтобы сохраниться, выжить и утвердиться как великой державе, нужно встать с колен. Будут ли США помогать нам в этом деле — большой вопрос. Но именно от ответа на него должно зависеть складывание наших отношений как с США, так, кстати, и с другими влиятельными западными партнерами, такими как Германия, Англия, Франция. По делам мы должны распознавать и судить наших друзей и противников.




blog comments powered by Disqus
blog comments powered by Disqus
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика TopList