Rednews.ru

Подписка

Подписаться на RSS  Подписка RSS

Подпишитесь на рассылку:


Поиск

 

Наш баннер

Rednews.ru

!!!

21.06.2005 13:50 | Совраска | Администратор

КОСОВСКИЙ УЗЕЛ

Нынешний год может стать рубежом, по ту сторону от которого колыбель сербской государственности — Косовский край, перестанет быть частью Сербии. От нее оторвут еще один кусок ее суверенной территории, чего давно добивались немцы, итальянцы, хорваты и венгры, опираясь на поддержку Вашингтона и его британских пуделей. Косово для начала хотят сделать самостоятельным албанским государством.

С 1999 года Косово оккупировано натовскими войсками, вошедшими на территорию Югославии не без содействия ельцинской России. Притворяясь другом сербов, Кремль в 90-е годы раз за разом выполнял заказы натовских друзей, толкая Белград на уступки Западу, отказывая в поставках современного оборонительного оружия, выкручивая руки Милошевичу и принимая заодно с НАТО участие в «миротворческих миссиях» на югославской территории. В Москве наивно полагали, что в благодарность за предательство новолиберальной России будет позволено сохранить какие-то позиции на Балканах. Итогом этой политики явилась потеря там всех позиций, которые когда-либо имели царская Россия и СССР. Голос РФ в этом важнейшем стратегическом районе Европы стал тоньше писка. Никто его не слышит, никто не обращает на него внимания. Участие же в создании прозападных режимов на Балканах нанесло престижу России тяжелый ущерб, который вряд ли будет преодолен в течение многих десятилетий.

Сейчас в кулуарах НАТО и ЕС усилились разговоры, что нынешнее неопределенное положение Косова не может дольше сохраняться. Известно, что резолюция №1244 СБ ООН вполне определенно подтверждает «уважение всеми государствами-членами суверенитета и территориальной целостности Союзной Республики Югославии», включавшей Косово. Но именно это и не устраивает нынешних косовских лидеров и их натовских и еэсовских покровителей. Они хотели бы отделить Косово от Сербии. Для этого изначально замышлялось использовать раздел 11с резолюции, где говорится о «политическом процессе, направленном на определение будущего статуса Косова, принимая во внимание соглашение в Рамбуйе». Ну а в Рамбуйе, при участии МИД РФ был поставлен капкан для сербов, предусматривающий «механизм окончательного урегулирования в Косове на основе волеизъявления народа».

Казалось бы, ничто не мешает, тем не менее, Западу и дальше понимать резолюцию №1244 и соглашение в Рамбуйе как договоренность о создании особого автономного статуса для Косова в составе Сербии и заниматься нормализацией обстановки там. Иначе как же быть с «уважением» целостности Югославии? Но не тут-то было. Запад предпочитает считать, что решение СБ ООН не дает однозначного ответа в отношении суверенитета Югославии в Косово. А поскольку Белград в прежние годы обижал албанцев, то он, мол, должен утратить право управлять этим краем. После некоторого переходного периода статус края должен определиться в результате развития там «политического процесса».

Этот процесс с благословения Запада развивался в Косове все эти годы во вполне определенном направлении. Власть была передана боевикам из Армии Освобождения Косова, установившим в крае режим террора, поощрявшим местный криминал. Сербское население с 1999 года систематически выдавливалось из Косова. Его земля, движимая и недвижимая собственность захватывались албанцами. Разграблению и поруганию подвергались памятники сербской культуры, разрушались и сжигались школы, монастыри и церкви, был практически запрещен сербский язык. В 2004 году был учинен средневековый погром с целью заставить остатки сербского населения покинуть край. При потакательстве «миротворцев» Косово сейчас в основном зачищено от сербов. Это, видимо, и побуждает к призывам поскорее определить его окончательный статус.

Почему ЕС и НАТО так торопятся? Прежде всего надо переориентировать ресурсы на Ирак и Афганистан. Солдаты и деньги остро нужны не в Косово, а там. Поэтому в союзнических штабах сильны настроения поскорее развязаться с Косово, для приличия кое-как припудрив свой уход новыми соглашениями и решениями ООН, предоставив албанцам дальше самим разбираться с проблемами края и с соседней Сербией. Эти настроения подогреваются албанцами, которые грозят, что если Косово до конца этого года не будет окончательно отделено от Сербии, то они учинят новые погромы и даже вооруженные выступления против сил КФОР.

Перспектива эта не улыбается ни ЕС, ни США. На самом деле их контроль над Косово довольно условен. Они прекрасно осознают, что с албанским бунтом не справились бы, да и не очень хотели бы справляться. Однако уходить под давлением албанских боевиков как-то неприлично. Просить же помощи у сербов, что, кстати, вполне возможно в рамках тех же решений ООН и договоренностей в Рамбуйе, значило бы признать провал всей операции по разгрому сербов. Да и станут ли сербы помогать натовскому агрессору, завязшему в косовской ловушке, — большой вопрос.

Это заставляет изыскивать пути, чтобы уйти из Косова, не теряя окончательно контроля над ним. Нельзя Западу допустить разрушения на Балканах той шаткой конструкции, которую он выстроил с помощью бомб, штыков, шантажа и обмана. Для этого планируется заключение новых соглашений, принятие решений СБ ООН, а также внутренних косовских «государственных актов». Цель не очень скрывается. Грубо говоря, она сводится к тому, чтобы не дать Косову остаться в составе Сербии, не позволить разделить край между сербами и албанцами по этнической границе и заручиться от косовских лидеров обязательством не присоединять этот край к Албании. Решить эту триединую задачу имеется ввиду путем провозглашения независимости Косова.

Запад понимает, что проделать такой поворот ему будет непросто. Прежде всего один он не вправе решать вопрос о статусе Косова. Резолюцию ООН принимал не Запад, а СБ ООН — ему и принимать решение о независимом или ином статусе для Косова. Но шансов «уговорить» СБ ООН немного. Резко будут возражать сербы. Может не согласиться Россия. Наверное, заупрямится Китай. Поэтому на Западе заранее готовятся к тому, чтобы осуществить свои планы, если потребуется, то и без СБ ООН, Сербии и России. Иракский опыт и опыт бомбежек Югославии соблазняют на все новые обходы и нарушения международного права.

Сейчас трудно в подробностях предсказать схему действий, которую в конце концов изберет Запад. На этот счет там не мало споров. Слишком много рисков, не поддающихся точному учету. Но разговор идет о том, чтобы побудить «Контактную группу» из шести государств (с участием России) в ближайшее время предложить график определения статуса Косово. Затем при содействии ООН или от ее имени подготовить проект текста соглашения по Косову и одновременно составить с помощью косовского краевого парламента проект конституции Косова. Оба эти документа подлежали бы утверждению на международной конференции под эгидой ООН в конце этого года. Косовскую конституцию можно было бы затем утвердить на референдуме, а международное соглашение — на СБ ООН. При благополучном развитии этого плана Косово можно было бы объявить самостоятельным государством уже к лету будущего года.

Чем может закончиться реализация этой схемы, предвидеть не так уж и трудно. Переход всей полноты власти в руки косовских боевиков при практическом параличе экономики края, массовой безработице, засилии преступности и родовых кланов, неработающем парламенте и т.д., вероятнее всего, приведет к быстрому превращению Косова в своеобразный нарыв на теле Европы, рассадник исламского экстремизма, нарко— и работорговли. Наивны надежды, что Косово не будет стремиться присоединиться к Албании. Наивно думать и о том, что можно добиться сколько-нибудь надежного обеспечения законных прав сербов на севере края. Скорее всего, объявление независимости послужит лишь сигналом для новых грабежей и окончания этнической зачистки. Будет ли на это спокойно взирать Сербия, особенно ее силовики? Вряд ли.

Наверное, все это достаточно хорошо себе представляют на Западе. Но, похоже, там готовы пройти новую вспышку напряженности ради создания мощного албанского противовеса сербскому и вообще славянскому фактору на Балканах. По традиции он всегда понимался в западных столицах как почва для «чрезмерного» влияния России в этом регионе.

Показательно для нынешней позиции Запада его полное нежелание рассматривать компромиссные белградские идеи насчет практического отделения северных сербских районов края и сведения к минимуму возможностей вмешательства будущего косовского правительства в их дела либо же присоединения этих районов к Сербии. Причины нежелания в том, что такой вариант может послужить сигналом для корректировки границ на Балканах по этническому признаку, т.е. поставить под вопрос существование многонациональной Боснии и Герцеговины, нынешней Македонии, оживить надежды Белграда на воссоединение с Республикой Сербской и т.д. Огород, который нагородили НАТО и ЕС на Балканах на руинах Югославии, мог бы оказаться под угрозой, а следовательно, создалась бы опасность и для позиций Запада в этом стратегически важном регионе.

Планы независимости Косова до последнего времени подпитывались надеждой, что Белграду, в конце концов, придется смириться с неизбежным. Смирится он, значит облегченно вздохнут и в Кремле и, конечно, поспешат поддержать своих американских и натовских друзей. В целях воспитания Белграда перед его носом помахивали морковкой приема в ЕС. Однако после французского и голландского референдумов морковка исчезла. Поубавилось самоуверенности и у сторонников независимости Косова. Им приходится просчитывать варианты, когда их замысел столкнется с сильным сопротивлением. Но они готовы действовать и напролом.

3 июня 2004 года на встрече в Сочи с премьер-министром Сербии В. Коштуницей российский президент сказал по поводу Косова: «Мы вывели оттуда воинский контингент не потому, что нам безразлично все, что происходит в Косове... А потому, что присутствие нашего воинского контингента, который ничего не решает и ни на что не может повлиять, бессмысленно. Это является крышей для изменения ситуации в Косово в направлении, которое мы считаем ошибочным».

Теперь ясно, что В. Путин как в воду смотрел. Югославская трагедия все же кое-чему научила нас. Во всяком случае, пока хватает ума и характера не посылать войска в Ирак и Афганистан, не выступать в роли подручных американских карателей, пытающихся давить национально-освободительные движения на Ближнем Востоке и в других регионах мира. Хватит ли ума и характера выступить против планов отделения Косова от Сербии, занять принципиальную позицию в СБ ООН в отношении планируемой международной конференции? Поживем, увидим.

Для России косовский вопрос представляет особый интерес применительно к положению на территории СНГ. Попытка провозглашения независимости Косова вопреки резолюции СБ ООН и соглашению в Рамбуйе, которые предписывают уважать территориальную целостность Югославии, давала бы основание по-новому взглянуть на вопрос о признании таких давно уже фактически самостоятельных образований, как Абхазия, Южная Осетия, Приднестровье и др. Ссылки противников такого подхода на то, что в документах СБ ООН по Грузии и другим бывшим республикам СССР подчеркивалась необходимость решения конфликтов при сохранении границ соответствующих государств, теряют свою убедительность. Запад собирается проигнорировать это применительно к Косову. Но в таком разе то, что дозволено НАТО и ЕС, должно быть дозволено и другим.

Ю.А. КВИЦИНСКИЙ,

депутат Государственной думы, КПРФ.


blog comments powered by Disqus
blog comments powered by Disqus
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика TopList