27.02.2004 18:45 | Совраска | Администратор
КОВБОЙ НА ЛЬДУ
В общем, ни месяца, ни недели без крупных инициатив. То выходим из Договора по ПРО и начинаем что-то лихорадочно строить, зарывая в землю миллиарды долларов на Аляске якобы для прикрытия от угрозы ракетного удара со стороны Северной Кореи. То летим на Луну и на Марс. То вдруг решили заняться нераспространением. Видать, изматывающая это штука — американская президентская гонка. Не то, что в России, где все заранее известно и остается только окончательно решить, какое же большинство получить действующему президенту — 70%, как предрекают всякие придворные институты общественного мнения, или 96%, как у Саакашвили в Грузии. В США надо крутиться. Одними встречами с доверенными лицами, как в Москве, не обойдешься, так как опасность вылететь из президентского кресла достаточно велика.
Во-первых, все знают и помнят, что попал г-н Буш в это кресло не по воле избирателей, а с помощью своего братца — губернатора Флориды, умело «сосчитавшего» поданные голоса и затем поддержанного верховными судьями США — почти сплошь республиканцами. Второй раз стать президентом, не получив законного большинства голосов, Бушу вряд ли удастся.
Во-вторых, за четыре года своего президентства наломал Буш-младший много дров: бюджетный дефицит достиг заоблачных высот, террористы под носом у его администрации нанесли удар по Нью-Йорку и Вашингтону, до смерти перепугав американских обывателей, которые больше века не знают, что такое война в собственной стране. Собравшись в поход против якобы главного террориста бен Ладена, г-н президент этого бен Ладена до сих пор не поймал и не уничтожил. Но зато порушил две страны — Ирак и Афганистан, где благополучно и увяз, громко взывая о помощи к своим друзьям и союзникам. Ну и, конечно, беспримерным подвигом президента Буша следует считать капитальную ссору со своими европейскими союзниками на почве нападения на Ирак, что поставило под угрозу дальнейшее существование НАТО. Разбитый фарфор наскоро склеили, да только трещины остались навсегда.
Знает президент Буш, что танцует на тонком льду. В своей собственной стране, а еще больше в Европе, где спят и видят, когда этот ковбой наконец покинет политическую сцену. Я уже не говорю о чувствах, которые испытывают к нынешнему президенту арабские страны, весь мусульманский мир, народы развивающихся стран, лишившиеся при Бушах последних крох предоставлявшейся им ранее помощи. Не пользуется политика Буша популярностью и доверием и у нас, в России. Исключая, конечно, некоторые начальственные кабинеты и дачи.
Итак, американский президент решил укрепить режим нераспространения. Само по себе это хотя и не ново, но тем не менее похвально. Со ссылкой на свои спецслужбы он сообщил, что раскрыл каналы утечек ядерных материалов, знает людей и организации, замешанные в этих предосудительных делах, и еще много кое-чего интересного. Сообщают, что уже выехали какие-то американские следователи в ЮАР разбираться, как и с кем там сотрудничали израильтяне при подготовке ядерных испытаний. И про сотрудничество Пакистана с другими государствами (конечно, «изгоями») в Вашингтоне все теперь доподлинно известно. Тем более, что пакистанцы сами признались. И про малайзийские грехи в Белом доме тоже пронюхали, хотя Куала-Лумпур не хочет признаваться. Ну и, разумеется, берегись теперь и Иран, и КНДР.
Все это, похоже, раскроено по тем же лекалам, что и «разоблачения» о производстве оружия массового поражения в Ираке. И шито теми же белыми нитками. В Вашингтоне, кажется, не понимают, что после иракской эпопеи никто больше подобным заявлениям и разоблачениям не верит. Наговорил-то Буш много. Только где независимые подтверждения сенсационных разоблачений американского президента? Данные инфантильных американских спецслужб давно уже ни для кого не являются доказательствами. Они сочиняются и манипулируются в зависимости от прихоти правителей Белого дома и весьма часто имеют лишь отдаленное отношение к действительному положению вещей.
Что до собственно проблемы нераспространения, то в этом вопросе, как и во многих других, американская позиция блистательно демонстрирует неизменную приверженность США политике двойных стандартов и цинизма силы. После заключения Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), как известно, ядерное оружие тем не менее появилось в руках ряда государств. Характерно, что все эти государства находятся на значительном удалении от США. Характерно, что появление ядерного оружия имело место только там и тогда, где и когда это отвечало на определенном этапе интересам политики США. Характерно, что трансферт соответствующих технологий, поставка материалов и отправка специалистов не могли иметь место без ведома и молчаливого согласия США. Характерно также, что за всю историю действия ДНЯО не известно ни одной попытки обхода или нарушения этого договора со стороны СССР или России.
Первым государством — не членом ДНЯО, обзаведшимся ядерным оружием, стал Израиль — главный союзник и опора политики США на Ближнем Востоке. В наши дни почти не осталось людей, которые пытались бы утверждать, что США не сыграли решающую роль в превращении Израиля в ядерную державу. Президент Кеннеди, пытавшийся воспротивиться этому, погиб при странных обстоятельствах. В создании израильского ядерного оружия приняли участие также многочисленные союзники США в Западной Европе, такие, как Франция, Норвегия, Германия и так далее.
Форсированная программа создания ядерного оружия в ЮАР велась опять-таки с ведома и при поддержке США, действовавших за спиной Израиля. Она была свернута в момент, когда стало ясно, что удержать власть в руках белого меньшинства становится невозможно. Ядерное оружие в руках африканцев не входило в планы Вашингтона.
Не стоит «покупаться» на театральное возмущение, которое разыграли США по поводу ядерных испытаний в Индии и Пакистане. И там рыло наших американских партнеров и их европейских подручных весьма и весьма в пуху. А причина этого вполне очевидна: ядерная Индия нужна США как заноза в южном подбрюшье Китая. А ядерный Пакистан — как противовес гегемонистским устремлениям Индии в Южной Азии и на главных нефтяных путях между Арабским Востоком и государствами Тихоокеанского региона. Учитывалась, конечно, и близость этого района к южным границам Советского Союза, а затем и России.
А теперь, уважаемый читатель, догадайтесь, почему ядерного оружия за все эти годы не появилось ни в Мексике, ни в Бразилии, ни в Аргентине? Хотя устремления в этом плане во всех указанных странах были, и не только одни устремления.
Мечтой американских стратегов с самого начала было стать монопольными обладателями ядерного оружия. Вспомните, как они резво начинали с выдвижения плана Баруха в ООН. Эта навязчивая идея не покидает их по сей день. Наоборот, в последние годы она получает все более откровенное выражение. Под предлогом борьбы с терроризмом и обуздания опасности утечек ядерных материалов и оружия из бывшего СССР разработана и задействована так называемая программа совместного устранения угроз (план Нанна — Лугара), смысл которой в постановке под международный контроль и поэтапной ликвидации российского ядерного оружия и других средств массового поражения за 20 миллиардов долларов и без какой-либо взаимности с американской стороны. Нам просто предложено заплатить за добровольное ядерное и иное оскопление. Заодно Вашингтон хотел бы начать широкомасштабную операцию по оскоплению и других неугодных ему государств. В повестке дня на первом месте стоят Иран и Северная Корея. Но продолжение, конечно, последует.
Думается, однако, что проводимая США в последние годы политика самоуправства в международных делах и использование войны как средства достижения своих политических целей будут иметь скорее всего эффект, прямо противоположный тому, на который рассчитывали в Вашингтоне. Эта политика, по существу, может стать мощным импульсом для обходов, нарушений и отказов от Договора о нераспространении. Того, кто обладает ядерным оружием или лишь подозревается в возможности обладания таковым, строители американской мировой империи с центром на Капитолийском холме в Вашингтоне всегда и во всех случаях уважительно обходят стороной. Из этого только глупец не сделает соответствующих выводов.
Продолжение политики нераспространения требует отказа от «гуманитарных интервенций», «превентивных войн» и прочих незаконных нововведений, появившихся в международной жизни после распада СССР и чрезмерного усиления США. Оно требует также отказа от двойных стандартов, от мышления, основанного на том, что международное право написано не для американцев, а американцами — для остального мира. Именно об этом говорится в многочисленных комментариях по поводу выступления Буша. Если он хочет, чтобы Америке поверили, пусть начнет хотя бы с того, чтобы поставить ядерный Израиль на одну доску с теми государствами, которые он называет «изгоями», и прекратит болтать об Иране и КНДР, которые ядерными державами еще вовсе не стали.
Недурно было бы также, если бы президент США наконец сообщил мировой общественности, как он сам собирается выполнять статью шестую ДНЯО, в соответствии с которой США обязались осуществить собственное ядерное разоружение. Что-то пока не видно никаких признаков серьезности отношения США к этому своему обязательству, на котором держится вся конструкция ДНЯО. Наоборот. В США делается все для создания новых видов ядерного оружия и сохранения, несмотря на заключаемые международные договоры, в том числе и с СССР и Россией, огромного потенциала ядерных боезарядов и их носителей. А ведь это — инструменты ядерного запугивания, иначе называемого террором, пусть хоть и политическим.
Ю. КОТОВ.
blog comments powered by Disqus