15.07.2007 22:07 | Совраска | Администратор
КТО ПОЙМАЕТ КОШКУ
Однако с недавних пор об этом заговорили и либералы, с каждым днём всё громче. Два года назад экс-олигарх Ходорковский обратился из тюрьмы к оставшимся на свободе коллегам с призывом к «левому повороту». Самым любопытным в этом послании было то, что, по мнению Ходорковского, только левый поворот в политике и экономике смог бы обеспечить легитимацию (узаконение) итогов приватизации 90-х годов. А без таковой легитимации, правовой и моральной, у российского капитализма нет никаких перспектив.
С тех пор мысль об угрозах капитализму в России ввиду его нелегитимности в глазах власти и общества была неоднократно повторена такими столпами либерализма, как Ясин, Илларионов, Сатаров и даже Гайдар.
И вот российская буржуазия предприняла ещё одну попытку спасти положение. На этот раз устами тишайшего Григория Явлинского. На этой неделе он опубликовал в интернет-издании Газета.ru обширную статью с предложением заключить между «властью», «бизнесом» и «гражданами» некий трёхсторонний «пакт экономической легитимности». Главная проблема, по мнению Явлинского, заключается в том, что «действующая российская политическая система не желает решить проблему неприкосновенности частной собственности. У неё, судя по всему, другие планы». И планы эти прямиком ведут к гибели как власти, так и бизнеса.
Очень хорошо! Ни власти, ни бизнеса нам нисколько не жалко. Выделить же из общего тоскливого хора именно эту публикацию побуждают два обстоятельства. Во-первых, Явлинский, безусловно, квалифицированный экономист, мнение которого можно принимать во внимание. Во-вторых, в его заключении содержится указание на фактор, о котором другие то ли не задумываются, то ли боятся поминать вслух.
Это фактор времени, которого нет. Времени нет — вот в чём суть! «Естественноисторический путь постепенного стихийного осознания обществом легитимности существующего распределения собственности является для России неприемлемым в силу слишком длительных временных горизонтов этого процесса». Здесь на нарочито учёном «птичьем» языке выражена очень простая мысль: Россия до капитализма не доживёт. А далее, как всем понятно, две возможности — либо ишак сдохнет, либо султан умрёт. При этом нам точно известно из теории и истории с географией, что Россия не умрёт. Стало быть, сдохнуть предстоит ишаку, и очень скоро.
Рассудите сами, Григорий Алексеевич. Если естественным образом капитализм в России укорениться не сможет ввиду нехватки времени, то откуда вы взяли, что его можно укоренить искусственно, путём каких-то там пактов? Грабёж и перестрелки эпохи приватизации — это ведь меры тоже искусственные и гораздо более радикальные, чем пакты, однако они никаких гарантий капитализму не создали, кроме разве что гарантий дальнейших перестрелок, возобновившихся как раз в последнее время.
Но предоставим либералам ломать головы над этой квадратурой круга. Рецепты спасения капитализма, предложенные Явлинским, в общем и в целом тривиальны. Нужно, мол, ввести компенсационный налог с олигархов, установить особый порядок продажи и перепродажи их активов и даже ограничить участие в политике тех, кто играл активную роль в приватизационных процессах. Ну и, конечно, нужно ввести в России независимую судебную систему, независимый парламент, свободные СМИ общенационального масштаба, гражданский контроль над спецслужбами и правоохранительными органами, ликвидировать административный ресурс на выборах и т.п. В общем, поймать кошку и прицепить ей на шею колокольчик.
Но вопрос о том, кто и как сумеет поймать кошку, автор сугубо аккуратно обходит. Лишь какие-то туманные упования на какую-то «верховную власть» и неизвестно какого президента — то ли Путина, то ли «преемника». А в итоге судя по тону выходит, что Явлинский сам в свои рецепты давно не верит и выражается, как говорит обычно врач у постели безнадёжного больного. Его статья — это, собственно, уже не диагноз, а патологоанатомическое заключение. Заканчивается оно на крайне пессимистичной ноте: «Что можно сделать сегодня? А ничего».
Это точно! Либералы сделать ничего не смогут. А кто же сможет поймать кошку?
Посмотрим на расклад сил. Есть власть, бюрократия. Есть бизнес, олигархи. Есть общество, граждане трудящиеся. И есть факт нелегитимности приватизации и всей крупной капиталистической частной собственности. Нелегитимность частной собственности: возмущает граждан, беспокоит бизнес и никак не колышет власть. А даже радует. Как формулирует Явлинский на присущем ему языке, «как только бизнес старается стать независимым или заявляет свои политические амбиции, власть немедленно применяет к нему послушную ей правоохранительную систему, используя факты криминальной приватизации середины 90-х годов, которая проклятием висит над всей российской экономикой».
При существующем порядке вещей бюрократия всегда и везде останется в выигрыше. С одной стороны, можно «кормиться» и дальше. А с другой стороны, всегда можно спустить пар, раздев очередного олигарха. Граждане поддержат, ошибочно полагая, что его раздели в их пользу. Власть ловко лавирует между возмущением граждан и беспокойством бизнеса. Такая политика именуется бонапартизмом. Но лавирование не отменяет ни возмущения, ни беспокойства. Порядок вещей может в любой момент измениться. Пока же единственной материальной опорой власти остаются высокие нефтяные цены.
Многие оппозиционеры, в том числе и либеральные, любят рисовать апокалипсические картины внезапного обвала нефтяных цен. Однако искушённые политики и экономисты понимают, что дело в другом — не в абсолютной, а в относительной цене. Сегодня 70 долларов за баррель возвышаются, как пик Коммунизма над всеми ценами на товары и услуги. Но подобные флуктуации имеют сугубо временный характер и быстро сглаживаются. Если даже нефть не упадёт, то всё остальное неизбежно поднимется вслед за ней. Обычные ценовые пропорции восстановятся и обнаружат вопиющую отсталость и неконкурентоспособность российской экономики, особенно распухшего сырьевого сектора.
Таким образом, ставка бюрократии на нефть и газ — авантюра. А ставка бизнеса на легитимацию приватизации тоже призрачна — времени в запасе нет. «Гипс снимают, клиент уезжает!». Что остаётся?
Бизнес, отлично понимая всю критичность положения, в который раз предлагает власти сделку «по-европейски», поскольку нынешняя сделка «по-азиатски» долго не протянет. А власть тупо упирается, считая все эти предупреждения «чисто конкретными» иноземными выдумками и напирая на «патриотизм», Сочи-2014 и борьбу со шпионами.
Объективный конфликт между властью и капиталом практически неразрешим без вмешательства некоей третьей силы. Явлинский скромно именует её «гражданами», «обществом». На самом деле это Труд. И Власть, и Капитал прекрасно чувствуют его присутствие и потенциальную мощь, стараются привлечь на свою сторону. В этих условиях стратегическая задача левой оппозиции формулируется очень просто. Не позволить никому манипулировать Трудом. Помочь трудящимся осознать свои классовые интересы, несовместимые с интересами ни власти, ни капитала. И отправить как нынешнюю власть, так и капитал на свалку истории. Только так может быть разрешён конфликт власти и капитала, угрожающий самому бытию России.
Александр ФРОЛОВ.
blog comments powered by Disqus