15.01.2006 17:52 | Совраска | Администратор
«МЕДВЕЖЬЕ» ХАНЖЕСТВО
За окном еще зима, но весеннее обострение застарелых «болезней» одолевает «Единую Россию» со страшной силой. Это обозначилось с первых дней новой думской сессии 2006 года. При обсуждении законотворческой программы на ближайшие полгода депутаты не досчитались в ней многих законопроектов, принятие которых давно обещано избирателям. Проекты разработаны, внесены в думские комитеты по всем правилам и регламентам, но остаются в столах многие месяцы, а то и годы. Причина — отсутствие на них заключений правительства. А правительство, грубо попирая закон, требующий предоставлять заключения на законопроекты в 30-дневный срок, действует по своим корпоративным понятиям.
Коммунист Сергей Решульский разработал специальный законопроект «О внесении дополнения в статью 36 Федерального конституционного закона «О Правительстве РФ». Суть поправки проста: после истечения установленного законом «О Правительстве РФ» (статья 36) срока, в течение которого должно поступить правительственное заключение на законопроект, считать, что законопроект может рассматриваться Госдумой.
— Мы все очевидцы того, — сказал С.Решульский, — как периодически то один, то другой наш коллега с возмущением делает заявление о срыве сроков предоставления правительством заключения на подготовленный законопроект. Это лишает автора законодательной инициативы возможности своевременно и качественно исполнять поручения и наказы своих избирателей. Один из наших коллег обратился даже в судебные органы с иском к правительству для защиты своих прав. А Комитет по регламенту и организации работы Госдумы собрал внушительную информацию о срывах сроков предоставления заключений и отзывов со стороны правительства на законопроекты и депутатские запросы. Почему так ведет себя исполнительная власть в отношении законодательного, представительного органа власти? На мой взгляд, причин несколько.
Первая. Слабая организованность правительства. В его подразделениях после административной реформы отсутствуют четкая регламентация документооборота и исполнительская дисциплина.
Вторая. Правительство непрофессионально и некомпетентно до такой степени, что не может даже своевременно подготовить заключения или отзывы на вносимые законопроекты. В редком случае в правительственных заключениях содержатся анализ, расчеты, финансовые обоснования. Нередко правительство противоречит самому себе. Один законопроект отвергает из-за дополнительных расходов, которые последуют после его принятия, другой без каких-либо объяснений одобряет, закрывая глаза на такого же рода расходы.
Третья. Правительство, видимо, с негласного одобрения администрации президента в грош не ставит конституционные права как депутатов, так и всей Государственной думы в целом, считая парламент Российской Федерации своим придатком, полностью находящимся в подчинении у исполнительной власти.
Можно ли представить ситуацию, когда правительство хотя бы на полдня задержало бы свое заключение на законопроект, подготовленный в недрах президентской структуры? Такое невозможно, потому что правительственным чиновникам придется отвечать за неисполнение своих должностных обязанностей. А с депутатами и другими субъектами законодательной инициативы можно поступать как угодно, поскольку по сложившейся на сегодняшний день ситуации чувствуется, что все эти субъекты находятся в прямой или косвенной зависимости от исполнительной власти.
Предлагаемый мною законопроект возник не на пустом месте. Аналогичные законодательные решения уже существуют. Может же принятый Госдумой закон, в том числе и связанный с финансовыми обязательствами, быть подписанным президентом без решения Совета Федерации. Такая возможность предусмотрена статьей 105 (часть 4) Конституции, где говорится, что если в течение 14 дней законопроект не был рассмотрен Советом Федерации, то он считается одобренным этой палатой и направляется на подпись президенту.
Убедительность доводов С.Решульского в пользу принятия законопроекта вроде бы не вызвала ни у кого из депутатов сомнений. Все они устали от капризов правительственных чиновников, устали ждать и выпрашивать заключения, которые должны получать автоматически. Притихли, казалось, и «единороссы»: возразить нечего. Но в грызловской команде всегда найдется лицо, жаждущее отличиться.
К думской трибуне выскочил первый заместитель председателя Комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Александр Москалец, бывший районный прокурор и замминистра. Согласившись с «наличием проблемы», Москалец начал выискивать доводы против принятия законопроекта. Говорил он много и витиевато. Вроде того, что автор законодательной инициативы (т.е. С.Решульский) взял на себя «высочайшую ответственность за состояние дел в государстве», «замахнулся на сложившийся «правовой баланс», которым, оказывается, «обеспечиваются понятные(?) правовые правила в обществе», и наличие таких «правил» является «главной целью власти»... Заложив руки в карманы, оглядываясь по сторонам в расчете на высокие одобрения, Москалец называл и все новые «недостатки» законопроекта: слишком простой, прямой, слишком ясный подход к решению проблемы. Но он, Москалец, не думает, что «в данном случае надо действовать таким образом». Ему, Москальцу, не хотелось бы, чтобы депутаты «избирали какие-то прямые решения». С его, Москальца, точки зрения, «есть другие способы». Какие — он показал жестом, соединив два указательных пальца левой и правой руки. Вот так надо работать с министрами, поучал Москалец авторов «неразумной» законодательной инициативы.
Москалец не смог дать ни одного вразумительного ответа на вопросы депутатов-коммунистов А.Локотя, В.Кузнецова, М.Махмудова, Н.Кондратенко, независимых депутатов В.Похмелкина, С.(Алексеевича) Попова. Даже блуждающему многопартийцу, примкнувшему к «Единой России», Г.Кулику Москалец не показался убедительным. Все требовали наладить «хромающий по вине правительства законотворческий процесс в Госдуме», «перейти от хаоса к нормальной работе», прекратить заискивания перед правительством и вспомнить о стране, людях и ожидаемых ими законах.
Что получилось в сухом остатке? Законопроект С.Решульского поддержало 125 депутатов, против — всего 4. «Единороссы» трусливо промолчали и своим молчанием законопроект «утопили». Госдума под управлением «Единой России» продолжит вялое, с оглядкой на исполнительную власть и ее интересы, законотворчество. Многие социально значимые законы так и останутся без заключений. Их принятия народ не дождется. Останутся без законодательной поддержки реальный сектор, село, обреченные и дальше задыхаться от рыночной вакханалии, а военным придется по-прежнему довольствоваться двадцатирублевыми продпайками.
Подготовила
Галина ПЛАТОВА.
blog comments powered by Disqus