13.08.2002 17:36 | Совраска | Администратор
МЫ У СТИХИИ "ПОД КОНТРОЛЕМ"
Нет ясности ни в чем. Поэтому и бродят по улицам пострадавших селений обезумевшие от горя женщины, показывая фотографии своих близких: случайно, не встречали? Эта растянувшаяся на многие дни пытка неизвестностью — рана не менее тяжедая, чем само известие о гибели близкого человека. Сейчас, когда говорят о 58 погибших, мы все понимаем, что эта цифра может измениться каждый час. Увы, в сторону увеличения. Так скорее всего и будет, потому что погибли-то как раз «неучтенные» граждане, — те, кто находился в санаториях и домах отдыха, по официальным данным МСЧ, не пострадали.
Установить факт гибели можно будет, лишь выловив мертвое тело, или спустя много времени перевести в разряд погибших тех, кто пока считается пропавшим без вести. А это сто человек, по официальным сведениям. Сколько на самом деле — сказать трудно. По слонам очевидцев, вода- а местами высота грязевого потока достигала 1,5 метра, сносила в море палатки десятками. Поселок Широкая Балки — одно из мест, о которых традиционно оспшанлираются «дикари». По некоторым данным, здесь могли находиться до 300 отдыхающих. Их судьба неизвестна. В некоторых агентствах фигурирует цифра: 1000 человек пропали без вести...
Тяжело сравнивать наводнение в Европе и у нас. Там — что? Показывают бурные потоки, зажатые в каменные тиски, пущенные по трубам, какие-то хорошо отлаженные заслонки, разрушений почти нет, погибших — 13 человек на всю Европу, и то, вероятно, по их собственной глупости. В наиболее пострадавших Англии и Германии, вместе взятых, погиб только один водитель, который не утонул, а врезался в столб. Люди не просто предупреждены. но и защищены. Ни главы правительств, ни главы государств не устраивают никому показушных разносов, потому что каждый отвечает за свое дело, а главное, потому что у этих стран — нормальная, а не колониальная экономика.
Горько смотреть, как загорелый, хорошо отдохнувший Путин в Москве в очередной раз открывает Америку: «Несмотря на летнее время, нельзя расслабляться и необходимо помочь людям, которые оказались в столь сложной ситуации». А не менее загорелый Касьянов приехал в Краснодар — благо, это недалеко от места его семейного отдыха! — и дает накачку местным властям, таким образом, «держит под контролем» ситуацию.
Но наше население еще не привыкло в подавляющем большинстве, что время отпусков — это только для «элиты». Люди по старой «совковой» привычке еще связывают лето с отдыхом у моря, как птицы, тянутся к югу уже по зову какой-то генной памяти.
Почему среди погибших больше всего женщин и детей? Да потому что отцы семейств, скопив за зиму какие-то крохи, стараются отправить к теплому морю детей и жен — запастись витаминами, солнцем, здоровьем. Не по путевке — «дикарями». Жилье, как известно, чем хуже, тем дешевле. Поэтому большинство таких «дикарей» селятся в пристройках, фанерных халабудах, сдаваемых внаем на летний, сезон. Их-то и смывало в пер-вую очередь — жилье для самых бедных и беззащитных.
То же самое — с палаточными лагерями вдоль морского берега. Вы думаете, владелец «мерседеса» будет тащиться на юг, чтобы пожить неделю в палатке? Нет, основное население палаточных городков — владельцы старых «Жигулей» и «Москвичей», купленных еще в советское время.
Если говорить о материальном ущербе, то он оценивается пок» в миллиард рублей. Но это как считать. Скажем, в Новороссийске улица Луначарского оказалась в эпицентре стихии. Поток воды высотой 3 метра с легкостью разрушал дома, переворачивал грузовые и легковые автомобили. Около 200 человек потеряли практически все свое имущество.
Улица находится на окраине города. На ней 50 домов, и все они в той или иной степени пострадали. Полностью разрушен дом, где жила Семья из 6 человек. Они чудом спаслись, но вода унесла все — мебель, вещи, документы, деньги. Семье Ирины Ходыревой повезло чуть больше. Дом почти не пострадал, но от мебели и вещей практически ничего не осталось. И таких домов в зоне бедствия — тысячи. Трудно сказать, считают ли спасатели этот личный ущерб граждан? О том, как его возмещают, мы уже хорошо знаем на примере северокавказского наводнения и многих других общенародных бед. Но самое главное, что возмещать ущерб будут из карманов таких же горемык, как пострадавшие. Нет, простой человек всегда готов прийти на помощь — это свято для России. Беда лишь в том, что на многие миллиарды «похудеет» бюджет страны из-за этого и других наводнений и пожаров. А значит, не получат вовремя зарплаты другие «бюджетники», делитьто будут между ними, а не между «бюджетниками» из президентской администрации, правительства или Совета Федерации. У тех не отнимут — другим не прибавят.
Последствие наводнения — угроза эпидемий, тем более что на юге снова установилась сорокаградусная жара. Санитарные и спасательные службы пытаются предотвратить новую беду, рассыпают дезинфицирующие препараты, проводят вакцинацию людей, хотя в нормальной стране каждый гражданин должен быть припит oт гепатита или туляремии и без всяких ЧП. Отдыхающим-«дикарям» запретили находиться в зоне риска. А где ее границы, кто скажет?
Недавно социологи провели опрос: чего больше всего боятся россияне? Из всех катастроф и стихийных бедствий россияне больше всего боятся наводнений и пожаров. Об этом в ходе опроса общественного мнения, проведенного фондом «Общественное мнение», заявили соответственно 27% и 19% опрошенных. Кроме того, 11% респондентов боятся землетрясений, а 5% — ураганен. О страхе перед транспортными катастрофами заявили 20% опрошенных, причем наибольшее беспокойство вызывают авиакат; (16%). Вот видите, люди прекрасно осознают свою беззащитное Hi перед любой стихией. И кому-то, возможно, этот страх даже на руку: пусть уж лучше боятся пожара, чем ими же избранной государственной власти.А ведь, по сути, дела именно власть делает людей столь беззащитными и уязвимыми даже в тех ситуациях, в которых раньше они были защищены.
Жанна КАСЬЯНЕНКО
blog comments powered by Disqus