Rednews.ru

Подписка

Подписаться на RSS  Подписка RSS

Подпишитесь на рассылку:


Поиск

 

Наш баннер

Rednews.ru

!!!

28.02.2006 23:16 | Совраска | Администратор

МОЛИТВА О МИРЕ

16 февраля в российский прокат вышел наверное самый спорный и неоднозначный фильм американского режиссера Стивена Спилберга «Мюнхен». Несмотря на то, что Спилберг принципиально не делал ничего для продвижения «Мюнхена», практически отказавшись от рекламы, фильм вызвал огромный резонанс и, что показательно, большое количество негативных отзывов критиков, в первую очередь израильских и американских. Спилберга называли пацифистом (он известен как противник войны в Ираке) и даже «предателем». И не только критики — представители МОССАДа заявили, что фильм не соответствует реальности и представляет их работу в искаженном и неуважительном виде. Российские критики, озабоченные, прежде всего, темой кассовых сборов, пока в целом своего отношения к фильму не определили. Да и тема исторической правды у них не очень популярна. Восторженные рецензии (и кассовые сборы) получили фильмы «9 рота» и «Сволочи», чьи создатели даже и не скрывают, что их фильмы не имеют ничего общего с исторической действительностью. В связи с этим, на мой взгляд, самой короткой рецензией, например, на фильм «Сволочи» стало бы просто воспроизведение его названия.

Тем не менее фильм Спилберга, давно уже ставшего человеком, гораздо большим, чем просто режиссер, номинирован на премию «Оскар» по восьми категориям.

Фильм возвращает нас к трагедии, произошедшей на Олимпиаде—72 в Мюнхене. Тогда, в 1972 году, 5 сентября, восемь палестинцев проникли на территорию Олимпийской деревни в Мюнхене и захватили в заложники одиннадцать израильских спортсменов — тяжелоатлетов и борцов. Палестинцы, принадлежавшие к группировке «Черный сентябрь», потребовали освободить из израильских тюрем 234 своих товарища. Премьер-министр Израиля Голда Меир заняла непримиримую позицию: «Никаких уступок палестинцам». Переговоров не получилось. Тогда палестинцы потребовали самолет, чтобы вылететь в Египет. Немцы, взявшие на себя проведение операции по освобождению заложников, на двух вертолетах перевезли палестинцев вместе с заложниками на военный аэродром Форстенфельдбрюк неподалеку от Мюнхена, где их должен был ждать заправленный самолет с экипажем, который доставит их в Каир. Палестинцы согласились. До сих пор точно неизвестно, почему дальше случилось именно то, что случилось, — прилетев на аэродром, палестинцы обнаружили пустой самолет без экипажа.

У немцев не было специалистов по освобождению заложников, не было даже достаточного количества снайперов, всю операцию проводила обычная полиция. Тем не менее заместитель начальника мюнхенской полиции Георг Вольф приказал открыть огонь на поражение. Вместо операции по освобождению начался кровавый хаос, в котором погибли один немецкий полицейский, пятеро палестинцев и все заложники. Трех оставшихся в живых палестинцев впоследствии немцы передали Ливии.

И тогда Голда Меир приняла решение ответить, по ее словам, «террором на террор». Око за око. Она приказала своим спецслужбам найти и уничтожить (без суда и следствия!) тех, кто, по ее мнению, был прямо или косвенно причастен к подготовке захвата израильских спортсменов. Вот об этой операции, получившей название «Гнев Божий», Спилберг и снял свой фильм.

Здесь нужно сделать еще один совсем короткий экскурс в историю. В 1947 году на территории бывшего протектората Великобритании было создано два государства — еврейское и арабское. В 1948—1949 годах Израиль захватил большую часть территории Палестины. Со своих мест было изгнано более 900 тысяч палестинцев. В 1967 году Израиль оккупировал всю оставшуюся часть Палестины, а также некоторые другие территории — Сектор Газа, бывший к тому времени под контролем Египта и Голланские высоты, на территории Сирии. «Территория» государства Израиль увеличилась практически в два раза. Число беженцев составило в общей сложности около 2 млн. человек.

Голда Меир, в фильме напоминающая добрую бабушку в домашнем халате и с пучком на голове, после долгих раздумий на тему: «имеет ли государство право действовать методами террористов?», поручает руководство сверхсекретной операцией своему телохранителю Авнеру, который до того никогда в жизни никого не убивал и беременная жена которого готова вот-вот родить. Авнеру и его группе объясняют: «Вы действуете полностью самостоятельно. Формально никто из вас не имеет и никогда не имел никакого отношения к МОССАДу. В случае провала мы ничем не сможем помочь вам».

Вообще образ израильских террористов (а с точки зрения уголовного права Авнер и его группа такие же террористы, как и палестинцы, захватившие спортсменов) у Спилберга очень далек от привычного нам по американскому и российскому кинематографу образа бравого спецназовца, убивающего людей с такой же легкостью, как будто это персонажи компьютерной игры. Как это ни парадоксально, но у многих критиков вызвало недовольство то, что Спилберг показал израильтян не хладнокровными убийцами, а живыми обычными людьми.

Действие фильма происходит в основном в Западной Европе. Голда Меир, давая задание своим людям и перечисляя «объекты», говорит: «Этот находится в Риме. Этот в Лондоне. Этот в Восточной Европе, но туда не соваться. Не стоит злить русских». Да, тогда был жив СССР — Большой Брат мусульманского мира, у которого всегда можно было найти защиту и поддержку.

Первое убийство группа Авнера совершает в Риме, а целью становится пожилой поэт. Их первый объект перевел на итальянский «1001 ночь», и выслеживают его израильтяне на встрече с читателями. Представьте, что вам нужно выстрелить в пожилого беззащитного человека, лично вам ничего плохого не сделавшего, который одной дрожащей рукой пытается отодвинуть наведенный на него пистолет, а другой прижимает к груди пакет с молоком, хлебом и вином. «Мстители» скрываются, а жертва остается лежать у лифта в луже, в которой (крупный план!) кровь смешивается с молоком. «Он был причастен к вербовке боевиков», — объясняют Авнеру.

Дальше — проще. Теперь преступление воспринимается просто как тяжелая и опасная работа. «Мы можем расстрелять его», — говорит один из группы Авнеру про объект №2. «Нет, — отвечает Авнер, — мы должны именно взорвать его, иначе ОНИ не поймут, кто и зачем это сделал».

Взрыв! — бомба, заложенная в телефон, оказалась слишком слабой, и объект №2 вместо того, чтобы погибнуть на месте, умирает в больнице от тяжелых ран. Чудом остается жива его маленькая дочь.

Взрыв! — бомба, заложенная в кровать гостиничного номера объекта №3, оказывается слишком сильной. Объект разрывается в клочья, взрывом выбивает глаза девушке, которая была в свадебном путешествии со своим мужем и имела несчастье поселиться в соседнем номере. Сам Авнер, контролирующий операцию из другого смежного номера, получает контузию.

В группе Авнера нет профессионального подрывника, а есть сапер, чье хобби — собирать уникальные электронные игрушки на радиоуправлении. Информацию, как и взрывчатку, Авнеру поставляет престарелый бывший боец французского Сопротивления, разочаровавшийся во всех властях и идеологиях, однако угадывающий в Авнере хорошего человека по уважению к отцу и умению готовить.

Объекты №4 и №5 обнаружены в Бейруте. Для их уничтожения приходится привлекать дополнительные силы. Бойцы Авнера стараются избежать ненужных жертв, однако для выполнения задания приходится стрелять во все, что движется, включая женщин и детей.

В Лондоне группе Авнера, которая выдает себя за немецкую радикальную группировку, приходится ночевать в одной квартире с бойцами палестинского «Черного сентября». Диалог между Авнером и молодым руководителем палестинцев — один из ключевых моментов в фильме. «Вы, немцы, не понимаете, каково это, когда у тебя нет дома и некуда вернуться! — говорит палестинец, — свой дом — вот все, что нужно моему народу!»

Нельзя сказать, что люди из группы Авнера не понимали, что делали. Диалоги между ними занимают важное место в фильме. «Чем мы лучше палестинцев? Ведь действуем их методами!» «А тех ли мы убиваем?» Чем жестче и страшней становятся акции, тем больше сомнений появляется у Авнера и его товарищей.

С надломленной психикой, потеряв большую часть своих товарищей, Авнер возвращается в Израиль. Однако официальные лица, при всей внешней доброжелательности, не в восторге от его возвращения — ведь юридически Авнера и его группы не существует. «Лучше», чтобы их не стало и физически. «С глаз долой, из сердца вон!» Меньше утечек информации. Меньше неприятных вопросов, вроде таких: «Мы уничтожили умеренных. А на их место пришли непримиримые. Кому мы помогли?»

В целом фильм Спилберга оставляет тяжелое впечатление. Как, кстати, и его предыдущий фильм «Война миров». Это ни в коем случае не развлекательный кинематограф, несмотря на то, что некоторые сцены выполнены в лучших традициях эффектных боевиков.

Отдельного упоминания заслуживает музыка. В немалой степени из-за музыки сцена гибели спортсменов и палестинцев в немецком аэропорту способна довести до слез и самого бесчувственного человека. В фильме практически некого назвать отрицательным персонажем: и палестинцы, и израильтяне, и французы, и русские — все люди и за каждым своя правда. Исключение составляют непримиримые политики, заставляющие людей убивать друг друга. Поэтому идеи фильма очень просты. Зло порождает лишь зло. Ни одна религия не учит злу. Простые люди не хотят воевать и убивать. Они хотят, чтобы у них был дом, семья и будущее.

Сам Спилберг назвал свой фильм «Молитвой о мире».

Будет ли она услышана?

Дмитрий АГРАНОВСКИЙ.

Электросталь


blog comments powered by Disqus
blog comments powered by Disqus
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика TopList