Rednews.ru

Подписка

Подписаться на RSS  Подписка RSS

Подпишитесь на рассылку:


Поиск

 

Наш баннер

Rednews.ru

!!!

10.09.2003 17:29 | Совраска | Администратор

НАРОДНАЯ АРТИСТКА

Прекрасная эта женщина, живущая в одно время с нами, известна всем, однако, по-моему, еще не все вполне осознают ее значимость в бытии нашей страны.

Да, изумительная актриса, многие работы которой в театре и кино стали классикой. Актриса поистине народная, то есть не просто любимая народом, а принятая им в свою душу. И не случись со страной то, что случилось с ней на исходе двадцатого столетия, не приди в Россию большая и страшная беда, я с удовольствием вспоминал бы сейчас образы, созданные ею на сцене и на экране. 

Но беда пришла. Беда огромная. Всеразрушающий вал, накрывший нашу Родину нежданно-негаданно, в первую очередь должен был уничтожить самое тонкое и самое чувствительное — русскую культуру. Кто грудью стал на ее спасение? Среди первых, наиболее беззаветных и самоотверженных — она, Татьяна Доронина.

Теперь, когда уже минуло какое-то время и можно что-то в предварительном порядке подытоживать, совершенно очевидно: наши потери в культуре (конечно, очень большие!) были бы гораздо больше, не будь патриотического сопротивления, ярким символом которого является подвиг Татьяны Васильевны Дорониной.

Один только факт, но ст`оящий многих. Вспомним год 2002-й — 90-летие “Правды”. Это ведь был совсем не простой вопрос, где же, в каком зале состоится торжество оппозиционной, патриотической, коммунистической газеты. А торжество состоялось в зале руководимого ею театра!

Вы думаете, она ничем не рисковала и ничего этим себе не осложняла? Так могут думать лишь очень наивные. Однако она пошла на это. Она совершила поступок. В полном смысле принципиальный! И сколько их было, таких поступков, за последние годы...

Юбилей — повод для поздравления и вместе с тем для осмысления. Поздравления вам, Татьяна Васильевна, самые сердечные, благодарность наша за все — безмерная!

А осмыслением того, что происходит с родной страной и отечественной культурой, она сама занята постоянно. На страницах “Дневника актрисы” — книги, вышедшей недавно, а писавшейся по существу всю жизнь, в статьях, беседах, интервью, появляющихся на страницах газет и журналов. Вот по этим ее высказываниям и составил я предлагаемый вашему вниманию своеобразный монолог народной артистки СССР. 

Виктор КОЖЕМЯКО.

“Рвут на части нашу Родину”

Окна домов закрыты решетками. Люди боятся друг друга. Милиция с дубинками. “Демократия” — в действии. Зона!

* * *

Душе больно... За землю, на которой мы живем, за людей, которые живут в муке, за стариков, которых гонят толпами в огромную общую могилу, за детей, которых продают, калечат, убивают, бросают в мусорные баки. Статистика, опубликованная в печати, должна бы привести в чувство наших правителей. Но азарт, с которым рвут на части нашу кроткую и безответную Родину, не имеет аналогов в истории человечества. Безумие разрушения. Сыновья раздирают тело своей матери.

* * *

Оставлены далеко позади татарские набеги, вражьи нашествия, гражданские войны. Статистика потерь “тогда” и “сейчас” несопоставима. Нарушены все нравственные принципы, законы совести, законы естества. Все противоестественно, как на картинах Босха. Потеря лиц. Чудовища в пророческом “сне Татьяны” у Пушкина явили свои, скрывавшиеся доныне, уродства и хохочут, глядя на лик Богородицы. “Ярый смех — раздался”! Он звучит чудовищностью звуков из миллионов телевизионных ящиков, магнитол, магнитофонов, музыкальных центров. Сатана завел свою шарманку и — пляшет и беснуется “будущее” России, кружась в этой дьявольской пляске, забыв обо всем, чем прекрасна жизнь.

* * *

Они не живут, они торгуют — покупают и продают себя, своих любимых, свою мать, своего отца, своих настоящих и будущих детей, своих учителей, своих поэтов, свое ОТЕ-ЧЕ-СТВО!

* * *

Предательство! Предательство своего отца, своего Отечества... Это одна из самых больных тем сегодня! Повсеместность предательства... Люди что-то умели, о чем-то высоком говорили, а потом в одночасье легко и просто стали “перевертышами”. Полностью изменили свои позиции, предали и свое окружение, и учителей, и своих детей в конце концов.

* * *

Снижение уровня языка. И мне кажется, что это целенаправленно делается сегодня. Потому что уничтожение языка — уничтожение народа, а следовательно, уничтожение страны.

* * *

Для массы людей с подачи “демократических” СМИ героем теперь является тот, кто имеет много денег. И получается страшный круг — соединение всех и вся с криминалом. И тогда героем становится тот или иной господин, который занимается делами недозволенными.

* * *

Сегодня — отсутствие в душе у многих Бога и отсутствие героев. Когда вещают сегодня об отсутствии идеологии, это заведомая ложь. Идеология есть, идеология сатанизма.

“Нынешнее время не благоприятствует талантам”

Похоже, что “возбужденные реформаторы” не испытывают никакого раскаяния за то, что сотворили со МХАТом, да и со всем нашим театром тоже. Им дали возможность бесконтрольно работать, ставить спектакли, какие они хотят. И вдруг оказалось, что многие творчески и организационно бесплодны, а у других результаты гораздо ниже тех, какие были в театрах времен Товстоногова или Эфроса. За последние четырнадцать лет в театре ничего великого или равного былым шедеврам не случалось.

* * *

Нынешнее время в России не благоприятствует талантам. Так думаю и говорю не я одна. Кажется, что одаренные профессионалы в нашем театральном деле больше не нужны. Хватает агрессивных имитаторов, которые наступают и теснят. Время циников наступило, и быть одержимым в искусстве опасно.

* * *

Цинизм сегодня — одна из самых больших бед. Господом заложена в каждом из нас “мера” существования в этом мире. Каждый внутри себя знает, “что такое хорошо и что такое плохо”. Но вот в чем беда: сегодня очень сильно размывается грань между плохим и хорошим!.. И эта “размывка”, соединение одного с другим и подмена одного другим является позицией идеологической. Она разрушающая, неперспективная, она приносит нынче очень много горя. Люди состоявшиеся, имеющие другую прочную и выстраданную позицию, труднее поддаются, их сбить с толку достаточно сложно. А вот молодежь... Задача театра состоит в абсолютно точном акценте, что есть плохо — что есть хорошо.

* * *

Каждый день предоставляет все новые примеры падения нравственности, смысла, вкуса. Телевидение с его скабрезностями, обнажениями, сальными анекдотами, бесстыдной рекламой и дурновкусой эстрадой приобрело тотальную власть. Благодаря TV, которое способствует превращению человека в нечеловека, масс-культура имеет многомиллионную аудиторию. Более всего мне жаль молоденьких девочек и мальчиков, которые книжек не читают, о великом культурном прошлом России не слышали, а сидят у телеэкрана, трясутся на дискотеках, “балдеют” и “тащатся” на американских триллерах и впитывают в себя грязь.

* * *

В шекспировском “Макбете” в переводе Бориса Пастернака текст у ведьм — персонажей, которые начинают пьесу и заканчивают ее: “Зло есть добро, добро есть зло. Летим, вскочив на помело”. Так вот сегодня это двустишие Шекспира—Пастернака стало ведущей идеей для тех, кто определяет темы и содержание каналов на телевидении. Лишь за некоторым исключением.

* * *

Мальчики и девочки в страшной ситуации. Причем сами-то они это навряд ли понимают. Всё, что имеется из радостей физических, им нынче преподносится и внушается как смысл жизни. Когда они станут взрослее, поймут, что обделены в главном, что дано каждому от Бога: воспринимать красоту мира... Они обречены на несчастье. Неудовлетворенность, которая окажется с ними на всю жизнь, будет им непонятна и мучительна. Это самый большой грех, который берут на себя господа, сами существующие и направляющие молодых по формуле: “Зло есть добро, добро есть зло”.

* * *

Тело! Праздники тела для имущих, для конформистов любого толка, праздник дьявола!

* * *

Поэзия, которая неизменно присутствовала на русской сцене, одухотворяла ее, как и поэзия жизни, истаивает, исчезает. Вы заметили, что с уходом любви на телевизионном и киноэкране, на сцене, из нашей жизни ушли стихи? Хороший стихотворный сборник сегодня редкость...

* * *

Сегодня нужен восставший поэт. А не конформист-поэт. Последних сегодня достаточно. Они вылизывают на презентациях тарелки тех, кто им платит за верную службу. А полученный за предательство своего народа гонорар аккуратно укладывают в надежные банки, которые не лопаются! А такие — за границей. “Скупые рыцари”, мнящие себя поэтами, тащат “деньги вдовы” за рубеж. А если поэты тащат, то что уж требовать от непоэтов!

* * *

Основная задача нашего коллектива — продолжать лучшие традиции Московского Художественного театра. И то, что работающие на эту идею актеры понимают важность задачи и свою ответственность, дает веру: обязанности и обязательства, связанные с сохранением самой идеи реалистического Художественного театра, мы выполним.

“Наличие Бога в душе определяет главное”

Я узнаю сразу, когда “делают вид”. Узнаю и сразу... презираю. По мне лучше ненавидящий взгляд, чем лгущий, работающий под добренького человека.

* * *

Надо жить, не думая о том, насколько трудно и неудобно тебе. Веришь ты или нет, Бог просто есть — и все. Наличие Бога в душе и определяет на сегодня: человек ты либо скот.

* * *

Выходить на сцену с негативом, раздражением, обидой и агрессией в душе нельзя. Сцена требует положительного заряда. Его нужно донести до зрителя. Злые чувства несовместимы с профессией актера. А я — актриса, и я хочу ею остаться.

* * *

Если живешь на этой земле и все твои предки похоронены в ней и стали частью этой земли, то предавать ее не просто безнравственно, а абсолютно недопустимо!

* * *

Свою маму, ее манеру говорить, петь, ее открытость, доверчивость и самоотрешенность я сыграла в “Трех тополях”.

* * *

Я очень люблю собак, кошек, лошадей... Так вот, если самое доброе, умное, верное, такое прекрасное животное, как собака, постоянно бить и гнать, оно не вылезет из своей конуры. Вам не приходило в голову, что я сижу в своей “конуре” именно по этой причине? Вы же отлично знаете, что последние четырнадцать лет идет оголтелая травля — меня, театра, почему-то вседозволенная...

* * *

Я верю в возмездие, но у меня есть странная и неудобная для жизни особенность. Я очень болезненно воспринимаю, переживаю тот или иной факт, но потом о нем совершенно забываю. Встречаюсь с человеком, сделавшим мне зло, который идет мне навстречу и улыбается. И вместо того чтобы отвернуться и пройти мимо, я тоже улыбаюсь и протягиваю ему руку. Я делаю это забыв и благодарю Бога, что на это интуитивное христианство способна. Хотя, наверное, так вести себя нельзя...

* * *

Если вы вспомните биографии русских и европейских больших актрис, их жизненный финал предопределен заранее. Одиночество. Сосредоточенность на профессии чрезвычайно раздражает близких, которые могут быть очень хорошими людьми и совсем не эгоистами, но выдержать это им очень сложно. Одна из самых блистательных и пленительных актрис Малого театра — Елена Константиновна Лешковская, очарование которой засвидетельствовано ее современниками,— всю свою жизнь прожила одна. И женская судьба великой Ермоловой сложилась трагически. Я не ставлю себя в один ряд с ними. Я только фиксирую странную закономерность.

* * *

У меня большая библиотека. Всё, что зарабатывала, я тратила и трачу в основном на книги.

* * *

Если даже в мире все забудут, что есть такое чудо — под названием “драматический театр”, то России это не грозит. У нас эмоциональная память дольше, страдания больше, искусство выше... Если говорить об укреплении веры в смысл жизни, то следующим после церкви идет у нас именно драматический театр. И он никогда не кончится.


blog comments powered by Disqus
blog comments powered by Disqus
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика TopList