10.09.2003 04:56 | Совраска | Администратор
Слабеющая Америка
В прошлый четверг демонстранты, пришедшие на открытие заседания Палестинского законодательного собрания (ПЗС), резко выступили против премьер-министра Абу Мазена (Махмуда Аббаса) и начальника его службы безопасности Мухаммада Дахлана: их громогласно именовали “американо-сионистскими наймитами”.>
АББАС подал в отставку. Председатель Палестинской национальной автономии Ясир Арафат эту отставку принял. Однако, как отмечают наблюдатели, Аббас может исполнять свои обязанности еще до пяти недель, пока не будет утвержден новый премьер.
Аналитики не склонны переоценивать влияние народного волеизъявления на решение Махмуда Аббаса. Да, действительно, согласно результатам недавнего опроса населения на Западном берегу Иордана и в секторе Газа, популярность премьера оказалась лишь на седьмом месте. Конечно, когда после июньских переговоров с Джорджем Бушем и Ариэлем Шароном Аббас заявил об “исторических страданиях еврейского народа”, палестинское общественное мнение взорвалось протестом.
Однако не опросы и не протесты, как полагают специалисты, сыграли решающую роль в уходе премьера: Махмуд Аббас много лет работал в тени Арафата, а с 1996 года был Генеральным секретарем Организации освобождения Палестины — вторым человеком в ООП. Так что его настроения навряд ли были для кого-то загадкой.
Премьера убрал Арафат. Он, как утверждают компетентные источники, договорился с пятнадцатью членами ПЗС и на нынешней неделе законодатели должны были выразить премьеру недоверие. Аббас предотвратил публичное “политическое избиение” и ушел сам.
Но почему это сделал Арафат? Он прекрасно знал, как среагируют на уход Аббаса США, ЕС, Израиль. Ариэль Шарон немедленно заявил: “Израиль не будет иметь дело с палестинским правительством, которое возглавит Арафат или кто-то из его приспешников”. Возмутились американцы и европейцы: Арафату пригрозили депортацией, а “дорожную карту” (план прекращения израильско-палестинского противостояния) объявили “в клочья разорванным документом”.
Арафат, несомненно, все это предвидел. Он терпел Аббаса (на чем настаивали американцы) до тех пор, пока Америка была, безусловно, сильна.
Но сейчас ситуация изменилась. Соединенные Штаты плотно завязли в Ираке — там идет медленная, но непрерывная война на уничтожение оккупантов. Буксует американская экономика: небольшой рост производства (за счет военных заказов) сводится на нет в сознании народа резким ростом безработицы. А президент Буш попросил у конгресса еще 90 миллиардов долларов на иракские дела.
В Иране эксперты МАГАТЭ обнаружили следы радиоактивных веществ, пригодных для изготовления атомной бомбы. Случись такое год назад — американские бомбардировщики уже мчались бы к иранским границам. Сейчас США пошли даже на то, чтобы снять иранский вопрос с обсуждения в Совбезе.
В Афганистане войска НАТО терпят одно поражение за другим по всей территории — от пакистанской до иракской границы. США бездействуют.
А еще на Дальнем Востоке загадочно улыбается в Пхеньяне Ким Чен Ир. Американские эксперты пугают мир корейской атомной бомбой. Но дальше переговоров, на которых КНДР однозначно диктует свою позицию противникам, дело не идет.
Вывод: два года “борьбы с терроризмом” после 11 сентября 2001 года, сотни миллиардов долларов, брошенных в топку войны, тысячи жертв — все это серьезно ослабило Соединенные Штаты. И ослабило настолько, что Арафат рискнул убрать навязанного ему премьера.
Александр ДРАБКИН.
Обозреватель “Правды”.
blog comments powered by Disqus