16.05.2005 21:25 | Совраска | Администратор
НА ОПАСНОМ ПОВОРОТЕ
В 2000 году на предыдущей обзорной конференции обстановка уже была достаточно напряженной. Нажим на ядерные державы был очень силен. В конце концов, однако, были согласованы пресловутые «тринадцать шагов», призванные создать иллюзию, будто дело ядерного разоружения перейдет в реальную плоскость, а грань между государствами «первого» и «второго» сорта начнет стираться.
С тех пор, однако, мало что изменилось. Ни одна из держав не собирается жертвовать своим ядерным статусом. Договор России с США от 2002 года о сокращении ядерных потенциалов никого особенно не впечатлил, поскольку не содержит ни этапов сокращений, ни эффективных механизмов контроля и к тому же позволяет сохранять все боеголовки, снимаемые с сокращаемых средств. Остальные же ядерные державы попросту ничего не делают в плане сокращения своих арсеналов. Однако, все они дружно требуют, чтобы неядерные государства и дальше соблюдали договор о нераспространении и не смели даже приближаться к ядерному порогу. Во имя такой «благородной цели» ядерные «нищие» должны, дескать, и далее проявлять высокую сознательность, оставаясь нищими.
Но такую сознательность уже давно проявляют не все. Индия и Пакистан не так давно обзавелись атомным оружием в явочном порядке. Израиль с помощью своих американских и натовских друзей был успешно превращен в единственную ядерную державу на Ближнем Востоке. Сейчас он с пеной у рта протестует (на потеху всего остального мира) против появления такого оружия у арабов и Ирана и не соглашается на создание безъядерной зоны в ближневосточном регионе. Вопрос об Израиле не раз поднимался на обзорных конференциях в Нью-Йорке, однако, США и их союзники упорно предлагают всем другим закрывать глаза на его политику и соглашаться с претензией на то, что «избранному народу» общепринятые законы не писаны. Вряд ли это устроит другие страны, прежде всего соседей Израиля.
Есть веские основания опасаться, что процесс расползания ядерного оружия де-факто будет продолжаться. Секрет атомной бомбы давно известен. В мире достаточно специалистов, способных собрать ядерное взрывное устройство. Пакистан недавно был уличен в торговле ядерными технологиями и материалами, причем до сих пор до конца не известно, куда они уходили. При наличии воли и настойчивости обойти договор о нераспространении не представляет особого труда.
Главное сейчас, однако, не в том, сколь трудно или просто смастерить ядерную бомбу. Главное в другом — в стремительно нарастающем желании многих безъядерных государств обзавестись ею. При этом действуют различные побудительные мотивы. Кто-то стремится к проведению державной политики в своем регионе, кто-то боится отстать от соседа-конкурента. Но, пожалуй, более всего неядерные государства опасаются стать жертвами новоявленного мирового жандарма в лице США.
Ведь Вашингтон бесцеремонно расправляется со всеми, кто смеет перечить его попыткам устанавливать господство над другими народами и их ресурсами. Пока что единственным противоядием против американского стремления «осчастливливать» с помощью своих солдат и бомб другие государства представляется наличие собственного атомного оружия или по крайней мере создание в умах янки сомнений в том, есть ли оно у потенциальной жертвы их агрессии. Американский жандарм, как известно, довольно труслив и позволяет себе распоясываться только в тех случаях, когда полностью уверен в безнаказанности.
В этих условиях собравшаяся во дворце ООН очередная обзорная конференция с самого первого дня начала буксовать. Генеральный секретарь ООН Коффи Анан при открытии конференции заявил, что в конце концов гарантией против применения атомного оружия может быть лишь создание мира, свободного от него. Но именно такого мира и не хотят ядерные державы, прежде всего США. Директор МАГАТЭ Эль Барадеи взялся призывать к усилению механизмов контроля за соблюдением договора о нераспространении. Инициатива, конечно, похвальная, хотя Эль Барадеи не может не понимать, что есть некоторое противоречие в том, когда он призывает усиливать контроль за соблюдением договора, в то время как само его дальнейшее существование в глазах многих становится все более спорным.
Стремясь отвлечь внимание от главного противоречия, разделяющего участников конференции, глава делегации США, заместитель госсекретаря Радемейкер, поспешил объявить ранее согласованные «тринадцать шагов» устаревшими. Почему? А потому, что США подверглись 11 сентября атаке террористов, и с тех пор весь мир «переменился». У США на все один ответ — борьба с терроризмом и шок, который они испытали после терактов в Нью-Йорке и Вашингтоне. Похоже, что не будь событий 11 сентября, американцам их пришлось бы организовывать специально, чтобы получить повод для «демократизации» всего остального мира.
Соответственно Радемейкер, уходя от дискуссии по вопросам будущего договора, предпочитал наваливаться на Иран и КНДР, как будто не нынешняя агрессивная политика США, а действия этих стран являются первопричиной эрозии договора о нераспространении. От Ирана он требовал отказаться от любых технологий обогащения урана, хотя статья 4 договора говорит о неотъемлемом праве всех его участников осуществлять исследования, производство и использование атомной энергии в мирных целях без какой-либо дискриминации.
Однако то, что написано в договоре, мало смущает Радемейкера. Он полагает, что любая технология обогащения урана свидетельствует о намерениях обзавестись ядерным оружием, и поэтому требует ее запретить, т.е., по сути, пересмотреть договор. Спасибо Радемейкеру, что он проинформировал конференцию об истинных причинах такой американской строгости. В мире, мол, уже достаточно заводов для переработки тепловыделяющих элементов (ТВЭЛ), поэтому не надо позволять новым странам создавать такие предприятия — пусть покупают ядерное горючее у ядерных держав, разумеется, по их монопольным ценам.
В ответ на это министр иностранных дел Ирана Харрази послал Радемейкера куда подальше, заявив, что Иран будет соблюдать договор о нераспространении в том виде, каким он был подписан, а не так, как этого хотелось бы США. В прошлое воскресенье иранский парламент принял резолюцию, обязывающую правительство развивать полноформатное производство ядерного топлива. Тем самым отклоняются несоответствующие договору претензии, которые выдвигают на переговорах с Ираном от имени ЕС Англия, Франция и Германия.
Не оставил Радемейкер без внимания и КНДР. Правда, тут американские требования прозвучали более приглушенно. Беда в том, что Пхеньян никак не поддается на угрозы США и то и дело норовит демонстративно наступать им на больные мозоли. Даже после того, как Кондолиза Райс с угрозой в голосе объявила недавно, что США располагают в тихоокеанском регионе «значительными (она подчеркнула это дважды) средствами, чтобы перечеркнуть любые намерения Северной Кореи», северокорейцы не обнаружили никаких признаков смущения. Они испытали новую противокорабельную ракету с явным намеком на то, что она предназначена для «горячего приема» американских авианосцев, если бы они обнаружились у берегов КНДР. Появились сообщения о предстоящем в июне подземном ядерном испытании на севере КНДР, а также о работах по установке на корейских ракетах ядерных зарядов. КНДР по-прежнему требует от США гарантий своей безопасности и отказывается возвращаться на переговоры «шести», указывая на то, что они уже несколько лет саботируются американцами.
Райс, конечно, располагает на Тихом океане «значительными» средствами. Но она, наверное, сильно ошибается, полагая, что соседние с КНДР страны будут спокойно взирать на то, как она будет применять эти средства. Опрометчивая Кондолиза может в этом случае сильно просчитаться. В том числе в части сохранения и усиления режима нераспространения. Американцев в Северной Корее определенно никто не ждет, даже южнокорейцы. Не случайно, что, вопреки заявлениям Райс и поддерживающих ее японцев, Южная Корея решительно выступила против любых попыток применить санкции к Пхеньяну и вступила в двухсторонние переговоры с КНДР в условиях, когда из-за позиции США буксуют переговоры так называемой «шестерки».
Температура на конференции в Нью-Йорке будет, судя по всему, подниматься. Идут жаркие споры по повестке дня. Преобладают, однако, прогнозы, что, «побузив» некоторое время, неядерные государства опять согласятся на какой-нибудь гнилой компромисс. Во всяком случае Тони Блэйр, ничтоже сумняшись, уже подготовил план модернизации британских ядерных сил к 2025 году. Министр обороны США Рамсфельд обратился в конгресс с просьбой о выделении средств на разработку ядерных зарядов малой мощности для ударов по сильно укрепленным целям. США ведут переговоры о предоставлении Израилю 100 мощных авиабомб, предназначенных для работы по таким именно целям, а, проще говоря, для ударов по подземным объектам ядерного комплекса Ирана.
Конечно, конференция в Нью-Йорке может закончиться очередным компромиссом. Только предотвратит ли этот компромисс дальнейшее расползание ядерного оружия и эрозию договора о нераспространении? Для сохранения этого договора требуется совсем иной подход, иной взгляд на вещи. Его не демонстрируют США вкупе со своими союзниками. Нет его и у России, пытающейся скрыть отсутствие собственной политики в этом вопросе с помощью попыток понравиться всем. В результате можно не понравиться никому.
Ю.КОТОВ.
blog comments powered by Disqus