16.01.2004 17:48 | Совраска | Администратор
НЕ ПРОТИВОРЕЧИТЬ ЗАКОНУ ЛЮБВИ
В редакцию «Советской России»
Уважаемые товарищи!
Завершая в декабре свою миссию посла России в Норвегии и прощаясь с коллегами, я получил в подарок от индийского посла Гопалкришны Ганди текст письма Л.Н. Толстого, отправленного в 1910 году в Трансвааль, где разворачивал в то время свою деятельность его родной дед - великий Махатма Ганди.
В сопроводительном письме посол пишет: «Прилагаю на память факсимиле письма Льва Толстого Мохандрасу Камарчанду Ганди, будущему Махатме, написанное в 1910 году незадолго до смерти русского философа. Думаю, что это письмо — важная веха в отношениях между нашими народами. Письмо было написано за семь лет до Великой Октябрьской революции, возвещенной Лениным, и за тридцать семь лет до независимости Индии, достигнутой под водительством Ганди. Сегодня нет больше Советского Союза, и индийская политика неузнаваемо отличается от политики Махатмы. Время никогда не стоит на месте. Но «свидетельства» прошлых времен, такие, как письмо Толстого в 1910 году, напоминают о том, сколь сильным может быть притяжение между двумя весьма удаленными друг от друга точками. Оно остается таковым между вашей и моей странами, хотя образы их в нашем восприятии и изменились».
Индийский посол высказал предположение, что письмо Л.Н. Толстого мало известно, а может быть, и вообще неизвестно широкой российской публике. В индийских архивах оно отсутствует.
Убежден в том, что оно представит интерес для читателей «Советской России», и не только для них. Речь в нем идет о глубоком нравственном кризисе, в котором давно пребывает современное общество, о неразрешимых противоречиях между теми ценностями, которые оно исповедует, и реальностью, в соответствии с которой оно живет. То, что было справедливо во времена Ленина, Ганди и Толстого, остается таковым и в наши дни так называемой глобализации, вызывает протест, неприятие и сопротивление.
Махатма Ганди в конце концов добился победы, приведя Индию к независимости. Его политика ненасильственного сопротивления в сочетании с мощным движением гражданского неповиновения достигла поставленной цели и стяжала ему высочайший авторитет в Индии и всемирное признание. Норвежцы до сих пор считают своей большой ошибкой отказ присудить Махатме Ганди Нобелевскую премию мира. Кто-кто, а он-то ее бесспорно заслужил.
С уважением
Ю. КВИЦИНСКИЙ,
депутат Госдумы от КПРФ.
7 cент. 10-го года. Кочеты.
Получилъ вашъ журналъ и былъ радъ узнать все то, что тамъ пишется о непротивляющихся. И захотелось сказать вамъ те мысли, которые вызвало во мне это чтенiе.
Чем дольше я живу, и въ особенности теперь, когда живо чувствую близость смерти, мне хочется сказать другимъ то, что я такъ особенно живо чувствую и что, по моему мненiю, имеетъ огромную важность, а именно о томъ, что называется непротивленiемъ, но что въ сущности есть ничто иное, какъ ученiе любви, не извращенное ложными толкованiями. То, что любовь, т.е. стремленiе къ единенiю душъ человеческихъ и вытекающая изъ этого стремленiя деятельность, есть высшiй и единственный законъ жизни человеческой, это въ глубине души чувствуетъ и знаетъ каждый человекъ (какъ это мы яснее всего видимъ на детяхъ), знаетъ, пока онъ не запутанъ ложными ученiями мiра. Думаю, что онъ яснее всего былъ высказанъ Христомъ, который даже прямо сказалъ, что въ этомъ одномъ весь законъ и пророки. Но мало этого, предвидя то извращенiе, которому подвергается и можетъ подвергнуться этотъ законъ, онъ прямо указалъ на ту опасность извращенiя его, которая свойственна людямъ, живущимъ мiрскими интересами, а именно ту, чтобы разрешатьъ себе защиту этихъ интересовъ силой, т.е., какъ онъ сказалъ, ударами отвечать на удары, силою отнимать назадъ присвоенные предметы и т.п. и т.п. Онъ зналъ, какъ не можетъ не знать этого каждый разумный человекъ, что употребленiе насилiя несовместимо съ любовью, какъ основнымъ закономъ жизни, что какъ скоро допускается насилiе, въ какихъ бы то ни было случаяхъ, признается недостаточность закона любви, и потому отрицается самый законъ. Вся христiанская столь блестящая по внешности цивилизацiя выросла на этомъ явном и странномъ, иногда сознательномъ, большей частью безсознательномъ недоразуменiи и противоречiи.
Въ сущности какъ скоро было допущено противленiе при любви, такъ уже не было и не могло быть любви, какъ закона жизни, а не было закона любви, то не было никакого закона, кроме насилiя, т.е. власти сильнейшаго. Такъ 19 вековъ жило христiанское человечество. Правда, во все времена люди руководствовались однимъ насилiемъ въ устройстве своей жизни. Разница жизни христiанскихъ народовъ отъ всехъ другихъ только въ томъ, что въ христiанскомъ мiре законъ любви былъ выраженъ такъ ясно и определенно, какъ онъ не былъ выраженъ ни въ какомъ другомъ религiозномъ ученiи, и что люди христiанскаго мiра торжественно приняли этотъ законъ и вместе съ темъ разрешили себенасилiе и на насилiи построили свою жизнь, и потому вся жизнь христiанскихъ народовъ есть сплошное противоречiе между темъ, что они исповедуютъ, и темъ, на чемъ строятъ свою жизнь: противоречiе между любовью, признанной закономъ жизни, и насилiемъ, признаваемымъ даже необходимостью въ разныхъ видахъ, какъ власть правителей, суды и войска, признаваемымъ и восхваляемымъ. Противоречiе это все росло вместе съ развитiемъ людей христiанскаго мiра и въ последнее время дошло до последней степени. Вопросъ теперь стоитъ, очевидно, такъ: одно изъ двухъ, или признать то, что мы не признаемъ никакого религiозно-нравственнаго ученiя и руководимся въ устройстве нашей жизни одной властью сильнаго, или то, что все наши, насилiемъ собираемыя подати, судебные и полицейскiя учережденiя, и главное, войска должны быть уничтожены.
Нынче весной на экзамене Закона Божiя одного изъ женскихъ институтовъ Москвы законоучитель, а потомъ и присутствовавшiй архiерей спрашивал девицъ о заповедяхъ, и особенно о шестой. На правильный ответъ о заповеди архiерей обыкновенно задавалъ его вопросъ: всегда ли во всехъ случаяхъ запрещается Закономъ Божiимъ убiйство, и несчастныя, развращаемыя своими наставниками девицы должны были отвечать и отвечали, что не всегда, что убiйство разрешено на войне и при казняхъ преступниковъ. Однако, когда одной изъ несчастныхъ девицъ этихъ (то, что я разсказываю не выдумка, а фактъ, переданный мне очевидцемъ) на ея ответъ былъ задань тотъ же обычный вопросъ: да ли греховно убiйство? Она, волнуясь и краснея, решительно ответила, что всегда и на все обычные софизмы архiерея отвечала решительнымъ убежденiемъ, что убiйство запрещено всегда и что убiйство запрещено и въ Ветхомъ Завете и запрещено Христомъ не только убiйство, но и всякое зло противъ брата. И, несмотря на все свое величiе и искусство красноречiя, архiерей замолчалъ, и девушка ушла победительницей.
Да, мы можемъ толковать въ нашихъ газетахъ объ успехахъ авiацiи, о сложныхъ дипломатическихъ сношенiяхъ, о разныхъ клубахъ, открытiяхъ, союзахъ всякаго рода, такъ называемыхъ художественныхъ произведенiй и замалчивать то, что сказала эта девица, но замалчивать этого нельзя, потому что это чувствуетъ более или менее смутно, но чувствуетъ всякiй человекъ христiанскаго мiра. Соцiализмъ, коммунизмъ, анархизмъ, армiя спасенiя, увеличивающаяся преступность, безработность населенiя, увеличивающаяся безумная роскошь богатыхъ и нищета бедныхъ, страшно увеличивающееся число самоубiйствъ, все это признаки того внутренняго противоречiя, которое должно и не можетъ не быть разрешено. И разумеется, разрешено въ смысле признанiя закона любви и отрицанiя всякаго насилiя. И потому ваша деятельность въ Трансваале, какъ намъ кажется на конце света, есть дело самое центральное, самое важное изъ всехъ делъ, какiя делаются теперь въ мiре и участiе въ которомъ неизбежно примутъ не только народы христiанскаго, но всего мiра.
Думаю, что вамъ прiятно будетъ узнать, что у насъ въ Россiи тоже деятельность эта быстро развивается въ форме отказовъ отъ военной службы, которыхъ становится съ каждымъ годомъ все больше и больше. Какъ ни ничтожно количество и вашихъ людей, не противляющихся, и у насъ, въ Россiи, число отказывающихся, и те и другiе могутъ смело сказать, что съ ними Богъ. А Богъ могущественнее людей.
Въ признанiи христiанства хотя бы и въ той извращенной форме, въ которой оно исповедуется среди христiанскихъ народовъ и въ признанiи этимъ необходимости войскъ и вооруженiя для убiйства въ самыхъ огромныхъ размерахъ на войнахъ, заключается такое явное, вопiющее противоречiе, что оно неизбежно должно рано или поздно, вероятно, очень рано, обнаружиться и уничтожить или признанiе христiанской религiи, которая необходима для поддержания власти, или существованiе войска и всякаго поддерживаемаго имъ насилiя, которое для власти не менее необходимо. Противоречiе это чувствуется всеми правительствами, какъ вашимъ британскимъ, такъ нашимъ русскимъ и изъ естественнаго чувства самосохраненiя преследуется этими правительствами более энергично, какъ это мы видим въ Россiи, какъ это видно изъ статей вашего журнала, чемъ всякая другая антиправительстванная деятельность. Правительства знаютъ, въ чемъ наша главная опасность, и зорко стерегутъ въ этомъ вопрос уже не только свои интересы, но вопросъ быть или не быть.
С совершенным уважением
Лев ТОЛСТОЙ.
blog comments powered by Disqus