Rednews.ru

Подписка

Подписаться на RSS  Подписка RSS

Подпишитесь на рассылку:


Поиск

 

Наш баннер

Rednews.ru

!!!

19.05.2005 21:32 | Совраска | Администратор

ПЕРЕД «БУРЕЙ»

В середине апреля в Республике Сербской и Хорватии отметили 60-летие освобождения концентрационного лагеря Ясеновац, где в годы Второй мировой войны было замучено около 700 тысяч человек, главным образом сербов, а также евреев, цыган, представителей других народов, «неполноценных» с точки зрения нацистов и их ярых сторонников — хорватских усташей.

Событие это осталось практически незамеченным, особенно на фоне торжественных мемориальных мероприятий в память об освобождении узников Освенцима, Бухенвальда, Равенсбрюка, пришедшихся на эти же апрельские дни. Это и понятно. В противном случае, пришлось бы говорить, почему годовщину освобождения Ясеноваца отмечают главным образом в Республике Сербской, а не в Хорватии, где концлагерь находился, почему в начале 90-х годов был уничтожен мемориальный комплекс в память о его жертвах, почему в хорватском городке Ясеновац, где испокон веков жили сербы, их теперь нет.

А говорить об этом не хочется. Ведь если немцам о преступлениях фашизма забыть не дают, то хорваты о своих преступлениях в годы Второй мировой войны предпочитают не вспоминать. Естественно, с позволения и даже с благоволения западных стран, считающих себя демократическими и антифашистскими. Даже если они и воевали в свое время на стороне гитлеровской коалиции. Впрочем, об этом тоже вспоминать как-то не принято.

Но сон разума, как известно, рождает чудовищ, а такого рода «забывчивость» порождает новые преступления, жертвы и страдания. Так и произошло 10 лет назад, когда в результате проведенной хорватской армией операции «Блеск» («Вспышка») была «очищена» от проживавших там сербов Западная Славония: города Пакрац, Окучаны, Градишка, Ясеновац. Сотни людей тогда погибли и пропали без вести, тысячи стали беженцами. Хорошо и заранее подготовленная операция началась 1 мая 1995 года, когда мир праздновал День Международной солидарности трудящихся. Через три дня все было кончено: плохо организованное сербское войско не смогло оказать серьезного сопротивления превосходящим силам противника.

Хорватии в подготовке этой и других военных операций против проживавших на территории бывшей югославской республики сербов всячески помогали западные военные эксперты и консультанты (в том числе и из Германии, которая в XX веке уже успела натворить бед на этой многострадальной земле), политики, бизнесмены.

Хорватская армия, невзирая на эмбарго на поставку оружия, активно вооружалась из-за рубежа. В той же операции «Блеск» участие принимало около 20 тысяч бойцов, имевших до 200 артиллерийских орудий, свыше ста танков, бронетранспортеры, несколько десятков истребителей-бомбардировщиков и боевых вертолетов. У сербов — 4 тысячи солдат 18-го Западнославонского корпуса и местное ополчение. А еще репутация «нацистов, которые стремятся создать чистую расу и устраняют неугодных хорватов и мусульман». Это слова господина Томаза советника ныне покойного Папы Римского Иоанна Павла II по делам беженцев. И кто поверит возражениям, если Ясеновац забыт, а хорватский кардинал Римско-католической церкви Кухарич заявляет лондонской «Таймс», что в во время Второй мировой войны в Хорватии «погибла лишь горсточка сербов».

2 мая 1995 года гражданский полицейский, швед Ханс Андерс Ярвестам, находясь в колонне сербских беженцев, нещадно обстреливаемой хорватскими войсками, сообщал, что «по пути в Новске видел ужасные сцены, самое маленькое — 50 трупов вдоль дороги». Но миру не было дела до убитых сербов. И что такое 50 человек, если и 700 тысяч жертв Ясеноваца — горсточка?

3 мая хорватский президент Франьо Туджман поздравил свой народ с «великой победой» над 15 тысячами сербов, изгнанными с родной земли. (Спустя десятилетие никто из них так и не вернулся домой.) А 9 мая он по приглашению президента России Ельцина присутствовал в Москве на праздновании 50-ой годовщины действительно Великой Победы над теми, кто совершал страшные преступления в Бухенвальде, Освенциме, Ясеноваце. Присутствовал, как почетный гость.

Тогда мировое сообщество не только не защитило краинских сербов, но фактически дало согласие на проведение Хорватией политики этнических чисток, убийства и изгнания «этнически чуждых элементов». Власти Хорватии это очень хорошо поняли, и ровно через 3 месяца в результате новой операции армии Хорватии «Буря» Республика Сербская Краина была полностью уничтожена. Тогда сербы погибали уже тысячами, сотни тысяч становились изгнанниками. Но и эту кровавую «Бурю» мировое сообщество равнодушно проигнорировало.

Десять лет спустя об операции «Блеск» и краинских сербах практически никто не вспоминает. Кроме, пожалуй, Карлы дель Понты, методично охотящейся за лидерами уничтоженной Сербской Краины, как и за другими сербскими лидерами. В этом ей охотно помогают нынешние власти Сербии и Черногории, даже не за подачки, а лишь за их обещания торгующие гражданами своей страны. И вот Милан Мартич, бывший президент Сербской Краины, не смогший организовать защиту своей республики и своего народа, в гаагской тюрьме. А руководивший военными операциями против сербов хорватский генерал Анте Готовина — нет. Как будто бы не сербов вычистили из Хорватии.

Десять лет спустя сербов в Хорватии практически не осталось: при покровительстве западной демократии удалось добиться того, что оказалось не под силу немецким нацистам и хорватским усташам. И если бы тогдашний президент Хорватии Франьо Туджман не умер бы от старости и не был бы похоронен со всеми почестями, он вполне мог бы оказаться в Москве среди почетных гостей 60-летнего юбилея Победы и на этот раз.

Впрочем, недостатка в таких почетных гостях в России нет и сегодня. Вместе с другими западными лидерами парад Победителей «приветствовала» президент Латвии Вайра Вике-Фрейберга. И это тогда, когда приходит в запустение мемориал еще одного концентрационного лагеря Саласпилса, латвийского Освенцима, как его называли. А власти этой республики не желают его ремонтировать, пусть даже не на свои, а на выделенные Россией деньги.

Ведь если все травой и быльем порастет, можно будет безнаказанно утверждать, что никакой это не лагерь смерти, а «воспитательно-трудовой лагерь». И все согласятся. А тогда гораздо легче будет разобраться и со своими «этнически чуждыми», прежде всего русскими. На их паспортах сейчас так и написано: чужак. Ждет ли их судьба краинских сербов, если Евросоюз молчит, а Россия с почестями принимает руководителя страны, где устанавливают памятники эсэсовцам и преследуют антифашистов?

В западном мире все реже говорят о Победе, и все чаще о «шестидесяти годах без войны». Потому что если не говорить о Победе, тогда не придется уточнять, кто и кого победил, кто был жертвой, а кто — преступником. Но шестьдесят лет без войны — это неправда. Хотя бы потому, что в майские дни десять лет назад под непрерывными бомбежками и артобстрелом из Хорватии бежали сербы. А шесть лет назад в Белграде и других югославских городах они гибли уже от натовских бомб. И сегодня в оккупированном США Ираке каждый день гибнут ни в чем неповинные люди. А американский президент — почетный из почетнейших гостей на главном для нас празднике — объявляет Советский Союз, страну-освободительницу — оккупантом.

История учит, что о войне «забывают» для того, чтобы развязать новую войну. И подобная амнезия всегда заканчивается переписыванием истории кровью. Допустит ли это человечество, пережившее самую страшную за свою историю бойню Второй мировой? Нужны ли ему новые бури, кровь и жертвы, которые неизбежно породят равнодушное беспамятство и лицемерная «политкорректность», не делающая различия между палачами и героями?

Екатерина ПОЛЬГУЕВА.


blog comments powered by Disqus
blog comments powered by Disqus
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика TopList