02.07.2004 14:28 | Совраска | Администратор
ПОБОЧНЫЙ УЩЕРБ
Т.Николич — политик давно и хорошо известный. Он был вице-премьером правительства Сербии, а затем вице-премьером правительства Союзной Республики Югославии. То есть опыт государственной деятельности есть, и немалый. Во время двух предыдущих попыток избрать президента Сербии он неизменно выходил на первое место, и только недостаточная явка избирателей (нужно было не менее 50%) не позволяла ему стать главой государства. СРП, которую он возглавляет в отсутствие признанного вождя партии Воислава Шешеля, находящегося сейчас в тюрьме в Гааге, идет на подъем. На недавних парламентских выборах радикалы получили больше всего голосов и имеют крупнейшую фракцию в Скупщине Сербии.
Поэтому никто не удивился, что в первом туре нынешних президентских выборов Т.Николич опять получил наибольшую поддержку избирателей. Но тут за дело взялись «потусторонние» силы в лице Запада. Они как огня боятся прихода к власти людей, которые будут отстаивать интересы сербов, а не западных хозяев нынешней белградской «элиты». Поэтому на Западе началась мощная кампания в поддержку Б.Тадича. Политик он малоизвестный. Пару лет побыл министром обороны в правительстве связавшегося, как утверждают, с мафией, а затем убитого З.Джинджича. На посту министра обороны Тадич «прославился» тем, что начал увольнять генералов, участвовавших в отражении агрессии НАТО в 1999 году, и взял себе советников из США, Англии, Испании и...Израиля.
Разумеется, именно такой человек мог и должен был защищать «завоевания демократии» в Сербии. Не беда, что в результате этих «завоеваний» экономика Сербии полностью развалилась, а безработица достигла чудовищной цифры в 30%. Главное — верность идеалам. Поэтому Евросоюз в полном соответствии с демократическими принципами открытым текстом посоветовал сербам избрать Тадича. А тем, кто столь тонкий намек мог не понять, услужливо-прозападная часть белградской прессы разъяснила, что избрание Томислава Николича — это путь назад, к изоляции и бойкоту, к конфронтации с Европой.
Нечто подобное происходило и в Литве. Напомним предысторию. С 1998 по 2002 год там президентствовал В.Адамкус — человек, который в 1944 году успел повоевать на стороне фашистов и затем благополучно перебрался в США, где стал служить...в американской разведке. В 1998 году он вернулся в Литву и тут же стал президентом. Полезно все-таки для политической карьеры в Восточной Европе и никоторых странах СНГ сначала немного послужить в ЦРУ!
За время своего правления он ничем особенным не запомнился, за исключением того, что под занавес президентства поспособствовал приватизации главного добытчика средств для госбюджета — нефтеперерабатывающего завода (НПЗ) в Мажейкю. Сделку провернули так, что он попал в руки малоизвестной американской компании «Уильямс», причем на таких условиях, что вместо доходов Литовское государство приняло на себя все немалые убытки от деятельности «эффективных американских менеджеров».
Когда размеры воровства стали ясны рядовому избирателю, с трудом сводящему концы с концами, в Литве приключился политический кризис. Многие соучастники приватизации НПЗ с позором ушли из правительства. На случившихся в 2002 году президентских выборах все (!) литовские партии (от псевдолевых до вполне реальных правых) по дружескому совету посольства США в Вильнюсе призвали избирателя вновь поддержать Адамкуса. Однако неразумный литовский избиратель не внял «советам» и дружно проголосовал за молодого Роландаса Паксаса, который выступал против аферы с Мажейкским НПЗ, обещал вытащить на свет божий коррупционную верхушку Литвы и высказался за восстановление нормальных отношений с Россией.
Разумеется, этого ему простить не могли. Он покусился на святое — на право свободной, демократической, признанной Западом «элиты» Литвы и дальше разворовывать наследие советских времен. Западных кукловодов напугало и отсутствие у Паксаса фирменного знака литовской верхушки — дикой русофобии. Президента скинули. Но без всяких «революций цветов». Поскольку Литва — страна католическая, то скинули его с чисто иезуитской тонкостью: обвинив в не совершенных им преступлениях, а затем отстранив от власти с помощью прозападного парламента и конституционного суда. По сути дела, это был тихий государственный переворот.
Но Паксас сохранил симпатии народа (который видел, что его «сплавляют» за борьбу с коррупцией). Поэтому срочно был принят закон, запрещающий ему вновь баллотироваться в президенты. Однако тут на первые роли вышла Казимира Прунскене, которая последние 15 лет играла заметную роль в литовской политике. Она выступила примерно с такими же идеями, что и Паксас, и вполне могла рассчитывать на голоса его многочисленных сторонников. И тут понеслось...
Услужливо-прозападная пресса в Литве начала, как и в Сербии, шуметь, что избрание Прунскене — это шаг от Европы в сторону имперской России, что это изоляция, бойкот и т.д. И тем не менее к концу голосования, по предварительным данным, К.Прунскене лидировала с отрывом примерно в 10% голосов. Но тут случился некий сбой в компьютерной системе подсчета голосов, и вскоре все благополучно разрешилось. Президентом Литвы вновь стал отставной полковник американской разведки Валдас Адамкус.
Итак, угроза демократии что в Сербии, что в Литве миновала. США, НАТО и Евросоюз выразили полное удовлетворение. Ну а то, что сербский и литовский избиратель сейчас чешет в затылке (он хотел что-то изменить в своем незавидном положении, а ему не дали!), так это «побочный ущерб». Помните, как во время агрессии НАТО против Югославии в 1999 году, бомбили вроде бы военные объекты, а гибли все больше мирные жители. НАТО тогда придумало термин «побочный ущерб»: то есть убивать не хотели, а так, мол, получилось. Вот и сейчас сербскому и литовскому избирателю больно выкрутили руки. Но не потому, что хотели сделать больно, а для его же блага. Для защиты демократии. От кого? Да от него же, от неразумного избирателя...
А.САФАРИН.
blog comments powered by Disqus