17.09.2006 18:49 | Совраска | Администратор
ПРЕДАТЕЛЬСКИЙ КОНТЕКСТ
Когда в конце августа в кафе сербской части города Косовская Митровица прогремел очередной взрыв, в результате которого ранения получили 9 человек, обстановка, в том числе и на политическом фронте, вновь обострилась. Президент Сербии Борис Тадич осудил теракт и выразил надежду, что мировое сообщество присоединится к этим осуждениям, а террористы будут строго наказаны. Надеждам этим вряд ли суждено сбыться. В Митровице уже задержан 16-летний подросток, который якобы и кинул гранату в кафе. Но к таким «невинным шалостям» албанской молодежи и КФОР, и международные полицейские силы, и тем более местная полиция, состоящая из одних албанцев, относятся чрезвычайно снисходительно.
А «шалости» более серьезные вообще рассматриваются здесь как подвиг. И Борису Тадичу об этом прекрасно известно. Совсем недавно, во время одного из раундов переговоров по Косову, проходившего на высшем уровне, Тадичу пришлось встретиться с премьер-министром Косова Агимом Чеку. В Сербии выдан ордер на арест этого человека, обвиняющегося в организации и личном участии в расправах над сербским населением не только в Косове, но и в Хорватии, где Чеку воевал на стороне хорватской армии. Но Запад считает Чеку легитимным лидером, а отнюдь не военным преступником, следовательно, и Борис Тадич вынужден покорно мириться с этим.
Куда более резко высказался в связи со взрывом в сербском кафе премьер-министр Воислав Коштуница, заявивший, что в происшедшем в равной степени виноваты как албанские террористы, так и международное сообщество, которое их поддерживает. Коштуница припомнил слова, сказанные спецпредставителем генсека ООН на переговорах по Косову Марти Ахтисаари еще 8 августа. Тогда Ахтисаари выразил убежденность, что переговоры о статусе Косова (напомним, албанцы требуют признания полной независимости края, тогда как сербская сторона категорически с этим не согласна и настаивает на широкой автономии для Косова в составе Сербии) вообще излишни, потому что в любом случае неизбежно провозглашение его независимости. А сербы, «виновные как народ», должны с этим смириться.
Заявления высокого представителя о коллективной вине и ответственности всего народа вызвали возмущение у представителей практически всех политических сил Сербии, включая нынешнее прозападное руководство страны. Так что Ахтисаари, уже не первый раз пойманный на словах, свидетельствующих о заданности результатов переговоров, а значит, бессмысленности самого процесса, вынужден был оправдываться. Так, пресс-секретарь главы ООН Брендон Варна утверждает, что слова Ахтисаари-де вырваны из контекста, на самом деле тот говорил лишь «об историческом наследии, которое нельзя игнорировать». В ответ Коштуница возразил, что «все рассказы о широком и узком контексте бессмысленны, так как сербам хорошо известен истинный контекст такого клейма». И контекст этот — реалии контролируемого международными силами Косова, где немногочисленные еще оставшиеся в этом крае сербы живут фактически в резервациях и ежедневно подвергаются опасности.
Впрочем, несмотря на эти самые реальности, международные чиновники оценивают ситуацию в крае оптимистично. Так, немец Йоахим Рюккер, новый глава международной миссии в Косове, который приступил к исполнению своих обязанностей 1 сентября, считает, что в крае действуют демократические нормы. Косовских сербов эти заявления возмутили. Тем более Рюккер хорошо им известен. До нового назначения он возглавлял департамент экономического развития международных органов власти в крае и занимался вопросами приватизации объектов на территории края, в том числе и тех, что находились в государственной собственности Сербии. Приватизация проводилась исключительно в пользу албанцев и с нарушением многих правовых норм. Так что ничего хорошего от нового главы миссии сербское население края не ожидает.
Что касается словесного промаха Ахтисаари, то он также попытался сгладить его. Посещая 20—25 августа Косово, Ахтисаари пытался убедить албанских лидеров в необходимости увеличить количество сербских общин в крае и предоставить им больше независимости, в частности, ограничить право центральных институтов Косова (полностью контролируемых албанцами) отменять решения общинных скупщин. Ни малейшего понимания со стороны албанцев этот план не встретил. Они заявили, что его реализация «приведет к эскалации социального конфликта», а официальное разделение Косовской Митровицы (по существу, и так разделенной: после недавнего теракта мост через реку Ибар, делящую город на сербскую и албанскую части, опять закрыт) «является ущемлением прав и свобод албанцев».
Впрочем, отсутствие успехов в убеждении албанской стороны вряд ли изменит отношение к переговорам «международного сообщества», которое все чаще и откровеннее дает понять сербам, что, несмотря ни на что, независимость края будет провозглашена в ближайшее время. Тем более контекст, о котором говорил Коштуница, создают и нынешние сербские власти. Это контекст предательства и слабости, когда руководители Сербии заботятся прежде всего о беспрекословном исполнении указаний тех, кто разрушал и продолжает разрушать их страну, а не о национальных интересах.
В Сербии продолжается позорная охота на генерала Младича, выдачи которого МТБЮ требует все то же «международное сообщество» в лице США и ЕС, попустительствующее и даже поддерживающее албанских террористов в Косове. И в этой охоте активное участие принимает сам премьер Коштуница. Недавно он объявил об успешном ходе проведения в жизнь плана действий по захвату Младича. В интервью агентству «Танюг» премьер отметил, что план успешно осуществляется при полной координации и синхронизации деятельности всех компетентных органов. В том, что это действительно так, граждане Сербии убеждаются чуть ли не каждый день. Например, генерал в отставке Нинослав Крстич был снят с поста заместителя председателя Координационного совета по делам юга Сербии после того, как сказал в одном из интервью, что «если бы Младич постучал в мою дверь, я бы ему помог».
На фоне такого конструктивного и беспрекословного «сотрудничества» с МТБЮ, убивающего сербов (в чем после гибели Слободана Милошевича отпали последние сомнения) и изображающего их народом-преступником, любые громкие патриотические заявления сербских лидеров остаются только словами, на которые можно не обращать внимания.
А что касается исторического наследия, которое, по мнению Ахтисаарии, «нельзя игнорировать», то, как показывает ситуация в Косове, сербское историческое наследие там можно не только игнорировать, но и уничтожать. В те же дни, когда в сербской части Митровицы гремели взрывы и кипело возмущение людей, уставших от насилия и беззакония, в столице края Приштине при полном бездействии международных сил был осквернен очередной православный храм Святого Николы. Но если епископ Рашко-Призренский Артемий убежден, что отделить Косово и Метохию от Сербии означает приговорить христианское население края к истреблению, а саму эту область превратить в «государство зла», в котором власть окажется в руках террористов, то «мировое сообщество», судя по всему, ничего против этого не имеет.
Екатерина ПОЛЬГУЕВА.
blog comments powered by Disqus