28.08.2005 21:02 | Совраска | Администратор
ПРОЩАЙ, МАКС!
Устроители авиасалона гордятся тем, что в рамках было проведено более 220 бизнес-встреч, подписано несколько контрактов. Например, «Рособоронэкспорт»подписал контракт с индийской корпорацией «Hindustan Aeronautics Limited» (HAL) на организацию лицензионного производства авиадвигателя АЛ-55И, причем контракт был подписан в присутствии президента РФ. Первичный объем контрактных документов по данному соглашению, как говорится в пресс-релизе, составляет $250 млн., а полная реализация проекта может превысить суммарный объем $700 млн. Но если перевести это сообщение на обычный язык, то получится, что уникальные двигатели будут производить не российские рабочие, остро нуждающиеся в работе и зарплате, а их индийские коллеги, которые тоже, конечно, хотят жить и кормить свои семьи, но нам от этого не легче. Опять же, покупать эту продукцию будут не у нас, а уже у Индии, что тоже лишит страну определенных прибылей.
Не порадовало и сообщение о том, что компания «Гражданские самолеты Сухого» (ГСС), российская компания «Прогресстех» и американский «Boeing» заключили соглашение о сотрудничестве в области проектирования и производства гражданской авиатехники. Соглашение подписали гендиректор ГСС В.Субботин, президент «Boeing—Россия/СНГ» С. Кравченко и гендиректор «Прогресстех» В.Кульчицкий. Надо ли напоминать, что компания «Boeing» является давним конкурентом многих крупнейших авиапроизводителей мира, и, поставляя ей новейшие разработки российских ученых, мы тем самым наносим урон отечественным производителям. К тому же самолеты этой компании все чаще в последнее время попадают в различные аварии, и стоило бы много раз подумать, прежде чем подставлять репутацию отечественных ученых под удар.
Но все эти многочисленные договоры, которыми так гордятся устроители салона, не могут скрыть факта, что российская авиация в большой беде. И разразившийся буквально на следующий день после закрытия салона скандал с запретом эксплуатации Ил-96-300 (этот самолет также красовался на выставке, на нем летает президент) — ярчайшее тому подтверждение. Это не просто неполадки в тормозной системе, это сбой во всей системе российского авиастроения. Репутации отрасли, да и страны в целом, нанесен колоссальный урон. Под вопросом могут оказаться уже подписанные соглашения, а это и большие экономические потери. «Аэрофлот» уже называет сумму $20 млн. — столько потеряет компания в связи с запретом полетов самолетов этой модели. Наш авиапром, оказавшись в турбулентном потоке рыночной стихии, расчлененный между всевозможными ООО и ОАО, не в состоянии конкурировать с крупными западными производителями, все менее привлекателен на рынке авиаперевозок.
Во время финальной пресс-конференции я поинтересовалась у руководителя Федерального агентства по промышленности РФ Бориса Алешина относительно оснащения российского парка как гражданской, так и военной техникой, плачевное состояние которой известно и признается даже на самом высоком уровне. Его ответ был насколько уклончив, настолько и расплывчат. Обстоятельно рассказав о новых проектах, об успехах в развитии военно-транспортной авиации и пр., он нарисовал радужную картину будущего российской авиации (напомню, тогда еще не было известно о скандале с Илом). Но после пресс-конференции доверительно сообщил, что, конечно, проблемы есть, но не пристало этими грустными сообщениями портить праздничную атмосферу салона. Сказал также, что скоро отечественная авиация получит легкомоторные самолеты, производящиеся в Узбекистане, что позволит сделать авиаперевозки более дешевыми и мобильными (но вряд ли более безопасными, про себя отметила я). На мой вопрос, будут ли расти цены на авиабилеты в ближайшем будущем, Алешин сказал, что это неизбежно при росте цен на нефть и нефтепродукты. Но значительного повышения, по его мнению, не произойдет, и будет оно, скорее всего, зимой-весной будущего года.
Не могла я не поинтересоваться и состоянием авиационной техники, выполняющей боевые задания в Чечне. Этот вопрос я адресовала главнокомандующему ВВС РФ, генералу армии Владимиру Михайлову. Он тоже довольно уклончиво ответил, что «авиапарк в Чечне укомплектован должным образом, боевые экипажи выполняют поставленные задачи». Но, к сожалению, реальность не вполне соответствует убежденности генерала. Летчики в этом «горячем» регионе летают на изношенной технике, давно выработавшей свой ресурс. Авиатехники подчас проявляют просто чудеса изобретательности, ремонтируя боевые вертолеты и самолеты. И вряд ли скоро увидят в своих боевых частях экспонаты Московского авиасалона.
Впрочем, устроители старались оградить как посетителей салона, так и пишущую братию от негативной информации. Всего выставку освещали представители более 600 СМИ, в том числе 118 телеканалов и более 350 печатных изданий. Журналисты, наряду с купившими входной билет по цене 300 рублей зрителями, наблюдали за зрелищными шоу, которые устраивали отечественные и зарубежные летные экипажи. Особенно впечатляющим был, как обычно, вылет наших «Витязей» и французских военных летчиков, выписывавших в воздухе сложные фигуры, в том числе сердце, пронзенное стрелой. После выступления я поинтересовалась у французских летчиков, каковы их впечатления от салона.
Капитан Жан-Луи Ролан уже второй раз приезжает на МАКС, впечатления у него благоприятные, тем более что и погода не подвела. «Это мы привезли вам солнце из Франции!» — улыбается Жан-Луи. Его товарищи по команде, французские летчики, говорят, что им часто приходится участвовать в различных авиашоу, но здесь им особенно нравится, хотя, скорее всего, это была дань дежурной вежливости. Но поскольку они летчики боевые, то им приходится участвовать и в боевых операциях тоже. «И в Югославии были?», — интересуюсь у статных красавцев. «Да, — уклончиво отвечают они, — нам разные боевые задания выполнять приходится». После этих признательных слов как-то расхотелось продолжать беседу с французскими асами.
А американский летчик и его коллега женщина-пилот, покупавшие русские сувениры на расположенных тут лотках, с гордостью сообщили, что в Ираке не были, и, похоже, не стремятся туда попасть. Им больше нравятся такие вот мирные мероприятия.
Сам салон больше напоминал огромную ярмарку под открытым небом — везде были установлены палатки, торгующие пивом, шашлыками (их дым зазывно вился над мангалами, правда, цены кусались, — за небольшую порцию шашлыка надо было выложить 150 рублей). Везде продавались рекламные майки, кепки, плакаты, была развернута продажа военных изданий. Опять же все стоило довольно дорого. Но посетителей не останавливали высокие цены, на смотровой площадке было много молодых людей, загоравших под жарким августовским солнцем, родителей с детьми. И везде — огромные кучи мусора: пластиковые бутылки, обрывки рекламных плакатов и буклетов, пакеты, пищевые объедки, в общем, зрелище малоэстетичное. И еще большое число военных — молодых солдат, охранявших салон, милиционеров, даже конная милиция тут была.
Но крупных происшествий, по счастью, удалось избежать, и салон, седьмой по счету, прошел довольно мирно. В следующий раз он будет проводиться через два года.
Вряд ли ему удастся перегнать по размаху аналогичные салоны в Ле-Бурже или в Восточной Азии, — о том, что МАКС пока не пользуется большой популярностью за рубежом, говорит тот факт, что европейское авиакосмическое агентство представило лишь макеты своей продукции, причем не самой передовой. В отличие от наших авиапроизводителей, вернее, компаний, которые приватизировали в последние годы крупные производства, выпускающие авиационную технику, прославлявшую нашу страну в прежние годы, зарубежные производители не спешат раскрывать свои секреты, понимая, как значима эта отрасль для их стран. Мы, конечно, вправе гордиться великими достижениями наших создателей летной техники, их приоритет в этой области неоспорим. Но сейчас России все чаще приходится довольствоваться лишь тем громадным потенциалом, который был накоплен еще в советские годы, а теперь вот приносит прибыли новым хозяевам корпораций, охотно подписывающим контракты с зарубежными партнерами, при этом не слишком обременяя себя заботой об отечественных рабочих. И потому не слишком радостные мысли посещали меня при осмотре салона.
...Над летным полем вьется солярный запах, так хорошо знакомый по полетам как в «горячие точки», так и просто в разные города и веси. Я смотрела в голубое небо, где летчики являли чудеса пилотажа и думала об их коллегах, выполняющих свою нужную и трудную работу в различных уголках страны. О тех, кому месяцами не платят крохотную зарплату, кому приходится летать на изношенной технике. Они с грустью смотрят репортажи об авиасалоне и мечтают, как бы увидеть эту технику наяву, а не на далеких красочных выставках. Впрочем, вся жизнь в нынешней России скорее напоминает одну большую выставку-ярмарку, где все на продажу, но так мало правды и доброты, и где за красивым рекламным фасадом столько боли и несправедливости. Прощай, МАКС! Удачи тебе, Россия.
Елена БАДЯКИНА.
blog comments powered by Disqus