27.04.2004 23:20 | Совраска | Администратор
ПЯТЬ ПУНКТОВ ФРАДКОВА
ЛЮДИ среднего и старшего возрастов, безусловно, поймут второй смысл заголовка. В свое время (в конце 60-х) КПСС была разработана так называемая Программа мира, которую на Западе называли «шесть пунктов Брежнева). Программа была растиражирована, растащена на цитаты, беззастенчиво использована представителями миротворческих и мирозащитных организаций — вплоть до ООН — в разного рода заявлениях, декларациях и иных официальных документах. О первоисточнике же заимствователи благополучно забыли, выдавая результаты плагиата и компиляции за достижения западной демократии. Впрочем, это не единственный пример, когда демократчики да либералы используют цитаты из классиков научного коммунизма, забывая упомянуть автора. Самый яркий — повсеместное использование тезиса о том, что каждая ситуация повторяется дважды — в виде трагедии и в виде фарса. Интересно, если верхогляды, мнящие себя властителями дум, узнают (о том, что вспомнят, я сильно сомневаюсь), что слова принадлежат Карлу Марксу («18 брюмера Луи Бонапарта»), может, они станут реже употреблять это словосочетание?
И вот новый премьер решил точно посчитать приоритетные задачи и донести их «городу и миру». Задач оказалось ровно пять.
Но сначала позволю себе отвлечься на то, чтобы сформулировать отношение к двум другим, наиболее часто повторяемым в последнее время темам — непопулярные решения и замена льгот денежными компенсациями. Первое ничего, кроме горькой усмешки, вызвать не может — предполагается, что до этого реформы были популярными.
Что же касается отмены льгот, то ограничусь только одним напоминанием — чуть более года назад кто-то ужасно знакомый, страшно вращая зрачками, вещал с экранов о беззаботливости и тупости прежних законодателей, напринимавших законов со льготами аж на 3 трлн. руб. в год. А тут вдруг выяснилось, что льгот-то на самом деле в 20 раз меньше. То, что в 164 млрд. руб. не включены жилищные льготы, ситуацию принципиально не меняет хотя бы потому, что фактически все эти льготы давно перекрыты необоснованным повышением тарифов. А где же, позвольте спросить, оставшиеся 2836 млрд. руб.? Нас, что, умышленно вводили в заблуждение (проще говоря, врали), пугая неподъемными для бюджета размерами? Или клерк опять подсунул не ту бумажку? Но ведь потом и прочие представители властей предержащих эту цифру муссировали к месту и не к месту. А, может быть, все проще — остальная часть льгот предоставляется тем, кто не хочет получать вместо них денежную компенсацию? Например, первые президенты, бывшие депутаты, чиновники высшего и среднего звена? Почему бы не поискать здесь? Потенциал-то куда как выше. Представьте себе, что все депутатские льготы заменяются денежной компенсацией. Например, компенсировать право на занятие жилого помещения в г. Москве (статья 34 Закона о статусе депутата ФС) по тем ставкам, которые применяются для военных? Или заменить денежной компенсацией расходы на охрану предыдущего президента и на его санаторно-курортное обслуживание. Только по государственным расценкам и с неясными перспективами последующей индексации...
Настораживает и то, что все официальные лица, которые затрагивают тему, говорят об одном и том же, одними и теми же фразами, в одном и том же порядке. То, что читать по написанному умеют бегло — успокаивает, а вот с арифметикой — очевидные проблемы. Нам настойчиво твердят о грядущем повышении пенсий в пределах от 500 до 900 руб. в месяц. Но, если поделить названную сумму (164 млрд. руб.) на число одних только пенсионеров (которые, по определению, должны пользоваться льготами) без учета других льготных категорий, получается около 4 тыс. руб. в год или меньше 400 руб. в месяц. Но если кто-то будет получать 900 руб., то кто-то получит только 200. То, что очевидно второкласснику, почему-то неведомо министрам и иным руководителям высшего ранга.
Теперь об экономической составляющей готовящейся подмены. Специально для министров, управляющих экономикой и социальным развитием, замечу, что экономический и социальный смысл льгот не в том, что человеку гарантируется получение дополнительных доходов, а в том, что часть его вероятных расходов берет на себя государство (в виде бюджетов различных уровней). Поэтому замена, например, льготы на проезд в общественном транспорте денежной компенсацией для жителей крупных городов будет означать катастрофу (вряд ли размер компенсации дотянет до стоимости одного проездного на всех видах транспорта), а жителей села коснется тогда, когда им по каким-то (отнюдь не редким) надобностям придется проехать по районному центру. К тому же механизм компенсации не разработан. Скорее всего с учетом конституционного равенства всех перед законом (в данном-то случае «они» об этом непременно вспомнят) замена сведется не к простому повышению пенсий, а к существенной дифференциации этих доплат в зависимости от местности, в которой проживает льготник. Или сделают еще хуже — предложат возмещать «по факту». Это значит.
Что нужно будет собрать все документы, подтверждающие фактически произведенные расходы, отстоять в очереди в собесе, а потом молодой оболтус с сытым загривком будет дотошно уточнять, куда и зачем проситель ездил, всем своим видом давая понять, что он априори подозревает бывшего льготника в попытке подрыва финансовой системы страны.
Тезис о замене денежной компенсацией льгот на установку телефона вообще не выдерживает никакой критики. Только вдумайтесь — высшие чины государства фактически заявляют о том, что на селе телефонов нет и не будет.
А почему никто не акцентирует внимание на отмене льгот на лекарства? Без поездок и телефона как-то прожить можно, а без лекарств? Или это новый метод борьбы с бедностью, или новый этап пенсионной реформы?
ТЕПЕРЬ к программе Фрадкова. Наверное, нет смысла подробно анализировать каждую из поставленных задач. Если оценивать в комплексе, то нам говорят о том, что надо «слезть с нефтяной иглы», преобразовать рентную экономику в инвестиционную (как будто это разные понятия, как будто нельзя полученную ренту направлять на инвестиции) посредством реформы государственной власти, которая, как оказалось, была неэффективной и вороватой. Учитывая горький опыт прежних проявлений «заботы власти о народе», напрашивается примерно такой перевод озвученной программы — мы нефтяные, газовые и иные прибыли поделили между собой и своими друзьями, вам ничего не достанется, если хотите — восстанавливайте экономику сами, как хотите, но у нас под ногами не мешайтесь. Не до вас. Надо еще налоги собрать и тоже поделить между собой и своими...
На одной задаче все-таки нельзя не остановиться. Речь идет о борьбе с бедностью. Кто бы спорил о целях?! Вот только методы... В качестве первоочередной ставится задача снижения ЕСН. Но при этом мягко умалчивается о том, что одновременно меняются размеры выплат, соответствующие определенной ставке, а сам налог взимается не с начисленной заработной платы, а относится на себестоимость продукции. Приведем один пример, который не является характерным для подавляющего большинства работающих, но, уж если бороться с бедностью, то и ориентироваться надо на соответствующие суммы. Так, ЕСН с годовой суммы оплаты труда в 300 тыс. руб. (25 тыс. руб. в месяц) в настоящее время составляет 75600 руб. После «реформы» предлагается уплачивать (при ставке 25,6%) 76800 руб., при годовой зарплате 200 тыс. руб. (16700 руб.) — соответственно 55600 и 51200 руб. Безусловно, выиграют только те работодатели (именно работодатели, так как повышение жизненного уровня работников в этом случае целиком зависит от их доброй воли), которые платят своим работникам меньше 100 тыс. руб. в год. Да, сейчас подавляющее большинство работающих получают заработную плату ниже указанной суммы. Но она всего на 20 процентов больше, чем средняя (по данным Госкомстата) по стране. А если поверить тем, кто говорит, что примерно такая же сумма (в среднем) выплачивается в конвертах, то эффективность решения указанной задачи представляется более чем спорной.
Борьбу с бедностью, как и следовало ожидать, начали с самых необеспеченных — с чиновников. И опять импортные калькуляторы у экономистов и финансистов от власти дали сбой. Быстренько была придумана сказочка о том, что все повышение пройдет за счет сокращения других чиновников. Эту байку и слушать-то обидно. Ведь понятно даже депутату от ЕР: для того, чтобы повысить оклад чиновника вдесятеро, девятерых надо уволить. Развивать тему бессмысленно, так как для этого надо обладать способностями профессионального фантаста.
А представители от правящей партии снова дали повод усомниться в арифметических способностях. Кто-то (не помню кто) из них в последней «Свободе слова» с жаром пытался убедить присутствующих и слушателей, что если поделить всю сумму повышения на всех жителей страны, то получится всего по рублю с человека. Элементарный подсчет показывает, что это, мягко говоря, заблуждение. Если 30 тыс. чел. повысить зарплату в среднем на 50 тыс. руб., то получится 1,5 млрд. руб. А это уже более чем по 10 руб. с человека, или 30—40 руб. с семьи. А если полученную сумму поделить на количество несовершеннолетних детей, то получится, что, вместо того чтобы облагодетельствовать тонтон-макутов с портфелями, можно было бы как минимум удвоить размер детских пособий. Но это только первый этап повышения зарплаты чиновникам. Можно не сомневаться, что за ним последуют и второй, и третий — до тех пор, пока повышение не дойдет до самого мелкого клерка. Военным, врачам, учителям и прочим аналогичным категориям можно не беспокоиться. Даже если их и приравняют к государственным служащим (как военных), принципиально ничего не изменится. «Они» ведь, не стесняясь, говорят о том, что повышение производится в основном за счет дополнительных выплат — чтобы не повышать общего уровня денежного довольствия военным. Кстати, может быть, причина отказа от повышения зарплат другим бюджетникам и получателям компенсаций в том, что их (врачей, учителей, матерей) сократить труднее? Точнее, в том, что пока трудно заявить о их сокращении. Рецепт-то сокращения «им» давно известен, но оглашать его можно пока только заокеанским хозяевам.
Еще одна цифра, которая не может не вспомниться читателю. За прошедший год рост экономики составил примерно семь процентов. Это значит: если зарплата у кого-то выросла хотя бы на 500 процентов (минимальный уровень объявленного повышения), то 493 процента не обеспечены ничем и должны бы немедленно отразиться на уровне инфляции. Но инфляция — священная корова чиновных экономистов и колебаться может только «вместе с линией партии» или вертикалью власти. Вывод один — сумма в размерах, превышающих инфляцию, должна быть просто отобрана у населения. Отнюдь не только у бюджетников, но и у тех, кто формирует доходную часть бюджета.
Поражает своим цинизмом повод для кратного повышения — борьба с коррупцией. Только вдумайтесь, что произошло — в ходе административной реформы только единицы потеряли свои (или аналогичные) места в современной номенклатуре. Значит, это их имеет в виду и президент и иже с ним, когда говорят о бедных чиновниках, вынужденных брать взятки исключительно по причине низких окладов. То есть одновременно признается (неявно, но безусловно), что они-таки брали взятки, а им за это еще и прибавка к жалованью!
Да и вряд ли в среде федеральных чиновников прямое взяточничество широко распространено. Есть и другие, более мягкие и завуалированные формы — многократно завышенные гонорары за ненаписанные книги (или книги, фактически написанные другими), кратно же завышенные гонорары за лекции и «научные» консультации. Никакое повышение этих кормушек не исключает.
Я никого конкретно преступниками не называю, так как понимаю, что преступниками может назвать только суд. Да вот только шансы дожить до суда у все большей части номенклатурного чиновничества стремительно уменьшаются. Почему-то закрадывается и укрепляется мысль, что цели-то у избранной власти весьма далеки от заявленных.
В.Р. ЗАХАРЬИН.
blog comments powered by Disqus