Rednews.ru

Подписка

Подписаться на RSS  Подписка RSS

Подпишитесь на рассылку:


Поиск

 

Наш баннер

Rednews.ru

!!!

15.12.2002 12:56 | Совраска | Администратор

РАДИОВОЛНЫ ТОЖЕ ПАХНУТ

Здравствуйте, уважаемая редакция!

С удовольствием читаю на страницах вашей газеты статьи и заметки о работе «наших» «демократических» СМИ, но особенно привлекают публикации о работе радио. Едва ли не в каждом выпуске «Наедине с экраном» выходят критические статьи о «Радио России», и это вполне правомерно. Но, с другой стороны, «Радио России» — плоть от плоти нынешнего режима, и широкое вещание оно начало в весьма характерное время -22 августа 1991 года, поэтому оно просто не может быть иным. Совсем другое дело - радиостанция «Маяк». Эта одна из старейших советских радиостанций, по рейтингу занимающая нынче второе место после «Радио России», как-то обойдена критикой на ваших страницах, и эту недоработку необходимо устранить.

Являясь давним слушателем (бывшим) «Маяка», с тяжелым чувством наблюдаю, как, начиная с «перестройки», разрушается эта прекрасная в прошлом радиостанция.

1 августа 1964 года начала вещание первая в Советском Союзе музыкальная радиостанция "Маяк". На ее волнах звучала симфоническая, народная, хорошая зарубежная, но преимущественно советская эстрадная музыка, а каждые полчаса передавались самые свежие «Новости», не более пяти минут.

С течением времени радиостанция развивалась, и, кроме музыки, появились (в разные годы) постоянные тематические передачи: «Почтовый ящик «Маяка», «Полевая почта «Юности», «Для тех, кто в пути», многочисленные утренние и вечерние передачи отдела сатиры и юмора Всесоюзного радио — «Опять двадцать пять», «Вы нам писали», «Мы с вами уже встречались», «Полчаса на все», «78 децибел», «Клуб юмористов Теодора Ефимова», а в последние годы — беседы о музыке «Посмотрите, кто пришел» и конкурсная эстрадная передача для молодых исполнителей «На сцене — молодые». Выходили передачи «Маяк о спорте», «Маяк о погоде», «На курортах страны».

При проведении важных спортивных матчей чемпионатов мира и СССР, преимущественно по футболу и хоккею, «Маяк» организовывал прямую трансляцию заключительных минут игры.

Дважды выходил анонс передач на текущий день — в 10.00 и в 16.30.

Не умаляя достоинств других существовавших в то время радиостанций, надо признать, что лучшей музыкальной радиостанцией был «Маяк». На «Маяке» работали прекрасные редакторы, благодаря которым мы могли слушать исключительно высокохудожественные новинки эстрады и других музыкальных жанров. Можно было не сомневаться: «сделано» на «Маяке» — значит, отличное. Впервые прозвучавшие на «Маяке» песни быстро становились популярными, а исполнители — звездами эстрады.

К сожалению, все сказанное осталось в прошлом. То, что вещает ныне на волнах ДВ, СВ, УКВ под известной маркой «Маяк», никакого отношения к этой радиостанции не имеет.

1 августа 1998 года вся редакция «Маяка» с помпой отмечала 35-летие радиостанции, но нам, слушателям, это мероприятие напоминало поминки, потому что «Маяк» давно умер.

Разрушение «Маяка» началось со времени болтливой «перестройки», когда мутная волна пустопорожней болтовни захлестнула все СМИ, включая «Маяк». Реформаторский зуд, тоже побочное дитя «перестройки», не давал кому-то покоя в руководстве радиостанции, и «Маяк» потрясала череда бесконечных реорганизаций, в результате чего стало сокращаться время музыкального вещания, ради которого и была создана радиостанция... Последняя реорганизация произошла в январе 2000 года, довершившая разрушение «Маяка». Окончательно исчезли все прежние передачи, и из музыкально-информационной радиостанции она превратилась в информационно-музыкальную, где в течение пяти минут звучит музыка и 25 минут — информация. Что это за музыка и информация, будет сказано в дальнейшем.

Об информации. С началом «перестройки» на «Маяке» были изобретены так называемые информационно-музыкальные панорамы, с 10 до 13 часов и с 16 до 20. Что это такое? Это когда 4 часа днем и столько же вечером косноязычный журналист или журналистка с плачущим голосом, а не профессиональный диктор, как прежде, вываливает на слушателя груду сообщений, причем без малейшей тематической упорядоченности, совсем как акын, который поет обо всем, что в данный момент попадает в поле его зрения: катастрофа поезда... открылась выставка... теракт... президент встретился... новости спорта, и так по кругу.

После блока «Новостей» идет музыкальная вставка. Не знаю, специально ли так составляют музыкальную часть редакторы, но почему-то после трагических сообщений следует, как правило, бравурная музыка...

...Характерная особенность всех нынешних электронных СМИ, превратившихся в СМОГ — средства массового оболванивания граждан, включая «Маяк»,— замена фактов комментариями. Например, простейший факт, что сегодня солнце взошло в 8.00, обговорят, обсосут, разжуют полчища расплодившихся всевозможных комментаторов, обозревателей, политологов... Применительно к «Маяку» это сообщение будет выглядеть так: «Сегодня солнце взошло в 8.00 в стране, 70 лет разрушавшейся коммунистами».

Надо ли говорить, что любые факты на «Маяке» журналисты подбирают весьма тенденциозно, снабдив их соответствующими комментариями. Все сообщения носят антисоветский, антикоммунистический характер. Особенно заметно это во время переломных моментов истории — выборов президента, Думы или памятных дат советского периода и новейшей российской истории — 7 ноября, 4 октября... Оно и неудивительно, ведь «Маяк»— государственная радиостанция, а государственная идеология — антикоммунизм и антисоветизм.

90% информации, передаваемой на «Маяке», является совершенно лишней, потому что она порождена развалом в стране. Когда в советское время была стабильность, вся информация вполне умещалась в 5-минутные выпуски «Новостей». Но журналисты, похоже, совсем не заинтересованы в стабильности, поскольку тогда потеряют свою работу. Поэтому они никогда не называют причин развала в стране, а касаются только следствий и предпочитают хулить Советскую власть. Тональность их сообщений такова: да, сейчас все плохо, но причина в 70 годах Советской власти и просто в стечении обстоятельств, как при стихийном бедствии, когда никто не виноват.

Качество речевых сообщений на «Маяке» тоже не выдерживает никакой критики, поскольку передаются они хотя и по-русски, но далеко не с русской интонацией и при этом немыслимой скороговоркой. В начале каждого часа — «Новости», затем идут комментарии к этим «Новостям», после — комментарии к комментариям, и через 15 минут — снова повторение сказанного. Происходит бесконечное пережевывание одного и того же в течение дня. Все сообщения перебиваются бесконечными речевыми и шумовыми заставками и рекламой. Слоган «В эфире — «Маяк» повторяется раз 200 в течение дня, как будто журналисты держат слушателей за идиотов, которые не знают, какую радиостанцию слушают. В заключение получаса прозвучат одна-две песни, и в следующем получасе повторяется все сначала.

Необходимо отметить ту музыку, которая звучит на «Маяке». В основном это англоязычные песни, но при этом исключительно неблагозвучные. Нет, я не против хорошей иностранной музыки, но в разумных количествах и не на государственных станциях. В РФ вещает много «англоязычных» музыкальных радиостанций, но их хоть можно слушать без зубной боли. Иностранную же музыку, передаваемую на «Маяке», слушать невозможно — вянут уши. (Кстати, на «Юности» — «Молодежном канале», филиале «Маяка», исполняется точно такая же антихудожественная музыкальная жвачка. Это и неудивительно, ведь эти две радиостанции имеют общее руководство и проводят одинаковую музыкальную политику.)

...Наивно думать, что все музыкальные редакторы «Маяка» вдруг враз возлюбили американскую музыку. Характер и качество этой «музыки» как раз говорят о том, что редакторы, долгое время специализирующиеся на советской песне, являются абсолютными непрофессионалами в иностранной музыке и вынуждены выполнять установку руководства радиостанции на американизацию, отсюда музыкальная часть крайне низкого уровня.

Качество музыкальной части передач снизилось еще и потому, что эфир на «Маяке» стал платным, по признанию самих же сотрудников. Любой исполнитель или даже любой гражданин, способный воспроизводить какие-либо звуки, может оплатить какое угодно количество эфира и исполнять свои «шедевры» до посинения. Вспоминается одна передача комментатора Пешкова в прямом эфире с неким исполнителем, когда позвонивший на эфир слушатель с возмущением посетовал: «Почему этот прекрасный исполнитель у вас совсем не передается, зато Буй-нов звучит дни и ночи напролет?». На что ведущий любезно пояснил: «Потому что Буйнов идет у нас за деньги, а этот исполнитель пришел попеть для души». О какой музыкальной политике и о каком качестве музыки можно говорить?!

Как уже было сказано, со времени «перестройки» «Маяк» перманентно находится в состоянии перемен: меняются время начала и дни вещания постоянных передач, отменяются добрые старые и появляются передачи-однодневки: «Бизнес-клубы», «Росины», «Ваши адвокаты»... Уследить за программой выхода своих любимых передач стало невозможно, потому что анонс передач на текущий день «Маяк» объявлять перестал. Видимо, коллективу или руководству глубоко плевать на слушателя, и свои действия они объясняют так: «Радиослушатели? — А это кто такие?! — Мы работаем для себя!».

Одно время на радиостанции додумались до того, что заменили шаг, то есть фирменный сигнал «Маяка» стал звучать не в начале и середине каждого часа, а... через 20 минут, то есть в начале, на 20-й и 40-й минутах каждого часа. Слушатели, привыкшие за 20 лет к исполнению сигнала по получасам, ничего понять не могли: или у них часы спешат, или отстают, или там, на «Маяке», все свихнулись. Планировалось перейти и на 15-минутный шаг, но здравый смысл все же возобладал, и «Маяк» вскоре опять вернулся к получасовым сигналам.

В 1992—1993 годах в самое удобное время, с 21— 22 часов, на «Маяке» вещала секта «Аум Сенрикё», благодаря спонсорству которой, опять же по признанию работников радиостанции, удалось обновить всю аппаратуру в студии. Секта давно запрещена, но деньги, как известно, не пахнут...

С января 2000 года каждые полчаса стала выходить передача «Маяк о спорте». Заметим: спорт в стране разрушен, зато на «Маяке» о нем вещают круглые сутки. Ну какие спортивные события могут произойти за 30 минут? Прежде, когда новости спорта передавались на «Маяке» раз в сутки, в 15.30, можно было в это время включить приемник и послушать интересующую информацию, теперь же, когда о спорте сообщают каждые полчаса, и каждый раз по-новому, узнать, когда передадут результат интересующего матча или другое событие, стало невозможно. Получается — разговоров много, а конкретного — ничего. Какие это сообщения? Чемпионат НХЛ, Национальной баскет^ больной ассоциации США, чемпионат по футболу в Испании (Италии, Греции), турнир по теннису...

Справедливости ради надо сказать: «перестройка» и затем краткий период относительной «демократии» (до 1995—1997 гг.) принесли на «Маяк» не только плохое. Появлялись и новые музыкальные передачи. Например, с 1991 по 1999 год ежедневно по будням с 13.00 выходили двухчасовые «Музыкальные панорамы «Маяка», в которых музыкальные комментаторы Ирина Жилкина, Людмила Шиндяпина, Оксана Таран, Татьяна Ханкишиева, Николай Рыбинский, Анатолий Лысенков, Светлана Галаган, Елена Труханова, Люд^ мила Дубовцева, Константин Смертин рассказывали обо всех событиях музыкальной жизни страны, приглашали на прямой эфир музыкантов, исполнителей песен, композиторов, поэтов.

Передавались прекрасные эстрадные программы: «Конкурс песен — «Маяк» — конкурсная эстрадная передача для популярных исполнителей по телефонным звонкам радиослушателей, ведущий Константин Смертин; «На сцене — молодые» — конкурсная программа для молодых, начинающих исполнителей по письмам слушателей, ведущая Людмила Дубовцева; программа «Фортуна», в которой звучали новинки СНГовой эстрады и интервью с исполнителями и композиторами, режиссер Дмитрий Гнездилов, ведущие Ольга Мещерякова, Марина Хлебникова, Николай Рыбинский и другие; «Место встречи — «Маяк», ведущий Артур Макарьев (единственная передача, сохранившаяся до настоящего времени, но ставшая полностью американоязычной и потому совершенно неинтересной). К сожалению, все эти передачи уже не существуют. Возможно, что в настоящее время на «Маяке» появились новые програмт мы, но узнать о них трудно. Для этого придется постоянно слушать «Маяк», что требует недюжинного терпения; можно выдержать час-другой, не более.

Руководство и работники этой радиостанции могут возразить: каждая радиостанция имеет право изменяться с течением времени. Безусловно. Но в рамках существующей концепции, заявленной при регистрации данной радиостанции, а применительно к «Маяку» — это 90% времени вещания отечественной музыки и 10% — информации. То, что вещают сейчас под известной маркой на ДВ, СВ и УКВ, никакого отношения к «Маяку» не имеет. И если вам, уважаемые сотрудники, и руководству нравится так работать, постройте себе новую студию, купите новую частоту, а главное — откажитесь от использования известной марки «Маяка». И вещайте хоть 25 часов в сутки. А нам верните прежний «Маяк».

А. ШИНКЕВИЧ.


blog comments powered by Disqus
blog comments powered by Disqus
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика TopList