Rednews.ru

Подписка

Подписаться на RSS  Подписка RSS

Подпишитесь на рассылку:


Поиск

 

Наш баннер

Rednews.ru

!!!

22.07.2004 18:07 | Совраска | Администратор

РЕЧИ с АКЦЕНТОМ

В ПРЕДЫДУЩЕМ номере газеты мы рассказали о появлении на свет «доктрины Путина». Напомним, что, выступая в МИДе на совещании с послами РФ в зарубежных странах, Путин, по сути дела, заявил, что он не будет возражать против освоения зоны исторических интересов России в СНГ другими державами. Это заявление наделало много шума, и Кремль попытался вывернуться, утверждая, что слова президента были выдернуты из контекста. Но ждать подтверждения существования «доктрины Путина» (непротивление укреплению влияния иностранных государств в СНГ) долго не пришлось.

Как известно, самой горячей точкой на территории СНГ является ныне зона осетино-грузинского конфликта. Президент Грузии М.Саакашвили пытается захватить Южную Осетию, население которой в боях 1990 — 1992 годов отстояло свою независимость, и на референдуме в том же году приняло решение о присоединении к России. Это решение было подтверждено Южной Осетией весной этого года после того, как проамериканская верхушка Тбилиси вновь попыталась подчинить себе непокорных осетин. Поначалу казалось, что российское руководство раз в кои годы поступит так, как этого требуют интересы России. То есть поддержит обращение Южной Осетии.

Однако в прошлую субботу 17 июля в программе ТВЦ «Новости недели» выступил председатель Комитета Совета Федерации по международным делам М.Маргелов. Смысл его высказываний сводился к тому, что главное для России в нынешних условиях — сохранить территориальную целостность Грузии. Для убедительности он употреблял в отношении Южной Осетии термин «сепаратизм». К чему бы вдруг г-н Маргелов появился на экране с изложением позиции, находящейся в резком противоречии с позицией российского общества? Напомним, что Госдума РФ в последние недели приняла несколько решений в поддержку народа и руководства Южной Осетии. И вот неожиданно из недр Совета Федерации зазвучали речи с грузинским акцентом.

Известно, что г-н Маргелов, как, впрочем, и многие парламентарии кремлевского разлива, чутко держит нос по ветру. Очевидно, в глубине ближайшего окружения Путина наметились некие подвижки в отношении к конфликту на Кавказе, которые г-н Маргелов поспешил озвучить. Но дело явно не только в переменчивых настроениях московской верхушки.

Отметим, что вскоре после начала конфликта появились сообщения, что между Москвой и Вашингтоном идут консультации на этот счет. Невинное слово «консультации» на деле означает, что США, как хозяева мира, немедленно взяли на себя роль арбитра. Разумеется, абсолютно непредвзятого арбитра. Особенно с учетом того, что Саакашвили, занимающий откровенно антироссийские позиции, является ставленником Вашингтона.

До сих пор американцы помалкивали, не слишком определяя свою позицию. Но можно было не сомневаться, что рано или поздно они дадут знать, чего хотят. И тут на экране появляется г-н Маргелов с заявлением, которое, несомненно, вызвало довольное урчание в Вашингтоне. Господин Маргелов не первый раз выступает с речами, вызывающими искреннее одобрение США. Напомним, что в марте прошлого года, когда буквально весь мир вздыбился против готовящегося вторжения в Ирак, именно г-н Маргелов настойчиво советовал, чтобы Россия присоединилась к антииракской коалиции.

А через несколько месяцев, когда американцы, завязнув в Ираке, начали добиваться от России отправки наших войск в эту страну, г-н Маргелов, не моргнув глазом, заявил, что если президент РФ внесет предложение послать русских солдат в Ирак, то Совет Федерации немедленно поддержит это предложение. Надо ли доказывать, что такие речи звучали, как музыка, в Вашингтоне. Вот и теперь г-н Маргелов, осудив народ Южной Осетии, добивающийся присоединения к России, как «сепаратистов», несомненно, заслужил новую порцию аплодисментов в США.

Мы, разумеется, бесконечно далеки от мысли, что председатель Комитета Совета Федерации по международным делам постоянно озвучивает точку зрения Госдепартамента США. Нет, просто мнения г-на Маргелова и Госдепартамента США каждый раз счастливо совпадают. К обоюдному, конечно, удовольствию. Но даже если принять за основу версию о простом совпадении точек зрения упомянутого джентльмена и Госдепа США, в сухом остатке все равно остается тот факт, что в России со времен печальной памяти главы МИД РФ А.Козырева еще не было политика, столь чутко прислушивающегося к мнению Вашингтона.

Президент Путин совершил промах, назначив на пост главы МИД г-на Лаврова. Этот гражданин в бытность представителем России при ООН постоянно позволял себе занимать независимую позицию по отношению к Америке. А вот если бы на пост министра назначили джентльмена, являющегося предметом нашего анализа, то российско-американские отношения вознеслись бы на недосягаемую высоту. Как во времена того же г-на А.Козырева, когда МИД РФ многие называли отделом Госдепа США, и даже всесильный Ельцин не мог снять Козырева с этого поста, ибо за него, вспомним, «очень просили» американцы.

На Западе явно недовольны тем, что в политических кругах России и в СМИ вдруг возобладали проосетинские и антигрузинские настроения. На самом деле это не проосетинские настроения, а выражение естественной реакции общества на ситуацию, которая угрожает интересам России. Наша газета сразу после начала конфликта писала, что на деле речь идет не об осетино-грузинском, а о российско-американском противостоянии. Именно США, стремящиеся вытеснить нашу страну из зоны ее исторических интересов на Кавказе, подталкивают М.Саакашвили на борьбу с Россией. Но вместо того чтобы сдать позиции, как этого привычно ожидают от российской верхушки, она вдруг заартачилась, начала говорить о правах граждан РФ, составляющих более 80% населения Южной Осетии. Наши американские партнеры, видимо, осуществили некие закулисные маневры, результатом которых, возможно, и стало выступление г-на Маргелова на телевидении. Надо думать, что и влиятельное грузинское лобби в Москве тоже не осталось в стороне.

НО ВЕРНЕМСЯ к сущности вопроса. Что такое Грузия, о целостности которой так печется г-н Маргелов? По сути дела, он вместе с г-ном Саакашвили печется о нынешней Грузии в административных (но не государственных!) границах Грузинской Советской Социалистической Республики. А это не одно и то же. Грузинской ССР больше нет. Грузия вышла из состава СССР. Но при этом и составлявшие ее народы (втиснутые в состав Грузии без их согласия) точно так же получили право на самоопределение.

Напомним немного истории. Осетия вошла в состав России в 1774 году. А грузинское Картл-Кахетинское царство лишь в 1801 году. То есть на 25 лет позже. Другие грузинские царства — Мегрелия, Гурия и Сванетия вступали в состав России аж до 1827 года. То есть никакого целостного государства Грузия до присоединения разрозненных грузинских царств и княжеств к России не существовало. Для удобства управления (а вовсе не для удовлетворения амбиций г-на Саакашвили!) русский царь объединил эти мелкие царства в Тифлисское и Кутаисское наместничества. Вот и вся Грузия.

После установления Советской власти на Кавказе точно так же, для удобства управления, Южная Осетия была включена в состав Грузинской ССР. А Северная Осетия — по той же причине — вошла в состав РСФСР. Напомним, что все границы между союзными республиками были административными, а не государственными. А Саакашвили пытается внушить миру, что некогда существовала мощная единая Грузия и теперь ее нужно восстановить. «Мощная единая» была только под русским царем и как часть российской территории, а затем как часть территории СССР.

Ни империи, ни Союза больше нет. Нет и «единой» Грузинской ССР. Грузия самоопределилась в сторону независимости. Никак не меньшее право самоопределиться имела Южная Осетия. Что она и сделала на референдуме 1992 года. Поэтому говорить о территориальной целостности Грузии не приходится. Южная Осетия уже 12 лет как самостоятельное государственное образование. С тем же успехом г-н Маргелов может требовать возврата той же Грузии, а заодно Латвии, Литвы и Эстонии в состав Российской Федерации на основании того, что они некогда входили в Российскую империю и СССР.

А после того, что грузины натворили в Южной Осетии в 1992 году (как, впрочем, и в 1918—21 гг.), осетины ни на какое «возвращение» в состав Грузии не согласятся. Даже если российская верхушка в очередной раз сдаст нашего союзника, Тбилиси сможет добиться только одного — военной оккупации Южной Осетии. За этим последует вооруженная национально-освободительная борьба осетин. Думаю, что грузинские воины, которых отдали в аренду Америке в качестве колониальных стрелков — наемников для Ирака, могут много рассказать грузинскому президенту, что происходит в таких случаях.

Попробуем, однако, стать на точку зрения г-на Маргелова, который любит прикрываться рассуждениями о российских национальных интересах. Что Россия приобретает, отдавая Южную Осетию под владычество проамериканского режима в Тбилиси? Благорасположение г-на Саакашвили! Это, разумеется, огромная честь. Но очень сомнительная. До сих пор наши соседи не упускали возможности напакостить России. На территории Грузии в Панкиском ущелье уже многие годы находится тыловая база террористов, воюющих против России в Чечне. Одно это должно было бы охладить сторонников дружбы с нынешней верхушкой Грузии. Наемники, приходящие из Грузии, убили сотни русских и чеченцев, ранили тысячи, причинили огромные разрушения. Но об этой мрачной стороне российско-грузинских отношений г-н Маргелов предпочитает не вспоминать.

А вот и новые свидетельства «дружелюбия» Грузии. Сначала грузинское воинство устроило засаду на колонну нашего миротворческого батальона, а затем заявило, что не отдаст России ракеты, захваченные во время этой засады. Это лишь малая доля из бесчисленного количества мелких и крупных подлостей, которые грузинские «друзья» делают России. Напомним, кстати, что у Грузии есть территориальные претензии и к России. Так что все еще только начинается.

А что Россия теряет? А теряет она, говоря современным рациональным языком, очередную стратегическую позицию. Америка планомерно вытесняет Россию с Кавказа. Это не особенно скрывается. Но до сих пор дело ограничивалось Закавказьем — южным склоном Кавказского хребта. Получая контроль над Южной Осетией, американские военные (а именно они стоят за Саакашвили) выходят на господствующие позиции на самом хребте, на которые и претендует Грузия. А в военном деле, как известно, побеждает тот, кто находится выше. И это не самоцель, а лишь очередной этап на пути полного вытеснения России с Кавказа. Если кто-либо сомневается в американском происхождении воинственности г-на Саакашвили, напомним, что США только что решили оказать Грузии военную помощь в размере 12 миллионов долларов. А до этого предоставили Грузии 164 миллиона. Не этими ли деньгами оплачены антироссийские провокации в Южной Осетии?

Президент Путин сейчас с удовольствием путешествует. Знакомится с раскопками, посещает монастыри. Дело полезное. Работает на образ «Путина-патриота». Но вхождение Осетии в состав России в 1774 году (без всякой Грузии) — тоже повод для размышлений о российской истории. И для нас этот эпизод имеет никак не меньшее значение, чем обычаи новгородской Руси. А может, посещение монастырей сподвигнет президента задуматься и о том, куда «доктрина Путина», которую столь талантливо развивает г-н Маргелов, может привести Россию.

Вячеслав ТЕТЕКИН


blog comments powered by Disqus
blog comments powered by Disqus
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика TopList