Rednews.ru

Подписка

Подписаться на RSS  Подписка RSS

Подпишитесь на рассылку:


Поиск

 

Наш баннер

Rednews.ru

!!!

20.06.2004 17:14 | Совраска | Администратор

ШЕСТЬ МИНУТ ДЕМОКРАТИИ

О событиях вокруг принятия пакета законов по жилью.
Интервью координатора фракции КПРФ депутата Госдумы С.Н.РЕШУЛЬСКОГО

 

Команда в Госдуме: не рассуждать!

     

     — Сергей Николаевич! На прошлой неделе все телеканалы, даже несклонные освещать действия коммунистов, показали, что фракция КПРФ (а вместе с ней и фракция «Родина») покинула зал заседания Госдумы в знак протеста против пакета законопроектов по жилищным вопросам, которые начала протаскивать «Единая Россия». Почему так неожиданно вспыхнул этот скандал?

     — А в нынешней Госдуме все вываливается неожиданно, ибо катится волна законов, инициируемых властью. Только успевай поворачиваться. При этом «Единая Россия» свято уверовала в то, что Госдума является вотчиной этой партии и ее штабом. Я задал было вопрос по процедуре обсуждения этого пакета законов, так мне ответили, что политсовет «Единой России» создал рабочую комиссию по этому вопросу и те, кто хотел что-то обсуждать, имели возможность там присутствовать. Хоть стой, хоть падай. Диву даешься: либо это простой ляп, либо (что вернее!) это отражение стремления загнать все наше общество в эту так называемую «партию».

     Скажу больше. «Обсуждение» острейших законопроектов, затрагивающих жизненные интересы народа, идет в нынешней Госдуме так, чтобы депутаты от оппозиции не могли не только участвовать в их подготовке, но и вообще высказывать свою позицию. Вот и на этот раз при рассмотрении острейшего вопроса о жилищной реформе двум оппозиционным фракциям (КПРФ и «Родине») было разрешено высказаться только по одному разу и только в течение трех (!) минут каждой. Шесть минут демократии!

     И это еще не все. Такого рода вопросы в соответствии со статьей 72 пункт «к» конституции РФ относятся к предметам совместного ведения федерального центра и субъектов Федерации (республик, краев и областей). Так вот, представлявшие этот пакет господа Г.В.Боос и П.В.Крашенинников из «Единой России» не смогли даже сказать, сколько отзывов пришло с мест. То есть отношение к этим законопроектам тех, кому предстоит эти законы осуществлять, — тайна за семью печатями. По нашим данным, субъекты Федерации этот пакет законов, как правило, либо еще не рассматривали, либо вообще их не получили.

     — Почему эта проблема сразу набрала такую остроту?

     — Так ведь давайте посмотрим на статистику. По имеющимся у нас данным, в улучшении жилищных условий нуждается 61% граждан России. В неблагоустроенных квартирах живет около 40 миллионов человек, в ветхих и аварийных — около 5 миллионов. При этом ежегодный ввод жилья — менее 40 миллионов квадратных метров. При Советской власти в 80-е годы вводилось около 60 млн.кв.м., а в 1987 году — 80 миллионов. Так что председателю Госдумы г-ну Грызлову не надо было бы ерничать насчет того, что КПСС обещала полностью решить жилищную проблему, да, мол, не решила. Если бы не горбачевская «перестройка», то и решили бы. А сейчас вводят в два раза меньше жилья, чем в советские времена. А то, что вводится, — прежде всего в Москве, в других крупных городах и, как правило, дорогое, элитное жилье.

     Чтобы реально решить жилищную проблему, нужно строить по 100 миллионов кв.м. в год и вкладывать огромные средства, прежде всего бюджетные. А нам предлагают справиться за счет ипотечных кредитов. Так вот, заплатить за покупку жилья сразу же может сейчас чуть больше 1% населения. При этом те, кто копит на жилье, могут копить бесконечно, ибо в прошлом году цены на жилье в среднем по России выросли на 26%, а в Москве — на 45%. — Что, на взгляд фракции КПРФ, в этом законе неприемлемо?

     — Прежде всего мы осуждаем несоответствие того, что нам говорят, реальному содержанию законопроектов. Попросту говоря, нас пытаются обмануть. Нам говорят о создании рынка доступного жилья, обещая через создание финансовых и организационных инструментов позволить чуть ли не каждому нуждающемуся приобрести жилье. На деле же создаются облегченные условия для приобретения квартир и домов тем, кто и так может себе это позволить.

     Главное вот в чем: воспользоваться ипотечным кредитом может только человек с доходом в несколько тысяч долларов в месяц. Много ли таких среди людей, нуждающихся в улучшении жилищных условий? Во всяком случае правительство не предоставило никаких расчетов, сколько людей в стране обладают соответствующим доходом. Нет и никакого объяснения, откуда возьмутся «дешевые» и «длинные» кредиты на жилье. Речь идет о предоставлении больших сумм в виде кредитов на длительный срок под небольшой процент. Но если этим не будет заниматься государство, то другого источника пока не видно.

     — Как в обобщенном виде можно охарактеризовать этот комплекс законов?

     — Прежде всего этот пакет законов ведет к отказу государства от своих обязательств перед народом в вопросе предоставления жилья. Об этом, конечно, прямо не говорится. Более того, заложены возможности предоставления бесплатного жилья для малоимущих людей. Но строительство этого жилья должно идти за счет местных властей. А каковы их финансовые возможности, мы очень хорошо знаем. Они сами в долгу как в шелку. Куда им еще бесплатное жилье строить! Значит, бесплатное жилье вроде бы предусмотрено, но на самом деле если и будет, то в мизерных масштабах. При этом ликвидируются такие понятия, как первоочередное, льготное предоставление жилья.

     — То есть решать, давать жилье или не давать, будет чиновник. А такие «схемы», как известно, ведут к взяточничеству. Ведь возникает возможность за определенную мзду получить бесплатное жилье?

     — В том-то и дело. Чиновники также получат право определять ставку налога на собственность. Двухкомнатная квартира в Москве стоит по рыночным ценам примерно 75 тысяч долларов. И если решение о ставке налога (0,1% или 1% — разница очень большая) будет принимать чиновник, то тут открываются немалые возможности для мздоимства. Мы считаем, что в этих законопроектах содержится почва для коррупции, и намерены до второго чтения направить их в Комиссию Госдумы по борьбе с коррупцией для выявления возможного наличия коррупционных мотивов. Не исключено, что этот пакет проталкивается в интересах определенных групп людей, которые на бедах народа хотят увеличить свои состояния.

     Кроме этого, мы будем добиваться, чтобы законодательные собрания субъектов Федерации рассмотрели этот пакет законов перед вторым чтением и обязательно приняли по ним свои решения. Это предусмотрено и конституцией, и законом, где четко прописано, что между первым и вторым чтением должно пройти не менее 30 дней. Здесь большая ответственность ложится на наших товарищей, работающих в законодательных собраниях. Они должны проявить инициативу и потребовать обязательного рассмотрения этих законопроектов.

     Да и население, те самые люди, которые окончательно лишатся надежды получить дешевое жилье, не должно стоять в стороне, а требовать всенародного обсуждения, чтобы и их мнение было услышано.

     P.S. 11 июня при обсуждении вопроса о референдуме, г-жа Слиска, которая вела заседание, заявила буквально следующее: «Коллеги. Давайте продолжать заседание. А полемики-дискуссии проводить в перерыве». Г-жа Слиска, которая теперь вместо Черномырдина изрекает поразительные вещи, на этот раз превосходно сформулировала суть нынешнего парламента: голосовать по команде, а дискуссии — только в перерыве.

     


     

Интервью депутата Госдумы (фракция КПРФ), зам. председателя Комитета по бюджету и налогам С.И.ШТОГРИНА

     — Сергей Иванович! В прошлый четверг в Госдуме разразился крупный скандал в связи с намерением «Единой России» протащить пакет законов по реформам в жилищной области. В чем суть конфликта?

     — Жилищная проблема в России существует. Причем она продолжает усугубляться. Последние годы строится дорогое и сверхдорогое жилье. А вот дешевое, доступное для всех, почти не строится. Более того, минимум 60% жилья находится в аварийном или полуаварийном состоянии, ибо 14 лет после разрушения СССР ремонта почти не велось. Проблема стала настолько острой, что игнорировать ее больше невозможно. Но решать ее так, как это делалось в СССР (массовое строительство бесплатного жилья за счет государства), у властей нет желания. Выход из положения решили найти в ипотеке.

     — Разговоров об ипотеке много. Но предполагаю, что подавляющее большинство наших сограждан с трудом представляет себе, что это за зверь.

     — Попросту говоря, это кредит на приобретение жилья. Смысл ипотеки в том, что человек с постоянным доходом может пойти в банк (или другую финансовую организацию) и взять под относительно небольшой процент долгосрочный кредит на приобретение (или строительство) дома или квартиры. То есть жилье он приобретает сразу и затем постепенно, лет за 20—30, выплачивает его стоимость. На Западе, где довольно широкая прослойка среднего класса, это вполне жизнеспособный вариант. Но приемлемость такого варианта в условиях нынешней России весьма сомнительна.

     «Единая Россия» утверждает, что по предлагаемой ею ипотечной схеме жилье должны быть в состоянии приобретать врачи, учителя, квалифицированные рабочие, то есть основная масса людей с устойчивыми доходами. А расчеты экспертов показывают, что приобретать жилье по ипотечной схеме смогут только семьи с доходом в 3—4 тысячи долларов в месяц. Тогда они действительно могут взять кредит в 120 тысяч долларов и купить себе приличное жилье.

     В советские времена человек получал жилье хотя и не сразу (а многие получали и сразу после вуза), но обязательно бесплатно и навсегда. Теперь за то же самое жилье нужно запрягаться в финансовую кабалу лет на 20—30 и платить с учетом процентов в два раза дороже, чем реальная стоимость квартиры. Воспользоваться этой схемой сможет очень узкий круг людей. То есть решить проблему нехватки жилья кардинально эта схема не сможет. Более того, есть и еще одна огромная проблема.

     — Какая?

     — Самое главное препятствие для введения ипотеки даже не высокая стоимость жилья и процентная ставка. Главная проблема — кто вложит деньги в осуществление этого «народного проекта», как его гордо называют «единороссы». Дело в том, что у банков (где, как предполагается, люди должны брать кредиты), «длинных» денег нет. Деньги для долгосрочных (на 20—30 лет) кредитов могут быть только у страховых и пенсионных фондов. А они только-только начали развиваться.

     В прошлом году Пенсионный фонд России собрал 41 миллиард рублей. Так что и оттуда взять долгосрочные кредиты не получится. А сами ипотечные фонды собрали 10 миллиардов рублей. Тогда как в масштабах страны для решения этой проблемы нужно вкладывать примерно один триллион рублей в год. Таких денег у населения нет.

     Зам.премьер-министра Христенко заявил, что из всех источников финансирования на ипотеку можно будет собрать примерно 330 миллиардов рублей в год, да и то лишь к 2010 году. То есть только одну треть потребностей. Значит, обещанных темпов строительства жилья никак не получается. Сплошной обман. Из этого ничего не выйдет. Это ясно уже сейчас. Вот против этого обмана мы и протестовали, уходя из зала заседания.

     — Только ли в этом дело?

     — Дело не только в нехватке денег. Правительство стремится вообще не использовать средства бюджета на строительство жилья по ипотечной схеме. Мы, мол, создаем законодательные условия, а рыночные силы пусть сами решают эту проблему. То есть расчет на то, что сразу же найдутся инвесторы, которые побегут вкладывать средства в ипотечное строительство. Не побегут. Без участия государства частный бизнес туда не пойдет. Слишком велики риски и отдалены прибыли. Ведь жилье надо отдавать сейчас, а окончательный расчет — только лет через 30. Получается замкнутый круг. И разорвать его должно и может государство. Вместо того чтобы создавать «стабилизационный фонд», то есть вкладывать сверхдоходы от нефти в западные ценные бумаги под мизерные 2%, надо эти наши деньги вкладывать в жилищное строительство.

     А так, смотрите, что получается. В ипотеку будут вовлечены прежде всего власти краев и областей, а также местные самоуправления. То, что у них денег нет, знают все. Что они могут сделать? Например, мэрия некого города выпустит ценные бумаги на 140—150 миллионов рублей с доходностью 3%, за счет продажи которых и будет финансироваться жилищное строительство. Пусть будет 5%. И какой дурак под такой низкий процент будет вкладывать деньги? Стали бы вкладывать под 15—20%. Но для человека, который будет брать ипотечный кредит со всеми накрутками, получилось бы 30%. С такими процентами за кредит никогда в жизни не расплатишься. То есть никак не работает эта схема.

     — А что, государство полностью уходит из жилищного строительства?

     — Не то чтобы совсем уходит. Федеральный бюджет возьмет на себя строительство домов только для госчиновников и для «силовиков». То есть будет создаваться некая элита. А жилье для бедных должны будут строить нищие местные органы самоуправления. Значит, процесс социального расслоения резко ускорится. Сейчас и бедные, и богатые зачастую живут в одном доме. А после принятия предлагаемых законов будут возникать улицы и целые районы для богатых и одновременно этакие «Гарлемы», где будет жить беднота и где будет воспроизводиться такая же беспросветная и безнадежная нищета.

     — А чьи все это идеи?

     — Идею ипотеки как панацеи от всех бед активно проталкивает Путин. А вот практической разработкой этой идеи занималось не столько правительство, сколько рабочая группа во главе с зам.председателя Госдумы Г.В.Боосом. То есть, по существу, это проект «Единой России». Ощущение такое, что в этих законах заинтересованы прежде всего власти крупных городов, где есть люди, способные платить большие деньги за жилье, а также собственники предприятий строительного бизнеса. Сейчас идет активная скупка цементных заводов. Те, кто их заполучил, заинтересованы, естественно, не в том, чтобы строилось дешевое, доступное жилье, а в дорогом жилье, которое приносило бы быстрые и большие деньги.

     О народе, о пяти с лишним миллионах людей, срочно нуждающихся в переезде из аварийного и ветхого жилья, о молодежи, создающей семьи, при этом беспокоятся меньше всего.

     — А чего такая спешка с принятием этого пакета законов?

     — А того, что если бы депутаты получили возможность обсуждать эти законопроекты обстоятельно, то обман, заложенный в концепции этих законов, тут же вылез бы на поверхность. А тут проголосовали, что называется, не глядя. 337 голосов депутатов из «Единой России» и их союзников в ЛДПР — «за». Не парламент, а машина для голосования.

 


blog comments powered by Disqus
blog comments powered by Disqus
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика TopList