Rednews.ru

Подписка

Подписаться на RSS  Подписка RSS

Подпишитесь на рассылку:


Поиск

 

Наш баннер

Rednews.ru

!!!

04.03.2006 20:37 | Совраска | Администратор

СКОЛЬЖЕНИЕ ПО ИКРЕ

Огонь зимних Игр в Турине погас, но их итоги по-прежнему вызывают сложные чувства. Наша сборная команда завоевала восемь золотых, шесть серебряных и восемь бронзовых медалей, заняв в неофициальном общекомандном зачете четвертое место. Успех это или неудача? Вопрос непростой. На предыдущих зимних Играх в Солт-Лейк-Сити мы тоже заняли четвертое место, но получили чуть меньше медалей (шесть золотых, шесть серебряных, четыре бронзовых). Однако несколько медалей, в том числе и золотых, у нас попросту отобрали под беспомощное блеяние наших спортчиновников и гробовое молчание Кремля. То есть, вопреки радостным заявлениям чиновников и проправительственной прессы, Россия, по сути дела, топчется на месте.

КОНКУРЕНЦИЯ в мировом спорте становится все более жесткой. Методики подготовки чемпионов недолго остаются национальной тайной. Лучшие тренеры, включая наших, выкинутых безденежьем за рубеж, готовят чужие сборные команды. Очень многое, как всегда, зависит не только от подбора талантов, а от финансирования. Германия вкладывает огромные деньги в спорт. Немцы и победили опять в общекомандном зачете.

И воля к победе, которая долго была нашим «фирменным знаком», теперь, подкрепленная огромными премиальными и рекламными контрактами, становится всеобщим явлением. Спортсмены выкладываются «на полную», сражаются за победу на грани человеческих возможностей, а иногда и за этой гранью, падая после финиша в полном изнеможении. И это происходило в Турине не раз и не два, особенно в лыжных гонках и в биатлоне. У Юлии Чепаловой в конце дистанции так свело руки-ноги-спину, что кричала от боли. Но она продолжала сражаться и завоевала серебряную медаль.

То есть цена олимпийской медали становится все более высокой. Поэтому не только призеры, но и те из наших спортсменов, кто входил в пятерку-десятку, все равно выкладывались и поэтому заслуживают нашей признательности.

Более того, считаю, что общекомандный зачет по медалям не отражает реальной расстановки сил в зимних видах спорта. Скажем, американское второе место — липовое. Дело в том, что американцы горазды выдумывать экзотические и дорогостоящие виды «спорта» типа сноуборда. Потом добиваются включения их в программу Олимпийских игр и делают их «медалеемкими» (6 комплектов медалей в сноуборде, 8 — в шорт-треке). На самом деле все эти «полутрубы» в сноуборде или фристайл — это не спорт в привычном смысле, а, скорее, цирковая акробатика. Сама по себе акробатика не олимпийский вид спорта. А вот сноуборд и фристайл — в программе зимних Игр.

Или мало кому понятный керлинг. А ведь поди же — за него присваивают звание олимпийского чемпиона, как за тяжелейшую лыжную гонку на 50 километров. Или бобслей и санки. Спорта там немного. Но наши западные партнеры наловчились собирать очень неплохие коллекции медалей именно на этих малопопулярных, экзотических, но весьма «медалеемких» видах спорта. А СССР/Россия всегда были сильны в массовых (и это нужно особо подчеркнуть!) видах — лыжи, биатлон, коньки, хоккей, фигурное катание.

Беда в том, что мы начали уступать свои позиции именно в этих — наиболее массовых — видах спорта. Ведь в советские времена лыж-коньков с лихвой хватало, чтобы перевесить все эти сомнительные керлинги и сноуборды. На одной из зимних Олимпиад Николай Зимятов выиграл все гоночные дистанции, стал «королем лыж» и принес в копилку команды сразу четыре золотых медали. И такое случалось с нашими спортсменами не раз и не два. Ныне же три золотых медали в лыжах на женскую и мужскую сборную считаются большим успехом...

Дело не в спортсменах. Дело в том, что после 1991 года спорт, как и все в стране, пришел в запустение. Лихие люди, под крики о демократии оседлавшие власть в стране, грабили общенародную собственность. Рвали лакомые куски друг у друга изо рта. Торопились, а вдруг эта лафа быстро закончится. До спорта ли было! Все энергично разворовывали — на спорт денег не было. Спорт, однако, сражался за выживание, напрягая последние силы подвижников-тренеров и спортсменов.

В последние годы воровства меньше не стало, но у государства в кармане неожиданно зашевелилась масса шальных денег. Не заработанных — от повышения нефтяных цен на мировых рынках. Одновременно в моду начал входить патриотизм. Появился соблазн малыми деньгами получить большую политическую отдачу. Спорт высших достижений начали активно обхаживать. Ибо он приносил победы и позволял делать вид, что страна идет на подъем. Короче, выявилось, что затраты на чемпионов — очень выгодные капиталовложения. В политическом смысле.

50 тысяч долларов — за олимпийское «золото», 30 — за «серебро» и 20 — за «бронзу». Эти невеликие расходы (на фоне колоссальных доходов от нефти) позволили правящей верхушке выступать в образе благотворителей, денно и нощно пекущихся об отечественном спорте. Подсчитаем — на всех призеров Игр в Турине получается чуть больше миллиона долларов. Сущие слезы. Глава МДМ-банка Мельниченко на свою свадьбу недавно угрохал 14 миллионов долларов. На подготовку всей олимпийской сборной России явно было истрачено меньше. А политическая отдача ожидалась огромная.

В Турине после удачных матчей наших хоккеистов с США и Канадой в прессе как по команде раздалось восторженное кукареканье: «Россия выходит из кризиса». «Элита» РФ с воодушевлением начала натягивать одеяло на себя. После триумфальной победы над канадцами пошли разговоры, что на хоккейный финал (а в нашем выходе туда почти никто уже не сомневался) приедет сам Путин. Ожидалось, что наши легко сомнут финнов и разных там прочих шведов, и Путин величественно поприветствует спортсменов, подтверждающих, что под его руководством страна идет от победы к победе. Началась бы радостная истерия по поводу эпических подвигов нынешней верхушки и посрамление оппозиции, утверждающей, что в стране все разваливается. Короче, хоккейной победой можно было бы основательно заткнуть рот критикам.

Не получилось. Получился страшный конфуз, когда в двух последних матчах наша сборная не смогла забросить ни одной шайбы. Выяснилось, что скромные финны, шведы и чехи борются за победу настойчивее, чем наши миллионеры из НХЛ. Невольно вспомнилась песня «Профессионалы» В.Высоцкого о сборной СССР по хоккею: «...а наши ребята за ту же зарплату уже семикратно выходят вперед». Так что вопреки надеждам кремлевских лакировщиков выявилось, что в нашей державе по-прежнему что-то неладно.

Конечно, и во времена СССР власть не упускала возможности связать победы в спорте с успехами политической системы. Ну так страна и вкладывала огромные средства в физкультуру и спорт. Олимпийские чемпионы были вершиной огромной пирамиды, в широчайшем основании которой была массовая физкультура со всеми ее бесчисленными детскими спортивными школами, сборными цеха, завода, чемпионатами города, района, спортивных обществ. Вот туда, во все эти ДСШ и заводские команды, вкладывали в сумме куда большие средства, нежели в сборные команды.

Да, в СССР о престижной стороне дела не забывали и каждую громкую спортивную победу использовали как подтверждение преимуществ социализма. Но главное-то было в другом — в физкультуре как в средстве обеспечения здоровья общества. Была плотная связь и взаимозависимость: массовая физкультура подпитывала талантами спорт высших достижений, а олимпийские победы служили мощным толчком для детского спорта. Сейчас эта связь разорвана. Подачками отдельным спортсменам и отдельным сборным командам пытаются скрыть продолжающийся развал массового народного спорта. Так ведь чемпионы-лыжники и биатлонисты вырастают не в Москве, а в селах да райцентрах. А они ныне в полном запустении...

О ТОМ, что к Играм и к спортсменам отношение сугубо потребительское, говорят и скандалы, которые сопровождали нашу команду. Вернее, не команду, а ее верхушку, а также околоспортивных бездельников — шоуменов и бизнесменов, которые примазались к спортсменам и кучковались вокруг «Русского дома» в Турине, где черную икру в тарелки накладывали чуть ли не половниками. Кое-где в Олимпийской деревне (их было три) наших спортсменов кормили преимущественно макаронами и изредка давали мясо. А в «Русском доме» обжирались икрой. Кстати, западная пресса с возмущением писала, что эта икра была ввезена вопреки законам ЕС, ограничивающим ее ввоз, чтобы... спасти рыбные запасы Каспийского моря.

Все это было не удивительно, ибо в «Русском доме» паслись российские миллиардеры из списка, опубликованного журналом «Форбс» как раз во время Игр. Там же тусовались высшие госчиновники типа вице-премьера Жукова и г-на Ястржембского, а также в больших количествах театрально-эстрадная попса. То есть для российского «бомонда» это был еще один повод, чтобы оттянуться на очередном (на этот раз всемирном и поэтому особенно приятном) празднике жизни. Наши спортсмены пахали, а «элита» снимала сливки с их побед. Одна из газет поместила статью на эту тему под характерным названием «Светская жизнь в Турине оказалась богаче спортивных результатов».

Разумеется, победителей и призеров Игр в «Русский дом» приглашали. С ними с удовольствием выпивали и фотографировались. Но это были отношения римских патрициев и удачливых гладиаторов. То есть чисто классовые отношения.

Социальный раскол ощущался не только между спортсменами-пролетариями и буржуями, но даже внутри буржуазного класса. Вот как описывала одна из газет со слов очевидцев нравы «Русского дома»: «В «Русском доме» сделали отдельный VIP-зал по приглашениям. И каждый раз, чтобы пройти к людям своего круга, надо было искать кого-нибудь, чтобы провели. Тонны черной икры я сама видела, но их уносили в VIP-зал. А в зале для всех угощали только красной. Приехали мои друзья, владельцы не самого маленького металлургического завода. И их в «Русский дом» вообще не пустили, хотя вообще-то на Олимпиаде приглашают во все дома, кроме Американского».

Вот таковы нравы нынешнего «демократического» общества в России. Мне есть с чем сравнить. В феврале 1980 года я был на зимних Олимпийских играх в Лейк-Плэсиде (США). Практичные янки, чтобы не тратить деньги на Олимпийскую деревню в тех отдаленных краях, поселили все команды в только что выстроенной... тюрьме. Забавно было слышать, как кто-то в ответ на вопрос: «Где найти главу делегации?» (а это был легендарный в спортивном мире С.П.Павлов), не моргнув глазом отвечал: «В камере номер 46».

То есть тогда Домов с черной икрой для избранных не было. Все дружно жили вместе. Главными были спорсмены, а не шоумены или чиновники. Вот это был олимпийский дух. Потому и побеждали. Не то, что сейчас, когда богатые околоспортивные тусовщики тратят за один вечер больше, чем чемпионы-лыжники получают за год. Можно ли представить себе нынешних спортивных функционеров, живущих вместе со спортсменами в Олимпийской деревне с комнатами на двоих без телефона и телевизора?

Кроме скандала с икрой, с первых дней Игр бушевал скандал в связи с противоречащей правилам Международного олимпийского комитета рекламой фирмы «Боско», спонсора нашей команды. Она столь назойливо навязывала свои эмблемы, что нашу сборную чуть было не сняли с Игр. Что, спортивные чиновники из РФ не знали, что правила МОК позволяют лишь одну фирменную эмблему на спортивной форме? Естественно, знали. Но очевидно, «заинтересованность» была столь велика, что лепили по три эмблемы и больше, и этим поставили под угрозу само участие России в Играх.

Но вернемся к вопросу: успех это был или неуспех? На самом деле наша команда вполне могла оказаться на пятом месте. Но поразительно слабо выступили норвежцы, которые на предыдущих Играх получили 11 золотых медалей и второе место в общекомандном зачете. На этот раз они оказались на 13-м месте с двумя чемпионскими титулами. А ведь именно норвежцы издавна наши самые крупные конкуренты в исконно «российских» зимних видах — лыжи, биатлон, коньки. Если бы норвежцы выступили хотя бы вполовину силы прошлых Игр, многих медалей мы не досчитались бы.

Почему они выступили столь слабо? Сдается, что причины лежат в плоскости скорее фармакологической, нежели спортивной. Знающие люди считают, что успех норвежцев четыре года назад был, скажем так, не вполне чистым. С допинговой точки зрения. А вот в Турине правила допингового контроля были ужесточены до предела. Ведь в Италии (для любимого велосипедного спорта которой допинги превратились в подлинное бедствие) за допинги спортсмену грозит тюрьма. Очевидно кое-кто из признанных фаворитов решил не рисковать. У норвежцев медалей убыло, у нас — прибыло.

Не давили на нас так жестко, как на Играх в Солт-Лейк-Сити, американцы. Там была вакханалия, направленная в немалой степени против команды России. У наших спортсменов безжалостно отбирали медали и вообще шла грязная игра, призванная доказать, что «Америка — №1». А российская «верхушка» только беспомощно хлопала ушами, когда наших спортсменов втаптывали в грязь. Ныне такого не было. Но не потому, что «верхушка» ныне готова защищать спортсменов. Просто в Европе американцам и их злобноватой прессе разгуляться было трудно. Их самих тут крепко недолюбливают.

В целом российская команда выступила неплохо. Напомним, однако, что до 1991 года любое место ниже первого в общекомандном зачете считалось бы крупной неудачей. Так что нынешней России пока еще очень далеко до великого Советского Союза.

Сергей ПРИХОЖАЕВ.


blog comments powered by Disqus
blog comments powered by Disqus
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика TopList