23.01.2002 22:52 | Совраска | Администратор
СЛОВО К НАРОДУ ВАЛЕНТИНА ЧИКИНА
С Валентином Васильевичем (заочно, по его книгам) я познакомился в конце семидесятых. Первая его книга, которую прочел с неослабевающим вниманием, была "Имярек" (памфлет одной ленинской строкой). Прочел и увидел нового Ленина через русскую классическую литературу, что вошла в его душу, определила культуру его политического мышления.
Гоголь, Салтыков-Щедрин, Чехов - эти наиболее любимые Лениным русские писатели помогли ему увидать типичные образы российской действительности. Хлестаковы и ноздревы, маниловы и чичиковы, иудушки головлевы и господа ташкентцы, человеки в футляре и милые душечки - эти "тени прошлого" оказались невероятно живучи. Они заполонили политическую жизнь России конца XIX - начала XXI веков. Валентин Чикин высветил уникальную жизнестойкость, приспособляемость названных типов, мастерски исследуя множество работ Ленина, его язык политического полемиста.
Да разве настоящая жизнь не являет нам образы, родившиеся из-под пера классиков? Жириновский и тот же Починок - не смесь ли Хлестакова с Ноздревым?! И не узнаем ли мы Собакевича в Ельцине и Черномырдине? А Григорий Явлинский - не он ли чеховская душечка от либерал-демократов?: А уж Павла Ивановича Чичикова мы видим чуть ли не в каждом члене правительства. В неглиже предстали перед нами сегодня господа ташкентцы с их жизненным кредо - жрать! Посмотрите на чиновничью рать и вы увидите их.
Валентин Чикин показал живого Ленина - страстного и беспощадно неудержимого в социальном гневе, разящего противников наповал безжалостным оружием сатиры. Ленина от великой русской культуры. Когда слышишь (а слышишь часто) "надо научиться говорить как Ленин", то непроизвольно напрашивается мысль: для этого надо прежде пропитаться классической русской литературой. Увы, увы, патриотической и коммунистической оппозиции еще не всегда присуще глубокое знание творений русских гениев: Пушкина, Гоголя, Толстого, Достоевского, Шолохова. А без него, этого знания, может ли быть жива и умна политическая речь? Такие вот мысли возникают, когда перечитываешь "Имярек" В.Чикина (1976 г.).
В 1979 году издана его книга "Круг на великом круге. Конспекты и размышления". В ней речь идет о круге познания жизни молодым человеком через диалектику борьбы и воспитания. Автор вводит в круг этого познания те работы Ленина, в которых особо сильно сказано о необходимости овладения классической культурой в молодые годы, об опасности догматизма и начетничества, подмены интеллигентности (единства ума, чести и совести) интеллигентской болтовней, распущенностью. Неотъемлемый атрибут последней - разрыв между словом и делом, книжным знанием и жизнью.
Автор предлагает молодому читателю свои конспекты таких ленинских работ: "Очередные задачи Советской власти", "Великий почин", "О кооперации", "Задачи союзов молодежи", "Лучше меньше, да лучше". Он смахивает с них пыль хрестоматийности, освобождает читателя от оков талмудистского их изучения: показывает, в чем состоит противоречие между ленинской мыслью и современной действительностью. А противоречий к тому времени накопилось немало. О них ведут речь на страницах книги молодые люди (студенты, рабочие), размышляющие об опасности потребительского отношения к знаниям, культуре, об опасности расширенного воспроизводства мелкобуржуазной морали в противовес коммунистической. Автор вводит в круг критического осмысления советской жизни ученых, писателей. В его книге, в частности, делится с читателем своими тревожными размышлениями талантливый Виль Липатов, увидевший знак беды в плодящемся мещанстве. Писатель говорил тогда: "Мещанство как явление дает о себе знать во многих сферах жизни. Причин этому много. И все главные. Назову одну. У тех, кого мы подводим сегодня под эту категорию, как правило, есть только внешние признаки культуры и напрочь отсутствуют ее глубинные пласты. Есть определенный запас информации, без которого в век научно-технической революции не прожить, и нет элементарной интеллигентности, предполагающей высокую духовность человека, которая как бы "заговаривает" его от мещанских проявлений".
Можно сказать, что Валентин Чикин в конце семидесятых увидел приближающуюся беду. Она грянула с пришествием к власти Горбачева - этого мещанина во политике.
Самое сильное, по-моему мнению, публицистическое произведение В. Чикина увидело свет в 1987 году. Это его книга о Карле Марксе "Исповедь". Она была издана, когда вся мещанская рать собиралась под знаменами "общечеловеческих ценностей". Криминальный капитал уже оскаливал зубы, требуя от своих идеологов отбросить за ненадобностью великие идеи социальной справедливости. Маркса еще цитировали, но с одной целью: прикрыть коммунистическими идеалами предательство. Трубадуры "нового мышления" размывали в своем словоблудии границы между капитализмом и социализмом, обращаясь к Марксу, как Иуда к Христу.
Книга Валентина Васильевича в то время была вызовом всем, кто готовился к гласному отречению от марксизма. Вызов остался без ответа. Книгу замолчали, "не заметили" в яковлевских СМИ: трусливая серость боится света, боится вызова "иду на Вы".
Лицемеры пресловутой перестройки, в коих ничего не осталось человеческого, не желали интереса людей к личности Маркса как человека правдивой простоты и великой духовной силы. Именно таковым представил В.В.Чикин революционного гения в своей книге. Вот как он языком художественной публицистики рисует нам его образ:
"Преследования, изгнания, горечь чужбины. Унижения, клевета, неисцелимые душевные раны. Повседневная нужда, даже прозябание за чертой обычной бедности - недоставало иногда одежды и сапог, чтобы выйти из дома; не хватало пенса, чтобы купить писчей бумаги, не оставалось ничего, что бы можно было снести в ломбард и рассчитаться с лавочниками: Гениальный создатель "библии пролетариата" в полной мере испытал все тяготы пролетарского существования. Однажды, в разгар работы над "Капиталом", он сказал о состоянии дел в семье: "Мы находимся в положении манчестерских рабочих". А перед тем как отвезти рукопись "Капитала" издателю, он должен был выкупать свое платье из ломбарда. Его самоотверженная работа во имя гуманнейшего из идеалов, его более чем скромное жизнеустройство не в малой степени определили отношение к подлинным человеческим ценностям, среди которых он прежде всего выделяет важнейшее: простота".
Маркс творил свое учение, находясь в тисках социальной нужды. И это в то время, когда крупнейшие хищники тогдашней Европы охотились за его талантами. "Железный" канцлер Германии Бисмарк предлагал Марксу (через посредников) поступить на государственную службу с гарантией высокого материального положения. Капитал желал иметь гения на своей стороне, но гения укрощенного, прирученного: достаток и почет в обмен на отказ от своих убеждений. Маркс отверг все предложения от власть имущих: "Я должен любой ценой идти к своей цели и не позволю буржуазному обществу превратить меня в машину, делающую деньги".
О том поведал В.В. Чикин читателям своей книги. Ее тираж более чем скромный для того, еще советского, времени - всего 15 тысяч экземпляров. И это неудивительно: могли ли те, кто страстно желал делать деньги и уже делал их на лжи и предательстве, на мистификации своей великости, допустить издание книги массовым тиражом? Вопрос риторический: она, эта книга, подобно рентгеновским лучам высвечивала их бездуховность.
Скажу, как думаю, и о весьма важном для нас. Духовно-нравственные лучи книг Валентина Чикина о жизни Маркса и Ленина необходимы для просвечивания совести коммунистов, оказавшихся в коридорах власти (законодательной и исполнительной) по доверию неимущих избирателей. Ведь и так бывает: кто-то крикнет из них: "Я - доктор рабочих наук!" - давно оставив перед дверьми Государственной думы простоту рабочего человека.
:Более тридцати лет работает Валентин Васильевич в "Советской России". С 1984 года он ее главный редактор. Служит правде, что выражается в нескончаемом потоке писем читателей из народа. Все в этих письмах: и боль за поруганное Отечество, и тревога за его будущее, и русское "Верую!", и крик: "Помогите!". И суровое требование: "Смелей поднимайте народ!"
Разорванное и отчаявшееся, пробуждающееся и смелое народное сознание бьется в этих письмах как птица в клетке, рвется на волю. Нужно иметь мудрость, чувствительную до ранимости сильную душу, обладать талантом предвидения, чтобы из невероятного многообразия мнений, их оттенков сотворить единую картину современной России и выделить в ней носителей добра и зла. Это под силу человеку большого духовного таланта, любящего Родину деятельной, подвижнической любовью. Только лишь страдающая любовь не рождает веры, не поднимает на борьбу.
Валентин Васильевич на дух не переносит гласного признания в любви к России. Но именно она, эта любовь, как говорят философы, определяет его сущность. Определяет его личность, его правду слова - слова народа и слова к народу в "Советской России".
Я один из многочисленных учеников Валентина Васильевича Чикина, чем горжусь. Думая о нем, вспоминаю мысль, высказанную выдающимся русским историком В.О. Ключевским: народ сам залижет свои раны, а назначение интеллигенции в том, чтобы установить диагноз заболевания народа и подсказать ему средства лечения. Это и делает главный редактор "Советской России" как истинно русский, советский интеллигент. Его память мне представляется громадным вместилищем знаний по истории России и всемирной истории. В зависимости от темы разговора он извлекает из нее то факты из истории Древней Греции и Рима, то обращается к событиям истории Древней Руси, Руси Московской, Петровской, Советской. Его энциклопедический ум всегда готов к отплытию в том направлении, которое задано современной жизнью.
Благодаря культуре ума, ума диалектического, Валентину Васильевичу удается соединять на страницах одной газеты противоположности, в том числе и кажущиеся, соединяемые живой жизнью. В "Советской России" идут рядом и вместе Русь Православная и Россия Советская. Читаешь в ней размышления о судьбе нашего Отечества митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна и председателя ЦК КПРФ Зюганова.
Высокий авторитет умственной и нравственной культуры В.В. Чикина позволил ему собрать в единый коллектив авторов, отличающихся в своих подходах к поиску истины, но готовых своим словом служить исторической, патриотической России. Среди них умудренные жизненным опытом и юные, православные и мусульмане, верующие и атеисты, люди разных национальностей (русские, татары, евреи:) Иными словами, вся Россия.
Известно, что авторы как дети: честолюбивы и порою не свободны от тщеславия (по себе сужу). Главный редактор "Советской России" - жесткий редактор. Для Чикина существует один авторитет - читатель газеты с его интересами и потребностями, тяготением к правде. Он заставляет автора переделывать статью по нескольку раз, если в ней удовлетворяется лишь только авторское "я". С тем, кто к этому не готов, Чикин безжалостно расстается. Заметим, что слово "заставляет" не совсем точно определяет характер отношений между главным редактором и авторами газеты. Он заставляет, побуждая к переработке материала. Побуждая раскрытием своего видения темы. После этого совестно становится тебе, что поспешил (опять-таки по себе сужу). Добровольно признаешь диктатуру таланта. Да может ли быть иначе в коллективном творчестве? Иначе, как сказал один умный человек, получится не симфония, а какофония. Каждый номер газеты сродни постановке театрального спектакля или съемке кинофильма - здесь главный есть главный. Это, правда, тогда происходит, когда главный - главный по таланту, по культуре и совести. Валентин Васильевич Чикин не просто собрал, а воспитал авторов "Советской России".
За двенадцать лет общения с ним я видел его раздраженным, разгневанным, но никогда отчаявшимся. Помню, как он выглядел в последние дни перед первыми выборами Президента РСФСР летом 1991 года: задубелые от усталости глаза, бледно-серое лицо, ссутулившаяся спина. Сказал ему: "Валентин Васильевич, вы уже за пределами возможного". Он жестко мне ответил: "Перестаньте. Это не имеет никакого значения. Стрелять надо до последнего патрона".
Говорят иногда, что "Советская Россия" как независимая от горбачевской политики газета заявила о себе с опубликования статьи Нины Андреевой "Не могу поступиться принципами". А я вот не могу с этим согласиться, отдавая должное смелости автора данной статьи. Убежден, что новая "Советская Россия" началась со дня вступления Валентина Васильевича Чикина в должность главного редактора. Не будь такого главного, не было бы и такой газеты. Не было бы и названной публикации. Не случайно она появилась не в "Правде", не в "Известиях", а только в "Советской России".
: 23 июня 1991 года в ней публикуется "Слово к народу" - документ, ставший историческим. И в том тоже нет никакой случайности. Чикин со товарищи с 1995 года бил в тревожный колокол. К 1990 году все, кто способен был слышать, услышали: "Отечество - в опасности!"
Уже восемнадцатый год Валентин Васильевич ежедневно, в восемь часов утра, входит в кабинет главного редактора главной народной газеты. Он делает это, не зная отпусков, передышки. Всегда собран. Терпеть не может пустопорожних разговоров - обо всем и ни о чем. Прервет не моргнув. Когда же посетитель приходит с новой темой, новым словом, отставляет неотложные дела, весь - внимание. Чрезвычайно радуется молодым талантам - за ними будущее газеты.
Мастер публицистического слова, он знает ему цену. Потому жестко взыскателен к каждому, кто имеет способности публициста. Может сказать автору: "И это можно опубликовать, но вы собьете планку, которую взяли".
На просторных столах в кабинете главного лежат в кажущемся беспорядке груды корреспонденций. Их порядок опубликования определяется его видением дня сегодняшнего и дня завтрашнего. Его ответственностью перед читателями. Уже более полувека журналист-публицист Валентин Чикин обращает свое слово к народу. И даже тогда, когда народ безмолвствует, он верит: последнее слово - за народом.
Рабочий день завершается поздно. По приезде домой отвечает на многие телефонные звонки и звонит сам: поддерживает, одобряет, критикует ("не скажу, что это не то, но скажу, что это не так").
Так живет и работает великий редактор.
Юрий БЕЛОВ
http://www.gazeta-pravda.ru/prros/Prros03.html
blog comments powered by Disqus