21.05.2004 22:29 | Совраска | Администратор
СУХУМСКИЙ ПОРОГ
— Рауль Джумкович, 20 мая в Сухуми состоится встреча абхазской и грузинской сторон по вопросам выработки гарантий безопасности и невозобновления войны. Каков формат встречи и с чем выйдет на эту встречу Республика Абхазия?
— Мы тщательно готовимся к этой встрече, мы не упускаем ни один шанс для разрешения проблем исключительно мирными способами. Встреча пройдет в международном формате, под председательством специального представителя Генерального секретаря ООН в Грузии, посла Хайди Тальявини. В ней примут участие послы стран, входящих в группу друзей Генерального секретаря ООН. Нашу республику будет представлять глава МИД Абхазии Сергей Шамба, в состав делегации войдут также помощник президента Астамур Тания и заместитель министра обороны Гарри Купалба. Грузинскую делегацию возглавит госминистр по разрешению конфликтов Георгий Хаиндрава. Это будет уже третья встреча по столь важному для нас вопросу. Первая состоялась в июле прошлого года у нас, в Сухуми, вторая была 10 февраля этого года в Тбилиси. Тогда и наша, и грузинская сторона подтвердили свою приверженность невозобновлению военных действий и разрешению всех спорных вопросов исключительно мирными средствами. Но после февраля много воды утекло, многое изменилось. «Покорение» Аджарии прошло при балансировании на грани войны, прозвучали воинственные заявления в сторону Абхазии — очень хотелось бы надеяться, что риторика останется риторикой, а выработанные соглашения будут закреплены, как еще один, пусть крошечный, но шаг к миру и стабильности. В Сухуми мы приложим все усилия, чтобы двигаться в этом направлении.
— А шансы есть?
— Как говорят, надежда умирает последней, но мне кажется, что мы сможем сделать еще один шаг. Встреча была основательно подготовлена в Женеве, в апреле там работали эксперты Женевского центра по проблемам безопасности и независимые международные эксперты. Женевская встреча экспертов состоялась по инициативе Хайди Тальявини, специального представителя Генерального секретаря ООН, который будет председательствовать на встрече в Сухуми. Я думаю, что подготовка была проведена профессионально, и это вселяет некоторый оптимизм.
— Какие вопросы будут обсуждаться на встрече в Сухуми?
— В основном это будут технические вопросы — как и что должна сделать каждая сторона, чтобы устранить опасность возникновения войны, какие механизмы, в том числе международные, должны быть включены для обеспечения мирного решения всех проблем. Но, думаю, что ни у кого в мире не возникает мысли, что Абхазия готовит планы десанта в Батуми или танкового марш-броска на Тбилиси. Мы не являемся «источником повышенной опасности». Нам нужен мир.
— Да, уж цену мира и войны Абхазия знает... За год войны с Грузией погибло больше абхазцев, чем за четыре года Великой Отечественной...
— У нас эту войну тоже называют Отечественной. Нет семьи в Абхазии, которая не потеряла бы своих близких.
— Рауль Джумкович, как вы считаете, какие «подводные камни» могут встретиться на переговорах?
— Традиционные. «Восстановление территориальной целостности». Искусственная увязка совершенно различных вопросов — например, восстановление железной дороги и возвращение беженцев. Но мы будем терпеливо и настойчиво развязывать все узлы и хитросплетения политики...
— Воистину, «мертвый хватает живого»! Просто удивительно, как в современном мире — тем более в ООН — срабатывают догмы 30-х годов! Волюнтаристским решением в 30-е годы прошлого века Казахстан и Киргизия были выведены из состава РСФСР и получили статус союзных республик — и ООН признала их государствами. Таким же волюнтаристским решением Абхазия была из союзной республики «разжалована» в автономию — и сейчас она «непризнанная»... Получается, что закорючка на указе 70-летней давности важнее, чем такие институты, как народное волеизъявление, референдум, реальная жизнь, наконец!
— Ну для нас все же важнее эти институты. И мы следуем им и строим современное демократическое государство.
— А проблема беженцев — действительно тяжкий груз. Вся Абхазия — в следах войны, до сих пор стоят сожженные и разоренные дома и абхазцев, и грузин... Трагедия — бежать из своего дома, но не большая ли трагедия — вернуться к его руинам? У меня такое впечатление, что беженцы стали просто картой в политической игре Тбилиси, как во времена «холодной войны» у реваншистов Германии картой были немецкие беженцы из Польши, Восточной Пруссии, Судет. Ведь можно было давно всех обустроить, тем более что в Грузии большой отток населения. В одном только Цалкском районе находятся сотни нежилых домов, оставленных местными греками, выехавшими на постоянное жительство в Грецию. И сейчас там идет самозахват домов, побоища между различными этническими группами, туда ввели войска МВД Грузии. Мне кажется, что судьбы беженцев по-настоящему никогда не волновали грузинские власти ни раньше, ни сейчас...
— Пожалуй, с этим можно согласиться. Вот и эти попытки увязать пуск железной дороги, восстановление ИнгуриГЭС с возвращением беженцев. Что, беженцы будут жить на вокзалах или в корпусах ГЭС? А ведь проблемы с железной дорогой и электростанцией бьют — и сильно бьют по населению Грузии, по тем же беженцам в конце концов. Я думаю, что все проблемы разрешимы, только решать их надо последовательно, задачу за задачей. Как говорится, «неприятности надо переживать в порядке их поступления»...
— Ну что же, большое спасибо за беседу, Рауль Джумкович. Желаю успехов на переговорах — ведь мир нужен всем, в этом вопросе не может быть ни выигравших, ни проигравших, в войне проигрывают все.
— Да, и Абхазия сделает все возможное для их успеха.
Беседу вел
А. ТРУБИЦЫН.
blog comments powered by Disqus