16.07.2001 23:32 | Совраска | Администратор
СВЕТ ВО МРАКЕ
В школе № 108, где я работаю, мои коллеги за несколько прошедших лет не получили деньги на методическую литературу (сейчас этим занимается суд), по-прежнему с задержками получали нынче зарплату, хотя прогубернаторские СМИ денно и нощно твердят о том, что в области с бюджетниками рассчитываются вовремя.
Ни для кого не секрет, что нынешняя ставка учителя омской школы ничтожна - в среднем 500 - 600 рублей. Даже работая на полторы - две ставки, учитель не может платить за всевозрастающие коммунальные услуги, кормить и одевать себя и семью. Из-за мизерного финансирования в школах нет самого необходимого для нормального учебного процесса: мела, лампочек, стекол, краски, моющих средств. Чтобы выжить, большинство школ устраивают массовые поборы с родителей, нынче уже можно оплатить летнюю трудовую практику, всякого рода тестирования учащихся, навязанные сверху и пр. и пр. "услуги".
Сегодняшний учитель не может выписать газеты и журналы, во многих семьях педагогов
холодно и голодно, подчас не на что купить даже хлеба, кое-какую одежонку. Учительский
вопль разносится по всем школам города, но никто не хочет прислушаться к нему.
А ведь среди стоящих над нами чиновников, политиков много бывших и несостоявшихся
учителей - и они обязаны знать, сколько нервов, отобранного у семьи личного
времени уходит на обесцененную учительскую работу (обучение одного ученика за
урок обходится государству в 40 копеек!).
Готовя этот материал, я попросил своих коллег ответить на вопрос: "Как поживаешь, сегодняшний учитель? Что тебя радует и что огорчает в так называемый постперестроечный период в нашей стране?" Ответы учителей привожу без изменений, с незначительными сокращениями. Простите, что ограничиваюсь инициалами.
С.В.: "Жизнь труднее с каждым днем - и нет уверенности в том, что ждет нас завтра, нет защищенности ни в школе, ни на улице. Страшно за подрастающее поколение, потому что если работать честно, будешь нищим. Но материальная нищета не так страшна, как духовная... Увы, трудностей у нас много, а радостей с каждым днем меньше. Скоро останется одна - общение с детьми. Но какими?! И последнее: почему при растущей безработице в школах страны не хватает учителей? Ответ прост. Нет моральной удовлетворенности, низка и нестабильна зарплата, нищенское оснащение рабочих кабинетов".
Л.Ф.: "Постоянно мучает тревога: как выжить на нашу зарплату, чтобы никто из родителей учеников не заметил, как тяжело учителям материально... Стыдно, что престиж учителя в глазах родителей и детей падает, поскольку труд его так низко оплачивается. Никогда общество так не унижало учителя, как сейчас. Мне кажется, наши власти, хорошо отзываясь о работе учительства, вроде бы сочувствуя нам, на самом деле за глаза смеются над нашим энтузиазмом, зная, что все равно основная масса учителей никуда из школы не денется, все в торговлю не уйдут. Будут плакать и продолжать работать за гроши, так как воровать и лгать не научились. Я думаю, теперешней жизнью могут быть удовлетворены только предприниматели и торгаши. Уверена, что в административных органах работают люди, связанные с мафией, которые заботятся только о том, чтобы дольше продержаться у власти и, пользуясь неразберихой в стране, обеспечить безбедное будущее себе".
Т.М. "Назвать легкой или трудной сегодняшнюю жизнь?! Однозначно не скажешь. Нестабильная, неспокойная обстановка, вероятно, влияет на каждого. На учителе она отражается особо, ведь он связан с будущим страны - нашими детьми. Утрата многих моральных ценностей, раздражение общества - всё сказывается на детях. Испохаблены идеалы прошлого, а нового нет. Единственный божок - деньги. Пугает, что получить высшее образование могут не умные и достойные, а богатые, "денежные мешки". Реформы экспериментируют над человеческими жизнями! Чего только не делается властями, чтобы унизить учителя, не дать ему возможность получить зарплату, не очень большую по нынешним временам. Права учителя совершенно не защищены. Школа, как и вся страна, в очень трудном материальном положении. И все-таки, как бы ни было сложно нам, мы обязаны сохранить достоинство, быть на уровне с веком и не терять доброты души".
В.И. "Трудно смириться с тем, что многие ценности, которыми жили мы, "дети застоя", сместились. Мы теперь живем как бы в перевернутом мире, чувствуя себя ущемленными в моральном, материальном и нравственном плане. Прескверно, что многие коллеги стараются взять побольше часов, чтобы как-то свести концы с концами и почти радуясь этому. Уж тут не до театров и выставок, не до книг, которых нынче почти нет, хотя все прилавки завалены. Но ведь на лакированных обложках красуются, простите, голые зады... Новые хозяева смеются над нами за то, что не умеем "делать деньги". Отовсюду кричат: "Обогащайтесь!" Вор и спекулянт учат "процветанию" тех, кто еще не умеет воровать и спекулировать. Прав поэт, некогда сказавший: "Мы живем, под собою не чуя страны". История не может быть ни плохой, ни хорошей - и не нужно стараться исправить ее. Обидно за старшее поколение, наших родителей, которые вроде бы прожили зря, бесполезно. Мы тоже останемся прежними. Но наши дети и внуки?.. Не все плохо было и в детских организациях - замену им не нашли. Или "демократы" считают заменой воспитания торговлю в киосках и школьных туалетах? И очень обидно, что мы, учителя, стали заложниками в этом зыбком мире. Нужно менять всю систему управления и образования, а этого, наверное, уже не дождешься..."
Можно еще много говорить о нищенском существовании сегодняшнего учителя, а власть между тем проводит "социальные реформы", повышая цены на жилье, тепло, воду, продукты, проезд в транспорте, вводит платное образование и медицину... А вето президента на закон, уравнивающий в правах работающих и неработающих пенсионеров? Ведь если ветераны-бюджетники уволятся, им просто не на что будет жить! Такие решения властьпредержащих антигуманны, антинародны.
Но даже в таких невыносимых жизненных условиях учителя нашей школы не стали хуже работать и выпускают в жизнь замечательную молодежь. Какими быть нашим будущим выпускникам, сумеют ли противостоять борющейся с ними безнравственной власти?
Леонид СЕНЬКО,
учитель литературы школы № 108,
народный корреспондент.
Омск.
blog comments powered by Disqus