23.11.2006 21:27 | Совраска | Администратор
С ДЛО НЕ ПОВЕЗЛО
Министр здравоохранения и социального развития Михаил Зурабов в добровольную отставку уходить не собирается. «Это решение было бы, мне кажется, самым простым», — заявил он накануне. А Зурабов, как выясняется, простых путей не ищет. К сожалению, простых путей по исправлению ситуации на рынке лекарств действительно не существует. И здесь громкие отставки и даже аресты не помогут.
К настоящему времени программа Дополнительного лекарственного обеспечения (ДЛО), которая начала действовать с января 2005 года в рамках 122-го закона, продемонстрировала полную свою неэффективность для льготников-инвалидов. В 2006 году 46% льготников отказались от участия в ДЛО из-за огромных очередей за рецептами, невозможности получить необходимое лекарство, постоянного сокращения списка бесплатных препаратов. В связи с этим бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ФФОМС) был в текущем году сокращен с запланированных 50,8 млрд рублей до 29 млрд.
И тут сразу стал очевидным просчет, о котором критики 122-го закона говорили с самого начала, еще до его принятия, но ни проталкивавшее закон зурабовское министерство, ни думское «единороссовское» большинство на эти замечания никакого внимания не обращали. Пока льготы были «немонетизированными», расходы на тех больных, которым постоянно нужно принимать дорогостоящие препараты, компенсировались за счет средств, выделенных на льготников, в этом не нуждавшихся. Именно последняя категория предпочла получить пусть небольшие, но деньги, покинув систему ДЛО. Покрыть выведенные из оборота ДЛО средства бывших «спонсоров» из числа «монетизировавшихся» льготников государство не пожелало, заведомо создав предпосылки для нехватки денег на бесплатные лекарства.
В результате даже без коррупции и финансовых нарушений система ДЛО неизбежно должна была дать сбой, а выделенные государством средства оказались бы недостаточными (сейчас этот недостаток, напомним, составляет около 20 млрд рублей). Но, возможно, что как раз на это и делалась изначальная ставка разработчиками 122-го закона. Ведь данный закон принимался именно для ликвидации льгот, в ближайшей перспективе — полной. Переходный процесс, названный «монетизацией», должен был лишь несколько сгладить возможную негативную реакцию в обществе. Иными словами, не решилась власть так сразу, без камуфляжа, льготы ликвидировать. Однако в целом процесс идет в этом направлении. В 2007 году ДЛО воспользуется еще меньше льготников (а зачем, если нужных лекарств бесплатно все равно не получишь?), и проблемы оставшихся в программе станут еще острее. А значит, через год число «бесплатников» опять сократится. Если тенденция продолжится, то совсем скоро бесплатных лекарств просто не останется. Таким образом, будет одержана идеологическая победа нынешнего режима над «пережитками социализма» в виде льгот.
Но помимо достижения главной «идеологической» цели, система ДЛО дает некоторым еще и возможность погреть руки. Естественно, возможностью этой воспользовались, и очень активно. Михаил Зурабов, комментируя ситуацию с ФФОМС, пояснил, что, по его мнению, все деньги, проходящие через фонд, поступают конкретному получателю. А возникшие проблемы обусловлены «сбоем в тех деталях взаимодействия с территориями, которые не были детально урегулированы законодательством». Объяснение нарочито путаное, но основной его посыл проглядывается: закон, мол, в целом хорош, а возможно, и обвиняемые в нарушениях не так уж и виноваты — деньги-то доходили до адресатов! Ну а досадные детали и устранить несложно. Зурабов также заявил, что его ведомство будет всячески сотрудничать со следствием. В общем, очевидно, что ради реабилитации закона и системы ДЛО министр готов пожертвовать даже столь приближенным человеком, каким является для него давний деловой партнер, арестованный глава ФФОМСа Андрей Таранов.
Да и судьба арестованных, несмотря на тяжесть предъявленных обвинений, не так уж однозначно печальна. Ведь деньги фонда действительно доходили до адресатов, которыми по системе ДЛО были отнюдь не инвалиды, а фармацевтические компании, получавшие пусть и крайне завышенные компенсации за лекарства (что также способствовало образованию дефицита средств в фонде), но вполне по правилам. То есть сам закон позволял задействованным в схеме не оставаться внакладе. Главное, попасть в эту схему. (Хотя у ситуации есть и оборотная сторона. По некоторым данным, отдельные компании фактически вынуждали участвовать в программе ДЛО, а так как фонд деньги за поставленные лекарства им платил неохотно и с задержками или вообще не платил, они оказывались на грани разорения.) Характерно, что задержанные чиновники фонда обвиняются не в растратах средств ФФОМСа, а во взятках и злоупотреблении должностным положением, выразившимся в организации аукционов на поставку лекарств в пользу определенных компаний.
Кстати, подобные фиктивные аукционы с заранее определенными победителями — дело в России хорошо отработанное. А что касается взяток, то пока никому из потенциальных их «давателей» никаких обвинений не предъявлено. Хотя обыски и выемки документов были проведены в офисах основных фирм — участниц ДЛО, но эксперты полагают, что ничего особенного на фармацевтическом рынке не произойдет. Он слишком узок и уже этим обеспечил себе некую устойчивость, какие бы нарушения ни вскрывались. В случае же, если всех «прижмут», ни платными, ни бесплатными лекарствами заниматься будет просто некому.
Впрочем, арестованным чиновникам вряд ли приходится надеяться и на некие судебно-властные поблажки. Не потому, что сделали нечто из ряда вон выходящее. Повторимся, что нарушения такие происходят повсеместно. Но сейчас очень важно спасти систему Дополнительного лекарственного обеспечения, не выполнившую еще до конца свою функцию, так как пока не все льготники «добровольно» отказались от бесплатных лекарств. Сейчас, когда система демонстрирует свою изначальную несостоятельность, остается единственный выход, чтобы продлить ее существование, — свалить все проблемы на частные и устранимые причины. В данном случае, этими «частными причинами» стали коррумпированные чиновники. В этом смысле они и впрямь оказались крайними, поскольку пострадали не за преступления (пусть даже и в самом деле совершенные), а из политической целесообразности.
С этой точки зрения интересна судьба самого Михаила Зурабова. Некоторые полагают, что он может быть отправлен в отставку в самое ближайшее время. Высказывалось предположение, что его отставка может произойти уже в ходе вторничной встречи президента Путина с представителями правоохранительных органов. Но на встрече, темой которой была как раз коррупция, ни о ФФОМСе, ни о Зурабове глава государства даже не упомянул.
«Единая Россия», отдельные члены которой в первые дни после разразившегося скандала очень резко оценивали деятельность министра, также поубавила свой разоблачительный пыл. Более того, «партия власти» практически помогает Зурабову спрятаться от возможных разоблачений системы ДЛО. Так, «единороссы» перенесли заранее планировавшийся визит министра в Государственную думу со вчерашнего дня на весеннюю сессию. Предлогом послужила, как заявил спикер Борис Грызлов, «перегруженность повестки дня». Фактически же «партия власти» оградила чиновника от неприятных вопросов, а себя — от необходимости публично и определенно выразить отношение к происходящему. Замечательным также является «единороссовское» предложение отправить Зурабова на время разбирательства в отпуск. Видимо, из соображений, что не будет-де перед глазами главного раздражителя, глядишь, и о самом 122-м законе, а также о тех, кто его протаскивал через Думу, говорить не станут.
Так что, судя по всему, немедленная отставка Михаилу Зурабову не грозит. Хотя, скорее всего, в принципе его отставка запланирована изначально, но только после того, как он завершит спланированную операцию по ликвидации льгот. В правительство Зурабов пришел на роль ликвидатора, и не только льгот, но и прежней пенсионной системы. Ныне проводимая пенсионная реформа — это ведь тоже зурабовский проект. О ее негативных последствиях для граждан писалось и говорилось многократно и убедительно. Результаты первых пяти лет этой реформы характеризует хотя бы тот факт, что на данный момент дефицит Пенсионного фонда составляет 94 млрд рублей.
С ролью ликвидатора социальных благ, полностью соответствующей политике, последовательно проводимой российской властью, министр справляется чрезвычайно эффективно. Недаром он имеет репутацию отличного управленца.
Конечно, популярности и народной любви при такой работе не добьешься. Зурабову, очевидно, это и не нужно. Как мы видим, принятые с его подачи законы дают хорошую возможность не остаться внакладе людям из разряда успешных бизнесменов, каковым министр, безусловно, и являлся, пока не взвалил на себя бремя государственных обязанностей. И если отставка его рано или поздно состоится, он просто вернется к своему бизнесу, но уже с огромным опытом, ресурсом и возможностями. А у президента, президентского «наследника», президентской «Единой России» будет прекрасный повод забыть, что министр Зурабов — это пусть высокого класса, но только исполнитель чужой воли. И тогда для повышения собственного рейтинга все чудовищные издержки антисоциальной политики властей в случае необходимости можно будет хотя бы временно свалить на одного человека.
А пока до «тузов» дело не дошло, исполняющий обязанности главы ФФОМСа Дмитрий Рейхарт нашел еще «шестерок» — уволил со своих должностей двоих чиновников фонда. Система же ДЛО и 122-й закон в целом продолжают функционировать, обогащая немногих и принося беды миллионам россиян.
Екатерина ПОЛЬГУЕВА
blog comments powered by Disqus