02.10.2005 18:22 | Совраска | Администратор
ТИХАЯ СДЕЛКА
Возникает естественный вопрос — а за что? Черт из табакерки неизвестно за какие заслуги получил в кормление сумасшедшие по стоимости активы, десять лет купался в роскоши, а теперь за это страна ему еще и осталась должна сумму, соответствующую официальной средней зарплате «россиянина» (8 тыс. руб.) за 3,5 млн. лет? Вопрос очевидный. Ответ у властей на него нашелся — правда, ответ мутный и непонятный. Независимо от приведенных аргументов вопрос все равно останется...
Поэтому мы не будем искать ответ на него, а присмотримся к деталям. Лично меня больше заинтересовала сумма сделки. Обратился к бухгалтерской отчетности «Сибнефти» (данные открытые — на сайте РБК) за первое полугодие 2005 года. Интересные данные. Оказывается, стоимость всех активов организации (валюта баланса) составляет всего-навсего 192,4 млрд. руб. или 6,8 млрд. долл. И это без учета сумм выплаченных дивидендов за прошлый год (около 2 млрд. долл.). Есть объяснение и сумме 13 млрд. долл. Она получается как 72% (акции, принадлежащие лично Абрамовичу) от общей капитализации акций 17 млрд. долл. (4,7 млрд. акций 5 3,6 долл. — рыночная цена за акцию в настоящее время). То есть, фактически предлагается уплатить только Абрамовичу сумму в 2,5 раза превышающую суммарную стоимость всего имущества. А вся «Сибнефть» оценивается вчетверо дороже, чем можно реально получить от распродажи активов.
Объяснение столь высокой капитализации тоже можно найти — если обратиться к отчетности той же «Сибнефти» за 2004 год (квартальная не составляется) по международным стандартам. Там сумма всех активов баланса оценивается примерно в 10,3 млрд. долл. Разница с балансом, составленным по российским стандартам в том, что в баланс, составленный для западных пользователей отчетности, включена оценочная стоимость запасов нефти и газа — почти 4 млрд. долл. С учетом роста цен на нефть весьма вероятно, что на 1 января 2006 года эта сумма достигнет 6 млрд. долл. Но до 17 млрд. общая стоимость активов все равно не дотягивает.
То есть на практике получается, что государственная компания приобретает у частного лица по завышенным ценам то, что этому лицу не принадлежит (а именно — недра).
Предвижу возражения от финансистов и специалистов по рынку ценных бумаг — неправомерно смешивать понятия стоимости активов и капитализации акций. Однако профессиональные экономисты вряд ли будут возражать. Налицо абсолютно невыгодная сделка — передача денежных средств в сумме, значительно превышающей стоимость имущества. Что же касается рыночной цены акций, то это сейчас, перед продажей, она вздута, а уже на следующий день после покупки вполне может упасть. Супер-сверх-топ-менеджеры «Газпрома» и администрации президента отработали хозяйственную операцию, в результате которой Запад будет в восторге, менеджмент и прочие аффилированные лица «Газпрома» — в «шоколаде», народ — в недоумении (впрочем, кто сейчас на него обращает внимание).
Кто-то спросит — ну и что? Сделка между двумя хозяйствующими субъектами, широким народным массам от этого ни жарко ни холодно. А это как сказать! Своих свободных денег у «Газпрома» немного, значит придется занимать (говорят, у западных банков). Кредиты придется возвращать, а единственным реальным источником погашения заемных средств является чистая прибыль организации. Напомню очевидное: прибыль — это разница между доходами и расходами. Доходы у «Газпрома» — это объем проданного газа, помноженный на тариф. Следовательно, для того, чтобы увеличить прибыль (с тем, чтобы можно было погасить кредиты), надо при прочих равных условиях (прежнем уровне затрат) повысить тариф. Предположения о том, что кредит будет погашаться за счет доходов от той же «Сибнефти», как-то не убеждают. Для нефтяных денег у нас уже есть загашники и закрома, недоступные для народа (Стабфонд и т.п.).
В общем, если сделка состоится, знайте, что, оплачивая квитанцию на газ, каждый из вас приплачивает Абрамовичу на очередную яхточку или футбольный клуб...
В.Р. ЗАХАРЬИН.
blog comments powered by Disqus