02.10.2005 18:14 | Совраска | Администратор
ДИРИЖЕРЫ С ОГЛОБЛЕЙ
— Свердловская парторганизация в советские времена была одной из самых крупных, сплоченных и влиятельных. Из нее вышли такие руководители партии и правительства СССР как А.П.Кириленко, Н.И.Рыжков, Я.П.Рябов. С другой стороны, оттуда же появились господа Ельцин и Бурбулис, активно крушившие КПСС и Советскую власть. Сейчас областная парторганизация небольшая — 1800 человек. Хотя население области — 4,5 миллиона человек. Но это очень непростая область в целом. Здесь и ельцинский дух, и мощные финансово-промышленные группировки, и засилье теневого бизнеса. Коммунистам работать там очень непросто. Отдаем должное нашим товарищам, которые в тяжелых условиях не бросают на землю красное знамя, мужественно работают во имя своего народа. Но и игнорировать проблемы, давно назревшие там, мы не можем. Тем более что оттуда идет поток писем коммунистов о нездоровом положении дел.
— А в чем суть проблемы?
— Часть руководителей обкома присоединились к семигинско-потаповской группировке, пытавшейся захватить контроль над КПРФ. Два делегата от Свердловской области из трех вместо участия в
Х съезде КПРФ оказались на теплоходе, где собрались раскольники. Первый секретарь обкома В.Д.Кадочников решением Президиума ЦК был освобожден от должности, но пленум обкома не дал принципиальной оценки и оставил его членом обкома. А между тем на отчетно-выборной партийной конференции в прошлом году при выборах делегатов Х съезда В.Д.Кадочников, получив недоверие около трети делегатов конференции, заверял Президиум ЦК, что «уральцы не подведут».
Так вот, подвел, и крупно. Стиль руководства и поведения он не изменил. Что скрывать, многие знали о его увлечении спиртным, об увлечении администрированием. Многие товарищи в Свердловской области испытывали чувство стыда и писали об этом в ЦК. На встрече в июне этого года коммунист Н.К.Вакуленко прямо заявил, что корень проблемы в негодном стиле руководства со стороны бюро обкома. Это, как он метко выразился, «дирижирование оглоблей». Так что прошлогоднее решение Президиума ЦК КПРФ об отстранении Кадочникова В.Д. от руководства обкомом, а затем и июньское решение об исключении из партии было тяжелым, но правильным, хотя, на мой взгляд, и запоздалым.
— Однако, читая записи ваших встреч с партийным активом области, обнаруживаешь и высказывания в защиту Кадочникова, мол, он человек заслуженный, давно в партии.
— Да, он был первым секретарем обкома КПСС еще до переворота 1991 года. Мы были товарищами, когда боролись против предательской линии Горбачева. То есть опыт партработы немалый. Драма его в том, что, работая бок о бок с Ельциным, он взял на вооружение тот же стиль руководства — скажем так, нажимной. Но дело не только в этом. После 1991 года Кадочников отошел от партийных дел, ушел в предприниматели. То есть в самые тяжелые для партии годы он не был коренником. Он вернулся к руководству обкомом только в 1996 году, тогда КПРФ была на подъеме, у нас была самая крупная фракция в Госдуме.
— Не спорю. Во многом в проблемах парторганизации виноват Кадочников. Но теперь он исключен из партии. А проблемы сохраняются, если не сказать, что усиливаются. В чем дело?
— Дело в том, что Кадочников, как опытный аппаратчик, окружил себя преданными ему людьми. Из них он умело сформировал бюро обкома и немалую часть обкома. Так что преодолеть сопротивление сплоченной команды непросто. Дело дошло до того, что верхушка обкома отказалась подчиниться решению Президиума ЦК от 8 сентября об отстранении с поста первого секретаря обкома В.П.Новоселова и об утверждении и.о. первого секретаря В.П.Краснолобова.
Кстати, одна из наиболее рьяных сторонниц Кадочникова и участница «мокрого» съезда Г.П.Тюнякина вернулась в КПРФ только три года назад. Ее сначала сделали первым секретарем одного из райкомов Екатеринбурга, а затем зимой этого года В.Новоселов попытался на пленуме обкома добиться избрания ее секретарем обкома по идеологии. И это уже после ее участия в «мокром» съезде. Как мы должны это оценивать? Даже зная, что ЦК держит вопрос на особом контроле, Галина Павловна начала исключать из партии одного коммуниста за другим — тех, кто стоит на принципиальных позициях. Что это такое?
Как с горечью говорили нам коммунисты, в адрес партийной молодежи со стороны Новоселова допускается административный нажим, грубость, вплоть до выражения типа «дурачье», если не похуже. Есть серьезные претензии к редактору областной партийной газеты «Эхо дня» Ю.Цыбули, который в свое время был руководителем некоего сомнительного фонда. Вопиющим фактом является то, что Б.Змеев, близкий к Кадочникову человек — один из депутатов, избранных от КПРФ, — попал в лидеры местного отделения ВКПБ, и в его руках оказалась чуть ли не вся партийная собственность.
Обо всем этом крайне неприятно говорить. Вместо того, чтобы сосредоточиться на борьбе в защиту интересов народа, верхушка обкома борется за сохранение своих постов.
— Только ли амбициями определяется позиция верхушки обкома?
— В том-то и дело, что у части руководства обкома возникло стремление воспользоваться своим положением в личных целях. По новому закону выборы в областные представительные органы идут теперь по партийным спискам. Поскольку компартия сохраняет поддержку избирателей, можно рассчитывать на прохождение в депутаты областной думы. А это дает немалые финансовые и прочие возможности. У нас сложилось убеждение, что поведение группы Кадочникова—Новоселова да и части их оппонентов сильно с этим связано. Выборы в областную думу предстоят в марте будущего года. Вот и нарастает стремление сохранить контроль над парторганизацией, чтобы формировать предвыборный список КПРФ.
Второй способ обеспечить личные интересы более скрытый, но не менее изощренный. Ведь руководители обкома ведущей оппозиционной партии могут изрядно усложнить жизнь местной власти путем организации митингов, демонстраций, пикетов и других массовых акций протеста. А могут, имея в руках это мощное политическое оружие, и разменять его на встречную лояльность со стороны местных властей. Многие коммунисты говорили нам, что ряд руководителей обкома занимаются предпринимательской деятельностью. И в этом плане «добрые отношения» с местными властями их деловым интересам весьма способствуют. Создается впечатление, что часть руководителей обкома поглощены не только политическими амбициями, но и коммерческими интересами.
Вот и возникает противоестественная ситуация, когда в январе этого года в разгар мощной волны протестов по всей стране, вызванной отменой льгот, по призыву Екатеринбургского горкома КПРФ впервые за многие годы сотни людей вышли на акцию протеста, но в тот же вечер В.Новоселов по телевидению заявил, что у обкома нет претензий к местным властям. Об этом возмущенно говорилось на встрече с коммунистами города в июне.
— Насколько я знаю, те деятели обкома, которые вступили в противоборство с Президиумом ЦК, обвиняют вас в предвзятости.
— Нет ничего более далекого от реальности. Наша главная цель — вернуть Свердловской областной парторганизации единство, боевитость, авторитет в массах. Никаких личных симпатий и антипатий нет. Уральцы — народ твердый. Любое лицемерие быстро чувствуют. Но с нашей стороны было бы преступлением против партии закрывать глаза на явно ненормальное положение, сложившееся в обкоме. Обвинения в «предвзятости» — это еще что! Уже посыпались устные и письменные обвинения, что члены комиссии ЦК «оказались на содержании» людей, которые резко критикуют методы Кадочнкова—Новоселова. То есть пошла такая грязь, что дальше некуда.
Признаюсь, таких приемов с использованием лжи я не ожидал. Коммунисты нашей Самарской области работают тоже в суровых условиях, но мы сохраняем товарищество, укрепляем дисциплину, стремимся трудные вопросы обсуждать откровенно и принципиально. Разве ЦК виноват, что из Свердловской области потоком идут письма о нездоровом положении дел? Более 80 писем за один только год. Такого нет ни в одной другой региональной парторганизации. Уже около трети коммунистов области требуют проведения внеочередной отчетно-выборной партконференции. А это сотни коммунистов. Они что, тоже находятся «на содержании»?
Мы внимательно изучаем обстановку. Возьмем, например, нашу поездку в июне этого года. Сначала провели встречу с партактивом Екатеринбурга. Присутствовало около 90 коммунистов. Никакой келейности. Двери зала были открыты, участвовать мог любой коммунист. Разговор шел три с лишним часа. Выражений товарищи не выбирали как в адрес верхушки обкома, так и в адрес ЦК, который допустил такое положение. В защиту группы Кадочникова—Новоселова выступил только один товарищ. Из 90.
Затем отправились в Нижний Тагил. Там примерно такая же картина: почти единодушное требование о проведении внеочередной отчетно-выборной конференции. Побывали в Дегтярске. Там парторганизация небольшая. Ветераны труда, хорошие, идейные товарищи. Но они (и это почувствовалось совершенно явно) не обладают информацией о сути событий. А как они могут обладать этой информацией, если руководство обкома ее преднамеренно утаивает от коммунистов.
После этого нас пригласили на встречу с областным партактивом. Но он почему-то проходил в очень небольшом зале Орджоникидзевского райкома Екатеринбурга (который возглавляет уже упомянутая участница «мокрого» съезда Г.П.Тюнякина). Основная масса участников была не из области, а из местных, городских. На входе стояли два кряжистых молодца и пропускали отнюдь не всех. Нескольким коммунистам просто преградили путь на собрание актива. Пришлось вмешаться, жестко потребовать соблюдения партийной демократии. В зале находилось чуть больше 40 человек. Там настроения были иные. В поддержку линии Кадочникова—Новоселова высказалось большинство.
Так ведь никто и не утверждает, что эта группа единодушно отвергается парторганизацией. Если бы это было так, то серьезные изменения уже давно произошли бы и без участия ЦК. Часть товарищей искренне заблуждаются, ряд находится под влиянием руководителей из числа сторонников Кадочникова—Новоселова. Так что там все отнюдь не однозначно, и именно поэтому мы стремились проявить максимум такта, максимум терпения, пытались восстановить единство организации.
Но сейчас ясно, что терпение и тактичный подход со стороны руководства ЦК воспринимается как слабость. Болезнь комчванства верхушки обкома продолжает приобретать опасные формы. Дело дошло до того, что свое решение об отказе подчиниться решению Президиума ЦК бюро обкома вознамерилось разослать во все региональные отделения партии. А это уже открытый призыв к фракционности. Потом, правда, попятились, но правду не скроешь.
Понимают ли члены обкома глубину этой болезни? Партия действует в тяжелейших условиях, и недавний пленум обкома должен был показать высокую меру ответственности за укрепление дисциплины, помочь восстановить единство рядов. К сожалению, этого не произошло.
— Но ведь и в отношении людей, возглавляющих борьбу против группы Кадочникова—Новоселова существуют разные мнения.
Речь идет о бывшем первом секретаре Екатеринбургского горкома В.К.Теплякове — ныне депутате губернской Думы. Действительно, у него сложная репутация. И даже его сторонники не считают, что он ангел небесный. Это человек волевой, цепкий, напористый. Но давайте посмотрим в истоки его конфликта с верхушкой обкома. Несколько лет назад на заседании обкома он прямо заявил Кадочникову: «Кончайте пить». Вот с этого все и началось. Ясно, что в этом поступке не было желания подсидеть первого секретаря. Он не мог не реагировать на критику коммунистов города и не побоялся сказать правду в лицо. То есть повел себя принципиально. Должны ли мы это приветствовать или осуждать? Ответ, по-видимому, очевиден.
В.Теплякова тогда исключили из партии. Потом восстановили. Дело в конечном счете закончилось тем, что бюро обкома приняло лихое решение распустить самую крупную Екатеринбургскую парторганизацию именно за то, что ее возглавлял Тепляков и основная масса коммунистов города его поддерживала. Впрочем, позже это неверное решение было отменено. На днях прошла городская конференция, и прошла успешно. Она одобрила политическую линию ЦК КПРФ и приняла к исполнению решения Президиума ЦК.
Подводя итог, подчеркну: болезнь верхушки областной партийной организации приняла опасный характер. Это конфликт новой партноменклатуры, интересы которой заметно отличаются от настроений и взглядов большей части свердловских коммунистов. Нужно срочно поправлять дело. На 8 октября намечена отчетно-выборная партийная конференция, хотя есть те, кто боится ее и добивается, чтобы отчет был, а выборов не было. Убежден, что коммунисты области примут непростые, но необходимые решения.
Есть ли в области коммунисты, способные изменить ситуацию, преодолеть тяжелую болезнь, сконцентрировать силы организации на решении тех больных вопросов, которые волнуют жителей могучего Урала? Да, есть. В Екатеринбурге и Нижнем Тагиле, во многих малых городах и сельских районах. Авторитет лидеров крупных горкомов В.В.Бабенко и А.К.Малгачи, опыт и мудрость Н.А.Алянина и А.Ф.Асабина, принципиальность Д.И.Шадрина и его товарищей по КРК будет порукой, что выздоровеет областная организация КПРФ. Есть и очень перспективная партийная молодежь.
Вспоминаю лица делегатов прошлогодней партийной конференции и думаю — они способны преодолеть кризис.
Беседовал
В.ТЕТЕКИН
blog comments powered by Disqus