31.08.2003 17:37 | Совраска | Администратор
ТОНИ БЛЭР ВСТРЕВОЖЕН
В четверг премьер-министр Великобритании Тони Блэр давал показания в Королевском суде комиссии лорда Хаттона, занимающейся расследованием обстоятельств смерти Дэвида Келли, советника британского министерства обороны и эксперта комиссии по поиску оружия массового поражения в Ираке. Ради этого Тони Блэр был вынужден прервать свой отпуск на острове Барбадос. Громкий скандал, связанный с этим делом, конечно, не прибавит популярности Тони Блэру, чей рейтинг и без того падает.
Тони Блэр, оказывается, не знал, что Дэвид Келли занимался «иракским досье», а если бы приписываемые профессору слова были правдой, то он, не задумываясь, подал бы в отставку. Именно таков был смысл показаний британского премьера в Королевском суде. Так, видимо, он считает возможным опровергнуть утверждение газеты «Обсервер» о своей личной причастности к раскрытию имени Келли как источника для нашумевшего репортажа Би-би-си о недостоверности «иракского досье».
О том, что все сведения о способности режима Саддама Хусейна к ядерной агрессии не соответствовали действительности, писала британская пресса на волне бурного протеста большинства граждан Великобритании против войны в Ираке. Однако репортаж о фальсификации «иракского досье» буквально нокаутировал Даунинг-стрит. Тем более что пресса тут же подхватила идею причастности кабинета министров к разглашению имени Дэвида Келли.
Профессору пришлось давать показания комитету по международным делам палаты общин парламента, в которых он, в частности, заявил, что не узнает своих слов в злополучном репортаже. Через два дня его изувеченное тело нашли в лесу в графстве Оксфордшир. Официальная версия — самоубийство. Теперь комиссия Хаттона пытается выяснить, был ли Келли на самом деле информатором журналиста Би-би-си Эндрю Гиллигана.
Несмотря на попытку сохранить внешнее спокойствие, Тони Блэр явно встревожен таким поворотом событий. К своему выступлению перед комиссией лорда Хаттона Тони Блэр тщательно готовился, поставив «на уши» всех своих юристов.
Визит Тони Блэра в суд стал настоящим шоу для сотен лондонцев, которые собрались у здания Королевского суда — вовсе не для приветствия своего премьера, а, главным образом, чтобы выразить свой протест против политики его кабинета.
Первым на вопросы лорда Хаттона отвечал коллега и друг доктора Келли Теренс Тейлор, специалист Международного института стратегических исследований в Вашингтоне, работавший с британским ученым в Ираке. Американский ученый назвал работу Келли в Ираке исключительно удачной. А в качестве свидетельства особых заслуг Келли привел награду английского коллеги крестом Святого Майкла и Святого Георгия за достижения в области исследования биологического оружия в Ираке. Эти награды в 1996 году, по рекомендации тогдашнего премьера Джона Мейджора, Дэвиду Келли присвоила лично Елизавета II.
Кстати, имя самого Джона Мейджора тоже всплыло в связи с тем, что именно он был первым британским премьером, которому пришлось давать показания в суде. И, как и в случае с Тони Блэром, речь шла об Ираке. История, имевшая место в 1992 году, была связана с возможной причастностью кабинета Джона Мейджора к поставкам вооружения и оборудования для его производства в Ирак.
Лорд Хаттон намеревается сделать достоянием общественности все обстоятельства самоубийства ученого и рассказать, в какой мере на его гибель повлияли действия правительства. На все это потребуется не меньше двух месяцев.
В 1996 году «Комиссия Скотта», созданная по инициативе самого Мейджора, признала, что некоторые члены британского правительства намеренно удерживали информацию о политике кабинета в области военных поставок Ираку накануне войны в Персидском заливе. При этом как во время войны в Персидском заливе, так и позже, в 1996 году, Мейджор активно поддерживал президента США Билла Клинтона в стремлении «наказать» Ирак. Несмотря ни на что, в итоге Джону Мейджору удалось оправдать своих коллег по Консервативной партии.
Однако общество им этого не простило. Консерваторы надолго потеряли свою популярность, уступив партии лейбористов. Теперь похожее испытание предстоит пройти и самим лейбористам. Тем более что, обещая на выборах 2001 года повысить внимание к таким сферам, как образование, здравоохранение и транспорт, в 2003 году они все силы бросили на удовлетворение военных амбиций в Ираке.
blog comments powered by Disqus