Rednews.ru

Подписка

Подписаться на RSS  Подписка RSS

Подпишитесь на рассылку:


Поиск

 

Наш баннер

Rednews.ru

!!!

08.08.2005 21:38 | Совраска | Администратор

УТРАЧЕННАЯ ЭНЕРГИЯ

Недавно мы стали свидетелями выдающегося события, за которым стоят огромные возможности, подготовленные всем ходом развития ракетной техники и освоения космоса. Успех полета Deep Impact, поразившего комету Темпель-1, открыл новую страницу исследований истории зарождения Солнечной системы и познания законов ее развития. Это, конечно, не эпохальное событие, но верстовой столб на пути во Вселенную.

Мы же, отказавшись от национальных приоритетов в исследовании космоса, растранжирили свой потенциал на решенных задачах, что отбросило нас на второй план и с этим уже смирились. Такое состояние дел подточило творческие коллективы, когда-то способные на решение грандиозных проектов. Открыв дверь в космос, мы теперь вынуждены брать фундаментальную информацию о нем из чужих рук в виде готовых результатов, теряя энтузиазм и вкус первооткрывателей. Лишаясь атмосферы обновления знаний, утрачиваем статус передовой страны с современным образованием, промышленностью, культурой, воспитанием.

Это стало итогом государственной политики, подчиненной не интересам общества, а частным. Более 10 лет назад руководство головного ракетно-космического предприятия НПО «Энергия» при попустительстве Росавиакосмоса акционировало его, взяв на себя обязательство эффективно развивать космонавтику, а получили зависимую от зарубежных партнеров перспективу, и вместо рентабельности — долги (только в 2004 году убытки составили более 200 млн. рублей).

Наследие С.П.Королева и его соратников, а их десятки тысяч человек, перешло в руки немногих, стоящих у руководства. Они, добившись своего благополучия, оставили акционеров ни с чем, тем самым разрушили единение творцов космонавтики, и люди, потеряв веру в созидательные устремления родного предприятия, сникли. Теперь найти силы и вдохновение, чтобы подняться до воплощения крупных проектов, крайне сложно. Новые люди, пришедшие в руководство отрасли, оказались в плену обязательств и задач сегодняшнего дня. Им трудно вернуть прежний размах, не видя средств осуществления глобальных проектов. Какими бы одержимыми они ни были, отстаивать интересы отечественной космонавтики им не под силу, если их усилия не будут объединены стратегией государства.

Поэтому сегодня на головном предприятии нет ясного направления движения, соответствующего уровню лидера космонавтики. А это ведет к сжатию тематики до ряда коммерческих задач, но, сколько бы их ни плодили, теряем самое главное — настрой на решение прорывных проектов, а они и дают силы вдохновения. Отсутствие масштабных идей приводит к истощению очага творчества, тем самым отталкивая талантливую молодежь, которой присуще стремление к высоким целям, но и оно должно подкрепляться материальными стимулами.

Огромный научно-технический задел, созданный в советское время, поднял нас первыми в космос, а мы расходуем его не на потребности страны в информационном и навигационном обеспечении, в технологиях обработки аэрокосмической и наземной информации, а скатываемся на извоз туристов и чудачества типа катания богатых до Луны и обратно, что ограничивает нашу перспективу и ведет к интеллектуальному обнищанию коллективы высококвалифицированных специалистов.

В свое время успехи отечественной космонавтики полностью оплачивались из бюджета, и она не озадачивала себя необходимостью отсчитываться перед обществом конкретными результатами, обогащающими нашу жизнь. Все строилось на доверии государству, где обществу отводилась роль пассивного наблюдателя, не привлекавшегося к обсуждению целей и существа проектов, а питалось обычными пропагандистскими материалами. Поэтому вместо конкурсной борьбы проектов в космической отрасли шла борьба в узком кругу главных конструкторов за престиж и значимость их детищ под опекой влиятельных политиков. Вместе с тем работал мощный механизм рассмотрения проектов из Совета главных конструкторов, коллегии Министерства, Военно-промышленной комиссии, где определялись пути технического развития страны под бдительным оком и жестким контролем Оборонного отдела ЦК КПСС. Тогда проекты проходили взвешенную экспертизу, исходящую из отстаивания передовых позиций по сравнению с зарубежными аналогами, и достойно с ними конкурировали. Однако в современной России из-за неспособности власти разбираться в существе вопросов потеряли и это, подменив серьезный подход формальными процедурами.

К тому же мешает сложившаяся практика формирования космических программ, когда проекты оценивали исходя из возможности их технической реализации, но не научной и практической целесообразности. Усилия сосредотачивались на одном, остальное повисало в воздухе, о чем вспоминали в дальнейшем, когда сталкивались с их неэффективностью. Это касается станции «Мир», ГЛОНАСС, системы «Буран», МКС и таких примеров больше чем достаточно среди всего, за что беремся. Стиль «начнем, а потом, посмотрим», необходимо ломать. Пора научиться проходить дистанцию от начала до получения конкретных результатов с оценкой их новизны и окупаемости в ходе практического использования, не скатываясь на голое перечисление задач, десятилетиями озвучиваемое как интересы науки и народного хозяйства (сельского, геологии, рыболовства и т.д.) без четких требований с их стороны и финансовых обязательств. Для этого надо привлечь к обсуждению проектов широкие круги общественности, чтобы принимаемые решения в научной среде и Госдуме были более аргументированны и ответственны.

Одобренная недавно Федеральная космическая программа, к сожалению, не отвечает на главный вопрос: где наше место в мировой космонавтике, а заявляет о намерениях идти вдогон за поддержанием паритета без конкретизации узловых направлений, на которых собираемся сохранить ведущую роль в космонавтике, без чего удержать позиции передовой страны невозможно.

Если государство не сможет взять на себя такие масштабные обязательства, то угасание коллективов на одних коммерческих проектах будет продолжаться. В таких условиях, разбазаривая свой потенциал, позволяем странам, набирающим темп технологического развития, пользоваться нашим опытом и разработками, истинную цену которых мы не способны даже отстаивать. Они уже поняли, что место на Земле будет определяться достижениями в космосе, а мы, забывая о величии своей державы, позволяем шарить по нашим закромам, на прямых контактах откачивать все ценное, по сути, стали донорами мировой космонавтики. При этом допуская, чтобы в сотрудничестве с нами нарушали партнерские обязательства, как американцы, которые позволяют себе со сменой политических ориентиров и интересов принимать законы, подобные закону Гилмора, срывая договоренности по развертыванию МКС и под различными предлогами перенося ответственность на других. Мы же никак не усвоим, что между странами в политике и экономике признаются только жесткие правила защиты собственных интересов, и нельзя давать никому возможность манипулировать правилами игры, при этом демонстрируя обиды слабых с изъявлениями дружбы вместо контрмер.

Если задуматься, что дальше, то при всем желании быть оптимистом, справиться со всем этим невозможно, когда интересы людей разведены и ничто не цементирует общество. Возрождение страны не по силам тем, кто способен извлекать выгоду для себя не из ими созданного. Они, завладев национальными богатствами, живут по своим законам, а те, кто работал и продолжает работать на благо страны, живут в надежде неизвестно на что, униженные равнодушием и обманом. Потеряв дух народа, за деньги его не купишь. Движение вперед определяют люди, утвердившиеся конкретными делами, и не запятнавшие свою честь. Только им дано защитить интересы народа и отстоять Россию. Власть, неспособная признавать последствия своих ошибок, должна уступать дорогу другим, а если не может, надо им помогать.

В. В. ЛЕБЕДЕВ,

член-корреспондент РАН,

дважды Герой

Советского Союза,

летчик-космонавт СССР.


blog comments powered by Disqus
blog comments powered by Disqus
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика TopList