Rednews.ru

Подписка

Подписаться на RSS  Подписка RSS

Подпишитесь на рассылку:


Поиск

 

Наш баннер

Rednews.ru

!!!

05.05.2001 00:19 | Совраска | Администратор

ВЕРА НЕ ИЩЕТ КОМФОРТА

Неслучайные беседы

Беседа председателя Общества ревнителей памяти митрополита Иоанна Константина Душенова с главным редактором журнала <Ревнитель православного благочестия> игуменом Алексием (Просвириным)

 

<В ЦЕРКОВНОМ СОЗНАНИИ ПРОИЗОШЛИ ИЗМЕНЕНИЯ>:

К. Душенов: Отец Игумен, каковы, на Ваш взгляд, ключевые моменты церковной жизни последнего времени?

Игумен Алексий: Я бы отметил три важнейших события. Это, во-первых, Архиерейский Собор, состоявшийся в августе 2000 года, прославивший сонм Новомучеников Российских и принявший ряд стратегических документов, таких, как Социальная концепция Церкви и Определение об отношении к инославию. Подобное явление весьма знаменательно, тем более, что Социальная концепция вообще формулируется впервые в истории Православия - никогда раньше подобные документы не принимала ни одна из Пометных Православных Церквей! Патриарх Алексий II недавно назвал эту Концепцию <основополагающим документом, определяющим позицию Церкви по многим вопросам, поставленным современностью>.

Во-вторых, этапным, на мой взгляд, событием, стала речь Патриарха на московском епархиальном собрании в прошлом декабре, на которой Алексий II публично заявил, что против русского народа ведется <война на уничтожение>.

Либеральная пресса напрочь замолчала это высказывание нашего Первоиерарха, не зная, видимо, как его прокомментировать. А между тем, тут есть о чем задуматься. Все интересующиеся церковной жизнью должны помнить, какой страшный накат <демократической общественности> выдержала Русская Церковь в 90-х годах ХХ века. К сожалению, внутри самой Церкви тоже нашлись люди, занимавшие (и до сих пор, кстати, занимающие) весьма высокие посты, которые активно включились в процесс <демократизации> и <либерализации> церковной жизни. Тогда с самых высоких церковных кафедр зачастую раздавались громогласные панегирики демократии и не менее громогласные филиппики в адрес <квасного патриотизма>, <русского национализма> и <шовинизма>.

Первым, кто восстал против этого омерзительного либерального богоборчества, был приснопамятный митрополит Иоанн (Снычев). Тогда ему пришлось действовать в тяжелейших условиях практически полной изоляции и постоянной травли - как со стороны демократических СМИ, так и со стороны внутрицерковных либералов. Да что говорить, если в 1993 году даже вышло специальное распоряжение, запрещавшее печатать статьи владыки Иоанна в церковных газетах и журналах.

К.Д. Как же, как же, я хорошо помню это время! Я был тогда пресс-секретарем митрополита, и занимался как раз вопросами размещения его проповедей и статей в СМИ. Этот запрет подписал лично патриарх Алексий II. Причем самое неприятное заключалось в том, что он был тайным, то есть не подлежащим разглашению: на бумаге, адресованной тогдашнему председателю Издательского отдела патриархии митрополиту Питириму, стоял гриф <Конфиденциально>. Такая скрытность не позволяла открыто обжаловать запрет и на какое-то время практически перекрыла владыке Иоанну возможность общаться с собственной паствой. Спасибо <Советской России> - тогда она нас здорово выручила!

И.А.: Да, положение тогда у православных патриотов было куда как сложное. В те годы никто и представить не мог, что Патриарх Московский и Всея Руси может позволить себе публично говорить о том, что против русских <ведется хорошо спланированная война, имеющая целью уничтожить наш народ>, что <в западных странах работает мощная индустрия растления России>, и все это приводит <к невиданным темпам вырождения и вымирания народа>.

То, что в прошлом году все это прозвучало с трибуны московского епархиального собрания, свидетельствует о глубоких изменениях, которые произошли в церковном сознании (и в церковной политике) за последние годы. Теперь важно не остановиться на достигнутом, не успокоиться, но используя всю силу церковного авторитета, просвещать народ, будить его нравственные чувства и национальное самосознание, постоянно напоминать обществу, в каком опасном состоянии находится ныне Россия:

И, наконец, третье ключевое события последнего церковного года - затяжной конфликт вокруг ИНН. Он, к сожалению, показал, что между нашим Священноначалием и частью народа Божьего существуют серьезные расхождения во взглядах по некоторым весьма важным и болезненным для православного сознания богословским вопросам. Причем с обоих сторон было сделано немало ошибок.

Так, церковное начальство по своей старой привычке сперва полностью положилось на <административный ресурс>, то есть решило использовать силу власти для того, чтобы пресечь всякие дискуссии церковных <низов> вокруг ИНН и по такому <мелкому> вопросу не портить отношения с государственными чиновниками, активно лоббировавшими поголовную ИННизацию населения. Но откровенный силовой нажим на верующих вызвал мощную волну протеста, к которой наше священноначалие оказалось совершенно не готовым. Епископы некоторых епархий попали, фактически, в полную изоляцию со стороны собственной паствы и собственного духовенства.

Тогда кому-то в Москве пришла в голову мысль задействовать авторитет так называемых <старцев> - почитаемых народом <неформальных> церковных авторитетов, пожилых и духовно опытных монахов. Но и они разошлись во мнениях, что лишь внесло дополнительную неразбериху в ситуацию, которая с тех пор так и оказалась <подвешенной> и не решенной, несмотря на обилие официальных документов, толкующих <проблему ИНН>.

С другой стороны, излишне рьяные борцы с налоговыми номерами зашли так далеко, что объявили эту борьбу едва ли не главным условием спасения души, а тех, кто по каким-либо причинам принял ИНН - лишенными благодати и отпавшими от Церкви Христовой. Все это создало в отдельных епархиях и приходах крайне нервозную и нездоровую обстановку.

А причиной всему - отсутствие соборных механизмов широкого и свободного общецерковного обсуждения проблем и выработки важнейших решений, касающихся жизни народа Божия. До тех пор, пока такие решения будут приниматься келейно, мы не сможем избавиться от внутрицерковных нестроений и конфликтов.

 

С КЕМ ВЫ, ПАСТЫРИ БОЖИИ?

К.Д.: Мне кажется, что отличительной особенностью современной церковной жизни является еще и тот факт, что она протекает на фоне бурных идеологических изменений в обществе, на фоне повышенной активности государственной власти, пытающейся предстать перед гражданами России в новом <государственно-патриотическом> образе. И громкие слова о войне против русского народа патриарх Алексий II позволил себе произнести не ранее, чем президент Путин и целый ряд других высших государственных чиновников ясно обозначили державно-патриотический акцент новой государственной идеологии.

При этом главная беда, на мой взгляд, заключается в том, что повторением правильных слов пытаются заменить необходимость совершения правильных дел. А драгоценное время уходит, важнейшие проблемы народной жизни остаются нерешенными, некоторые даже наоборот, усугубляются. Одновременно огромная часть чиновников - как государственных, так и церковных, с легкостью <перестроившись> в очередной раз в соответствии с новой <генеральной линией>, на деле продолжают блокировать возможность любых благотворных изменений.

И.А.: Действительно, вся новизна <нового курса> президента Путина пока, в основном, ограничивается правильными словами. Хотя и слова тоже не всегда удачные. Возьмите, например, его отношение к религии.

В России перед президентскими выборами многие СМИ усиленно и целенаправленно создавали Путину образ этакого <православного президента>. То он свечку перед телекамерами в храме ставил, а то - даже благословение у архиерея довольно грамотно брал.

Но стоило ему выехать заграницу, как все тут же радикально изменилось.

Так, к примеру, в сентябре прошлого года Путин дал интервью всемирной телекомпании Си-эн-эн. Ведущий этого шоу, Ларри Кинг, спросил его буквально следующее: <Ходит много разговоров о Вас и Ваших религиозных взглядах. Мне говорили, что Вы носите крест. Вы крещеный? Вы верующий? Каковы Ваши взгляды на религию?>

И вот что ответил на это наш <православный президент>: <Я верю в человека. Я верю в его добрые помыслы. Я верю, что все мы пришли для того, чтобы творить добро. И самое главное, чего мы добьемся таким образом, мы добьемся комфорта>. В принципе, для чиновника, воспитанного в эпоху <развитого социализм>, в таком ответе нет ничего необычного. Если бы это сказал дедушка Ельцин, никто бы и не удивился - он ведь и на Пасху умудрялся поздравлять <дорогих россиян> с Рождеством.

Но в устах человека, который претендует на то, чтобы быть православным, сказанное звучит просто чудовищно! Это не только не православное, но и вообще не христианское исповедание: Рассуждать о комфорте в ответ на вопрос о вере может лишь человек, безмерно далекий от русской религиозной традиции.

К.Д. Да, взгляды Путина, о которых он поведал всему миру из телестудии Си-эн-эн, никак не соответствуют ни учению Сергия Радонежского, ни житию Александра Невского, ни вообще духу русской веры - духу Святой Руси с ее жертвенностью, подвижничеством и самоотверженностью. Случайно или нет, но высказывания нашего президента ближе всего напоминают философию либерального масонства второй половины ХIХ столетия. Характерно, что он даже ни разу не употребил самого слова <Бог>. На этом фоне рассуждения некоторых, без меры рьяных <православных политологов> о его многочасовых <беседах со старцами>, о его <духовниках> и <благочестии> выглядят, честно говоря, просто смешно.

И.А.: Скорее печально:

К.Д.: Пусть так. Но это, в конце концов, личное дело Путина. И Церковь здесь совершенно не при чем. Иное дело - та политическая и социально-экономическая стратегия, которую проводит сегодня в жизнь путинское государство. Она касается всего нашего общества, всего народа - и тут Церковь не может оставаться в стороне. И вот я хочу спросить Вас, отец игумен: какую позицию в современных условиях занимает Церковь? Слова хороши - и в Социальной концепции, и в докладе патриарха, и в других церковных документах без конца повторяется, что Церковь всегда пребывает вместе со своим народом, что она всегда будет нести людям свет Божественной Истины и печаловаться о слабых, сирых и убогих, что одной из ее важнейших задач является внесение нравственных идеалов во все области жизни общества и государства.

Это, конечно, замечательно. Но давайте на мгновение оторвемся от чтения документов и посмотрим на реальность, на саму жизнь. Как претворяются в жизнь эти правильные слова? Каков, так сказать, механизм реализации церковной социальной доктрины? Ведь наша нынешняя действительность порой буквально вопиет о социальных язвах и общественных неустройствах, настоятельно требующих постоянного и кропотливого пастырского попечения.

Да что далеко холить за примерами? Всю зиму нас потрясал топливный кризис в Приморье, с телевизионных экранов не сходили леденящие душу картины замерзающих детей, женщин и стариков. И - никакой реакции со стороны церковного руководства! Что, разве это не тот случай, когда нужно воспользоваться своим вековым правом громогласного печалования за сирых и убогих? Или возьмите, например, ситуацию с тарифами, ценами и инфляцией. Под гром фанфар и шум речей о <небывалом экономическом росте> цены ползут и ползут вверх. Квартплата - подорожала, железнодорожные пассажирские перевозки - подорожали, товары первой необходимости: еда, одежда - дорожают непрерывно. И опять - Церковь молчит. Это что - нормально?

К сожалению, на ум невольно приходит вопрос: с кем же наше Священноначалие - со своим народом, или со своим (а для народа - совершенно чужим) правительством? С сирыми и убогими, или с сытыми и властьимущими? С алчущими и жаждущими, плачущими и нищими духом, или - с касьяновыми, чубайсами, грефами и кудриными, высасывающими из России последние соки?

И.А.: Думаю, Вы несколько сгущаете краски. По сравнению с тем, что было еще несколько лет назад, сегодня церковное руководство довольно серьезно активизировало свою социальную политику.

К.Д.: Пример, пример - хоть один конкретный пример назовите:

И.А.: Да сколько угодно! Поезжайте в любую епархию - Вы обязательно найдете там и дома престарелых при храмах, и сиротские приюты при монастырях, и батюшек-подвижников, буквально с того света вытаскивающих погибающие души наркоманов, пьяниц, бомжей: Но если уж хотите конкретный адрес, пожалуйста: вот, Валаамский монастырь - все гражданское население своего острова один кормит:

Другое дело, что всего этого сегодня, конечно, недостаточно. Хотелось бы делать больше, но для расширения социальной деятельности Церкви требуется время:

К.Д.: И изменение психологии значительной части <новорусского> епископата!

И.А.: Возможно, возможно: Но мазать всех одной краской совершенно недопустимо. Русская Церковь действительно плоть от плоти своего народа, и потому нет ничего удивительного в том, что сегодня она болеет всеми его болезнями.

Да, в церковном теле есть и негодные, недугующие, гниющие члены. Но так было всегда, со времен Христа. Ведь сила Церкви заключается не в том, что внутри церковной ограды все мгновенно становятся святыми, а в том, что несмотря ни на какие внешние бури, вопреки всем войнам, социальным катастрофам и политическим катаклизмам, Церковь остается вечным хранилищем народных идеалов и святынь, вечным источником спасительных нравственных истин, вечным целителем народного духа, изнемогающего в борьбе со злобой и коварством <мiра сего>. Эту свою роль Русская Церковь и сегодня, по милости Божией, выполняет неупустительно.

Кто действительно желает прикоснуться душой к тем несметным сокровищам духовным, которые хранит Дух Божий в церковных недрах, пусть судит о Церкви по ее святым, ее мученикам и бессеребреникам, подвижникам и исповедникам, а не по <новорусским> иерархам, которые при всех своих чинах чужды церковной святыне и оторваны от народа Божия:

Что же касается механизма реализации социальной доктрины Церкви, то надо признать правду - его просто-напросто нет. И это очень печально, ибо без такого механизма, который бы обеспечивал, среди прочего, своевременное информирование общества о позиции Церкви по тем или иным животрепещущим проблемам, наладить конструктивное церковно-государственное взаимодействие будет очень трудно. Правда, следует оговориться, что проводя активную социальную политику, Церковь должна в то же время решительно отстраняться от какого-либо прямого участия в политических <разборках>.

 

<ЦЕРКОВНЫЙ МИД>: ПРОВАЛ ЗА ПРОВАЛОМ

К.Д. Пусть так. Но вот возьмите, к примеру, недавнее послание Путина к Федеральному Собранию. С одной стороны - это чисто политический документ. Но он содержит государственную программу развития страны. Так должны мы, православные верующие, да и вообще все общество знать, как относится к этой программе Церковь?

А ведь задуматься тут есть о чем. Путин по сути провозгласил курс на ускорение либеральных реформ - вполне в ельцинском духе. То есть президент даже не скрывает, что в ближайшем будущем нас ждет платная медицина, платное образование и т.п. прелести <свободного рынка>. Государственные телеканалы без конца твердят о повышении зарплат и пенсий, а реальный жизненный уровень населения не растет, скорее наоборот - падает. У меня в магазине рядом с домом год назад десяток яиц стоил тринадцать рублей, сегодня - двадцать один. Моя знакомая бабушка-пенсионерка платила за свою убогую однокомнатную квартиру год назад 81 рубль 34 копейки в месяц, а сегодня аж 225 рублей 69 копеек.

Это, конечно, политика. Но разве Церкви такая политика безразлична, разве может она отстранится от нее?

И.А.: Нет, не может. Существуют вопросы, которые хотя и являются предметом политической борьбы, но не могут оставить Церковь равнодушной. Среди них - народное образование, здравоохранение, социальное обеспечение старых, больных и малоимущих. И если в результате реформ качественное образование и здравоохранение станут малодоступными для неимущих, для тех, кто не способен выложить за него кругленькую сумму - Церковь должна публично и недвусмысленно осудить такие пагубные <реформы>. А неспособность тех церковных чиновников, которые возглавляют соответственные синодальные отделы, ясно высказаться и своевременно донести точку зрения Церкви до общества - просто удручает:

К.Д.: Удручает не только это:

И.А.: И все же еще раз скажу: не надо сгущать краски. Не все так плохо в нашей нынешней жизни. Справедливости ради следует сказать и о положительных подвижках, произошедших в последнее время. Например, о разгроме олигархов. О выводе общенациональных телеканалов из-под влияния таких одиозных русофобов как Березовский и Гусинский. Разве это не шаг вперед?

К.Д.: Сокращение еврейского влияния в СМИ? Что ж, поживем - увидим. Пока результатом таких перемен стало лишь исчезновение из эфира критических сюжетов о самом президенте. А в остальном наше - или, скорее, по прежнему <их> - телевидение как пичкало русского человека рвотной мешаниной из американских боевиков и низкопробной <порнухи>, так и пичкает. Чем Мамут и Абрамович лучше Гусинского с Березовским, а Сванидзе и Позднер честнее Шендеровича, я искренне не понимаю. А вот Вашу мысль о том, что многие синодальные отделы не справляются со своими обязанностями, я хотел бы обсудить подробнее.

И.А.: А что тут обсуждать? Возьмите, например, деятельность Отдела внешних церковных сношений, руководимого таким влиятельным церковным иерархом как митрополит Кирилл (Гундяев). Какими достижениями может похвастать этот <церковный МИД>? Никакими. За последние годы - сплошные провалы, один другого хуже. Эстония, Украина, Афон - отовсюду нас гонят, отовсюду Русскую Церковь вытесняют, а ОВЦС только утирается:

К.Д.: Вы имеете в виду разгорающийся конфликт Московской Патриархии с Константинопольским Патриархатом?

И.А.: Я имею в виду неспособность ОВЦС обеспечить защиту законных интересов Русской Церкви, неспособность митрополита Кирилла справляться со своими служебными обязанностями. Возьмем, к примеру, эстонскую проблему. Она возникла в начале 90-х годов, когда русофобское правительство эстонских националистов отказалось зарегистрировать <оккупационную Церковь> - Эстонскую Православную Церковь юрисдикции Московского Патриархата. Вместо этого в спешном порядке была создана карликовая раскольническая группировка со штаб-квартирой в Стокгольме, которая и получила все юридические права - в том числе и право на церковное имущество: здания, богослужебные предметы и т.п.

Сперва, на волне развала СССР и демократической эйфории, ОВЦС вообще не занимался этой проблемой - мол, разбирайтесь сами. Затем, когда дело стало принимать нешуточный оборот и раскольников официально поддержал Константинопольский патриарх Варфоломей, митрополит Кирилл приступил к бесконечным переговорам. Переговоры шли, а в Эстонии <под шумок> раскольники продолжали свою пагубную деятельность.

Наконец, после многих лет переговоров, в феврале этого года, в Берлине, митрополит Кирилл громогласно заявил, что конфликт исчерпан и стороны пришли к соглашению. Соглашение было сомнительное - за раскольниками оставалось все то, что они успели награбить к тому времени - но лучше что-то, чем ничего. Так вот, после этого не прошло и месяца, как патриарх Варфоломей официально отверг все берлинские договоренности и подтвердил свои прежние претензии на свой полный контроль над Эстонской Церковью!

К.Д.: И что митрополит Кирилл?

И.А.: А ничего! Сказал, что он <ошеломлен> таким вероломством: Это все равно, как если бы японцы явочным порядком захватили у нас спорные Курильские острова, а потом даже отказались вести переговоры на эту тему. А министр иностранных дел России делал бы вид, что ничего особенного не произошло - так, временное непонимание:

К.Д.: Так гнать надо в шею такого министра!

И.А.: И эстонский пример, к сожалению, не единичен. Посмотрите, что творится на Украине. Там православные, особенно в западных, разгромленных униатами епархиях, откровенно говорят: все это стало возможным лишь потому, что Москва бросила нас на произвол судьбы, а сам митрополит Кирилл, известный своими откровенными прокатолическими симпатиями, палец о палец не ударил, чтобы предотвратить антиправославные погромы. И в результате Московская Патриархия лишилась более полутора тысяч приходов! Кстати, Ватикан за все эти годы ни единым словом, ни намеком даже не осудил погромщиков-униатов.

К.Д.: Зато вот митрополит Кирилл недавно сделал очередное заявление о том, что Москве и Ватикану <пора оставить в прошлом тысячелетние противоречия>:

И.А.: И теперь Москва обречена наблюдать, как папа римский триумфатором въедет в Киев, демонстративно наплевав на все протесты православной общественности. Сроки его официального визита на Украину уже согласованы, и в конце июня он будет принят там на высшем уровне, как самый дорогой гость. Вот - плоды деятельности ОВЦС, если судить о ним не по многословным докладам и отчетам, а по реальным результатам: А теперь еще и на Афоне зреет новая смута. Правда, я подробностей пока не знаю, но суть проста - русских монахов пытаются вытеснить со Святой Горы.

К.Д.: Не просто вытеснить. Речь идет о насильственном захвате русского монастыря по прямому указанию патриарха Варфоломея. Причем какого монастыря! Скит Богородицы Ксилургу - самая древняя русская православная обитель в мире. Она была основана еще до крещения Руси воинами из дружины святой княгини Ольги, сопровождавшими ее в Константинополь в 957 году, а затем, по принятии христианства, оставшимися подвизаться на Святой Горе в качестве простых иноков.

И.А.: Да, да, там, по преданию, принял монашество преподобный Антоний, ставший впоследствии основателем Киево-Печерской Лавры - первого русского общежительного монастыря. К сожалению, в последнее время русских иноков активно пытаются вытеснить с Афона. Это началось еще в прошлом веке. Тогда такие попытки обосновывали нелепым обвинением, будто Россия пытается превратить Афон в свою крепость. А весь сыр-бор разгорелся из-за того, что в Пантелеимоновом монастыре было пострижено несколько послушников, бывших отставными армейскими унтер-офицерами. Тогда наши монахи писали: <если бы не искреннее участие русского посла, то греки выгнали бы нас с Афона, в чем и состояла главная цель всех притеснений и обид, сделанных ими русским>.

К.Д.: Ну, теперь им на такую защиту рассчитывать не приходится! В российском МИДе уже дали понять, что вмешиваться в нынешнюю ситуацию не собираются. И наш патриарх, выступая по этому поводу 29 марта в Фонде единства православных народов, выглядел, увы, совершенно беспомощно. Единственное, что он смог предложить - <обратиться для разрешения данной проблемы к международному общественному мнению>. А это русофобское <международное мнение>, как уже не раз оказывалось, чихать хотело на все проблемы России, русского народа и русской Церкви. Международной общественности не до нас, ей некогда, она <новый мировой порядок> строит...

И.А.: Это, к сожалению, так. Прав был великий государь Александр III - у России в этом мире друзей нет. Единственные искренние друзья русского народа - святые угодники Божии, в земле Российской на протяжении десяти веков просиявшие, а ныне предстоящие огнезрачному престолу Божию с пламенной молитвой за Святую Русь:

 

ДА НЕ СМУЩАЕТСЯ СЕРДЦЕ ВАШЕ:

К.Д.: Послушайте, отец игумен, а может, такое повсеместное наступление на Россию, на Православие - это просто примета времени? И с этом уже невозможно бороться? Ведь сказано же в Священном Писании о том, что в <последние времена>, перед приходом антихриста, истинная вера умалится до крайности и будет в пренебрежении и поношении, а от верных останется лишь <малое стадо>?

И.А.: Помнить о предостережениях и пророчествах Писания, конечно, надо. Но не следует таким образом оправдывать собственное малодушие или бездеятельность. По моим наблюдениям, такие панические, апокалиптические настроения часто служат прикрытием для тех, кто по разным причинам либо не умеет, либо не хочет трудиться на ниве Христовой. А Господь сказал: <Не бойся, малое стадо>. И еще: <Да не смущается сердце ваше, ни устрашается> (Ин.14,27). И еще: <Дерзайте, яко Аз победил мiр> (Ин.16,33). Так что оснований для паники нет никаких.

К.Д.: Так уж и никаких? А масонская глобализация, а поголовное электронное кодирование людей и товаров? А едва ли не повальное вероотступничество высшей иерархии многих Поместных Церквей, погрязших в новостилии, экуменизме и стяжательстве? А наша собственная греховная немощь? А невиданное от века унижение России и слабость русского народа, буквально вымирающего под страшной тяготой <демократических реформ>? Да ведь продолжать этот скорбный перечень можно еще очень долго:

И.А.: Не надо путать христианскую бдительность, трезвенность ума и духовную ясность взгляда на современный богоборческий мiр, заповеданные всем нам для ограждения от тлетворного влияния <века сего> и - малодушие под маской благочестия. Первое - достохвально и спасительно, а второе - пагубно и бесперспективно.

Добрые новости тоже есть. Вот, например, в Грузии Православная Церковь недавно официально получила статус первенствующей. Даже специальные поправки в Конституцию внесли. Теперь грузинское государство признает брак, зарегистрированный Церковью, обеспечивает создание института военных священников в армии, признает неотчуждаемой собственностью Церкви все храмы, монастыри, их земельные участки, а также все церковные ценности, хранящиеся в государственных музеях. Двунадесятые праздники объявляются общенациональными выходными, в системе народного образования вводятся курсы изучения православного вероучения и т.д. и т.п:

К.Д.: И все это преподнес Церкви в подарок г-н Шеварднадзе, который, судя по всему, не верит ни в сон, ни в чох, ни в вороний грай?

И.А.: Да какая разница, кто? Господь преподнес это облегчение грузинской Церкви, а не Шеварднадзе: Он умрет, истлеет, и память его сотрется, а Церковь Христова будет стоять до скончания века. И в России тоже. И если мы пребудем в спасительной церковной благодати, возродится и великое государство российское, и сам народ русский вернет себе былое величие и мощь. Вот что важно понять!

К.Д.: Что ж, будем надеяться, что именно так и случиться. Благословите, батюшка!

И.А.: Воскресый из мертвых, Христос, Истинный Бог наш, молитвами Пречистыя Своея Матери и всех святых да помилует и спасет нас, яко благ и человеколюбец! Аминь.


blog comments powered by Disqus
blog comments powered by Disqus
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика TopList