Rednews.ru

Подписка

Подписаться на RSS  Подписка RSS

Подпишитесь на рассылку:


Поиск

 

Наш баннер

Rednews.ru

!!!

16.07.2004 16:38 | Совраска | Администратор

ВЕРНОСТЬ ФЛОТУ

В истории отечественного флота есть много ярких имен, которыми гордятся русские и советские моряки: Ф.Ф. Ушаков, Д.Н. Сенявин, П.С. Нахимов, С.О. Макаров, С.Г. Горшков, Е.Г. Головко, В.А. Фокин, И.М. Капитанец... Одно из ведущих мест в этом ряду по праву занимает имя советского флотоводца Николая Герасимовича Кузнецова. Судьба этого выдающегося человека была непростой, порой драматичной, как и судьба нашего флота, да и страны в целом. Однако он сумел найти в себе силы выстоять, не предать, не изменить, остаться верным присяге, флоту и воинскому долгу.

РОДИЛСЯ Н.Г. Кузнецов 24 июля (по новому стилю) 1904 года в семье крестьянина деревни Медведки, ныне Котласского района Архангельской области, а не в 1902 году, как иногда считают (чтобы приняли на службу, он приписал себе два года). Николай Герасимович рано остался без отца и вынужден был сам зарабатывать на жизнь — тогда и познал, что такое крестьянский труд. С детства будущий флотоводец читал много разных книг, но больше всего любил книги о море: он мечтал стать моряком.

Кузнецов от природы был крепким и рослым парнем, поэтому казался старше своих лет. В 1919 году Николай в пятнадцатилетнем возрасте добровольно вступил в ряды военных моряков речной Северо-Двинской флотилии, противостоявшей войскам белогвардейцев и интервентов. Его старания по службе заметили и в 1921 году направили в Петроградскую подготовительную школу для военморов.

Затем Кузнецов поступает в Военно-Морское училище, с 1925 года носившее имя М.В. Фрунзе, где обучается на специальном курсе. После окончания учебного заведения Н.Г. Кузнецову, как одному из лучших выпускников, предложили самому выбрать флот, на котором он хочет служить. Молодой моряк выбрал Черное море. В 1926 году его назначают вахтенным начальником крейсера «Червона Украина». Через три года перспективного командира направляют на факультет оперативного искусства Морской академии, которую Кузнецов окончил в 1932 году с отличием, за что был награжден именным револьвером.

Николай Герасимович считал, что у офицеров должен быть либо командирский, либо штабной склад ума. Сам он относил себя к первой категории. По окончании вуза он отказался от штабной должности и попросился на корабль старшим помощником командира крейсера «Красный Кавказ». Вскоре «Красный Кавказ» стал лучшим кораблем Черноморского флота.

Будущий флотоводец учился искусству управления кораблем и сам совершенствовал систему обучения. В 1934 году он принял командование крейсером «Червона Украина», который в то время являлся флагманским кораблем флота. Молодой командир добился досрочного выхода корабля из ремонта и стал заниматься с экипажем боевой подготовкой. Это дало положительные результаты. Через год он, самый молодой из командиров крейсеров советского Военно-морского флота, занял первое место по Черноморскому флоту по итогам боевой подготовки. За достигнутые успехи он был награжден орденом Красной Звезды. В 1935 году командующий флотом И.К. Кожанов писал о командире корабля Н.Г. Кузнецове как о самом способном и подающем большие надежды моряке.

В Европе в то время уже пахло грозой... В августе 1936 года Николая Кузнецова повышают в должности и в воинском звании и направляют военно-морским атташе и главным военно-морским советником в охваченную гражданской войной Испанию, где он разрабатывает и осуществляет планы боевых операций Республиканского флота, его взаимодействия с сухопутными силами и авиацией. Н.Г. Кузнецов много ездил по морским портам Испании, налаживая боевую службу, организовывая прием судов с боевыми грузами.

В этой сложной обстановке проявились его выдающиеся организаторские способности. Авторитет главного военного советника Кузнецова был очень высок — испанцы называли его «альмиранте», хотя адмиральского чина он еще не имел. После возвращения на Родину осенью 1937 года Николай Герасимович был награжден орденами Ленина и Красного Знамени.

В 1937 году тридцатитрехлетнего Кузнецова назначают первым заместителем командующего Тихоокеанским флотом, а затем командующим Тихоокеанским флотом. Без должного опыта командования большими соединениями ему порой было очень трудно. Приходилось учиться прямо на ходу. В связи с постоянными провокациями японской военщины обстановка на Дальнем Востоке была напряженной. Поэтому молодой командующий мало находился в кабинете, а много бывал в соединениях, частях и на кораблях флота. В период конфликта с японцами на озере Хасан, когда возникла опасность для Владивостока, он находил способы взаимодействия флота с сухопутными войсками.

Готовность к отражению врага стала для него важнейшим правилом в службе. В феврале 1939 года флагмана второго ранга (контр-адмирала) назначают первым заместителем наркома, а с апреля того же года — наркомом Военно-морского флота СССР. «Быстрый подъем опасен не только для водолазов, столь быстрое повышение по службе тоже таит в себе немалую опасность», — позднее напишет Кузнецов.

Н.Г. Кузнецов принял флот в довольно сложном положении. После репрессий не хватало нужных специалистов. Отсутствовали необходимые документы, регламентировавшие взаимоотношения наркоматов Военно-морского флота и обороны. Но он не растерялся, а энергично взялся за дело.

Новый нарком отметил, что средства в основном выделяются на строительство линкоров и крейсеров, а строительству противолодочных и тральных судов, зенитной обороне, столь необходимых для флота, внимания уделяется мало. 25 июля 1940 года, представляя руководству страны трехлетний план кораблестроения на 1940—1942 годы, Н.Г. Кузнецов обратил внимание на несбалансированность в развитии Военно-морского флота. Учитывая позицию наркома, 19 октября 1940 года ЦК ВКП(б) и Совнарком СССР приняли решение пересмотреть программу в пользу легких судов, однако до начала войны устранить полностью сложившиеся перекосы в строительстве флота не удалось. И все же к началу войны в постройке находилось 219 боевых кораблей.

Благодаря кипучей энергии Кузнецова и его единомышленников к моменту нападения фашистов Советский Союз располагал внушительным по своему составу и боевым возможностям флотом, который насчитывал более 1000 кораблей различных классов, около 2500 самолетов, более 1000 орудий береговой обороны различных калибров и 1000 зенитных пушек. Учитывая напряженную обстановку на Дальнем Востоке, угрозу японских милитаристов, примерно половина кораблей ВМФ, а также орудий береговой обороны, треть авиации и зенитных установок входили в состав Тихоокеанского флота.

Несмотря на начало Великой Отечественной войны, судостроение не прекращалось. К концу 1941 г. промышленность построила и сдала флоту 164 корабля и боевых катеров, 382 вспомогательных судна различного водоизмещения. Большое внимание уделялось военному судоремонту. Была создана и развивалась судоремонтная база флота в Кронштадте, Севастополе, Мурманске, Полярном, Хабаровске, Владивостоке и других регионах.

Это было время, когда руководство страны не жалело средств на развитие флота, на укрепление его престижа. Не то что сейчас... А тогда именно благодаря Н.Г. Кузнецову было принято постановление Совета народных комиссаров СССР и ЦК ВКП(б) от 23 июня 1939 года об установлении праздника Дня Военно-морского флота. С того далекого времени военные моряки отмечают свой праздник ежегодно в последнее воскресенье июля. В этом году 27 июля моряки вместе с нашим народом отметят его в 65-й раз.

Но сегодня в составе ВМФ почти в пять раз меньше кораблей, чем перед Великой Отечественной войной. В составе флота находится всего 6 крейсеров в различном состоянии технической исправности. Сроки службы этих кораблей будут истекать в период 2012—2033 гг. Кроме того, ВМФ имеет около 20 других надводных кораблей океанской зоны со сроком службы, истекающим в период от 2010 до конца 2020 гг. Если в Советском Союзе срок постройки корабля составлял 5—7 лет, то в нынешней России он значительно увеличился. К примеру, атомный подводный крейсер четвертого поколения «Северодвинск» заложен на верфях Севмашпредприятия более 10 лет назад. Когда финансирование составляет около 5% в год от требуемого, развалена судостроительная кооперация, определить сроки окончания строительства невозможно. А между тем В.В.Путин в ежегодном послании Федеральному собранию говорил: «Мы должны обезопасить нашу страну от любых форм военно-политического давления и потенциальной внешней агрессии. И в этой связи важнейшей задачей остается модернизация наших Вооруженных сил, включая оснащение стратегических ядерных сил самыми современными системами стратегических вооружений. У нас все для этого есть. А также — оснащение других видов и родов Вооруженных сил соответствующим оружием тактического и оперативного назначения» («ПГ». № 95. 27.05.2004 г.). Такое впечатление, что президент не знает, что творится в армии и на флоте. Но это не так. Все он знает, но вводит в заблуждение свой народ...

Но вернемся в 1941 год. Для более результативного решения вопросов, повышения боеготовности флота нарком Военно-морского флота ввел трехступенчатую систему оперативной готовности флота. Согласно этой системе, по готовности № 1 все корабли и части могли немедленно действовать, не дожидаясь каких-либо указаний свыше. Благодаря принятию наркомом таких мер в первый день Великой Отечественной войны нападение фашистской Германии было встречено в полной боевой готовности. Ни один самолет и корабль флота не был потерян.

Следует отметить, что Германия не располагала большим флотом, поэтому фашистские стратеги ставили задачу брать военно-морские базы с суши. Вот почему основной задачей флота стало взаимодействие с армейскими частями и авиацией. Наш флот также действовал на неприятельских коммуникациях подводных лодок и легких судов для постановки минных заграждений и траления неприятельских мин, перевозки войск и обороны портов, сопровождения конвоев и др.

Военные моряки сыграли важную роль при обороне Моонзундских островов, военно-морских баз Ханко, Таллина. Уже в августе 1941 г. авиация Балтийского флота бомбила Берлин и другие города фашистской Германии.

Невиданной славой покрыли себя моряки и морские пехотинцы при защите Москвы, Сталинграда, Мурманска, при обороне Одессы, Севастополя, Керчи, Новороссийска, Ленинграда и других городов нашей Родины. О мужестве людей в бушлатах ходили легенды, немцы боялись моряков, называли их «черной смертью».

С начала Великой Отечественной войны нарком Военно-морского флота Н.Г. Кузнецов был введен в состав ставки Верховного главнокомандующего СССР. Он пользовался большим уважением среди моряков, генералитета и руководства страны в целом.

В период войны с Японией Н.Г. Кузнецов был заместителем маршала Советского Союза A.M. Василевского и координировал действия Тихоокеанского флота и Амурской военной флотилии с сухопутными войсками.

14 сентября 1945 года Николаю Герасимовичу было присвоено звание Героя Советского Союза. Это явилось признанием выдающихся заслуг флотоводца, а значит, и личного состава ВМФ в годы Великой Отечественной войны.

После Победы в войне перед наркомом и руководством ВМФ стояла нелегкая задача. Статус Советского Союза как великой державы требовал создания мощного флота. В конце 1945 года правительству СССР был представлен проект 10-летнего плана строительства и развития флота. Несмотря на тяжелые последствия войны, в 1946—1950 гг. были достроены и построены заново 5 крейсеров, 12 эсминцев, 60 подводных лодок и большое количество других кораблей и судов.

Однако над Н.Г. Кузнецовым уже сгущались темные тучи. По сфабрикованному делу его сняли с должности, судили и понизили в воинском звании до контр-адмирала. В 1948 году Николая Герасимовича направили на Тихоокеанский флот, где он до февраля 1950 года занимал должность заместителя Главнокомандующего войсками Дальнего Востока по Военно-морским силам. С 20 февраля 1950 по 8 июля 1951 года он командует 5-м ВМФ на Тихом океане. В 1951 году его произвели в вице-адмиралы, а с 20 июля 1951 года он был назначен военно-морским министром.

Вскоре после смерти И.В. Сталина (1953 год) Н.Г. Кузнецова восстановили в звании адмирала флота, а впоследствии назначили заместителем министра обороны — Главнокомандующим военно-морским флотом СССР. Благодаря Николаю Герасимовичу в 1954—1955 годы на море и на суше появились первые ракетные комплексы, строилась первая атомная подводная лодка.

В марте 1955 года ему присвоили звание адмирала флота Советского Союза. Однако Николай Герасимович тяжело переживал отношение к флоту Н.С. Хрущева и ряда военных руководителей. Как отмечает ветеран ВМФ капитан 1-го ранга в отставке И.И. Фирсов, знавший Главкома, «Н.Г. Кузнецов искренне переживал за флот, никогда не шел на сделку со своей совестью. Его не останавливали ни грозный И.Сталин, ни апломб Н.Хрущева. Известна реплика Н.Г. Кузнецова в лицо Н. Хрущеву: «История вам не простит» (журнал «Виктория». 2004. № 2. С. 33). Недруги не могли простить крестьянскому сыну его любовь к флоту и к России, к СССР. Постоянные стрессы, переживания, унижения и клевета со стороны «доброжелателей» не прошли бесследно. Не выдержало сердце адмирала: через два месяца после присвоения звания у него случился инфаркт, и флотоводец предложил на свое место адмирала С.Г. Горшкова.

Осенью 1955 года затонул в Севастополе линкор «Новороссийск». Это был повод для расправы над Николаем Герасимовичем. Несмотря на то что Н.Г. Кузнецов болел, его сняли с должности, а в феврале 1956 года уволили в отставку, понизив в воинском звании до вице-адмирала. На это он сказал: «От службы на флоте я отстранен, но отстранить меня от службы флоту невозможно».

В отставке Кузнецов писал мемуары; хоть и мысленно, но был постоянно с флотом. Умер прославленный флотоводец 6 декабря 1974 года.

26 июля 1988 года Президиум Верховного Совета СССР восстановил Николая Герасимовича Кузнецова в воинском звании адмирала флота Советского Союза. Можно смело утверждать, что Н.Г. Кузнецов — самая яркая личность среди флотоводцев нашей страны в двадцатом столетии. Известный летчик-испытатель, дважды Герой Советского Союза Владимир Коккинаки называл Николая Герасимовича «на редкость порядочным человеком». Его нет среди нас, но моряки его помнят, ценят, уважают.

Россия — великая морская держава, ее территорию омывают 12 морей и 3 океана. Если по сухопутной границе наша страна соприкасается с 18 странами, то по морской — со 127. Нашей стране без флота никак нельзя. Понимают ли это нынешние руководители? Если да, то почему так поступают?

Судьба России неотделима от флота. Начав строить флот, Петр Великий построил империю. Потеряв флот в Крымской войне (1853—1856 гг.), Российская империя потеряла не только международный авторитет, но и часть своих территорий. Так случилось и в Русско-японскую войну 1904—1905 гг.

Советский Военно-морской флот бросил вызов самому мощному в мире флоту США и конкурировал с ним на равных. В советское время на карте Мирового океана не было районов, где бы ни находились советские военные корабли. Но вот уже 13 лет Россия и ее флот переживают тяжелые времена. Утрачены основные базы на Балтийском, Черном и Каспийском морях. За пределами нынешней России оказались многие крупные судостроительные, судоремонтные, ракетно-артиллерийские и радиотехнические заводы. Сегодня положение флота плохое и, по словам главкома ВМФ адмирала флота В.Куроедова, продолжает ухудшаться.

К началу 1980-х годов советский ВМФ по своим количественным и качественным параметрам стал одним из сильнейших в мире. Он насчитывал около двух тысяч кораблей различных классов. В составе плавучего тыла было более 600 кораблей и судов специального назначения. Все это уничтожено, разрушено, продано за границу на металлолом. В таком же положении находится и гражданский флот.

Флот должен быть восстановлен. Если мы не воссоздадим мощный флот — значит, погибнем.

Контр-адмирал В.А. ПОПОВИЧ,

кандидат исторических наук.

Москва


blog comments powered by Disqus
blog comments powered by Disqus
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика TopList