Rednews.ru

Подписка

Подписаться на RSS  Подписка RSS

Подпишитесь на рассылку:


Поиск

 

Наш баннер

Rednews.ru

!!!

18.02.2006 20:34 | Совраска | Администратор

ЗАСАДНАЯ ДИПЛОМАТИЯ

Прибывший в Москву для переговоров госминистр Грузии Георгий Хаиндрава заявил, что «не видит ничего опасного в интернационализации миротворческого процесса в Южной Осетии». А решение о прекращении миссии российских миротворцев в регионе, которое принял в минувшую среду парламент Грузии, по его словам, было вполне ожидаемо, так как никаких шагов «для продвижения в миротворческом процессе» за последнее время не сделано. Между тем сам Хаиндрава не считает, что Грузия и Россия должны разговаривать друг с другом на языке ультиматумов, и ратует за продолжение переговоров.

Грузинские парламентарии настроены куда более решительно. За вывод российских войск из Республики Южная Осетия депутаты выступили единогласно. Поддержали это решение как соратники президента Саакашвили, так и немногочисленные представители оппозиции в парламенте. Более того, оппозиционеры оказались наиболее радикальными противниками присутствия российских миротворцев в зоне конфликта и даже обвинили власти Грузии в непоследовательности и соглашательстве, так как сроки вывода миротворческого контингента в постановлении не оговорены.

Чем же так не нравится грузинским депутатам российское присутствие в Южной Осетии? Российские миротворцы находятся в республике по сочинским договоренностям, заключенным в июле 1992 года. В результате этих соглашений удалось прекратить кровопролитный конфликт, продолжавшийся с ноября 1989 года. Однако сегодня парламент Грузии рассматривает действия России в Южной Осетии как «попытку перманентной аннексии данного региона Грузии» и требует от своего правительства «для мирного, полномасштабного политического урегулирования конфликта активизировать работу с международными организациями».

В пятницу Государственная дума осудила заявление грузинского парламента. В принятом депутатами заявлении подчеркивается, что постановление парламентариев Грузии «О существующем положении и о прохождении миротворческого процесса в бывшей Южно-Осетинской автономной области» содержит «абсолютно необоснованные обвинения в адрес России, в нем дается грубо искаженная оценка деятельности миротворческого контингента в этом регионе. Данное постановление негативно воздействует на ситуацию вокруг Южной Осетии».

МИД России заявил, что оно дестабилизирует ситуацию в регионе. Появились даже сведения, что Россия в знак протеста отзовет из Тбилиси своего посла, однако вскоре их опровергли. Глава российского внешнеполитического ведомства Сергей Лавров считает, что действия Грузии вызваны нежеланием налаживать диалог с Цхинвалом и попытками переложить ответственность за это на российскую сторону. Он также полагает, что Грузия не может решать вопрос о миротворцах в одностороннем порядке, так как они находятся в Южной Осетии по мандату СНГ.

Это последнее заявление вызвало раздражение спикера парламента Грузии Нино Бурджанадзе, которая обвинила Лаврова в небрежности и некомпетентности «в такой актуальной сегодня теме российских миротворцев». Действительно, в отличие от миротворческого контингента в Абхазии, который действует под эгидой СНГ согласно Владикавказским соглашениям 1994 года, миротворческий контингент в Южной Осетии такого статуса не имеет. Он состоит из грузинского, российского и осетинских батальонов. Однако принципиально это проблемы не меняет, так как Южная Осетия категорически против вывода российских миротворцев и замены их на какие-либо международные силы. Следовательно, мирной и добровольной «смены караула» в республике не получится.

Это хорошо понимает Запад, на помощь которого уповает официальный Тбилиси. И если на словах западные политики готовы поддерживать Грузию, то втягивать свои страны в серьезный конфликт, который может обернуться вооруженным противостоянием, они явно не желают. А потому США посоветовали Грузии не предпринимать действий, в результате которых зона конфликта может оказаться бесконтрольной. Видимо, с этим и связана некоторая непоследовательность грузинской политики, когда вслед за жесткими заявлениями и совершенно бесцеремонными действиями (как, например, попытка спровоцировать вооруженное столкновение из-за рядового ДТП или арест и выдворение российских миротворцев «из-за отсутствия виз») следуют демонстрации своей способности к переговорам и компромиссам.

Хотя в возможность таких компромиссов верится слабо. Судя по всему, единственная цель, достижение которой могло бы удовлетворить Грузию, — установление полного контроля над Южной Осетией. Но это провоцирует обострение обстановки, конфликты, а возможно и возобновление военных действий, то есть к миротворчеству никакого отношения не имеет. Показательно, что во всех документах и заявлениях грузинских политиков Южную Осетию именуют «Цхинвальским регионом», как бы вовсе игнорируя тот факт, что по существу он является осетинским. Именно подобное отношение к Южной Осетии во времена президентства Звиада Гамсахурдиа спровоцировало конфликт, в результате которого республика вышла из состава Грузии. А значит, никаким реальным компромиссом здесь и не пахнет. Осетины не могут не понимать этого, а потому готовность защитить свою республику всеми средствами для них вопрос жизненно важный.

Конечно, главные свои надежды они возлагают на Россию, тем более что почти все население Южной Осетии имеет российское гражданство. Но, как показывают события последнего времени, Россия — защитник не слишком надежный. И жесткие слова об отстаивании своих интересов зачастую не подкрепляются никакими действиями. Так не раз случалось в отношении той же Грузии. Особенно показательно полное отступление по вопросам российских военных баз в Батуми и Ахалкалаки, которые скоропалительно выводятся в ущерб национальным интересам и невзирая на протесты местных жителей. Поэтому у Грузии есть все основания полагать, что и на этот раз получится так же. Вслед за осуждениями и протестами в адрес грузинской политики может последовать капитуляция. Однако Южная Осетия держится отнюдь не на российских штыках. У осетин уже имеется опыт самостоятельной защиты своей республики и государственной независимости даже вопреки международному непризнанию.

Для выяснения обстановки в Грузии и Южной Осетии побывала делегация российских депутатов Госдумы. В Тбилиси председатель парламентского комитета по обороне и безопасности Гиви Таргамадзе уверял своих российских коллег, что Грузия «абсолютно открыта для сотрудничества и абсолютно лишена всяких военизированных идей». Эти слова несколько противоречили прозвучавшему на днях выступлению Михаила Саакашвили, в котором он заявил, что у его страны имеется «наилучшим в регионе образом оснащенная армия, готовая ответить на любые вызовы». Похоже, члены российской делегации в миролюбие и пацифизм грузинских коллег поверили не слишком. В принятом Госдумой заявлении отмечается, что «попытки дискредитировать российских миротворцев происходят на фоне резкого наращивания военных приготовлений Грузии, в том числе путем масштабного приобретения за рубежом тяжелой военной техники и интенсификации боевой подготовки вооруженных сил Грузии».

Тем более за «вызовы», на которые надо «отвечать», грузинские военные могут принять все что угодно. Например, грузовики, которые везут продовольствие для миротворцев. Два российских грузовика с продуктами для осетинского батальона были задержаны грузинской военной полицией на этой неделе. Позже машины миротворцам все же отдали. Впрочем, уже без продуктов. Такие «ответы» оснащенной грузинской армии как-то больше напоминают грабеж на большой дороге.

Екатерина ПОЛЬГУЕВА.


blog comments powered by Disqus
blog comments powered by Disqus
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика TopList