01.03.2003 17:21 | Совраска | Администратор
ЗАТХЛЫЙ КОЛОДЕЦ
Но почему «Офицеры»? Что хотели сказать сегодняшние комментаторы этого фильма, не хочу даже называть их фамилии? Что их взволновало в наши дни? А вот что. В фильме «Офицеры» рефреном проходит мысль, высказанная главными его героями, о том, что «есть такая профессия — защищать Родину». Вокруг этой мысли и пляшут комментаторы со своими издевками, говоря, что в Советском Союзе только и делали, что потоком вливали в сознание масс патриотизм, занимались не чем иным, как агитацией любви к Родине.
Фильм «Судьба «Офицеров» фактически состоит из двух планов. Один — это беседа с создателями фильма «Офицеры», которые убежденно и откровенно утверждали, что снимали не агитку, а жизнь, какой она им виделась, хотели только одного — воспитать у подрастающего поколения чувство любви к Родине, чувство ответственности за ее судьбу, готовность идти на любые жертвы — вплоть до потери своей жизни ради свободы, независимости и спокойствия своего народа. И второй план — комментаторы, спокойно заявляющие, что все эти хорошие идеи были лишь плохо скрываемой пропагандой коммунистической партии, якобы преследовавшей свои собственные корыстные цели.
Это поразительно. Даже текст песни из фильма «Офицеры», песни, которая стала почти гимном для тысяч и тысяч воинов не только Советской армии, но и сегодняшней российской, комментаторы аккуратно называют слабым в поэтическом отношении якобы до такой степени, что создателям фильма пришлось сопроводить песню видеоклипом для усиления восприятия слов. Да неужели благодаря этому клипу бывшие и нынешние офицеры и солдаты исполняют эту песню за семейным столом, в строю, на привале, у походного костра? Неужели не потому, что в песне содержится героика поведения народного защитника, пафос любви к Отчизне? Разумеется, только поэтому. Но комментаторам такой вариант ответа не нравится. Хотя, конечно, ничего плохого нет и в использовании клипа в качестве дополнительного средства восприятия основной идеи. Но клип играет свою роль только в фильме, а дальше песня обретает свою собственную жизнь только в случае попадания в самые сердца людей, в их чуткие, восприимчивые к подлинному искусству души.
Один из собеседников фильма о судьбе «Офицеров», исполнитель роли Ивана Варра-вы, народный артист СССР Василий Лановой рассказал грустный эпизод из жизни другого, не менее именитого актера, исполнившего в том же фильме роль Алексея Трофимова.
Народному артисту РСФСР Георгию Юматову, к несчастью, довелось в своей жизни встретить бывшего солдата, который по окончании войны сказал ему, тоже солдату, будто сожалеет о том, что воевал не на той стороне, так как если бы воевал на стороне фашистов, то сейчас пил бы холодное немецкое пиво. Кощунства этих слов не стерпел Юматов и в завязавшейся драке в ответ на полученное ножевое ранение застрелил оскорбителя патриотических чувств.
Почему пришло в голову всеми любимому артисту Лановому рассказать об этом телезрителям сегодня? Да потому, что комментаторы фильма «Офицеры» обсуждали фильм именно с позиции того застреленного Юматовым солдата, оскорбляя чувства настоящих патриотов нашей Родины. Не случайно на вопросы молодым людям сегодня о том, пойдут ли они защищать свою Родину в случае войны, в ответ слышатся сомнения. Многие не знают, что защищать и стоит ли вообще защищать то, что они видят сегодня, то есть новых русских, заворовавшихся олигархов, магнатов, заботящихся о своих суперприбылях. Именно таким упадническим настроениям способствуют комментаторы фильма «Судьба «Офицеров». Таким настроениям способствует и общая политика по отношению к нашей армии и к народу, на страже жизни которого она должна стоять насмерть.
Когда все это началось? Горбом на пути развития государства стала перестройка Горбачёва. Затем последовало десятилетие постперестроечного времени. Кто-то пытается объяснить, что все только начинается и наша культура оправится от потрясений, поднимется на новый высокий уровень. Так ли?
В 1917 году жизнь в нашей стране полностью перевернулась. Все начиналось с самого начала. И работники культурного фронта, писатели, поэты, кинематографисты, актеры театров поняли, что находятся на переднем крае этого фронта. В первые же годы Советской власти революционное правительство уделяло внимание воспитанию нового поколения, хорошо понимая всю важность патриотизма, без которого невозможна была победа революции. Кино, едва становившемуся на ноги, в этой работе отводилась важнейшая роль. Производство фильмов и прокат были национализированы. И ту же появились картины, не все, конечно, ставшие шедеврами, но чрезвычайно актуальные для своего времени и, что не менее важно, все с высокой моралью.
Вспомним, что за тринадцать послереволюционных лет поэт Владимир Маяковский написал тринадцать киносценариев, и в трех своих фильмах сам играл главные роли. Один из них, вышедший в 1918 г., «Барышня и хулиган», в котором поэт исполнил роль хулигана.
Не прошло и десяти лет становления власти, как на экранах в 1925 г. появился подлинный шедевр Сергея Эйзенштейна «Броненосец «Потемкин», за ним — «Стачка» и «Октябрь». В том же 1925 г. появляется фильм Всеволода Пудовкина «Мать», в следующем году картина Якова Протазанова «Процесс о трех миллионах». Десятилетие Советской власти ознаменовалось появлением немого фильма «Сорок первый» по рассказу Бориса Лавренева, но не в постановке Г. Чухрая, которая состоится через двадцать лет, а под руководством все того же Якова Протазанова. Новое неокрепшее еще государство показывало чудеса в кинематографе.
Следующее десятилетие было отмечено еще большим числом картин, вошедших навсегда в историю как своей содержательностью, так и великолепными актерами. Это «Потомок Чингисхана» В. Пудовкина, 1928 г., «Обломок империи» Ф. Эрмлера, 1929 г., «Праздник святого Йоргена» Я.Протазанова, «Путевка в жизнь» Н. Экка, 1931 г., «Пышка» М. Ромма, 1934 г., «Гроза» В. Петрова, 1934 г., «Чапаев» братьев Васильевых, 1934 г., «Веселые ребята» Г. Александрова, 1934 г., «Юность Максима» Г. Козинцева, 1935 г., «Мы из Кронштадта» Е. Дзигана, 1936 г., «Семеро смелых» С. Герасимова, 1936 г., «Депутат Балтики» А. Захри, 1937 г., «Белеет парус одинокий» В. Легошина, 1937 г., «Бесприданница» Я. Протазанова, 1937 г.
Назови я сегодня, спустя шестьдесят с лишним лет после выхода, любой из этих фильмов, и он будет людям известен, его захотят посмотреть снова. И это неудивительно. А причина вот в чем.
Сергей Эйзенштейн написал как-то о своей знаменитой картине «Александр Невский», вышедшей на экран в 1938 г., статью под названием «Патриотизм — наша тема». А в его фильме 1945 года «Иван Грозный» царь всея Руси гордо заявляет о цели своих деяний: «Ради Русского царства великого». Именно патриотизмом отличались не только названные мною фильмы, а и все остальные, выпущенные советским кинематографом. Потому они западали прежде и западают в души людей даже в наши дни, когда с экранов телевидения то и дело слышатся славословия в адрес богатой жизни «культурного» зарубежья.
Что же сегодня — через полтора десятилетия после нашумевших перестроек и переделок — будто бы ради нашего процветания мы не можем похвалиться ни одним киношедевром, который бы остался в памяти людей до следующего века? С экрана по каналам НТВ или ТВС мы только что и видим, что очередные плевки в нашу историю. Уж настолько заплевали все, что было в нашем недавнем прошлом, что несет затхлостью из того самого колодца, и пить из него опасно без соответствующей очистки.
Вспоминая, например, год 1937-й, сейчас не говорят о фильмах, которые люди смотрели с огромной заинтересованностью в том самом году. Не вспоминают писателей, опубликовавших в этом году свои лучшие произведения. А ведь легко можно назвать не менее полусотни знаменитых сегодня писателей, творивших в то время в Советском Союзе, произведениями которых зачитываются и сегодня. Среди них, конечно, М. Шолохов, публиковавший в 1937 году четвертую книгу «Тихого Дона», А. Твардовский с опубликованной в 1936 г. «Страной Муравией». В 1937 году впервые увидели свет «Севастопольская страда» С. Сергеева-Ценского, «Созвездие Гончих Псов» К. Паустовского, «Кочубей» А. Первенцева, «Я сын трудового народа» В. Катаева, а годом раньше вышла первая часть знаменитого «Белеет парус одинокий». В этом ругаемом году вышли три повести М. Зощенко, «Что надо человеку» И. Эренбурга, «Сергей Лазо» А. Фадеева, «Два капитана» В. Каверина, «Голова профессора Доуэля» и «Небесный гость» А. Беляева, увидели свет главы романа «Мастер и Маргарита» М. Булгакова, повесть «Лапшин» Ю. Германа, появились стихи детских поэтов Л. Квитко, С. Маршака, К. Чуковского, С. Михалкова и поэтов для взрослых С. Острового, С. Щипачева, В. Лебедева-Кумача, М. Танка, были поставлены пьесы «Человек с ружьём» Н. Погодина, «Пограничники» В. Биль-Белоцерковского, годом позже «Таня» А. Арбузова.
Какие произведения, написанные в наши перестроечные годы, мы могли бы поставить в ряд с этими писателями? Какие проживут хотя бы до следующего десятилетия? Неужели дешевые, пусть даже дорогие в цене, детективы и насыщенные сексуальной клубничкой любовные истории? Разве смогут пережить десятилетие сегодняшние потоком идущие телесериалы, набивающие оскомину серостью, бездарностью материала и актерского исполнения? Нет, конечно, долго они не проживут, но души молодежи, да и телеманов постарше испортить могут вполне.
Вот и хочется мне задать последний вопрос. Доколе мы будем терпеть эту вакханалию бездуховности и безнравственности?
В фильме «Судьба «Офицеров» говорилось о необходимости менять что-то в армии, чтобы не было дедовщины, чтобы молодежь сама хотела идти служить. Но мне думается, что пока у государства нет четкого направления развития, пока мы не поставим у руля людей, знающих, куда и зачем идти, пока мы будем продолжать заливать потоки грязи в колодец собственной истории, в армии порядка не будет, как и во всей стране.
Евг. БУЗНИ
blog comments powered by Disqus