16.03.2004 21:48 | Совраска | Администратор
ЖДИТЕ ИГРИЩА НА ПЕПЕЛИЩЕ
На мемориальной доске, закрепленной на здании Манежа, было написано: «Здание манежа построено в 1817 г. в ознаменование победы русского народа в Отечественной войне 1812 г.».
Осенью 1817 г. Москва готовилась отпраздновать пятую годовщину победы в Отечественной войне 1812 г. Из Петербурга должен был прибыть для торжественного парада сводный гвардейский отряд, составленный из героев-победителей. Для смотра и парада войск по высочайшему повелению было приказано построить здание, в котором мог бы развернуться пехотный полк, то есть почти две тысячи солдат.
За разработку проекта манежа взялся талантливый инженер-механик, возглавлявший Комитет по делам строений и гидравлических работ, генерал Бетанкур.
Строительство манежа он поручил генералу Корбонье, который для возведения здания выбрал Моховую площадь. 10 июня 1817 г. проект был утвержден. Строительство было предписано закончить не позднее 1 октября того же года. Строительными работами руководили Карбонье и Кашперов, а фасад и внутреннюю отделку здания разрабатывал архитектор Бове.
Открытие Манежа состоялось 30 ноября 1817 г. И в нем прошло чествование героев и первый военный парад в присутствии императора Александра I.
Места для парада хватало — длина здания была 166,42 м, ширина — 44,81 м и высота около 15 м; при этом длина зала составляла 150 м.
Манеж стал чудом инженерного искусства. Замкнутое пространство в 7424,67 м2 перекрывалось общей кровлей, лежавшей на деревянных стропилах почти 45-метровой длины каждое и не имевшей каких-либо промежуточных опор. Такое удивительно смелое решение было применено впервые в мировой строительной практике и потребовало от Бетанкура точных и тщательных расчетов. Вся эта ажурная ферменная конструкция была на виду — потолок к кровле был пришит только в 1824 году. Тогда же получившийся чердак засыпали полуметровым слоем махорки: всевозможные грызуны, насекомые-древоточцы не любят этот запах. Говорят, что саму махорку выкурили в войну 1941-1945 гг., но все деревянные конструкции еще в семидесятые годы XX века были как новенькие. Но и тогда на чердаке еще стоял густой запах табака.
Вход в Манеж первоначально находился в фасаде, выходившем на Кремль, и имел вид полуротонды. Но в 1825 году по проекту архитектора О.И.Бове вход был перенесен и здание приняло тот вид, который был до «выборного воскресенья».
С 1831 г. Манеж использовался не только для парадов и обучения, но и для проведения выставок (в том числе Политехнической выставки в 1872 г.), для народных гуляний и концертов. В 1867 г. здесь состоялся грандиозный концерт, собравший 12 тысяч зрителей; оркестром и хором (около 700 человек) дирижировали Г.Берлиоз и Н.Г.Рубинштейн.
После 1917 г. в здании размещался правительственный гараж, а в 1957 г. Манеж был переоборудован под Центральный выставочный зал.
Когда пришла «демократия», спекулянты начали наживать миллионы на торговлишке землей в центре Москвы — и возник загадочный проект архитектора Андреева, опубликованный в «Известиях» (31 июля 2003 года). Сначала этот архитектор вроде бы предлагает реставрировать Манеж. Но затем предлагает не реставрацию, но «бизнес-перестройку», говорит о двух подземных этажах, на первом из которых планируется разместить технические помещения, склады, гардеробы, туалеты и часть экспозиционных площадей, ниже будет этаж-гараж. В торцах внутреннего пространства планирует сделать офисы, конференц-залы, кафе.
К счастью, нашлись архитекторы, которые категорически возражали против такого «бизнес-новодела» и отстаивали идею сохранения и реставрации, как, например, архитектор Аввакумов, один из ведущих выставочных дизайнеров России.
Но вот случился пожар, который за час уничтожил шедевр, простоявший почти два века.
Интересно, посмеет ли «свободная пресса» повторить то, что вырвалось у корреспондента «Утра.ру» об очаге пожара: «Известно, что ОЧАГ ПОЖАРА НАХОДИЛСЯ В ОФИСЕ МЕБЕЛЬНОЙ ФИРМЫ».
А откуда какая-то «мебельная фирма» в историческом памятнике всероссийского значения? Да вот сдавали в аренду, наверное, от гододухи да наплевательства на исторически-культурные объекты ельцинско-путинского режима... Ну и вполне естественный финал. Небось, исторические объекты в Кремле Путин не сдает кому ни попадя — как бы чего не вышло. А за стеной, за периметром охраны — да пусть хоть вся история России сгорит, «демократам» на это... наплевать, так выразимся.
Но самое интересное, конечно, другое. Этот пожар — умышленное, по сути дела, уничтожение исторического памятника, исторической памяти России — сделал бессмысленным спор архитекторов. Теперь и говорить не о чем: реставрировать нечего, так что поставят там удалые дельцы-чиновники гаражи, офисы, кафе, конференц-залы и будут ломить заоблачные цены, наполняя свои бездонные счета в забугорных банках.
Когда пожар настолько выгоден — он не может не случиться, это отмечали еще Ильф и Петров, описывая нравы «Вороньей слободки».
Так что следите за тем, что выстроят на месте сожженного Манежа, — это многое может объяснить.
А. ТРУБИЦЫН,
инженер.
Зеленоград.
blog comments powered by Disqus