23.06.2001 01:30 | Дума | Администратор
ИСТОРИЧЕСКАЯ МИССИЯ
По поводу статьи в "Российской газете" "Секретные переговоры"
С приходом в Германии к власти фашистов во главе с Гитлером (1934 год) обстановка в Европе резко обострилась -- Гитлер объявил о намерении в одностороннем порядке ликвидировать не устраивающие Германию положения Версальского мирного договора (26 июня 1919 г.).
Сначала (7 марта 1936 г.) войсками фашистов была занята Рейнская демилитаризованная зона, затем аннексирована Австрия (12 марта 1938 г.).
Правительство нашей страны сразу выступило с предложением организовать коллективный отпор агрессии. Но Англия и Франция эти предложения игнорировали. У них были другие планы и цели.
Английский историк Б.Лиддл Гард в книге "Вторая мировая война" писал, что в то время "в английских правительственных кругах выдвигалось немало предложений относительно того, что позволить Германии осуществить экспансию в восточном направлении и, таким образом, отвести опасность от Запада". Эта идея стала государственной политикой Англии после того, как премьером стал Чемберлен (май 1937 г.).
Особенно постыдной была политика Англии и Франции во время решения судьбы Чехословакии. На Мюнхенский сговор СССР даже не пригласили.
Несмотря на это СССР был готов выполнить свои обязательства перед Чехословакией в одностороннем порядке (такие же обязательства были у Англии и Франции). Для этой цели к Западной границе были выведены значительные силы (до 40 дивизий, танковый корпус, 20 авиабригад -- свыше 500 самолетов и др.). Только из-за отказа президента Бенеша от помощи СССР и его капитуляция (под давлением Англии и Франции) акция нашей страны не была осуществлена (утверждение автора статьи о невыполнении нашей страной своих обязательств оставим на его совести).
После Чехословакии нависла непосредственная угроза агрессии над Польшей.
Руководство Польши этого периода допускало оскорбительные выпады против СССР. 28 сентября 1938 года министр иностранных дел Польши высокомерно заявил: "Польша в своей внешней политике всегда придерживалась той точки зрения, что участие Советского Союза в европейской политике излишне. Она и сегодня защищает эту точку зрения". 5 января 1939 года он же в беседе с Гитлером заявил: "Польшу хотели толкнуть на сближение с Россией...". А в беседе с Риббентропом в это же время он сказал: "Польша претендует на Советскую Украину". А автор утверждает, что СССР нарушил какой-то договор с Польшей (эту выдумку тоже оставим на его совести).
Несмотря на резко отрицательную позицию Польши и Румынии по поводу участия СССР в коллективном отпоре агрессии (они в этом случае отказывались принять участие в таком отпоре), учитывая возросшую угрозу новой агрессии Гитлера, Советское правительство 17 апреля 1939 года направило Англии и Франции проект пакта о взаимопомощи, о коллективном равноправном отпоре агрессии. Но переговоры начались только в июне. Представители западных государств прибыли в Москву с ограниченными полномочиями. Переговоры безрезультатно шли все лето. Ллойд Джорж эти переговоры прокомментировал так: "Мы топтались без толку на месте свыше пяти месяцев, потому что не хотели заключать соглашение с СССР". Газета "Ньюс Кроникл" в эти дни писала: "Британское правительство отвергло советское предложение о совещании министров иностранных дел шести наиболее заинтересованных государств, сделанные еще в апреле. Никто не может предсказать какой ценой крови и унижения должна заплатить Англия за антисоветские убеждения британского правительства и его союзников". 8 августа временный поверенный США в Великобритании X.Джонсон сообщал госдепартаменту США: "...военной миссии, которая в настоящее время отправляется в Москву, было дано указание приложить все усилия, чтобы продлить переговоры до 1 октября...".
В это же время Англия тайно вела переговоры с фашистской Германией. Посол Германии в Англии писал своему правительству, что Англия готова "оказаться от гарантий, данных некоторым государствам (значит, и Польше), воздействовать на Францию в смысле, чтобы Франция уничтожила свой союз с Советским Союзом (договор о взаимопомощи) и свои обязательства в юго-восточной Европе. Свои переговоры с Советским Союзом прекратила бы". (Интересно сколько сребреников стоит возведение лжи на свою Родину?)
Весной и летом 1939 года германское правительство неоднократно обращалось к правительству СССР с предложениями начать переговоры о заключении договора о ненападении (последний раз 15 августа 1939 года), но правительство СССР на эти предложения не отвечало.
Во второй половине августа наша делегация на переговорах в Москве (ее возглавлял К.Е. Ворошилов) окончательно пришла к выводу о том, что Англия и Франция умышленно затягивают переговоры, и никакой перспективы нет. Тем временем обстановка продолжала накаляться. Дальнейшие переговоры были бы на руку Англии и Франции в их стремлении втянуть СССР с Гитлером в войну без их участия.
20 августа Берлин снова обратился к правительству СССР с предложением начать переговоры о ненападении, для чего принять в Москве министра иностранных дел Германии Риббентропа. Учитывая провал переговоров с Англией и Францией и реальную опасность быть втянутым в войну с фашистской Германией "один на один", правительство согласилось принять Риббентропа.
23 августа договор о ненападении между СССР и Германией был подписан. Этим были сорваны происки недругов нашей страны и на определенное время избавлена наша страна от войны (как оказалось на два года).
В последние годы в средствах массовой информации России появилось множество публикаций, в которых авторы пытаются бездоказательно опорочить действия руководства СССР в этот период, обвиняют в отказе от принципа коллективной безопасности, в сговоре с Германией. Насколько эти утверждения ложны, видно из вышесказанного. Ведь на самом деле все было наоборот. Недруги СССР, которым не удалась их "голубая мечта" "стравить" Германию с СССР, в подчиненных им средствах массовой информации обрушили на нашу Родину эти выдуманные ими обвинения. Это были вынужденные действия руководства страны в интересах нашей Родины после того, как всякая возможность осуществить коллективный отпор агрессии была исключена действиями правительств Англии и Франции того времени. Почему так охотно подхватывают эти лживые выдумки недругов нашей страны некоторые авторы, в том числе и в России, -- вот в чем вопрос. Как это совместимо с такими понятиями, как "Родина" и "патриот своей страны?"
Война с Польшей началась 1 сентября 1939 года. Англия и Франция ограничились словесными угрозами. 12 сентября правительство Польши покинуло страну. Гарнизон Варшавы сопротивлялся до 17 сентября. Наши войска 17 сентября перешли границу, прошли Западную Белоруссию и Западную Украину и вышли к т.н. "Линии Керзона". Так что утверждения о зловещих одновременных действиях против польских вооруженных сил -- очередная выдумка автора статьи.
После Гражданской войны и интервенции Верховный Совет Антанты установил границу между Польшей и СССР по "Линии Керзона" (Дж.Керзон -- министр иностранных дел Англии того времени). Польша, пользуясь слабостью СССР, захватила Западную Белоруссию и Западную Украину, отодвинув границу от "Линии Керзона" далеко на восток. И это не захват, а возвращение своих земель и освобождение от угнетения родных белорусов и украинцев. Секретного же в договорах ничего нет и не было - обычная процедура заключения договоров.
Прибалтийским республикам угрожала оккупация Германией. По договоренности с этими странами на их территории были введены наши войска. Они были с энтузиазмом встречены местными жителями, которые считали наши войска гарантией от вторжения. Впоследствии местные власти провели референдумы о присоединении к СССР.
Иногда утверждают, что договор с Германией ничего не дал нашей стране и был для нее только вредным.
За два мирных года Красная Армия буквально преобразилась. Напомним, что еще в 1939 году у нас была территориальная система комплектования армии. На содержание такой армии средств требовалось в пять раз меньше, но боеготовность и боеспособность армии были низкими. За последние перед войной два года наши Вооруженные Силы получили 48% артиллерийских орудий, 86% минометов, все современные танки и самолеты, 44% снарядов и 97% мин от имевшихся в Красной армии к началу войны. В 30-е годы развитие и требуемое оснащение наших Вооруженных Сил сдерживалось экономическими возможностями страны. Производственные мощности промышленности только в 1940--1941 годы достигли такого уровня, что стали почти полностью выполнять заказы армии. Но значительные недопоставки вооружений и боеприпасов в предыдущие годы привели к тому, что общий их запас был значительно ниже предусмотренного планами Генерального штаба (по боеприпасам почти в два раза меньше). Новые образцы танков и самолетов, автоматы и зенитные вооружения были разработаны и начали поступать в армию только в 1940--1941 годах. Их в армии было очень мало. К началу Великой Отечественной войны Красная армия находилась на стадии перевооружения и освоения новой техники, на стадии перехода от территориальной системы комплектования к кадровой, когда ее количественный состав по сравнению с 1939 годом увеличился в два раза, а по дивизиям -- в 3 раза. В результате образовался значительный недокомплект командных кадров (почти 50%); многие командиры находились в должности меньше года и еще не приобрели необходимого опыта. Когда не хватало новых образцов боевой техники, прежде всего самолетов и танков, некоторых образцов оружия и боеприпасов. Когда только что началось формирование двадцати механизированных корпусов и большого количества авиационных дивизий. Недостаточная боеготовность и боеспособность Красной армии была известна руководству страны. В этих условиях было жизненно важно оттянуть войну на два года или хотя бы на два-три месяца (это означало отсрочку войны на год). Оборонная мощь нашей Родины не ограничивалась боеспособностью Красной Армии. За ней находилась огромная преобразованная страна -- наша Родина. К 1941 году были подготовлены высококвалифицированные кадры -- специалисты по всем направлениям, которые сумели разработать новейшие образцы вооружений и техники. Были созданы огромные производственные мощности, в том числе на востоке страны. Они уже освоили производство новейшего вооружения и начали его поставки в армию.
Было морально-политическое единство народов нашей страны, которые гордились тем, что их усилия и пережитые трудности привели к созданию могучей Родины.
Огромные усилия, которые страна отдала своей армии, не пропали даром. Красная Армия смогла остановить и обратить вспять доселе непобедимую немецко-фашистскую армаду. Она совершила то, что в то время не смогла сделать ни одна другая армия или армии любой группы стран мира.
В этом и состоит всемирно историческая миссия Красной армии и нашей Родины как спасителей народов мира от коричневой чумы. Газета "Вашингтон пост" писала: "Дрожишь при одной мысли о том, что могло бы произойти, если бы Красная Армия рухнула бы под натиском германских войск, если бы русский народ был менее мужественным и неустрашимым... Ведя эту доблестную борьбу, русские вместе с тем отстаивали дело цивилизации от всех врагов человечества. Они внесли небывалый по своей значимости вклад в общее дело". Конечно, в той великой преобразующей работе, которую проделала наша Родина, были совершены и ошибки. Но об этом хорошо сказал Г.К. Жуков: "Конечно, если бы можно было заново пройти весь этот путь, кое от чего следовало бы отказаться и кое-что подправить. Но я не могу назвать какое-либо большое, принципиальное направление в строительстве наших вооруженных сил, которое стоило бы перечеркнуть, выбросить за борт, отменить".
Н.КУЗНЕЦОВ,
кандидат военных наук.
blog comments powered by Disqus