Rednews.ru

Подписка

Подписаться на RSS  Подписка RSS

Подпишитесь на рассылку:


Поиск

 

Наш баннер

Rednews.ru

19.11.2003 21:58 | Правда России | Администратор

АЛХИМИЯ РОССИЙСКИХ ФИНАНСОВ

И на этом фоне миллионы россиян остаются в стужу без тепла, потому что правительство не дает денег на ремонт отопительных систем. Старики примерзают к полу, потому что Минфин не выделяет средств на закупку топлива к отопительному сезону. У правительства “нет денег” на повышение 70-рублевых детских пособий и не менее “смешных” студенческих стипендий. Даже на погашение долгов по ним. Нет их на содержание сельских школ, детских садов, больниц, поликлиник, общественного транспорта. Нет средств для поддержки сельского хозяйства, науки, культуры, профессионального образования, охраны окружающей среды, не говоря уж о спасении дышащего на ладан промышленного потенциала с почти полностью изношенными основными фондами. В общем, денег нет ни на что, о чем это самое правительство должно по закону заботиться.

Между должным и сущим

Вы спросите, как такое возможно в стране, которая буквально купается в деньгах? В стране, из которой капиталы могучими реками растекаются по миру, проглатывая все, вплоть до самых дорогих футбольных клубов? Как умудряется правительство России оградить экономику и население страны от этого денежного изобилия?

С виду задача кажется непосильной. Но кабинету Касьянова, несмотря ни на что, удается ее решать из года в год. Одним из главных инструментов в этом очень непростом и многотрудном деле является федеральный бюджет.

Правда, именно он создавал “реформаторам” в допутинские времена серьезнейшие препятствия в осуществлении их планов. Ведь этот документ должен утверждаться двумя палатами Федерального собрания. Однако после разгрома преемником Ельцина Совета Федерации и формирования в Государственной думе карманного “технического большинства” эти препятствия были устранены. Сегодня все подготовленные правительством законопроекты пролетают через них со свистом.

Не составляет исключения и проект бюджета на предстоящий год. То, на что прежде у депутатов уходили месяцы работы, сегодня занимает часы. На “обсуждение” главного финансового закона страны в Госдуме выделяется по 10 минут от каждой фракции и депутатской группы. В Совфеде дисциплина еще жестче. К чему “пустая болтовня”, если все заранее решено?

По словам Михаила Касьянова, в основу проекта бюджета-2004 положены социальные приоритеты. И в то же время он позволяет выйти на траекторию уверенного экономического роста за счет создания условий для ускоренного развития несырьевых отраслей.

Спрашивается: чем же тогда недовольна оппозиция? Ведь это полностью соответствует ее требованиям. Но, как заметили еще в старые времена, между провозглашаемыми и реальными целями всегда существует некоторая дистанция. Поэтому позволим себе не поверить премьеру на слово, а попробуем разобраться в этом документе.

Прежде чем перейти непосредственно к основным параметрам проекта бюджета 2004 года, следует сказать несколько слов об экономической ситуации, в которой будет формироваться его доходная часть. Несмотря на резкое сопротивление правительства, были приняты компромиссные поправки в Налоговый кодекс, которые заметно снизили налоговую нагрузку на предприятия. Отмена налога с продаж и сокращение налога на добавленную стоимость с 20 до 18 % объективно служат пусть и небольшому, но повышению конкурентоспособности отече-ственного производства.

К этому следует добавить хотя и номинальное, но повышение экспортных пошлин на нефть и газ, означающее изъятие в пользу бюджета части природной ренты, оседающей в сверхприбылях “олигархов”. Таким образом, можно сказать, что экономика России в 2004 году будет развиваться в несколько более благоприятных условиях, чем сейчас.

Если внимательно проанализировать основные каналы получения доходов и направления расходов федерального бюджета, то четко проступает вполне определенная цель авторов законопроекта. Ее можно сформулировать так: любыми путями ослабить действие этих благоприятных факторов, изъять из экономики максимум того, что ей принесет снижение налогового бремени и сверхприбылей экспортеров сырья, которые те вывозят из страны на Запад. И, надо признать, они в этом более чем преуспели.

Приемы мелкого жулика

Доходы федерального бюджета на 2004 год определены в размере 2743 миллиардов рублей, расходы — 2660, профицит — 83 миллиарда (здесь и далее для удобства цифры округлены до целых миллиардов). Такие параметры сообщает нам через средства массовой информации Минфин. Однако эти официальные цифры скрывают реальную структуру как доходов, так и расходов федерального бюджета. То есть тех сумм, которыми фактически располагает правительство. Поэтому их следует уточнить.

В доходы бюджета формально включены 500 миллиардов рублей, передаваемых в государственные внебюджетные фонды (пенсионный, социального и обязательного медицинского страхования). Так же формально в них заложены 311 миллиардов рублей, которые перераспределяются центром из регионов-доноров в депрессивные регионы для выравнивания в них социальных условий. Распоряжаются этими деньгами руководители фондов и региональные власти, а не правительство России. Если вычесть эти транзитные суммы, то в доходной части бюджета останется только 1932 миллиарда рублей.

Но и эта цифра лукавая. Дело в том, что 431 миллиард рублей, которыми правительство реально и активно распоряжается, спрятан от посторонних глаз в приложениях об “источниках покрытия дефицита бюджета” (это при профицитном-то бюджете!). Сюда входят внутренние и внешние заимствования на сумму 365 миллиардов рублей, а также 66 миллиардов целковых от продажи государственного имущества и земельных участков, драгоценных металлов и камней.

Кроме того, в распоряжении правительства будут находиться средства финансового резерва, которые оно накопило в 2002 году и продолжает накапливать в 2003-м. В сентябре на счетах Минфина скопилось 246 миллиардов неиспользованных бюджетных рублей. К концу года Минфин рассчитывает оставить 185 миллиардов.

Еще один источник средств, которыми реально распоряжается правитель-ство все последние годы, — это так называемые дополнительные доходы бюджета. В его основе лежит намерен-

ное занижение кабинетом прогнозных оценок развития экономики на предстоящий год, на основе которых проводится расчет доходов бюджета. В течение 2003 года ожидается получить не менее 108 миллиардов рублей этих дополнительных доходов. Надо думать, что в 2004 году их будет не меньше.

Таким образом, если все это сложить, то получится, что реально правительство России в предстоящем году будет распоряжаться суммой не менее 2656 миллиардов рублей.

Кому — лукошко, кому — крошку…

Теперь посмотрим, на что же кабинет собирается эти деньги потратить. Но поскольку реальная сумма неизвестна, будем условно пользоваться приведенной выше минимальной оценкой.

При этом следует учитывать, что в проекте бюджета ограничения накладываются только на “непроцентные” расходы, то есть на финансирование всего того, что должно содержаться на бюджетные деньги (начиная от армии, кончая культурой). Не ограничивается только дойка российского бюджета финансовыми спекулянтами и зарубежными государствами. Поэтому доля “непроцентных” расходов в действительности будет еще ниже, чем рассчитанная по минимальной оценке.

Не отвлекаясь на то, как правительство фальсифицирует структуру бюджетных расходов, сразу приступим к анализу распределения тех доходов, которыми оно реально будет распоряжаться.

На содержание силовых структур, включая расходы на военную реформу, ликвидацию вооружений, особые пенсии военнослужащим и работникам правоохранительных органов, судебную власть, намечено истратить 883 миллиарда рублей.

На государственное управление, включая международную деятельность, направляется 124 миллиарда. Это в дополнение к тем 1150 миллиардам рублей, которые чиновники, по самым скромным оценкам, вымогают в виде взяток.

На образование выделяется 118 миллиардов рублей; на дорожное хозяйство — 79; на науку, включая космос,— 58; на социальные программы — 50; на здравоохранение — 45. На все остальное — 99 миллиардов рублей, включая 16 миллиардов на культуру и искусство, 3 — на физкультуру и спорт, 1 — на охрану окружающей среды.

А кому — воз...

Зато на кормежку финансовых спекулянтов и правительств зарубежных государств кабинет отвалил более 1199 миллиардов рублей. Эта цифра включает в себя 431 миллиард рублей, предназначенных для погашения искусственно созданного с помощью пирамиды ГКО-ОФЗ и других чиновничьих махинаций госдолга, и 288 миллиардов, направляемых на его обслуживание.

Особо следует заметить, что правительство вообще не включает в это понятие законодательно признанный долг государства вкладчикам Сбербанка. Его интересуют лишь “долги” финансовым спекулянтам и зарубежным правительствам. По крайней мере, на “предварительную компенсацию” вкладчикам Сбербанка кабинет отслюнявил лишь 25 миллиардов рубчиков.

Вся информация по долгам российского правительства строго засекречена. И это не случайно. То, что с ними происходит, напоминает процессы в котле алхимика. Об этом говорят случайные утечки информации, которые изредка проникают в прессу.

Например, в начале 90-х годов российские чиновники заняли у Южной Кореи 1470 миллионов долларов, а после погашения значительной части долга товарными поставками остались должны … 2240 миллионов. Или взять трансформацию долга Чехословакии Советскому Союзу в долг России чешскому правительству, о которой “Правда” уже писала.

Для той же цели предназначены 104 миллиарда рублей, якобы выделяемых на поддержку промышленности, строительства, энергетики, связи и сельского хозяйства. На самом деле эти деньги будут переданы банкирам в виде погашения части процентов по кредитам, выданным ими реальному сектору экономики. Кроме того, правительство заложило в бюджет предоставление государственных гарантий частным фирмам на 64 миллиарда рублей, предусмотрительно оставив их “за балансом”.

… и маленькую тележку

Еще 185 миллиардами (ожидаемой суммой финансового резерва на конец текущего года) кабинет решил распорядиться по обстоятельствам. Либо часть их пустить на досрочное погашение долгов, либо целиком перевести в так называемый стабилизационный фонд.

Это еще одно нововведение Минфина. Кроме неиспользованных остатков финансового резерва, в него направляется расчетный “избыток” доходов от нефти, если цена ее на мировом рынке будет превышать 20 долларов за баррель. То есть 83 миллиарда запланированного “профицита” и не менее 108 миллиардов рублей “дополнительных доходов”.

Формально стабилизационный фонд должен служить правительству заначкой на черный день, когда цены на нефть упадут. Но, как заявил первый заместитель председателя Центробанка Олег Вьюгин, одной из его функций является “стерилизация избыточной денежной ликвидности”. И это гораздо ближе к истине.

Как объявил первый вице-премьер Алексей Кудрин, от снижения налоговой нагрузки экономика получит для своего развития дополнительно 150 миллиардов рублей. А с помощью одного только стабилизационного фонда правительство намерено изъять из экономики не менее 200 миллиардов. Сравните эти цифры — и вам будет ясна основная цель, которую преследуют авторы бюджета-2004.

Но это лишь одна сторона “работы” минфиновских алхимиков. Сегодня в финансовом резерве правительство замораживает изъятые из экономики сотни миллиардов рублей. Эти деньги не работают на экономику. Они просто лежат мертвым грузом.

Деньги, которые правительство собирается закачивать в стабилизационный фонд, будут работать на экономику. Но не России, а США. Кабинет намерен инвестировать их в “наиболее надежные иностранные активы”. Проще говоря, в ценные бумаги американского правительства. Вдобавок к тем 60 миллиардам долларов валютных резервов Центробанка, на которые его руководство эти бумаги уже приобрело.

Таким образом, структура расходов федерального бюджета в укрупненном виде выглядит следующим образом. Главным направлением расходов правительства является кормежка финансовых спекулянтов и зарубежных правительств. На эти цели выделяется не менее 1,2 триллиона рублей, или более 45% всех бюджетных расходов. На силовой блок и госуправление планируется истратить свыше 1 триллиона (38%). На все остальное — 0,45 триллиона рублей, или менее 17% реальных доходов федерального бюджета.

Стоит ли удивляться, что при такой структуре расходов бюджета у нашего кабинета ни на что “нет денег”? Откуда же они возьмутся, если на все, что обязано обеспечивать правительство, выделяется менее 17% бюджетных доходов? Остается добавить, что эти цифры в точности повторяют структуру расходов, утвержденную в бюджете 2003 года.

Бюджетная Голландия

Но это картина, которая вырисовывается из анализа распределения средств по разделам бюджета. Если же заглянуть в каждый раздел глубже, то обнаружится, например, что практически в каждом из них спрятаны дополнительные расходы на содержание госаппарата, не включенные в соответствующую статью. А если попытаться еще и осмыслить каждую цифру, то открывается огромное поле для анализа.

Вот типичный пример. Небольшая совместная фирма “Вьетсовпетро” дает 80% поступлений дивидендов в бюджет. А все остальные государственные и с участием государства компании, включая такие высокоприбыльные (по отчетам) гиганты, как “Газпром” и РАО “ЕЭС России”, — всего 20%.

На вопрос, почему государство так “оригинально” управляет своей собственностью, Алексей Кудрин, представлявший проект бюджета в Думе, дал не менее оригинальный ответ. Правительство, мол, заботится не только об извлечении прибыли, но и о развитии компаний. Поэтому дивиденды, которые могло бы с них получать государство, инвестируются в развитие их производства.

Но, простите, “Газпром” и “ЕЭС России” — акционерные общества. Инвестировать в них следует путем покупки их акций. Однако правительство по какой-то необъяснимой, точнее, объяснимой лишь с позиций уголовного права, причине не желает оформлять свои инвестиции в эти АО законным образом — приобретать акции. Оно просто “дарит” их другим — частным, в том числе зарубежным,— акционерам, которые дивиденды получают исправно. Причем во всевозрастающих масштабах благодаря такому вот неприкрытому перекачиванию денег из федерального бюджета в их карманы. При этом не только растут дивиденды, но и многократно увеличивается благодаря государственным вливаниям стоимость их акций.

Или другой пример. Светлана Савицкая задала Кудрину вопрос, почему наше правительство берет на себя все расходы по доставке на МКС грузов и космонавтов в период приостановки полетов шаттлов. Ведь США вообще не собираются возмещать нам эти дополнительные затраты. В ответ первый вице-премьер посоветовал ей не совать нос в чужие дела. У них, мол, там свои “договоренности”, этакий личный междусобойчик, обошедшийся российским налогоплательщикам в 12 миллиардов рублей.

И таких плотин, перегораживающих и направляющих в иное русло денежные реки и ручейки, которые по закону должны вливаться в федеральный бюджет, — масса. Именно эти плотины, как Голландию от Северного моря, отгораживают экономику России и подавляющую часть ее населения от того моря нефтедолларов, с которым не знают, как бороться наши экономисты. Такая вот у нас “голландская болезнь”.

Не приходится уже говорить о том, что сами законы, регулирующие финансовые потоки, которые разработали заокеанские спецслужбы и ввели у нас “реформаторы”, преследуют ту же цель. Они направлены на изъятие у государства всего, что дает доход, на создание такой системы финансовых потоков, в которой денежные ресурсы страны направляются мимо бюджета в карманы “олигархов” и уже из них мощным потоком текут на Запад.

Это — одно из слагаемых системы современного колониализма, в которой России уготована жалкая участь: иметь, как сейчас, 17 долларовых миллиардеров и 40 миллионов нищих.

Владимир ДЕКТЕРЕВ.

www.gazeta-pravda.ru


blog comments powered by Disqus
blog comments powered by Disqus
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика TopList