11.05.2003 19:26 | Правда России | Администратор
ЧТО ПОСЕЕМ?
23 апреля по инициативе депутатов-коммунистов В.А. Кислицына и И.И. Никитчука на правительственный час в Государственную Думу был приглашен министр сельского хозяйства РФ А.В. Гордеев с информацией о ситуации в сельском хозяйстве в период весенне-полевых работ.
“Земледельцы даже призвали не сеять”
Наш корреспондент О.Буркалева встретилась после окончания заседания с Василием Александровичем Кислицыным, и вот что он рассказал газете “Дума”:
— Правительство убеждает нас, что все стабилизируется. В стране чуть ли не переизбыток зерна. Принимаются меры для успешного проведения весенне-полевых работ. Но на самом деле ситуация выглядит совершенно по-другому. Более того, наши курганские крестьяне 27 марта собрались на свой съезд. Это был съезд крестьян и сельской интеллигенции. Крик души — так можно было назвать этот съезд. Катайские земледельцы из Курганской области даже призвали не сеять.
Понятно, что крестьянин будет сеять всегда, но дело в том, что сегодня он находится в таких экономических условиях, что ему буквально невыгодно работать на земле, потому что он работает себе в убыток. И вот как раз на правительственном часе шла речь о том, что надо предпринять для того, чтобы вывести сельское хозяйство из этой ситуации. О том, что проблема актуальна, говорит тот факт, что для того, чтобы задать вопросы министру, записалось 39 человек. Не все, конечно, успели выступить, не все успели задать свои вопросы. Я использовал право инициатора приглашения министра в Госдуму и свои вопросы задал: когда мы все-таки начнем принимать кардинальные меры, которые вывели бы село из тупиковой ситуации.
Что касается выступления Алексея Васильевича Гордеева, то речь шла прежде всего о паллиативных мерах, то есть частичных. Что-то вроде бы предпринимается, однако сам министр признал, что, увы, сегодня многие кардинальные меры не принимаются. Это прежде всего касается финансовых основ развития сельского хозяйства, потому что прибыльность сельскохозяйственного производства резко упала, особенно после значительного снижения закупочных цен на зерно, на мясо в прошлом и нынешнем году. Понятно, что те поставки сельскохозяйственной техники, которые производятся, явно недостаточны.
Присутствовавшая на этом правительственном часе делегация крестьян из Катайского района, которые были организаторами съезда крестьян Курганской области, после заседания направилась в Агропромышленный союз. Я вместе с ними был там. Принято решение о проведении Всероссийского собрания сельских товаропроизводителей. Но пока решается, что это будет по форме — съезд или собрание. Во всяком случае в начале июня планируется собрать крестьян со всей России для того, чтобы обсудить чрезвычайное положение на селе. К сожалению, крестьяне из своей поездки вынесли впечатление, что правительство кардинальных, комплексных мер по спасению аграрного сектора не принимает. Государственной политики как таковой в отношении агропромышленного комплекса сегодня нет. Единственно, на кого могут опереться крестьяне, это прежде всего коммунисты (члены делегации участвовали в заседании фракции КПРФ), Агропромышленный союз и депутатская Агропромышленная группа в Государственной Думе. Вот истинные союзники крестьян.
Требуется стратегия подъема
Несмотря на то, что В.А. Кислицын был инициатором приглашения министра Гордеева на правителственный час, и второй инициатор И.И. Никитчук отказался от своего выступления в его пользу, слово на заседании в нарушение регламента ему не было предоставлено. Приводим текст его непрозвучавшего выступления:
— Проблема с ситуацией в сельском хозяйстве России относится к числу наиболее важных. Но в период весенних полевых работ она буквально превратилась в крик души курганских крестьян. Подчеркивает отчаянность положения земледельцев то обстоятельство, что они земляки известного советского полевода Терентия Семеновича Мальцева, служившего в свое время образцом ведения сельского хозяйства для всей страны. Курганские аграрии собрались на свой съезд и призвали все уровни власти обратить внимание на критическое положение в сельском хозяйстве, тем более в период весенне-полевых работ. Инициаторы этого съезда из Катайского района Курганской области находились в зале на балконе Государственной Думы, когда выступал министр сельского хозяйства Гордеев.
О том, что вопросы, поднятые зауральцами, действительно актуальны и неотложны, говорят отклики на их призывы их коллег, обсуждение проблем на различных уровнях: и в Агропромышленном союзе, и в ЦК профсоюза работников АПК, и здесь, в Государственной Думе.
Хочу сразу подчеркнуть, что системный кризис села — это общая тенденция для всей России. Об этом говорит и анализ общероссийской статистики, и положение дел в отдельных регионах. За время депутатства я по заданию своей фракции КПРФ побывал примерно в 20 регионах Российской Федерации, в 200 населенных пунктах своей области и могу и как ученый, и как очевидец сказать, что по социально-экономическому положению села нанесен такой колоссальный удар, что многие его жизнеобеспечивающие основы оказались подорваны.
Те отдельные меры в интересах села, которые сегодня принимаются правительством, явно недостаточны.
Экономические условия хозяйствования сегодня буквально враждебны для агропромышленного комлекса.
Материально-техническая база. Все основные фонды, даже те, которые еще остались, согласно официальной статистике, изношены более чем на половину, машины и оборудование, транспортные средства — более чем на 62—63 процента. В реальности их износ составляет в большинстве хозяйств 90—95%. 9 тысяч комбайнов и 15—20 тысяч тракторов, которые мы сейчас ежегодно производим, — это капля в море. Тем более, если учесть, что рабочая нагрузка на один трактор или комбайн за последние годы резко возросла, так как их общее количество резко сократилсоь.
Финансовая база. Абсолютное большинство предприятий АПК не имеет оборотных средств и является банкротами. По данным Агропромышленного союза, кредиторская задолженность достигла 343 млрд. рублей, что превышает годовую выручку от реализации продукции, работ и услуг.
Подготовка пашни. Резко упало внесение минеральных и органических удобрений в расчете на один гектар посевов. Причем, если в России вносится на один гектар посева 19 кг минеральных удобрений в пересчете на 100% питательных веществ (данные 2001 года), то в США — 115 кг, во Франции — 270, в Великобритании — 350, в Нидерландах — 549. Кстати, в Китае — 380—400 кг.
Кадры. За последние годы в селе резко уменьшилось число специалистов высшей квалификации. Более того, сократилась подготовка специалистов в сельских профтехучилищах. Если в 1991 году выпуск составил 228 тыс., то в 2001 году только 102 тысячи.
Перспектива выращивания урожая. Крестьянин работает себе в убыток. Огромные тарифы на электроэнергию, ножницы цен на промышленную и сельхозпродукцию, доминирование перекупщиков на продовольственном рынке, интервенция импортных товаров сводят на нет работу отечественного крестьянина.
Можно дальше продолжать этот перечень. Но я думаю, что ситуация понятна. И нужны системные меры по ее исправлению, государственная политика в отношении села.
Почему болеет деревня?
Важна не только констатация фактов. Прежде всего необходим поиск путей выхода из кризиса. А для этого требуется осознать причины происходящего, найти глубинные корни катастрофического положения. Об этом здесь уже многими говорилось.
Однако хочу подчеркнуть: то, что произошло и продолжает происходить с селом, не случайность, не ошибка, а закономерное следствие той порочной экономической, финансовой, налоговой, кредитной, административной политики, которая проводится в последнее десятилетие.
Дикие ножницы цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, низкие закупочные цены, интервенция импортных продуктов питания, рост тарифов на электроэнергию, цен на топливо, отсутствие долгосрочных и краткосрочных кредитов на приемлемых для крестьянина условиях, отсутствие системы страхования, поставок дешевой сельхозтехники, бесконечные реформы управления, структуры сельхозпредприятий, форм хозяйствования, драконовская налоговая политика привели к подрыву самих экономических условий деятельности как основных селообразующих субъектов — колхозов и совхозов, так и новых форм общественного и частного производства, в том числе фермерства и личного подсобного хозяйства.
Добавим сюда полное игнорирование интересов муниципальных образований, прежде всего в формировании источниковой базы их бюджетов, остаточный принцип выделения средств на сельское хозяйство и на сельскую социальную сферу — вот далеко не полный перечень причин нынешней ситуации.
Что делать?
Главное — нужна последовательная и системная государственная политика поддержки и развития агропромышленного комплекса, предполагающая изменение соотношения цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, тех ножниц цен, которые буквально душат село. Необходимы финансовое оздоровление аграрного сектора, реструктуризация долгов, долговременные кредиты, удешевление энергоносителей и многое другое.
И хотя нельзя сказать, что об этом не говорится на всех властных этажах — от Президента, правительства, Госдумы, до местных органов власти, но нужны не частные меры, а изменение самой стратегии, общей политики в отношении села. И ее неразрывная составная часть — полнокровное финансирование федеральной целевой программы социального развития села. Государственная власть должна понять: жива деревня — жива Россия!
blog comments powered by Disqus