Rednews.ru

Подписка

Подписаться на RSS  Подписка RSS

Подпишитесь на рассылку:


Поиск

 

Наш баннер

Rednews.ru

!!!

23.03.2002 20:29 | Правда России | Администратор

ДЕФИЦИТ ДЕНЕГ?

Рассеивается туман демократических, иллюзий и перестроенных. миражей. Многим уже ясно: Россия была и остается такой страной, где роль государства — прежде всего президента и правительства — является определяющей. Образно говоря, это большой корабль, судьба которого — в руках капитана, командиров-рулевых. Тем более поражает, что наши рулевые словно до сих пор не в курсе, какой страной руководят. Вероятно, правительству кажется: в России сформировался тот самый мифический «чистый рынок», о котором мечтали либерал-реформаторы и который сам, без государственного вмешательства, все в стране уладит, урегулирует, уравновесит. Неадекватна расстановка министров — ключевые посты заняты экономистами и финансистами, а производственников не видно. И лексикон у руководителей страны специфический — говорят в основном про бюджет, долги, инфляцию, безработицу и денежную массу.

Удивляет отсутствие внимания к тому, без чего немыслимо благополучие общества, — к национальному хозяйству. Очень бы хотелось, чтобы премьер-министр Касьянов вместе со своими заместителями представил парламенту и народу что-то вроде карты по экономической географии страны. Чтобы мы все увидели, где появятся новые нефтяные вышки и газопроводы, новые угольные шахты, металлургические комбинаты и другие производства. Чтобы вся Россия поняла, как будут изменяться наши территории, богатые природными ресурсами и бедные инфраструктурой.

Может, российское правительство боится говорить о будущих планах, чтобы никто не заподозрил, будто страну ведут в прошлое, когда планировалось и централизованно распределялось все, вплоть до винтика? Когда же мы перестанем шарахаться из крайности в крайность и повнимательнее присмотримся к опыту так называемых развитых стран, которым пытаемся подражать, да и всех остальных, где руководствуются не политическими лозунгами, а здравым смыслом? Везде существуют и стратегическое планирование, и другие «установки» государственного регулирования. Давайте вспомним стратегии Рузвельта и Эрхарда, «план Маршалла», программы де Голля и Кеннеди. Вспомним опыт Японии и Китая — в этой стране теперь не боятся соединять разнородные элементы ради укрепления национального хозяйства, которое уже способно прокормить многочисленное население...

Российское правительство все еще живет сегодняшним днем, формулирует лишь тактические, текущие задачи — исполнять госбюджет и сдерживать инфляцию, вступить в ВТО (Всемирную торговую организацию). Все это можно решить в ближайшее время. А без долгосрочного, стратегического планирования мы не будем видеть, куда идем. И никуда не придем. Успехи окажутся только временными, а дальнейшие кризисы — более глубокими и затяжными, чем уже пережитые. Не только руководителям правительства, но и всем россиянам необходимо представление о контурах будущего государства, о его приоритетах через пять, десять, двадцать лет. Как жить, растить детей и внуков, не чуя под собою страны?

Меня как ученого волнуют перспективы науки, образования, здравоохранения. Правительство до сих пор не объяснило внятно, собирается ли вытаскивать эти «бюджетные сферы» из нищеты и где будет находить для них средства. Вопрос не праздный и весьма тревожный. Похоже, наше правительство оказалось неспособено «переварить» доходы, которые приходили при высоких ценах на нефть, проданную за границу. И эти доходы неизвестно куда уходили. Некоторые экономисты договорились до абсурда: России вредны высокие нефтяные доходы. По столь удивительной логике, повышенные доходы приведут только к инфляции, мы не сможем ими толком распорядиться. Странная позиция свидетельствует либо о бессилии правительства, либо о неверии в собственную страну. Интересно, как относятся к такому «подходу» те очень многие россияне, чьи доходы все еще ниже прожиточного минимума, не говоря уже об уровне достойного, цивилизованного существования?

Иногда кажется, что на «верхних этажах» лишь один человек понимает, что происходит в России и чего ей не хватает для перехода к действительному, а не кажущемуся подъему и возрождению. Это глава Центрального банка Геращенко. Более или менее разумная политика Центробанка внушает надежды. Усилиями Центробанка удалось несколько увеличить денежную массу, то есть количество денег в стране. Это помогает вытеснять из экономики бартер, то бишь натуральный обмен, и выбираться из кризиса неплатежей. Но если все и дальше будет двигаться столь же медленными темпами, то вряд ли стоит надеяться на быстрое оздоровление экономики. Тогда свет в конце туннеля увидят только наши внуки и правнуки.

В банковских сейфах хранятся ключи от будущего отечественной экономики.Без крепких банков не создать нормальную денежную систему и здоровый рынок, не построить устойчивое национальное хозяйство. Не зря великий экономист нашего времени Джон Кейнс, ссылаясь на Ленина, писал: «Говорят, Ленин считал, что разложение системы денежного обращения — это лучший способ уничтожения капиталисти-ческого строя. Ленин был, безусловно, прав. Нет более верного и действенного способа ниспровержения основ существующего общественного устройства, нежели подрыв денежной системы. Этот процесс пробуждает все разрушительные силы, скрытые в экономических законах. А сама болезнь протекает так, что диагноз не может поставить ни один из многих миллионов человек».

Для подтверждения справедливости этих слов совсем не обязательно вспоминать о последствиях большевистской революции 1917 года. Не менее разрушительной для России оказалась и либеральная революция конца XX века. Она тоже подорвала финансовую систему страны и надолго сбила с толку не только политиков, хозяйственников и ученых, но и все население. Пожалуй, мы до сих пор не отдаем себе отчет в том, что нужно строить заново, а что восстанавливать.

В отечественной экономике «больных мест» попрежнему больше, чем здоровых. Низким остается качество многих товаров и услуг. До сих пор велик отток денег за границу. И главное — сохраняется не-доверие к собственной денежно-банковской системе. Я не очень погрешу против истины, если назову банковскую систему больной почкой национального хозяйства.

Если судить по разговорам финансистов, в России уже нет дефицита денег. О дефиците денег говорили несколько лет назад, а теперь говорят о «перенакоп-лении ликвидности в результате продажи валюты». И об «отставании спроса на деньги». Но совсем нет речи о главном — о том, для чего нужны деньги. А ведь они нужны не только для спекулятивных игр на виртуальном финансовом рынке. Меня удивляет, что ни финансисты, ни экономисты не вспоминают о реальных секторах нашего национального хозяйства, где требуются долгосрочные кредиты и инвестиции. Но промышленники, хозяйственники не могут восполь-зоваться денежными ресурсами отечественных бан-ков из-за слишком высоких кредитных процентов.

В чем причина этой ситуации? Посмотрим на показатель, свидетельствующий о состоянии здоровья финансовой системы, — на долю денежной массы в валовом национальном продукте. Сравним эти показатели в России и в США, где сохраняется длительное равновесие между предложением и спросом, количеством товаров и денег. В 1991 году, перед «шокотерапией» и отпуском цен, доля денежной массы в валовом национальном продукте нашей страны составляла 0,94, а в США - 0,57. В 1996-м в России (после резкой либерализации цен и вялого, недостаточного увеличения денежной массы) — 0,13, а в США - 0,5. В 2000 году в России - 0.16, в США -0,5. Выходит, в отличие от развитых стран мы без дефицита не живем. На закате советского режима страдали от дефицита товаров. После шоковой либерализации цен, травмировавшей отечественную экономику на многие годы, нас угнетал дефицит денег. И угнетает до сих пор, потому что денежная масса в стране увеличивается медленнее, чем требуется национальному хозяйству. Суммарный капитал всей российской банковской системы в десятки раз меньше актива любого крупного западного банка! Еще один характерный показатель: отношение активов банков к валовому внутреннему продукту в России — 39%, а в Японии — около 300%. Закономерен результат: российская банковская система пока не в состоянии обеспечить экономику финансовыми ресурсами и не способна участвовать в решении проблем, стоящих перед национальным хозяйством.

Ни одна страна, претендующая на роль страны со смешанной экономикой, не обойдется без мощной кредитно-финансовой системы, охватывающей все регионы. А в России, по сути, лишь один более или менее крепкий финансово-кредитный центр — в Москве. Окружные, региональные финансовые системы слабы.

Как в подобной ситуации восполнить дефицит денежной массы, чтобы инвестировать национальное хозяйство? Судя по всему, в Москве надеются только на приток валюты и внешнего, иностранного капитала. И, видимо, в ближайшее десятилетие Россия еще будет опираться на кредиты и займы зарубежных банков, международных организаций. Но нельзя полагаться только на это. Так рискуем поставить наше национальное хозяйство в чрезмерную зависимость от внешнего рынка. И тогда Россия надолго останется сырьевой страной, не будет востребован наш мощный образовательный, интеллектуальный потенциал. Стало быть, следует позаботиться об укреплении собственной банковской системы, о превращении наших банков в полноправных партнеров на мировом финансовом рынке.На эти цели можно направить часть зарубежных инвестиций.

Центробанку и правительству уже надо искать и собственные ресурсы для значительного увеличения денежной массы и инвестирования национального хозяйства. Необходима мобилизация ресурсов населения — эти ресурсы и сейчас, после пережитых потрясений, все еще велики. Государство может продавать ценные бумаги, более эффективно использовать портфель акций корпоративной собственности. По-моему, не стоит шарахаться от предложений по национализации некоторых секторов экономики — в первую очередь алкогольной, табачной индустрии и производства лекарств. Это не только уменьшит злоупотребления, подрывающие здоровье населения, но и даст солидную добавку в государственный бюджет; появится больше возможностей для государственных инвестиций. Думаю, можно привлечь для инвестиций и те деньги наших фирм и компаний, что находятся и используются за границей. Вряд ли стоит брезговать капиталами теневого и полутеневого бизнеса. Разумнее было бы пойти на компромисс: с помощью налоговой системы и политических гарантий создать такие условия, чтобы «теневики» работали на благо отечественной экономики. Ускорится прирост денежной массы и при разворачивании быстрых (по обороту) производств.

Видимо, покрывать дефицит денег придется и за счет внутренней эмиссии. В нашей стране на эмиссию наложено табу. Напуганы прошлой гиперинфляцией. Обжегшись на молоке, дуем на воду... Хотя и в США, и в Японии, и в других богатых странах не боятся наращивать денежную массу с помощью эмиссии. Конечно, денежная эмиссия в странах с развитой финансовой системой и с устойчивой промышленностью — это одно, а в России, издерганной экспериментами, — совсем другое. Однако инфляции можно избежать, если направлять эмитированные деньги не на социальные нужды и не на оплату госаппарата, а в реальный сектор экономики.

Центробанк вместе с правительством должны позаботиться и о быстром снижении кредитной процентной ставки, не уповая на то, что все сделает за них «незримая рука» рынка. Никакие политические заклинания не оживят инвестиционный процесс. Поможет только низкий банковский процент (снизить его нужно в пять-шесть раз, до 5% — таков мировой уровень кредитных ставок). Чем решительнее станет уменьшать свой процент Центробанк при выдаче кредитов региональным банкам, тем скорее в регионах дойдут до 5%-ной ставки на кредитах предпринимателям. В конечном счете от этого выиграют все. Банки начнут эффективно содействовать подъему промышленности, укрепляя и собственную базу. В инвестиционные приоритеты я бы включил строительство жилья и дорог всех типов, аграрный сектор и производство товаров массового потребления. Такой выбор приоритетов выручал многие страны, помогал выходить из депрессии.

Поскольку Россия пока остается сырьевой страной, необходимо финансовое оздоровление топливно-энергетического комплекса, зарабатывающего валюту, и всей транспортной системы (включая водный и воздушный транспорт). И тут самым действенным «лекарством» станет все тот же низкий банковский процент. Кроме всего прочего, он поможет государству влиять на оздоровление тех секторов хозяйства страны, где уже преобладает не государственная, а частная и коллективная (или корпоративная) собственность.

Мы уже убедились, что «чисто рыночная» экономика без государственного регулирования обрекала Россию на катастрофу. В пору «шокотерапии» Россия походила на «Титаник», столкнувшийся с айсбергом... И теперь правительство должно доказать народу, что способно управлять огромной страной. Пора потребовать, чтобы Кабинет министров занимался не только приятным улаживанием вопросов по внешним долгам и «вытряхиванием» налогов. Нужно не только щеголять финансовыми терминами, но и повернуться лицом к больной финансовой системе, мобилизовать все ресурсы для ее реконструкции, расширения и упрочения. Я уверен, что и в Сибири, и в других регионах есть банки, которые, получив государственную поддержку, смогут работать на уровне международного класса. В российской провинции выросло много инициативных предпринимателей, которым выгодные кредиты помогут быстро «развернуться» на благо России.

Хочется верить, что нынешнее правительство выберет правильный стратегический курс. И в ближайшие месяцы выработает вместе с окружной и региональной администрациями, с ведущими предприятиями и акционерными обществами долгосрочный план для национального хозяйства. Чем скорее будет преодолен страх перед словом «план», тем лучше для страны. Тем быстрее появятся средства для полноценного развития многострадальных «бюджетных сфер» — образования, здравоохранения, науки. Для всего, что делает страну цивилизованной и культурной.


blog comments powered by Disqus
blog comments powered by Disqus
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика TopList