Rednews.ru

Подписка

Подписаться на RSS  Подписка RSS

Подпишитесь на рассылку:


Поиск

 

Наш баннер

Rednews.ru

!!!

23.01.2003 09:40 | Правда России | Администратор

ОТМОРОЖЕННАЯ ВЛАСТЬ

В январе застыли и полопались не только трубы парового отопления — отмороженной оказалась вся система государственной власти. И актуальным стал вопрос — кто виноват? Федеральная власть в лице премьера Касьянова, вице- премьера Христенко и председателя Госстроя Кошмана тычет пальцами в губернаторов, те в ответ кивают на Москву, и выходит, что виновных нет, кроме одного пьяного кочегара.

Прокомментировать ситуацию мы попросили Н.А.ЛЕОНТББВУ, председателя профсоюза работников ЖКХ и сферы обслуживания Санкт-Петербурга и Ленинградской области.

Нина Алексеевна, выясняется, что никак несыскать того, кто «подморозил» всю Россию. И спрашивать не с кого, как только с ваших работников.

- Спрашивать да обличать — это проще всего. Но прежде чем рубить головы, давайте лучше попытаемся понять, в каком положении в настоящее время оказалась система жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ).

А все, что мы сейчас пожинаем, было посеяно еще 10 лет назад, когда федеральная власть в очередной раз занялась реорганизацией системы ЖКХ. Вообще, сколько существует наше коммунальное хозяйство, столько же оно и находится в стадии реорганизации. На мой взгляд, реформаторский зуд у правительства всякий раз наступает именно в тот момент, когда там понимают, что не в состоянии финансировать ЖКХ в полном объеме и хотят уйти от ответственности.

И вот 10 лет назад очередная реорганизация выразилась в том, что все уровни власти стали дружно отпихивать от себя систему ЖКХ. Правительство России в лице Госстроя первым делом заявило — «отныне это не наши проблемы, этим должны заниматься власти регионов». Региональная власть в ответ говорит — ну уж нет, это дело тем более не наше, а исключительно органов местного самоуправления. Таким образом, ЖКХ опускали все ниже и ниже, и сейчас оно находится в руках муниципальной власти.

А Закон о местном самоуправлении, по существу, окончательно добил коммунальное хозяйство. Потому что оно сразу очутилось, я бы сказала, в «зоне безответственности». Смотрите, что происходит — в Ленинградской области находится город Тихвин, где заморожена четверть домов. А губернатор области В.Сердюков говорит: «Я не могу Лисина привлечь к ответственности, он глава муниципального образования и по закону о местном самоуправлении не подчиняется ни губернатору, ни самому президенту». И спросить с Лисина по этому закону имеет право только само население Тихвина.

Но давайте честно ответим на вопрос: население у нас уже созрело для того, чтобы вот так — выйти и потребовать отчет от главы местной власти? Нет, и еще раз нет. Потому что ни опыта такого не имеет, ни навыка, да и толком не знает, что спрашивать. И вот это, по-моему, прекрасно знали разработчики закона. Они создали иллюзию — дескать, вот она, «демократия», все в ваших руках. А, по сути, получается, что за состояние всех этих теплотрасс, труб и вентилей в наших домах ни с кого из властей спросить невозможно.

— Значит «демократия» не пошла на пользу нашим котельным и трубопроводам?

— У меня вообще складывается впечатление,что у депутатов, ну хотя бы того же городского или областного Законодательного собрания, попеременно чередуются два прямо противоположных подхода к нашей отрасли. В период предвыборной кампании они на все корки кроют систему ЖКХ и клянутся, что стоит только их избрать, как $ни тут же исправят положение. А, получив мандат, вдруг начисто забывают о том, что они отныне «законодатели», и, значит, их прямое дело — принимать нормативные акты, то есть устанавливать те правила, по которым должно действовать все городское коммунальное хозяйство. А также принимать обоснованный бюджет.

Вместо этого депутаты начинают подменять собой исполнительную власть и изображать управдомов. Один устанавливает по своему округу металлические двери в парадных, другой закупает пожарные машины, третий раздает продовольственные пайки — да опомнитесь, законодатели, ваше ли это дело? Конечно, избиратель приходит в умиление, как же, сам депутат снизошел до его подъезда, но толку от такой показной заботы мало.

А вот когда те же депутаты принимают бюджет, где на нужды ЖКХ отпущено всего от 30 до 50 процентов необходимых средств, — вот по этому действительно нужно оценивать их работу. Жаль только, что избиратель не всегда может разобраться во всех этих цифрах.

Ну вот заморозили четверть Тихвина. А кто-нибудь поинтересовался — какие средства выделялись тихвинским коммунальщикам? А им задолжали 132 млн. рублей, причем из бюджета — 40 млн. рублей. Уместно здесь напомнить, что системы теплоснабжения изношены практически полностью, их амортизация превышает 80 процентов. Потому что за последние 10 лет мы забыли, что такое плановая замена изношенных труб. И все по той же причине — денег хватает лишь на то, чтобы ставить заплатку на заплатку. В 2001 году из бюджета на текущий ремонт в Санкт-Петербурге было предусмотрено 1 млрд. 100 млн. рублей, а на капитальный всего 172 млн. Хотя, по расчетам специалистов, требуется минимум в 3 раза больше. И это в городе, где огромное количество изношенных зданий старого фонда.

— В таких случаях обычно едут в столицу — искать управу на нерадивых местных начальников.

- Надо отдать должное --и федеральная власть ни в чем не уступает местной. Потому что местная зарабатывает популярность в подъездах, а федеральная власть поднимает свой рейтинг, раздавая налево и направо льготы по оплате. Ну совсем как прежде «царь-государь оказал милость и повелел снизить налог на лапти». Я обеими руками — «за»! Только при одном условии — льготы установили, а вот как компенсировать недостаток средств из-за этих льгот в бюджете, они почему-то не подумали.

А эти убытки прямо ложатся на предприятия ЖКХ, а потом льготы бумерангом возвращались к самому населению в виде ветшающего жилого фонда. Потому что, если раньше, лет 15—20 назад, любые льготы возмещались из прибыли предприятий, то сейчас не осталось иного источника, кроме кармана соседа. Но если от одного нищего взять и отдать другому — это плохой рецепт процветания. Надо, наконец, определиться — если мы говорим, что идем к «демократии» и работаем по «Закону о местном самоуправлении», то основным условием должна быть самодостаточность муниципальных образований, то есть такой их бюджет, который позволяет им выполнять свои функции.

Если же все по-прежнему дотируется из бюджета, то хватит играть в демократию — должно быть жесткое административное управление и такое же жесткое административное финансирование.

Хочу, кстати, напомнить, что сейчас около 80 муниципальных образований сидят на дотации. Так какая же это власть, если она и гроша за душой не имеет? И если они сидят на дотации из Госбюджета, то давайте говорить прямо — это уже никакое не «самоуправление», а просто еще одна структура исполнительной власти. Ну так же не может дальше продолжаться — там, где ответственность, там нет средств, а там, где средства — нет ответственности.

Так что пока единственный результат от реформирования ЖКХ — это то, что сама исполнительная власть сняла с себя ответственность за жизнь и здоровье населения.

— Однако проблемой ЖКХ занимаются в Москве, и, говорят, на самом высшем уровне?

— Я дважды была в Кремле на таких совещаниях. Со всей России съехались все крупные губернаторы. И что же? Приехали и видим: пере!

нами сидит один председатель Госстроя Шамузафаров. И стало ясно, что ехали мы зря.

Только горько было видеть, когда в зале сидит вся Россия со своими бедами, когда Камчатка и Якутия говорят, что «нас заливает и мы замерзаем», а Шамузафаров им в ответ: ваши проблемы».

А Москва нам готовит еще подарок — уже обсуждается проект нового Закона о муниципальном образовании, который должен быть принят до 2004 года. Там предполагается еще мельче раздробить муниципальные образования. Это будет означать только одно — пропорционально увеличится количество чиновников и во столько снизится способность такой карликовой местной власти вообще что-либо решать.

- Ну с «демократией» — понятно, а вот насчет «рынка»? Ведь теперь предприятиям ЖКХ разрешили еще и самим зарабатывать деньги.

— Да, был у нас один такой коммунальщик, как раз в Тихвине, который всерьез в это поверил При замене труб вскрывают дброжное покрытие, а потом требуется оплатить работу дорожной организации, чтобы те все засыпали и укатали цементом. Так вот, директор «Тихвинских теплосетей» обзавелся своей бетономешалкой, и стали они после себя сами же и заравнивать дорожные покрытия. А сэкономленные средства направлять на ремонт все тех же труб. Ну и что в итоге?

А никак не могла муниципальная власть пережить такое. Приняли решение — разделить на два предприятия: «Тихвин-сервис» и «Тихвинские теплосети». Бетономешалку — отдельно, трубы -отдельно. Причем «Тихвин-сервис» — то, что давало доход, муниципалы забрали себе и сделали муниципальным, а тех, кто ремонтировал и заменял трубы, снова посадили на голодный бюджетный паек. И было это все в ноябре месяце, как раз накануне зимнего отопительного периода.

Но это еще не все. Как известно, оборотной стороной «рентабельности» является банкротство. И теперь, по закону, предприятия ЖКХ подлежат банкротству наравне с любым пивным ларьком. Но неужели не понятно, что коммунальное хозяйство — это, прежде всего, социальное учреждение, такое же, как поликлиника. Потому что, если в домах будет сыро и холодно, населению никакой врач не поможет. ЖКХ — это система обеспечения жизнедеятельности. И при этом мы несем на себе все бремя социальных льгот, нам регулярно 50— 70 процентов недоплачивают из бюджета и при всем при этом нас же еще и объявляют банкротами. Тогда уж давайте подводить под банкротства и больницы, детские сады, а также приюты для бездомных.

Но помимо того, что я назвала, есть еще одна государственная контора, которая изначально делает тщетными все усилия коммунальщиков.

— Что же у нас в государстве может быть страшнее мрака и холода?

—У нас есть РАО ЕЭС во главе со всеми на

ми любимым Чубайсом. И вот вопрос: как вы полагаете, какое предприятие в нашем районе

потребляет больше всего электроэнергии? Октябрьская железная дорога? Нет, оказывается.

«Водоканал», водопроводное хозяйство города, потому что там постоянно работают мощные электронасосы. И значит, как только РАО ЕЭС повышает тарифы, это тут же ставит «Водоканал>> перед тяжелым выбором — либо поднимать плату за воду, либо признать себя банкротом.

И точно в таком же положении оказывается любое муниципальное образование. И вот уже ряд глав муниципальных образований принял решение о передаче «Ленэнерго» за долги своих основных фондов. Таким образом, ведомство Чубайса начинает прирастать муниципальной собственностью. И это происходит по всей России.

Поэтому я категорично заявляю — ни в коем случае нельзя российскому правительству вести двойную политику: замораживать местные тарифы — вот, мол, смотрите, россияне, как мы о вас радеем, и в то же время давать возможность Чубайсу повышать тариф на электроэнергию. Между молотом и наковальней оказывается вся система жилищного хозяйства.

- Ну а что нас ожидает в случае, если правительство все-таки продавит новую реформу ЖКХ?

Ведь там предусмотрено, что население полностью оплачивает все жилищно-коммунальные расходы из своего кармана, а обслуживанием домов займутся частные предприятия на коммерческой основе?

- Мы погибнем сразу. Предполагается, что население должно полностью оплачивать так называемый «самоокупаемый тариф». Сегодня это утопия, потому что сверхбогатые этого повышения даже не заметят, малообеспеченным

— ну им тоже дадут какую-то компенсацию, но самое трагичное положение сложится у основной массы граждан, у так называемого нашего «среднего класса». Потому что если будет установлен порог нищеты, например 1000 рублей на человека в месяц, то доходы у основной массы наших граждан этот порог превышают всего-то на считанные рубли. И вот как раз российский «средний класс» не в состоянии будет платить за жилье.

Уже сегодня в Санкт-Петербурге население задолжало 1 млрд. 300 млн. рублей по квартплате — это годовой бюджет. После того как с населения потребуют 100% оплаты, боюсь, платить вообще перестанут. Тогда наши предприятия ЖКХ тоже обанкротятся все до единого.

На их место придут частные коммерческие организации, и вот тут люди взвоют по-настоящему, потому что частная фирма ни у кого не будет спрашивать разрешения на повышение тарифа. И выбьет она с населения не 100% оплаты, а все 200%, поскольку любая коммерческая структура в первую очередь заботится о своей прибыли.

И если власть пойдет на такой шаг, это будет означать только одно — геноцид по отношению к своему народу.

— Но вам могут возразить, что нет иного выхода, как нет и других источников средств, кроме как выжать их из населения.

- Есть другой выход! Я не понимаю, почему Госдума до сих пор не приняла закон о сверх нормативном жилье. Ведь есть же люди, которые имеют по десятку, а то и по нескольку десятков квартир. Введите прогрессивный налог на такие колоссальные излишки жилплощади

- вот вам и источник дохода, который не требует никаких усилий.

Или другая ситуация — владелец коттеджа в 400 кв.м приносит справку, что он малообеспеченный. И на каждый из четырехсот метров «горемыке-бизнесмену» из бюджета идет точно такая же дотация, как и бабушке-пенсионерке на ее 10 кв. метров в коммуналке. Вот вам еще один источник дохода.

А вот и третий. Сейчас зачастую первые этажи в жилых домах занимают магазины и коммерческие конторы — отчего арендную оплату от них не пустить на коммунальное хозяйство?

И тогда не придется перекладывать на плечи населения непосильный груз проблем, накопившихся за 10 лет.

Беседу вел Сергей ИВАНОВ, наш соб. корр.

Санкт-Петербург.


blog comments powered by Disqus
blog comments powered by Disqus
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика TopList