21.01.2003 15:46 | Правда России | Администратор
УДАВКА ИЗ ЭЛЕКТРОПРОВОДОВ
В связи с этим к разработке «Основных направлений реформирования электроэнергетики» в 2001 г. и подготовке законодательных актов по электроэнергетике в 2002 г. ученые и специалисты по технологии и экономическому обоснованию не привлекались.
В четырех комиссиях по реформированию (правительственная, Минэкономики, Минэнерго и РАО «ЕЭС России») нет не только ни одного признанного авторитета в теории и практике отрасли или по экономическому моделированию, но нет и ни одного практика с опытом работы в крупных энергокомпаниях.
Ни в одной стране мира ни одно правительство не допустило отстранения своей энергетической элиты от решения проблем отрасли. Российские же ученые и специалисты были полностью отстранены от реформирования, хотя имеют до сих пор авторитет ведущей научной школы, особенно в решении системных задач.
Авторы реформ, которых называют командой А.Чубайса, сразу заняли высокомерную позицию непогрешимости, ни на йоту не отступая от цели деприватизировать отрасль, сохранив и расширив свой властный ресурс при абсолютном уходе от ответственности за энергоснабжение и социальные последствия своих рискованных экспериментов.
Можно только поражаться терпению В.В. Путина, который для получения объективного заключения фактически организовал проработку 12 вариантов реформирования электроэнергетики в рабочей группе экспертов под председательством губернатора Томской области В.М. Кресса. Это позволило представить Госсовету при президенте Российской Федерации и правительству России согласованный вариант реформирования отрасли.
А до этого были развернутые рекомендации трех отделений Российской академии наук. В самое последнее время при подготовке к рассмотрению в Государственной думе законодательных актов по электроэнергетике был разработан альтернативный вариант Закона «Об электроэнергетике» (авторы: профессиональный энергетик, депутат от Читинской области Я.М. Швыряев и член Совета Федерации от г. Москвы Б.В. Никольский, почти четверть века возглавлявший энергетику столицы). Кроме этого, депутатами Госдумы была разработана и представлена к первому чтению альтернативная Концепция реформирования отрасли.
Однако вся эта высокопрофессиональная работа была отторгнута по всем основным принципам и концептуальному подходу.
Конечно, команда А.Чубайса блестяще владеет и аппаратными приемами, и лоббистскими методами рыночной эпохи. Они вынуждены были принимать участие в обсуждении сотен поправок (всего около полутора тысяч) и довольно часто соглашались или шли на компромиссы, но только по второстепенным вопросам. Поэтому принципиально законы не улучшили, хотя принято около трети внесенных поправок.
А как изящно было создано и преодолено якобы самое «серьезное» препятствие к принятию законов, связанное с процедурой принятия поправки В.Зубова об изменении тарифов не чаще чем один раз в год, непосредственно после принятия в первом чтении Закона о федеральном бюджете на очередной год! Этот безусловно не бесполезный закон, принятый квалифицированным большинством депутатов Государственной думы, был отклонен Советом Федерации. Почему Совет Федерации отклонил закон, позволяющий более четко спланировать федеральный и региональный бюджеты и межбюджетные отношения, никто конкретно объяснить не может. Но, очевидно, так сильно оказалось воздействие лоббистов, что можно пренебречь и интересами регионов. Цель такого разворота событий была простая: заставить всех поверить, что это основной тупик при прохождении законов по электроэнергетике, который надо преодолеть. Конечно, сейчас тупик практически преодолен, а значит, якобы нет препятствий к принятию Государственной думой пакета законов по электроэнергетике.
Я лично не против принятия поправки В.Зубова к закону «О регулировании тарифов...». Давайте будем объективны, важно не определиться со сроками принятия тарифов, важно, чтобы тарифы не росли форсированно, опережая инфляцию. В течение восьми лет, начиная с 1992 г., тарифы на энергии изменялись в течение года несколько раз, в некоторые годы — каждый квартал. В последние три года тарифы стали изменять один-два раза в год. Но именно в эти годы и тарифы на энергию, и абонентная плата для РАО «ЕЭС России» стали превышать инфляцию на 30-50%.
Значит, важно обратить внимание на то, как работает система государственного регулирования. И уж совсем недопустимо, чтобы мы во время разговоров о сроках принятия тарифов не заметили, как идет демонтаж системы государственного регулирования. В конце ноября на относительно дешевом сибирском рынке электроэнергии были проведены расчеты, как повлияет введение по предложению реформаторов 15% свободного ценообразования на конечную величину тарифов. Расчет нас шокиррвал: рост тарифов в этом случае в два раза превысит темп инфляции.
Но даже это — не главная опасность принятия предложенных законов. Катастрофические последствия, перед которыми бледнеет тарифная баталия, будет иметь прежде всего разрушение всей системы ответственности за энергоснабжение в Российской Федераций.
Если мы все понимаем, что для России электроэнергетика — это отрасль жизнеобеспечения, то к ней надо так и относиться. Это в Калифорнии энергетический кризис ведет к остановке кондиционеров в домах американцев. У них пропадает комфорт в быту и на производстве, у нас энергетический кризис — это не больше и не меньше, как прекращение жизни. А это значит, что цена энергии далеко не все, что определяет ее наличие.
Мы же с вами не идем в поликлинику с криком: где самый дешевый доктор? Мы ищем опытного доктора, имеющего необходимую аппарату для исследования, лекарство для лечения. Ну а если нам или нашим близким придется лечь на операционный стол, то мы хотим быть уверены, что аппарат для переливания крови и искусственное сердце будут исправны, что анестезиолог, операционная сестра и врач-ассистент будут рядом, и, конечно, надеемся, что реанимационное отделение ждет нас после операции. Это так и есть, когда все объединено.
Однако авторы реформ энергетики в аналогичной ситуации предлагают все виды обследований, процедур и услуг разделить на отдельные коммерческие виды бизнеса. При этом за ваше выздоровление не будет отвечать никто или в лучшем случае перед входом в такую разделенную клинику будет предусмотрено оформление страхового договора.
Давайте оценим, что предлагают нам авторы законов после проведения реформ электроэнергетики.
- Вертикально-интегрированные региональные энергокомпании, реально выполняющие ответственную функцию энергоснабжающих организаций, — а к ним относятся наши лидеры: «Мосэнерго», «Тюменьэнерго», «Сверяловскэнерго», «Башкирэнерго», «Хабаровскэнерго»,— просто уничтожаются.
-Национальный лидер — РАО «ЕЭС России», в уставе которого записана .ответственность за энергоснабжение и развитие отрасли, прекращает свое существование. А оно же — инициатор реформ!
-Государство на федеральном уровне в мае 2002 года потеряло контрольный пакет акций в чрезвычайно важных для режима энергоснабжения структурах — Федеральной сетевой компании (ФСК) и Системном операторе (СО), которые стали чисто коммерческими. При этом все разговоры и согласие правительства на восстановление контрольного пакета акций не имеют ответа на вопрос: когда конкретно он будет восстановлен? Разве правильно, что весь переходный период будет доминировать не государство, а менеджеры РАО «ЕЭС России»? Разве это верно? Почему не запрещается деятельность этих обществ до восстановления в них структуры акционерного капитала РАО «ЕЭС России», где 52% акций принадлежит государству? Недавно страну потрясли итоги продажи государственного пакета акций «Славнефти», где,по самым скромным подсчетам, федеральный бюджет потерял 1 млрд. долларов США.
Но ведь в мае 2002 г. государство потеряло федеральную сетевую компанию, уставной капитал которой превышает 120,0 млрд. рублей. А менеджмент РАО «ЕЭС России» безвозмездно стал владеть 100% акций новых компаний. При этом, если «Славнефть» оказывает буквально минимальное влияние на российский рынок нефти и нефтепродуктов, то ФСК и СО -это безраздельное влияние на весь рынок электроэнергии в России.
-Государство на региональном уровне в лице субъектов Российской Федерации полностью отстраняется от влияния на работу электроэнергетики.
В региональных энергокомпаниях, кроме Башкирии, Татарии и частично Новосибирска и Иркутска, администрации субъектов Российской Федерации не имеют акций со всеми вытекающими последствиями. Влияние субъектов Российской Федерации на решения, принимаемые на общих собраниях акционеров РАО «ЕЭС России» сегодня осуществляется через передачу им 33% голосов государственного пакета акций. Однако эти права также предлагается ликвидировать.
Добавьте к этому принятые решения об отмене особенностей банкротства генерирующих мощностей, включая атомные электростанции, и у вас не останется сомнений; нам предлагается ни больше ни меньше, как разгромить собственными руками лучшую электроэнергетику мира, работающую в условиях, которые по сложности не имеют аналогов в мире.
Ни в одной стране мира ни один энергетический комплекс не был реформирован так, как предлагают осуществить в России.
Фундаменталисты-рыночники рассчитали почти все, чтобы реформы электроэнергетики пошли по их варианту, но недооценили два обстоятельства.
В России абсолютное большинство специалистов — ученых, руководителей регионов — никогда не согласится пройти предлагаемый путь энергетического идиотизма.
Во-вторых, в России все-таки бывают раз в 10-15 лет и морозные зимы, в Сибири они были в 2001 году и в европейской части — сегодня. А уроки зимы не видеть нельзя, даже закрыв глаза, почувствуешь в любом тулупе.
Государство в лице органов исполнительной власти не может отказаться от прямого влияния на работу энергокомпаний, и в первую очередь в вопросах, определяющих надежность энергоснабжения в зимний период (ремонт и запасы топлива).
В стране, где три четверти регионов дефицитны по энергии, Федеральная сетевая компания и Системный оператор должны иметь контрольный пакет акций у государства.
Наиболее устойчивым звеном энергетики являются вертикально-интегрированные энергокомпании. Причем их устойчивость при обеспечении текущего энергоснабжения и развития тем выше, чем они крупнее. Подтверждением этому является работа крупных энергокомпаний «Мосэнерго», «Свердловскэнерого», «Тюмень-энерго».
Режимы электро- и теплоснабжения, так же, как и деятельность администраций субъектов Российской Федерации и руководства энергокомпаний, неотделимы друг от друга. Иначе недогревы в тепловых сетях от теплоэлектроцентралей вызовут цепную реакцию нарушения не только тепло-, но и электроснабжения в любом регионе.
Но самым главным итогом прошедшей зимы должно быть абсолютное понимание всем российским обществом, что энергия - это прежде всего не товар для сверхприбылей РАО «ЕЭС России», а жизненно необходимая и ничем не заменимая услуга. В зимние морозы ее предоставление должно превалировать над любыми коммерческими интересами.
И, конечно, зима еще раз показала, что в России не может быть безответственной энергетики. А значит, не может быть и честного депутата, который бы принял предложенные законы. А лозунг команды А.Чубайса «Рынок все расставит по местам» надо отнести прежде всего к кадровой политике.
Обращаюсь к избирателям: внимательно следите за тем, как ваш депутат будет голосовать по энергетическому вопросу. От этого зависит ваша жизнь в прямом смысле этого слова.
В. КУДРЯВЫЙ,
вице-президент Российского союза товаропроизводителей.
blog comments powered by Disqus