02.11.2002 18:42 | Правда России | Администратор
ТРЕТИЙ РАУНД
— «Так дальше жить нельзя!» — таков вывод конференции ООН в Рио-де-Жанейро, которая состоялась в 1992 году. О порочности международного экономического «порядка» написаны многие тысячи томов. Обобщая выводы докладов международных организаций по данной проблеме, французский журнал «Монд дипломатик» пишет:
«Там, куда внедряются транснациональные компании (ТИК), быстро приходят в упадок национальные отрасли промышленности, что сопровождается такими социальными потрясениями, как безработица и обнищание населения. В Европе насчитывается 50 миллионов безработных, а в мире их — миллиард! Глобализация — это грабеж в планетарном масштабе. Монополии разрушают окружающую среду, без стыда и совести извлекают прибыль из природных ресурсов, которые принадлежат всему человечеству».
Эти пороки монополий являются закономерным развитием сущности капитализма. Думаю, что в этой связи уместно напомнить пророческую характеристику капитала, сделанную английским писателем Т.Дж. Динником еще в середине XIX века, то есть когда монополий не было еще в помине (ее цитирует К. Маркс в «Капитале» и дает ей научное обоснование). Динник писал:
«Капитал избегает шума и брани и отличается боязливой натурой. Это правда, но это еще не вся правда. Капитал боится отсутствия прибыли или слишком маленькой прибыли, как природа боится пустоты. Но раз имеется в наличии достаточная прибыль, капитал становится смелым. Обеспечьте 10 процентов, и капитал согласен на всякое применение; при 20 процентах он становится оживленным, при 50 процентах положительно готов сломать себе голову, при 100 процентах он попирает ногами все человеческие законы, при 300 процентах нет такого преступления, на которое он не рискнул бы, хотя бы под страхом виселицы. Если шум и брань приносят прибыль, капитал станет способствовать тому и другому».
Авантюры, подобные «Буре в пустыне», бомбежкам Югославии, Афганистана, и организация финансовых кризисов приносят монополиям не десятки и не сотни, а тысячи процентов прибыли! В итоге, по данным фирмы «Секьюрити Дейта Корпорэйшн», которая занимается исследованием капиталовложений во всем мире, ныне свободный частный капитал составляет 8—10 триллионов долларов. Это во много раз больше госбюджетов промышленно развитых государств, вместе взятых. Более половины частного капитала сосредоточено в руках 150-200 магнатов. У них нет какого-либо официального органа, но они через клубы избранных (где есть свои короли, князья и графы по сумме капитала) и масонские ложи заказывают экономическую «музыку» планете.
— Но поскольку экономика, по Ленину, есть концентрированное выражение политики, то, видимо, они подбирают и политическую «музыку»?
— Совершенно верно. Только с помощью их денег теперь можно стать президентом, губернатором или сенатором (сейчас это наглядно демонстрируется и в России). Если олигархи ошибутся в своем протеже, то его постигнет судьба Кеннеди и десятка других президентов США. Знамением нового века и тысячелетия является беспредельная власть денег! Теперь она узаконена. Поэтому владельцы больших денег так смело и настойчиво требуют от своих представителей во власти «попирать ногами все человеческие законы», включая резолюции Совета Безопасности ООН.
— Вы считаете контроль над международными концернами безнадежным делом?
— Когда я читаю различные предложения о контроле над монополиями, то невольно вспоминаю такую байку. На собрании мышей обсуждался вопрос: как быть с котом, от которого им просто нет житья. Кто-то предложил повесить коту на шею колокольчик, чтобы слышать маршрут его -движения. Идею приняли под аплодисменты. Но когда они стихли, один мышонок робко спросил: «А кто повесит коту колокольчик?»
Если говорить по-научному, то идея ограничения беспредела транснациональных компаний, которые уже давно во многих странах меняют правительства, как перчатки, сродни закону Шермана...
— Поясните, пожалуйста, читателям, в чем суть закона Шермана.
— Когда в конце XIX века начали создаваться монополии, то сразу же стали проявляться их пороки: рост цен, снижение качества продукции, разорение мелких производителей и увеличение безработицы. Для ограничения монополизации и ее негативных последствий в США по предложению сенатора Дж. Шермана был принят антитрестовский закон. Но этот юридический закон, как и следовало ожидать, оказался бессильным против объективных экономических законов, сформулированных Смитом, Марксом и Лениным. В начале прошлого века В. И. Ленин в работе «Империализм, как высшая стадия капитализма» сделал вывод: «Порождение монополии концентрацией производства вообще является общим и основным законом современной стадии развития капитализма». После обстоятельной характеристики превращения эпохи свободной конкуренции в монополистическую Ленин сделал вывод о том, что в начале XX века капитализм превратился в империализм.
Мировая экономика развивается один к одному в соответствии с ленинскими при-знаками империализма. История иронически посмеивается над законом Шермана и антитрестовским законодательствам. Шавки лают, а караван идет вперед. Поэтому монополисты устроили пышные торжества по случаю 100-летия закона Шермана, так как он и все антитрестовское законодательство является хорошей ширмой концентрации в частной собственности всего и вся с целью баснословного обогащения.
В XX веке опубликованы тысячи томов фактического материала, подтверждающего развитие и углубление ленинских признаков империализма. Теперь хорошо известно, что и Первая, и Вторая мировые войны были попыткой передела уже поделенного мира. За всеми военными конфликтами скрывается борьба монополий и государств за передел сфер влияния с целью обогащения...
— Интересно: на Западе ученые при исследовании этих проблем ссылаются на Ленина?
— Серьезные ученые делают такие ссылки. Вообще следует сказать, что Ленин — очень почитаемый человек во всем мире. В связи со 100-летием со дня его рождения Организация Объединенных Наций объявила 1970 год — Годом Ленина. По данным ЮНЕСКО. Ленин был самым читаемым автором в мире. Он занимал второе место после Библии.
— Но после столь массированной дискредитации Ленина на его родине Иванами, не помнящими родства, видимо, положение изменилось?
— В 2000 году в Интернете проводился международный опрос на титул «Человек века». Список изобиловал знаменитостями. Ленин оказался лидером. Ему отдали голоса 25 процентов — почти вдвое больше ближайшего «преследователя» Э. Резерфорда. А Троцкий, который выдвигался в противовес Ленину, как политик оказался на последнем месте.
Полемика вокруг глобализации, о которой вы упомянули в самом начале, вызвана тем, что ее суть трактует всяк на свой лад. Но если придерживаться научной позиции, то глобализация — это объективный процесс концентрации и централизации общественного производства в современных условиях, с учетом достижений технического прогресса, осо-бенно в сфере информатизации и коммуникаций...
— Выходит, борьба против глобализации бессмысленна, а движение антиглобалистов заведомо обречено?
— Отнюдь! Борьба антиглобалистов против антинародных решений Всемирной торговой организации и кабальных условий «партнерства» промышленно развитых государств с остальным миром имеет важное значение. Но она напоминает мне борьбу российских народников против царизма, которые наивно полагали, что убийством царя смогут облегчить тяжкую долю народа. Но на смену убитому царю приходил другой, не менее жестокий. И тем не менее движение народников было важным этапом в подготовке народного сознания для революционного свержения монархии в России.
В СССР концентрация и централизация общественного производства на несколько порядков были выше, чем на Западе. Но плоды этого процесса в условиях общественной собственности использовались на благо всего народа. В течение жизни одного поколения Россия была превращена из отсталой аграрной страны в мощную сверхдержаву мира. По оо новным социально-экономическим показателям наша страна занимала лидирующие позиции, а по многим — первые места. В своей новой книге «Ослепленные властью» я на богатом фактическом материале показал, что если бы мы управляли экономикой не по «догме Смита», а по Марксу, то к 2000 году СССР значительно превзошел бы США по всем социально-экономическим параметрам. Когда речь заходит о глобализации, важно знать: в чьих интересах она осуществляется? Если в интересах абсолютного большинства населения — это благо, а если в интересах беспредельного обогащения все более узкого круга олигархов, то это беда. Хрематистики столь активно «эксплуатируют» закон Шермана, чтобы создавать видимость, что процессде контролируется...
— А кто такие Хрематистики? Это что-то новое, современное?
— Хрематистики. образно говоря, это «перевертыши» в экономической науке. Понятие «хрематистика» в переводе с греческого хрема — это владение имуществом. Это понятие, наоборот, древнее. В научный оборот его ввел еще Аристотель. Но при капитализме оно было предано забвению. Сущность хрематистики состоит «в искусстве любыми путями наживать богатство». Хрематистику Аристотель противопоставлял понятию «экономика». Последнюю он считал естественной нормой хозяйственной деятельности, направленной на удовлетворение потребностей людей. Хрематистику же он считал «противной природе», так как ее целью является беспредельное обогащение.
В течение многих веков не только религиозные учения, но и светские законы осуждали и запрещали ростовщичество. При капитализме хрематистика получила широкое распространение. Обогащение становится целью производства. При этом удовлетворение потребностей является лишь одним из путей получения прибыли. Если владельцы денег на производстве средств уничтожения людей (вооружение), спекуляциях на финансовых рынках имеют большую прибыль, то они немедленно их туда направляют. В России, например, в 90-е годы прошлого века производство оказалось самой нерентабельной сферой приложения капитала. Таким образом, к концу XX столетия хрематистика стала господствовать над экономикой, а вместо капиталистов-предпринимателей типа Карнеги, Форда, Рокфел-лера лидирующее положение в экономической сфере занимают капиталисты-гобсеки...
— Гобсеки — это ростовщики?
— Совершенно верно. У Бальзака есть замечательная повесть «Гобсек». Это фамилия героя повести, известного в ту пору в Париже ростовщика. По его словам, их тогда в Париже было с десяток и один раз в неделю они собирались в кафе для «обмена опытом». В повести Гобсек откровенничает со своим юным адвокатом о том, какие известные люди попадают в их сети и как безжалостно они их разоряют. Переводчик Бальзака на русский язык сделал такую сноску: «Гобсек (от фр.— cobsek — живоглот»).
А на Руси, между прочим, ростовщиков с древних времен называли живоглотами.
В настоящее время живоглоты занимают господствующее положение в экономике, которая стала виртуальной. Гобсеки-глобалисты сколачивают свои состояния путем афер на финансовых рынках, военных конфликтах и многих других авантюрах, которые весьма негативно сказываются на динамике реальной экономики. Большую помощь гобсекам оказывают хрематистики. Последние создают «теории», а точнее — инструкции наиболее быстрых путей обогащения в разных сферах виртуальной экономики; дают научное «обоснование» мошенничеству и спекуляции. Наш доморощенный хрематистик-монетарист Гайдар еще в начале реставрации в России дикого капитализма в парламенте заявил:
— Спекуляция — это нормальное явление первоначального накопления капитала.
— Сейчас много прогнозов о крахе «долларовой пирамиды». Насколько они, по вашему мнению, вероятны?
— Во время одного из визитов в Польшу друзья посоветовали мне встретиться с интересным священником. Теперь его знает весь мир как Папу Римского Иоанна Павла II. В ту пору Кароль Войтыла еще не был и кардиналом. Беседа с ним была чрезвычайно интересная. Он открыл для меня Коперника как экономиста. Размышляя о причинах распада империй и государств, Коперник писал:
«Как ни многочисленны бедствия, в результате которых империи, королевства, княжества и республики идут к упадку, самыми сильными являются четыре: раздоры, смертность, неурожайность, обесценение монеты. Первые три так очевидны, что их все сознают, четвертое же, то есть обесценение монеты, познается только немногими и лишь глубоко рассуждающими, потому что оно поражает и разрушает государства не сразу и бурно, а медленно и скрыто».
Особо хочу обратить внимание на то, что опасность обесценения денег Коперник «увидел» за два века до появления бумажных денег. Именно Коперник навел меня на мысль о том, что неуклонное обесценение советского рубля не может не привести к краху плановую экономику. Ведь в Советском Союзе планы в рублях выполнялись и перевыполнялись, а по номенклатуре срывались. Поэтому обесценение денег приняло необратимый характер. Неуклонно рос дефицит на все и вся; создавалась и обострялась «плановая» анархия производства. Опираясь на методику Коперника, я еще в 70-е годы назвал Госплан СССР перевернутой пирамидой и предсказал: «Если не изменим систему управления экономикой, то в середине 90-х годов наша экономика развалится». В ЦК КПСС мой вывод назвали «плодом больного воображения», но «благодаря» горбачевскому уско-рению мое предсказание осуществилось досрочно.
Размышляя логически , нельзя не обратить внимание на то, что обеспеченность доллара США, по расчетам специалистов, включая американских, составляет всего лишь 4—10 процентов. Курс доллара искусственно под-держивается бомбами и ракетами, что требует -неуклонного увеличения военных расходов. Это как раз и приближает объективно неизбежный крах долларовой пирамиды и образование нового мирового экономического порядка.
—Как долго может продолжаться строительство долларовой пирамиды?
— Крах пирамиды обусловлен объективными экономическими законами, и поэтому он неизбежен, а его сроки могут изменяться рядом» субъективных факторов: одни могут его ускорять, а другие — отодвигать. Но чем сильнее будет накачан финансовый «пузырь», тем катастрофичнее окажутся последствия его краха. На обстоятельном фактическом материале это показано в упоминавшейся выше моей книге «Ослепленные властью», которая недавно вышла в издательстве «Республика».
— Она посвящена мировой экономике?
— Не только. Это документальная повесть из пяти частей: первая часть посвящена сталинской эпохе и хрущевским зигзагам; вторая — брежневскому «застою» с застольем; третья — горбачевской перестройке; четвертая — ельцинской реставрации капитализма; а пятая — возможным сценариям развития человечества. Последняя часть называется «Третье тысячелетие — апогей третьего раунда борьбы народов».
— В чем отличие третьего раунда от предыдущих?
— Первым раундом была борьба народов против рабства. Он длился много тысячелетий. Его апогеем было восстание Спартака. В истории Древнего мира нет другого человека, которого потомки так широко прославляли бы во всех видах искусства. Второй раунд — это борьба с «представителями» Бога на Земле —с царями, королями, князьями. Иначе говоря, с наследственной властью во всех ее проявлениях. Его апогеем являются .Английская буржуазная революция середины XVII века, когда король Карл I оказался на эшафоте, и Великая Французская революция, в результате которой король Людовик XVI и королева Мария Антуанетта были отправлены на гильотину.
Антинародная сущность капитализма проявилась быстро и наглядно: с одной стороны, беспредельное обогащение все более узкого круга магнатов, а с другой — неуклонный рост безработицы и обнищание большинства населения (ныне это убедительно подтверждает и российская действительность! Поэтому еще в конце XIX века начинается третий раунд борьбы народов. Его отличие в том, что раньше эксплуатация имела экономический характер: раб и крепостной обязаны были работать на своего владельца. При капитализме эксплуатация носит внеэкономический характер, то есть является более замаскированной. Наемный работник юридически свободен и может уйти с работы в любое время. Но он лишен средств существования и вынужден работать на условиях, выгодных работодателю. Монополизация разорила сотни миллионов мелких товаропроизводителей. Это — с одной стороны. А развитие техники и автоматизации, в десятки и сотни раз повышающее производительность труда, постоянно выталкивает «излишки» рабочей силы. Армия безработных в мире неуклонно растет.
Началом апогея третьего раунда борьбы народов является Великая Октябрьская социалистическая революция 1917 года. Приход к высшей власти предателей народных интересов, подобных Горбачеву и Ельцину, временно замедляют ее, но неуклонный рост безработицы и нищенское прозябание абсолютного большинства населения планеты будут ускорять эту борьбу в самых различных формах. Идеи социальной справедливости необратимо стали путеводной звездой борьбы народов в новом веке и тысячелетии.
Беседу с доктором экономических наук, профессором Д.В. ВАЛОВЫМ вел В. ПОЛЯКОВ
blog comments powered by Disqus