Rednews.ru

Подписка

Подписаться на RSS  Подписка RSS

Подпишитесь на рассылку:


Поиск

 

Наш баннер

Rednews.ru

!!!

12.02.2002 23:05 | Правда России | Администратор

ТРЮКАЧИ

В либеральной российской и западной прессе до сих пор продолжаются разговоры о success story (истории успеха) в части, касающейся состояния экономики нашей страны. Об этом же постоянно рассуждают президент, премьер и его министры. Данным успехом, в частности, в прессе объясняется высокий рейтинг Путина у населения. Однако наша читательская почта показывает, что это противоречит той реальности, которую граждане страны ощущают, каждый день ходя в магазины и оплачивая счета. Так какова же ситуация в российской экономике сегодня и ее перспективы на ближайшее будущее? - Предварительные итоги 2001 года, по данным Минэкономразвития России, свидетельствуют о неплохих результатах социально-экономического развития страны в 2001 г. Как и предсказывали эксперты НПСР, темпы экономического роста и инфляции оказались выше, чем прогнозировало правительство, представляя в Государственную думу проект федерального бюджета на 2001 год. Прирост валового внутреннего продукта прогнозировался на 4%, а фактически составил больше 5%, прирост продукции промышленности - соответственно 4,5% и 5,2%, прирост продукции сельского хозяйства - 3% и 6%, прирост инвестиций в основной капитал - 7% и 8,5%, темп инфляции - 12% и более 18%. Прогнозные показатели занижались с целью получения дополнительных доходов федерального бюджета, который благодаря этому трюку оказался легко перевыполнен более чем на 300 млрд. руб. Тем самым правительство оставило за собой широкую свободу маневра для манипулирования бюджетными расходами без риска срыва бюджетных заданий.

К сожалению, эта свобода действий была использована не лучшим для экономики и общества образом - большая часть дополнительных доходов бюджета направлялась на погашение и обслуживание государственного долга иностранным кредиторам и была <заморожена> на счетах Минфина в Центральном банке. При этом основные статьи бюджетных расходов на цели поддержания экономического роста, инвестиционной и инновационной активности оказались недофинансированы. Правительство не приняло сколько-нибудь действенных мер по поддержке роста производства и инвестиций, стимулированию инновационной активности, не использовало имевшиеся в его распоряжении уникальные возможности организации модернизации и структурной перестройки экономики, повышения ее конкурентоспособности и создания условий для быстрого и устойчивого экономического роста.

Более того, действия исполнительной власти создают дополнительные барьеры, затрудняющие рост инвестиций и ухудшающие условия экономического роста. Бюджетная политика правительства ориентирована на сжатие конечного спроса. За счет платежей по государственному долгу из федерального бюджета и замораживания бюджетных средств на счетах в Центробанке конечный спрос в 2001 г. сократился не менее чем на 300 млрд. руб.

Правительство не предпринимает практически никаких мер для стимулирования инвестиционной активности. Имея дополнительные бюджетные доходы, оно выступает заемщиком на рынке капитала, беря в долг больше средств, чем необходимо. И правительство, и Центральный банк эмитируют ценные бумаги на сумму более 100 млрд. руб., инвестируя в экономику гораздо меньше средств, чем забирают из нее.

Вместо принятия необходимых мер, для стимулирования экономического роста в 2001 г. был вновь исключен из федерального бюджета бюджет развития, не заработали банки развития, под предлогом инвентаризации было свернуто большинство инвестиционных программ, налоговые механизмы стимулирования инвестиционной и инновационной активности. Центральный банк так и не занялся и, похоже, не собирается заниматься созданием механизмов рефинансирования производства, сосредоточившись на регулировании денежной массы путем изменения валютных резервов. И, кроме поддержания валютного курса, других задач перед собой не ставит. Хотя очевидно, что без рефинансирования производственной сферы при недопустимо высоких процентных ставках большинство предприятий обрабатывающей промышленности не сможет получить доступ к кредитам.

Показательно, что, несмотря на сравнительно неплохие показатели экономического роста в 2001 г., он носит явно затухающий характер. Последние месяцы прошлого года характеризуются резким падением темпов роста ВВП и объемов промышленной продукции. В декабре 2001 г. помесячные темпы прироста упали до нуля, а в промышленности даже произошел спад на 1,5%. В январе 2002 г., по предварительным оценкам, роста производства также не наблюдается. То же касается динамики зарплаты, доходов населения и экспорта. Фактически экономика втягивается в депрессию. Причем ситуация усугубляется ростом цен на потребительские товары и услуги в январе на 3% (втрое выше прогнозного темпа), в том числе на медикаменты - на 20 - 30%.

Во многом благодаря последовательному давлению народно-патриотических сил

- представителей КПРФ и Агропромышленной депутатской группы в Государственной думе - на исполнительную власть в прошлом году удалось добиться ощутимого повышения заработной платы бюджетникам и пенсий пенсионерам, что способствовало общему повышению заработной платы в реальном выражении на 20% и реальных доходов населения - на 6,4%. Вместе с тем реальные доходы составят в 2002 г. немногим более 87,1% от уровня 1997 г. Так что сохраняющееся недовольство населения низким уровнем доходов вполне объяснимо и справедливо

- давление на исполнительную часть в целях повышения заработной платы и пенсий должно быть продолжено.

Непосредственной причиной начинающегося спада является ухудшение финансового положения производственных предприятий вследствие опережающего роста цен на энергоносители, услуги естественных монополий, другие сырьевые материалы. Тарифы в электроэнергетике в среднем по России за январь-ноябрь 2001 г. выросли на 27,9%. Из них тарифы на электроэнергию, отпущенную промышленным потребителям, выросли меньше (на 25,1%), чем для населения (32,3%) и других категорий потребителей (28,4 - 46,4%), тарифы на теплоэнергию увеличились на 23,1% при том, что цены производителей выросли на 10%. Резуль татом является более чем трехкратное падение рентабельности предприятий обрабатывающей промышленности и свертывание ими инвестиционных программ, сокращение спроса и, как следствие, - снижение производства. В третьем квартале отношение сальдированной прибыли к издержкам (рентабельность) в машиностроении упало в машиностроении до 4%, в потребительских отраслях - до 8%, в химико-лесном комплексе - до 3%.

Ухудшение финансового положения в производственной сфере, которая является на сегодняшний день главным инвестором и генератором развития, ведет к тому, что предприятия вынуждены свертывать инвестиционный процесс и сдерживать планы по расширению производства, сталкиваясь с нехваткой оборотных средств. Другим важным фактором замедления роста стало серьезное ухудшение конкурентоспособности отечественных товаров вследствие снижения правительством импортных пошлин на 15 - 30% и повышение Центральным банком реального курса рубля на 7%. В результате произошло резкое увеличение импорта (на 52,5%) - значительная часть прироста реальных доходов населения не сработала на экономический рост, переключившись на импорт.

При отсутствии промышленной, научно-технической и инвестиционной политики и механизмов поддержки экономического роста в 2002 г. экономическая ситуация будет ухудшаться. Это, в частности, видно и по отсутствию роста в декабре 2001 г., и по прогнозам правительства на

2002 год, и по непрекращающейся деградации производственного потенциала, 40% которого уже изношено. Без активизации инвестиционного и инновационного процессов депрессия, в которую втягивается российская экономика, приобретет глубокие структурные формы.

На сегодняшний момент все расходы на НИОКР за счет собственных средств предприятий составляют менее одного миллиарда долларов. Примерно эту же сумму составляют и бюджетные расходы. При таком уровне поддержки инновационной активности рассчитывать на быстрое и устойчивое экономическое развитие не приходится.

Кроме того, прошедший год стал самым драматичным с точки зрения сжатия природоресурсного потенциала. По некоторым оценкам, на единицу добываемого сырья теряется пять единиц запаса. Еще несколько лет такого хищнического отношения к недрам - и никаких резервов для долгосрочного маневра в целях выживания страны не останется.

Что касается угрозы дефолта, то пока ее не наблюдается, но если будут интенсивно раскручиваться новые <финансовые пирамиды> с участием Центрального банка и правительства, если не удастся обеспечить устойчивый и долговременный рост в реальном секторе экономики, а также в случае отмены валютного контроля, такая угроза может возникнуть.

В то же время у нас есть возможности для перехода к быстрому и устойчивому экономическому росту. Народно-патриотическим союзом России и отечественными товаропроизводителями правительству предложена программа, которая позволит при реализации системы мер по поддержке экономического роста не допустить втягивания экономики в депрессию и сохранить темпы роста в 2002 году на базе имеющегося производственного потенциала не ниже уровня 2000 года.

- В последнее время вы используете термин <депрессия> для характеристики складывающейся в России экономической и социальной обстановки. Но этот термин мы в основном помним из курса новейшей истории США (<Великая депрессия>) применительно к положению в этой стране и самоощущению ее населения под влиянием мирового экономического кризиса 1929 - 1933 годов. Почему вы считаете, что понятие <депрессия> применимо к нашей нынешней ситуации? Что в ней общего и особенного в сравнении с американской трагедией того времени?

- В экономической теории депрессией принято считать состояние спада экономической активности с <нулевыми> или отрицательными темпами роста ВВП. Собственно ее мы и наблюдаем в течение десяти лет, поскольку даже при оживлении экономики за последние два с половиной года объем промышленного производства так и не достиг дореформенного уровня. Так что десятилетие последних реформ в России войдет в экономическую историю как самая глубокая депрессия XX века даже по сравнению с <Великой депрессией> в США.

Но причины российской депрессии и депрессии в США разные. В Америке главной ее причиной стал сбой механизмов воспроизводства капитала, а именно неспособность механизмов рыночного саморегулирования в финансовой сфере обеспечить структурную перестройку экономики на основе нового технологического уклада. И когда упала рентабельность в устаревающих отраслях промышленности США, обрушился фондовый рынок, не нашлось механизмов и институтов, которые обеспечили бы перераспределение финансовых ресурсов в перспективные отрасли развития экономики. При этом <Великая депрессия> в США, в отличие от российской, сопровождалась резким падением спроса и цен (дефляцией).

В России корни депрессии иные. Это прежде всего искусственное сжатие конечного спроса вследствие применения монетаристских методов макроэкономического регулирования неадекватных ситуаций в стране. Такие методы срабатывают лишь при условии ситуации равновесия в рыночной экономике, то есть если работает механизм рыночного саморегулирования, то сжатие денежной массы должно приводить к снижению цен. Но когда экономика разбалансирована, когда монополисты определяют ценообразование в базовых отраслях, монетаристские методы ничего, кроме роста неплатежей, взвинчивания процентных ставок и, как следствие, спада производства и инвестиций, дать не могут. И оказываются также неэффективными для борьбы с инфляцией, поскольку она провоцируется поведением монополий и отсутствием механизмов рыночного перераспределения ресурсов. У нас эти механизмы еще очень слабы.

К сожалению, не очень сведущее в экономической теории российское правительство под гипнозом МВФ в этой ситуации отказалось практически от всех инструментов поддержки экономического роста, сосредоточившись лишь на регулировании объемов денежной массы. В результате заработали деньги только двух типов хозяйственных субъектов: деньги монополистов, воспользовавшихся слабостью государства для взвинчивания цен, и деньги финансовых посредников, которые на сжатии денежной массы сумели заработать огромные средства, многократно завышая процентные ставки по кредитам.

Поэтому наша депрессия оказалась рукотворной, то есть главной ее причиной являются просчеты в выбранной стратегии реформ и экономической политики, хотя нельзя отрицать и трудностей начала 90-х годов. И до тех пор, пока экономическая политика не будет кардинальным образом изменена, рассчитывать на выход из депрессии на основе чисто рыночных механизмов не приходится.

- Известно, что преодоление того кризиса в США (затянувшееся до 1938 года) было связано и с проведением <нового курса> президента Франклина Рузвельта, и с тем мощным допингом, который экономика страны получила в рамках перевооружения ВПК в связи с подготовкой ко Второй мировой войне. Что из этого опыта можно взять нам?

- Экономика США вышла из <Великой депрессии> именно благодаря механизмам государственного регулирования и управления макроэкономическими процессами, которые введены Франклином Рузвельтом. Это и государственный контроль за потоками капитала, и реформирование всей банковской системы, включая запрет на проведение спекулятивных операций для банков, обслуживающих вклады населения, государственное регулирование цен и процентных ставок, расширение государственного сектора в экономике, в том числе организация общественных работ. Эти механизмы государственного регулирования работают и сейчас не только в США, но и во всех успешно развивающихся странах. Государство направляет экономическое развитие в интересах общества, воздействуя на рыночные механизмы и исправляя их недостатки, поддерживая инвестиционный процесс, структурные реформы на базе современных технологий. Не случайно за последние пятьдесят лет доля государственных расходов в валовом внутреннем продукте развитых стран подскочила с 10 - 15% до 35 - 50%.

Так что американский опыт для России весьма поучителен, и было бы безответственно им не воспользоваться.

Как известно, у КПРФ и народно-патриотических сил России имеется выработанная при вашем (и в целом Отделения экономики РАН) активном участии альтернативная программа вывода экономики страны из нынешнего кризиса. Какое-то время назад казалось, что Путин проявляет интерес к этой программе, ее влияние сильно ощущалось в предложениях, с которыми выступал на Госсовете в присутствии президента хабаровский губернатор Ишаев. Однако в конце концов верх взяли все те же Греф, Кудрин, Касьянов и маячащие за их спинами Чубайс с Гайдаром. И Путин практически солидаризировался с их разрушительным курсом. Каков в этой неблагоприятной обстановке ваш и в целом патриотической оппозиции курс действий в области экономики? Ведь, наверное, речь не идет только о разоблачениях и пропаганде. Пытаетесь ли вы практически реализовать свои идеи в регионах, где исполнительную и законодательную власть контролируют левые силы? Есть у вас такая возможность? Какие у оппозиции есть успехи и неиспользованные пока резервы в экономической работе на местах?

- Народно-патриотический союз России разрабатывает стратегию социально-экономического развития страны, основные направления экономической политики, реализация которых будет осуществляться путем подготовки соответствующих законодательных инициатив и проведения их в Государственной^ думе через фракцию КПРФ и Агропромышленную депутатскую группу.

Другое направление - работа по конкретным отраслевым и региональным программам социально-экономического развития. Мы планируем готовить такие программы для тех регионов, которыми руководят представители народно-патриотических сил. Что касается практических результатов, то без ложной скромности можно отметить, что в этих регионах темпы экономического роста сегодня в два и более раз выше, чем в среднем по стране. Например, темп прироста промышленного производства в Ивановской области за январь-сентябрь 2001 г. по отношению к соответствующему периоду прошлого года составил 12,6% (в 2,4 раза выше, чем в среднем по России), в Тульской области - 10,5% (в 2 раза выше), во Владимирской области - 9,1% (в 1,75 раза выше). Прирост реальных денежных доходов населения в Рязанской области составил в ноябре 2001 года по сравнению с ноябрем 2000 года 22,7% (в 3,8 раза выше, чем в среднем по России), в Орловской области - 15,1% (в 2,6 раза выше), в Брянской области - 11,6% (в 2 раза выше).

Наша работа включает анализ и оценку ситуации в стране, подготовку рекомендаций для органов исполнительной власти по решению наиболее острых социально-экономических проблем, конструктивное взаимодействие с официальными структурами в интересах страны.

Переход к активной политике поддержки экономического роста, предлагаемой в программе НПСР, позволит удержать темпы прироста ВВП на уровне 8 - 10% , прирост инвестиций вывести на уровень 20%, обеспечить прирост реальной заработной платы не ниже 25% в год. Об этом свидетельствует не только объективный анализ имеющихся возможностей экономического роста, но и практический опыт экономической политики в регионах, руководимых представителями народно-патриотических сил.

- Мы в нашей оппозиционной газете ежедневно получаем огромную читательскую почту. Большая ее часть посвящена экономике, социальным кошмарам нынешней жизни. Но вообще-то любая жизнь имеет смысл, если сохраняется надежда на лучшее. Обращаемся к вам как одному из лидеров нашей оппозиции и отечественной экономической мысли. Хотели бы рассчитывать на то, что, регулярно направляя вам сводки этих писем, сможем получать от вас конкретные ответы на вопросы не только о том, кто виноват, но и что делать.

- Конечно, я готов отвечать на вопросы читателей, касающиеся мер, которые необходимо проводить в области экономической политики, давать советы по решению конкретных проблем.

Леонид ДОБРОХОТОВ.


blog comments powered by Disqus
blog comments powered by Disqus
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика TopList