19.12.2002 21:32 | Правда России | Администратор
В ЧЬЮ ПОЛЬЗУ ВЫБОР?
Действительно, переговоры должны вступить в новую стадию - обсуждения так называемых системных вопросов, имеющих ключевое значение для российской внутренней экономической политики. Многосторонние консультации ведутся уже восемь лет - с 1995 года. В течение этого времени акценты в обосновании актуальности присоединения России к ВТО существенно изменились. От идеологических аргументов ("хотим стать цивилизованной страной") перешли к политическим (подтверждение необратимости реформ) и экономическим, связанным главным образом с надеждами на улучшение условий международной торговли. В последнее время доминирует "интеграционный" мотив.
Он основан на ожидании того, что встраивание России в систему мирохозяйственных связей станет мощным импульсом общего развития экономики страны, основанного на импорте иностранного капитала и технологий. Поэтому важно понять, какую роль играет ВТО в организации глобальной экономики, в выстраивании иерархии между странами, в перераспределении добавленной стоимости (технологической, интеллектуальной и природной ренты), в консервации отсталости одних и ускоренном развитии других.
Иллюзии равноправия
Формально Всемирная торговая организация - это институт, организующий правила игры на мировом рынке. Она стала "наследницей" Генерального соглашения о тарифах и торговле (ГАТТ), которое в 1994 году официально трансформировалось в ВТО по результатам многостороннего уругвайского раунда. Основной задачей ВТО декларируется выработка универсальных правил международной торговли, снижение ограничений на передвижение товаров и услуг, выравнивание условий конкуренции.
Но содержание ВТО существенно отличается от заявленных целей. С одной стороны, эта организация служит для формирования таких институтов (правил игры) глобальной экономики, которые максимально отвечают торговым интересам развитых стран в реализации их конкурентных преимуществ (прежде всего монополии на воспроизводство высокотехнологичных товаров). С другой стороны, ВТО является инструментом в руках лидеров мировой экономики для "взлома" национальных рынков стран периферии и установления контроля над ресурсами.
О чем идет речь? Операторы мировой экономики (транснациональные корпорации и финансовые структуры), используя механизмы ВТО и опираясь на мощь "своих" государств, захватывают ниши на рынках товаров высокой степени переработки. Слабые игроки, утрачивая эти рынки, одновременно теряют и соответствующие отрасли перерабатывающей промышленности. Происходит закрепление сложившегося в мире разделения труда, при котором одни страны держат "контрольный пакет" высокотехнологичных и иных перерабатывающих производств, а на долю других остается только роль сырьевого обеспечения. Захватывая рынки готовых изделий, операторы мировой экономики ставят под контроль и важнейшие источники сырья. Закрепление монопродуктовой структуры национальных экономик стран второго эшелона ведет к необходимости вкладывания всех имеющихся ресурсов в поддержание сырьевого экспорта. Если учесть, что контроль над товаропотоками дополняется финансовым контролем, управлением внешним долгом, то налицо система прочной зависимости экономической "периферии" от "центра".
Таким образом, ВТО наряду с международными финансовыми институтами - один из ключевых элементов той системы миропорядка, которая закрепляет на одном полюсе высокотехнологичные производства, финансовые ресурсы и высокие стандарты потребления, на другом - архаичные экономические и социальные структуры, хронический недостаток капиталов и бедность.
Тезис о равноправии участников ВТО - миф.
Действительно, формально существуют общие для всех стран обязательства: - выполнять требования нормативной базы ВТО на всей территории страны-участницы; - обеспечивать прозрачность (транспарентность) торгового режима; - гарантировать равенство условий деятельности для всех экономических агентов ("предоставление национального режима и режима наибольшего благоприятствования"); - гарантировать право нерезидентов обжаловать спорные вопросы в независимых трибуналах. Однако на практике сложившийся в ВТО механизм принятия решений позволяет крупнейшим развитым странам - в первую очередь США и Европейскому союзу - полностью контролировать деятельность организации.
Де-факто общие обязательства не являются таковыми для ведущих стран. Так, например, требование привести внутреннее законодательство в соответствие с правилами ВТО не затрагивает США. В законодательстве США действует обратная норма. Раздел 102 (а) Акта по соглашениям уругвайского раунда определяет, что "любое из положений соглашений уругвайского раунда, если оно не соответствует любому закону США, не должно иметь силу". Поистине - "что позволено Юпитеру...". Прикрываясь антидемпинговыми процедурами, предусмотренными нормами ВТО, развитые страны фактически осуществляют протекционистскую защиту недостаточно конкурентоспособных отраслей своей экономики.
Меры антидемпингового механизма предполагают установление дополнительных пошлин на импортируемый товар, уравнивающих его цену с "нормальной стоимостью". Поэтому средний уровень таможенного тарифа на товары, которые развитые страны импортируют из развивающихся (с учетом антидемпинговых мер), может в несколько раз превышать ставки пошлин на товары, поступающие из других развитых стран. Таким образом, фритредерству, являющемуся официальной основой ВТО, противостоят экспансия и протекционизм сильных развитых государств.
Смысл "равноправного участия" заключается в том, что слабые участники ВТО обязуются обеспечить другим игрокам максимальный доступ на свой внутренний рынок и облегчать им там "работу". По большому счету членство в ВТО стран, не входящих в "большую четверку" (США, ЕС, Япония, Канада), - клубная карта без преимуществ. Это блокирует достижение благой цели ВТО ("обеспечение дальнейшей либерализации и расширения мировой торговли"), подрывает конкурентоспособность большинства стран второго эшелона, лишая их не только доходов, но и самой возможности развития.
Роль ВТО в современном мире нельзя оценить, не учитывая кардинальных изменений, происходящих в глобальной экономике в последнее десятилетие. На рубеже веков в мировой финансовой системе наметился переход к качественно новому этапу. Завершился период "большой приватизации", массированного броска капиталов на развивающиеся рынки, который продолжался в течение 90-х годов. Этому периоду были свойственны раздувание "финансового пузыря", полный отрыв движения капиталов от товаропотоков и инвестиций в реальный сектор глобальной экономики, выстраивание гигантской финансовой пирамиды, связанной с вовлечением все новых и новых капиталов в сферу спекулятивных финансовых операций. Признаками того, что этот период себя исчерпал, стали известные скандалы с инвестиционными компаниями и аудиторскими фирмами, резкая критика базовых принципов, на которых основан финансовый менеджмент (например, капитализации как критерия финансовой эффективности), и ряд других.
Новый этап связан прежде всего с реструктуризацией собственности, с выявлением ее реальной стоимости - тех доходов, которые она может приносить в процессе своего функционирования. А эта реальная стоимость определяется прежде всего позиционированием собственности (предприятий, финансовых учреждений) на рынках товаров и услуг - т.е. тем, какие товарные и финансовые потоки она может генерировать. Иными словами, в обеспечении эффективности капиталов на первый план выходят не финансовые, а товарные рынки, механизмы контроля и регулирования важнейших товаропотоков. А здесь глобальным регулятором в новом разделе товарных рынков как раз и выступает ВТО.
Повышение роли ВТО в функционировании мировой экономики парадоксальным образом совпало с нарастанием внутреннего кризиса в самой организации. Противоречия в ВТО привели к тому, что в последние несколько лет конфликт интересов стран-участниц достиг гигантских масштабов. Более 60 развивающихся стран заявили, что они не могут позволить себе расширять рамки либерализации торговых отношений, и выступили с предложением отсрочить введение ранее достигнутых договоренностей уругвайского раунда. Заслуживают внимания и голоса, раздающиеся с другой стороны.
Так, Эндрю Роуз, профессор экономики Университета Беркли, заявляет: "Не существует убедительных наглядных доказательств того, что ВТО на самом деле стимулирует торговлю, .. членство в ВТО не приводит к расширению торговых операций... Точнее говоря, регулирование внешней торговли в странах, присоединяющихся к ВТО или являющихся ее членами, и в остальных странах существенно не отличается". (Financial Times, 07.11.2002). Далее >>>
blog comments powered by Disqus