Rednews.ru

Подписка

Подписаться на RSS  Подписка RSS

Подпишитесь на рассылку:


Поиск

 

Наш баннер

Rednews.ru

!!!

27.09.2001 02:30 | Правда | Администратор

ЧТО СУЛИТ БЮДЖЕТ КРЕСТЬЯНАМ?

В Государственной думе начался "осенний марафон". Одним из самых важных документов, который предстоит рассмотреть законодателям, является проект федерального бюджета на 2002 год. Без преувеличения можно сказать, что бюджет страны определяет жизнь россиян. Депутатов-аграриев, естественно, больше всего беспокоит: что сулит бюджет крестьянам?

К сожалению, стало уже нездоровой традицией стремление правительства страны год от года урезать долю села в федеральном бюджете. С 1991 года она сократилась почти в 20 раз. Можно подумать, что народ в такой же степени стал меньше хотеть есть.

Депутаты от села ежегодно при рассмотрении проекта бюджета на очередной год, порой даже непарламентскими методами, пытаются отстаивать крестьянские интересы, но это мало помогает. "Антикрестьянское" большинство хоть и питается не от скудного стола, но нужд селян воспринимать не желает.

Как известно, в 1991 году доля села в общих расходах федерального (надо сказать: весомого) бюджета составляла 19 процентов. В прошлом году правительство предложило в бюджете для села лишь 1,3 процента. Ценой огромных усилий депутатам-аграриям при поддержке коммунистов удалось поднять долю села в расходной части бюджета до 1,7 процента.

В обшей сложности сумма получилась 24 млрд. рублей. Учитывая, что это совершенно недостаточно для полноценной государственной поддержки села, было принято решение направить большую часть средств хотя бы для частичного решения самых больных, проблем:

-- на приобретение техники для сельхозтоваропроизводителей на условиях лизинга;

-- на кредитование предприятий и организаций АПК с возмещением разницы в процентных ставках по кредитам;

-- на обеспечение минеральными удобрениями и другими средствами химизации.

Казалось бы, что правительство, министерство сельского хозяйства должны сделать все необходимое, чтобы эти мизерные средства на село были выделены своевременно и в полном объеме. Правительство даже приняло специальное постановление от 15 февраля 2001 года № 115 "О мерах по обеспечению проведения в 2001 году весенне-полевых сельскохозяйственных работ", в котором было предусмотрено обеспечить в январе-мае 2001 года финансирование сельскохозяйственного производства в размере 50 процентов годовых объемов. Но посмотрите, какая картина по финансированию сельского хозяйства на 1 сентября 2001 года.

Сельскохозяйственное производство в целом профинансировано лишь на 33 процента. На лизинг техники из 5,5 млрд. руб. выделено лишь 500 млн. -- менее 10%. Только 8 сентября 2001 г. распоряжением правительства направлено 5 млрд. руб. в уставный капитал ОАО "Росагролизинг", но ясно, что в этом году они уже крестьянам не помогут. На возмещение разницы в процентных ставках по кредитам, привлеченным предприятиями и организациями агропромышленного комплекса, в банках из 1,4 млрд. руб. выделено 372 миллиона - 27%.

Как можно оценивать подобную ситуацию?

По данным Минсельхоза России, из-за недостатка техники в прошлом году было потеряно не менее 10 млн. тонн зерна. В этом году хотели хоть чуть-чуть улучшить техническую оснащенность крестьян за счет лизинга, но все провалено. Кого-то не устроила сложившаяся схема поставок сельскохозяйственной техники на условиях лизинга через "Росагроснаб". Создали "Росагролизинг". Пока "Росагролизинг" доводит до блеска только свои апартаменты, а хлеб убирать снова нечем.

Много авансов было выдано по новой схеме кредитования предприятий и организаций АПК. Они были обоснованы первым положительным опытом в этом вопросе в 2000 году, а в 2001 году эта схема не работает. У крестьян нет денег и нет возможности взять кредиты для приобретешь горючего, запчастей, для других неотложных нужд. Чтобы как-то изыскать средства, они вынуждены за бесценок продавать зерно нового урожая перекупщикам и опять остаются нищими.

Сколько копий было сломано по вопросу государственного регулирования зернового рынка! Предусмотрено на эти цеди 2 млрд. рублей, но пока ни рубля не направлено на формирование федерального продовольственного интервенционного фонда.

С большим опозданием, лишь 3 августа 2001 года, постановлением правительства РФ утверждены правила осуществления государственных закупочных и товарных интервенций для регулирования рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия. В основных зерновых районах страны уборка уже заканчивается. Пользуясь финансовыми трудностями крестьян, перекупщики диктуют свои цены и вновь за гроши скупают зерно. А ведь интервенционная схема была задумана именно для того, чтобы не допускать подобной ситуации.

Здесь уместны претензии к министерству сельского хозяйства. Оно явно недоработало. Или кем-то осознанно создается ситуация, при которой не было бы никаких оснований говорить об увеличении бюджетного финансирования села. Аргумент простой: вы просите увеличения, а не использовали то, что вам давали в прошлом году. И возразить нечего. Хотя вывод напрашивается интересный. Правительство само вместе с Минсельхозом России провалило исполнение бюджета 2001 года, и оно же это использует в качестве аргумента для дальнейшего сокращения финансирования села.

Видимо опираясь на этот аргумент. правительством России определены параметры финансирования АПК в проекте федерального бюджета на 2002 год.

Если согласиться с проектом федерального бюджета, внесенным правительством России в Государственную думу, то российских крестьян ожидает такой расклад.

На нужды сельского хозяйства выделяется 22,3 млрд. рублей. Это на 7,2% меньше, чем в текущем году, при общем увеличении расходов бюджета на 56,8%. Какая здесь логика? По проекту бюджета сельское хозяйство оказалось единственной отраслью, государственная поддержка которой сокращается.

Доля села в расходной части бюджета снижается с 1,7 до 1,2 процента.

Но и это не все.

В соответствии с Бюджетным кодексом расходы организаций по содержанию федеральной собственности в проекте федерального бюджета на 2002 год предусмотрены из федерального бюджета (ранее финансировались из бюджетов субъектов Российской Федерации). На эти цели в раздел "Сельское хозяйство" дополнительно к базе 2001 года выделяется 4,6 млрд. руб., но они на поддержке села не сказываются.

Кроме этого, в проекте бюджета 4 млрд. руб. переведены из строки "Земельные ресурсы", в подраздел "Сельскохозяйственное производство" и направляются на финансирование ФЦП "Повышение плодородия почв". Это создает лишь видимость возрастания объемов финансирования сельскохозяйственного производства. Если это учесть, то на финансирование сельскохозяйственного производства остается лишь 6,3 млрд. руб. при 9,6 млрд. руб. на текущий год. То есть, из финансирования производства изымаются 3,3 млрд. руб. и направляется на содержание подведомственных структур.

Несмотря на тяжелейшую обстановку с техническим оснащением села, средства на приобретение сельскохозяйственной техники, оборудования и племенного скота на условиях лизинга предусматриваются в сумме 1,2 млрд. руб., что почти в 5 раз меньше 2001 года.

На 550 млн. рублей сокращаются субсидии на компенсацию части затрат на приобретение минеральных удобрений и средств химической защиты растений.

На такую же сумму уменьшены объемы финансирования мелиоративных работ.

Сокращается финансирование федеральных целевых программ развития АПК. Из трех программ: "Зерно", "Социальное развитие села" и "Повышение плодородия почв" принимается к финансированию лишь одна - "Повышение плодородия почв", причем с уменьшением на 1,5 млрд. руб. по сравнению с текущим годом.

Не предусматриваются средства на регулирование рынка зерна и так далее.

По всем позициям прослеживается дискриминационная политика по отношению к аграрному сектору. Видимо, никак не удается в правительстве отказаться от мысли о "черной дыре", когда речь заходит о поддержке села и оно продолжает финансироваться по остаточному принципу.

Самое необъяснимое, что такое отношение к важнейшему сектору экономики страны проявляется на фоне, в общем-то, очень легкого для исполнения бюджета 2002 года. Для себя правительство резервирует хороший запас прочности. Можно не напрягаться - бюджет будет в любом случае выполнен.

Как и в прошлые годы, правительство умышленно занижает объемы ВВП, налоговых поступлений, уровня инфляции. Проще пробить легкий бюджет, а потом вольготно распоряжаться дополнительными доходами. В 1999 году их было 200 млрд. рублей, в 2000 году - 300, в текущем году ожидается 350 млрд. рублей.

А селянам - кость с барского стола.

Можем ли мы согласиться с таким проектом бюджета на 2002 год? Конечно, нет.

Анализ обстановки в АПК показывает, что даже по минимальной потребности бюджетное финансирование села в 2002 году должно быть больше намеченного примерно на 40 млрд. рублей.

Именно эти параметры мы будем отстаивать при рассмотрении проекта бюджета на следующий год.

В.Н. ПЛОТНИКОВ,
председатель Комитета
Государственной думы
по аграрным вопросам.


blog comments powered by Disqus
blog comments powered by Disqus
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика TopList