Rednews.ru

Подписка

Подписаться на RSS  Подписка RSS

Подпишитесь на рассылку:


Поиск

 

Наш баннер

Rednews.ru

!!!

28.05.2002 17:57 | Правда | Администратор

ДИАЛОГ БЕЗ НАДЕЖД

Договор, состоящий из одной статьи

По всеобщему признанию российскими западных наблюдателей, главным достижением встречи президентов Путина и Буша в Москве 24 мая было подписание Договора о сокращении гратегических наступательных потенциалов. В мериканском варианте — «Договора о наступаельных стратегических сокращениях». Однако это, собственно говоря, даже и не договор в юридическом смысле этого слова. Хотя в этом грехстраничном документе значится всего пять статей, существенной в нем является только одна — статья первая. В этой статье говорится, что каждая из сторон сокращает и ограничивает стратегические ядерные боезаряды таким образом, чтобы к 31 декабря 2012 года суммарное количество боезарядов не превышало у каждой из сторон 1700—2200 единиц. Далее в статье говорится, что каждая сторона сама определяет состав и структуру своих стратегических наступательных вооружений, исходя из установленного суммарного предела для количества таких боезарядов.

В остальном договор состоит из преамбулы и положений, определяющих срок и порядок прекращения его действия. В договоре нет положений, касающихся проверки его выполнения, контроля зачета демонтируемых боеголовок, расписания процедур демонтажа и ликвидации боеголовок и т.п. Как справедливо отметил вице-президент Академии геополитических наук Л.Ивашов, подписанный Путиным и Бушем «договор» — это не договор в подлинном смысле слова, а скорее совместное заявление о намерениях. Предыдущие договора и соглашения о сокращении вооружений, по его словам, базировались на трех принципах: 1) юридическая обязательность; 2) необратимость сокращений; 3) контроль. Ничего этого в договоре, подписанном двумя президентами, нет. Вместе с тем, как подчеркнул Л.Ивашов, Соединенные Штаты уже вышли или выходят из таких основополагающих договоров в области стратегической стабильности, как СНВ-2, Договор о всеобщем запрещении ядерных испытаний, Конвенций о запрещении химического и бактериологического оружия, Договора по ПРО от 1972 года. Ими размывается Договор СНВ-1. Л.Ивашов далее указал на то, что в предлагаемых Бушем и Путиным сокращениях числа стратегических ядерных боеголовок нет ничего нового. Подобного рода цифры назывались еще Клинтоном и Ельциным в Хельсинки, они предлагались и в проекте Договора СНВ-3, разрабатывавшемся российскими и американскими экспертами в последние годы (НТВ, «Свобода слова»).

Между тем апологеты капитуляции России перед Америкой испытывают прямотаки телячий восторг по поводу филькиной грамоты, подписанной Путиным и Бушем 24 мая. Зам. председателя Комитета по обороне Государственной думы «яблочник» А. Арбатов умильно отмечает, что в ходе подготовки этого, с позволения сказать, «договора» впервые за 30 лет истории переговоров о разоружении Россия «ничего не отдает, а американцы в ответ ничего не просили, не требовали и не предлагали» («Независимая газета», 23.05.2002). Налицо явное передергивание понятий. Как раз Россия, а не Соединенные Штаты «просила, требовала и предлагала» заключить юридически обязывающее соглашение в форме договора, а Буш, как мы помним, предлагал обменяться устными заявлениями, скрепленными рукопожатием.

А директор Института США и Канады С.Рогов пытается изобразить договор как своего рода баланс взаимных уступок России и Соединенных Штатов.

Со стороны США: сам факт подписания договора, формальное закрепление в этом договоре равноправного статуса России и США в области стратегических наступательных вооружений, отказ США от запрещения разделяющихся головных частей индивидуального наведения (РГЧИН) на межконтинентальных баллистических ракетах (МБР), отсутствие ограничений на тактические ядерные вооружения, по которым у России появлеется превосходство. Но последняя уступка, как признает Рогов, сводится на нет, так как США обладают колоссальным превосходством в обычных вооруженных силах.

Со стороны России: мы слишком быстро согласились на порог в 1700 боеголовок, более приемлемым для нас является потолок в 1500 единиц, мы не добились понижения боеготовности ядерных сил, что сохраняет у США возможность нанесения массированного ответного удара, мы не добились уничтожения носителей снимаемых с вооружения боеголовок, и поэтому США сохраняют т.н. «возвратный потенциал», они могут использовать снимаемые с вооружения и хранящиеся на складах боезаряды в целях противоракетной обороны и т.д.

Как мы видим, баланс «уступок» — явно не в пользу России. К тому же «уступки» США носят в основном символический характер. Россия не сможет воспользоваться ими ввиду нехватки финансовых ресурсов. Американская газета «Бостон глоб» дает свою оценку баланса уступок. «В отношениях с Америкой Россия заинтересована в стабильности. Этим отчасти и объясняются ее серьезные уступки по проблемам

ядерного оружия. России очень нужен был договор, и ради этого она отказалась от большей части своих изначальных позиций. Кремль признал, что не в состоянии противостоять Соединенным Штатам».

Так уж все было бесконфликтно?

Открывая переговоры в Кремле в расширенном составе, Путин заявил: «Это первый визит действующего американского президента США в Российскую Федерацию, и мне очень приятно отметить, что он является качественно иным, чем все предыдущие визиты глав американского государства в нашу страну. Хотел бы подчеркнуть, что до этого времени практически все встречи на этом уровне были посвящены преодолению противоречий или преодолению пос-ледствий этих противоречий. Сегодня мы вправе говорить о создании абсолютно нового качества в наших взаимоотношениях». Если президент этим хотел сказать, что теперь у России и США нет противоречий, то он явно выдавал желаемое за действительное. Как показал ход переговоров в Кремле, такие противоречия есть, их немало, и некоторые из них носят довольно острый характер.

Взять, к примеру, торгово-экономические отношения России с ее ближайшим соседом Ираном. Как и в ходе всех предыдущих четырех встреч с Путиным, Буш оказывал на него сильное давление, пытаясь добиться от него свертывания экономического сотрудничества России с Ираном. Острота противоречий по этому вопросу подчеркивалась тем, что он обсуждался на узкой встрече двух президентов, на которой присутствовали только их помощники по вопросам безопасности — В.Рушайло и Кондолиза Райе. Американская сторона безосновательно обвиняет Россию в том, что она оказывает содействие Ирану в развитии ее ракетно-ядерного потенциала. Вашингтон вот уже несколько лет оказывает прессинг на российские предприятия и НИИ, сотрудничающие с Ираном, вносит их в дискриминационные списки, применяет по отношению к ним санкции и т.п. Американская печать постоянно муссирует эту тему. Особенно эта «психическая атака» на российско-иранские отношения усилилась во время визита Буша в Россию. Газеты в эти дни пестрели заголовками:

«Штормовое начало президентского визита из-за разногласий по Ирану» («Нью-Йорк тайме»), «Буш обязан поднять вопрос о дружбе Москвы с Тегераном» («Вашингтон тайме») и т.п. А Путин, вместо того чтобы дать твердый отпор этим домогательствам Вашингтона, стал публично оправдываться, ссылаться на то, что строящаяся при содействии России АЭС в Бушере находится под контролем Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ), что она ничем не отличается от АЭС, которую американцы подрядились построить в КНДР и т.п.

Буш все это прекрасно знает, но продолжает выкручивать руки России, стремясь поссорить нас с дружественной соседней страной. Когда в Кремле подписывались российско-американские документы, министр обороны США Дональд Рамсфелд заявил, что Иран находится на пути к созданию ракетно-ядерного оружия. Он сказал: «Иранцам помогают, и проекты развиваются успешно». Кто помогает, Рамсфелд не уточнил, но было ясно, кого он имеет в виду. Другой высокопоставленный представитель администрации США, находившийся в Москве накануне визита Буша, заявил, что Вашингтон не верит в непричастность Москвы к иранским ракетно-ядерным проектам. «Мы что-то предпримем», — загадочно добавил он. Если Вашингтон предпримет силовую акцию в отношении Ирана, это может серьезно испортить российско-американские отношения.

Разумеется, иранская проблема — не единственная в наших отношениях с Соединенными Штатами. Запретительные пошлины на импорт российской стали и другие дискриминационные ограничения на торговлю с Россией, навязывание нам зараженных сальмонеллой «ножек Буша», удушивших наше птицеводство, сохранение до сих пор в американском торговом законодательстве поправки Джексона — Вэника, попытки диктовать России условия американских капиталовложений — вот далеко не полный перечень мер, осложняющих отношения между нашими странами. Вашингтон, становясь в позу моралиста, не перестает напоминать нам о необходимости соблюдать т.н. «демократические свободы», о нарушениях прав человека в Чечне, о зажиме свободы печати в России, проявляя трогательную заботу о 6-м канале и о «команде Киселева», и т. п. Наставляя президента Буша, орган биржевиков — газета «Уолл-стрит джорнал» пишет: «Американский президент должен честно сказать о том, какой путь предстоит проделать России, чтобы стать действительно западной страной».

Призрак Джексона — Вэника преследует Россию

В комментариях американских и российских олигархических СМИ очень часто звучал тезис о том, что Путин заслуживает поощрения за те уступки, которые он сделал США, и за помощь Вашингтону в проведении т.н. антитеррористической операции. Такое поощрение, по мнению американских аналитиков, должно быть оказано в первую очередь путем открытия для России за-падных рынков и интеграции России в мировую экономику. «Российский президент помогает нам, в то время как мы вредим российской торговле, — пишет та же «Уолл-стрит джорнал». — В долгосрочной перспективе стабильность России может обеспечить только сильная экономика. От Америки и Запада ей больше всего нужен доступ на рынки и интегрирование в мировую экономику. А этого она как раз и не получает».

Прошедший саммит наглядно подтвердил справедливость этих слов печатного органа Уолл-стрита. Сколько раз администрация Буша обещала России, что пресловутая поправка Джексона — Вэника будет отклонена! Но как раз в канун визита Буша сенат отклонил предложение об отмене этой поправки. Сколько раз Вашингтон обещал признать статус России как страны с рыночной экономикой! Но воз и ныне там. Как поведал министр экономики Г.Греф, американцы во время визита обещали объявить о таком признании до 14 июня. Это обещание зафиксировано в одном из принятых совместных заявлений. Поживем — увидим!

Во время визита подписано пять совместных заявлений по ряду вопросов: о новых экономических отношениях, о новом энергетическом диалоге, о контактах между людьми, об антитеррористическом сотрудничестве, о ситуации на Ближнем Востоке. Лидеры России и США выразили также озабоченность обострением отношений между Индией и Пакистаном и призвали обе страны к сдержанности. Положение на полуострове Индостан и впрямь взрывоопасное и усугубляется тем, что обе страны обладают ядерным оружием. Путин сообщил, что намерен встретиться с лидерами этих двух стран в июне и посоветовать им урегулировать спорные вопросы путем переговоров. Напомним, что осенью 1966 года мирная инициатива СССР и посредничество А.Н. Косыгина привели к подписанию ташкентской декларации, которая стала основой урегулирования спорных вопросов между Индией и Пакистаном.

Наибольшие комментарии американской печати вызвало совместное заявление о новом энергетическом диалоге. «Советская Россия» писала о том, что американские нефтяные монополии в связи с обострением положения на Ближнем Востоке проявляют все больший интерес к российской нефти. Отсюда их заинтересованность в развитии НИ такого диалога. По мысли Вашингтона, такой диалог в конечном счете должен привести к замене зна чительной доли поставок нефти из

В региона Ближнего Востока российской нефтью. Эти планы логически вписываются в стратегические замыслы США выкачать запасы нефти из всех регионов, где она есть, и лишь потом приступить к эксплуатации своих запасов.

В Соединенных Штатах с восторгом встретили решение правительства Касьянова, принятое в угоду российским нефтяным баронам, отменить с третьего квартала этого года введенные ранее ограничения на экспорт российской нефти. Как заявил недавно министр торговли США Эванс, Вашингтон видит в России надежного и стабильного поставщика нефти и газа. А министр энергетики России Юсупов заверил своего американского коллегу, что поставки энергоресурсов из России в США были и останутся надежными.

Американские эксперты между тем отмечают, что американские нефтяные монополии не столько заинтересованы в выходе российских компаний на американский рынок, сколько в том, чтобы самим осваивать нефтяные месторождения России на основе соглашений о разделе продукции. Тот же Эванс в недавней беседе с Юсуповым подчеркнул, что едва ли можно ожидать крупных американских инвестиций в российскую экономику, пока не будут введены выгодные для американских компаний правила соглашений о разделе продукции. По сообщению корреспондента Би-би-си в Москве, российский министр якобы заверил американца, что необходимые рамки таких соглашений вскоре будут окончательно оформлены. Как мы видим, Юсупов старается побыстрее распродать энергоресурсы страны. Ему наплевать, что будущие поколения россиян будут замерзать.

Деловая часть визита Буша по времени заняла лишь четвертую часть. Остальное время было отдано туризму за государственный счет. В этом плане больше проку было от визита в Петербург президента Финляндии Тарьи Халонен, который продолжался всего несколько часов. Весь торговый оборот Финляндии с Россией превышает оборот с США и составляет 6 млрд. евро. Напутствуя Путина перед приездом Буша, его любимая газета «Известия» писала: «Пока что из российской элиты не раздавалось громких голосов протеста против сближения с Западом... Но если в обозримом будущем Владимиру Путину не удастся доказать с помощью новых союзников, включая Америку, что его стратегический курс не просто правилен, а приносит стране ощутимые дивиденды, которые может «пощупать» не только элита, но и обыватель, то критика его внешней, а затем и внутренней политики в конечном счете может оказаться много сильнее, чем при Горбачеве. А сам он может оказаться гораздо дальше Фороса». Вот каким тоном позволяет себе говорить с президентом газета олигархов Алекперова и Потанина!


blog comments powered by Disqus
blog comments powered by Disqus
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика TopList