10.01.2002 15:32 | Правда | Администратор
ГРЯНЕТ ЛИ В АЗИИ ЯДЕРНАЯ ВОЙНА?
5 января на очередной встрече на высшем уровне стран - участниц организации <Региональное сотрудничество Южной Азии> президент Пакистана Первез Мушарраф, произнеся речь, подошел к премьер-министру Индии Аталу Бихари Ваджпаи и пожал ему руку. Ваджпаи с довольно кислым выражением лица ответил на рукопожатие. Тем не менее кадры об этом рукопожатии обошли все телеэкраны мира. В столицах близлежащих стран раздался вздох облегчения. Это не удивительно, учитывая, что с 13 декабря мир жил в ожидании воен-ного столкновения этих двух соседних азиатских стран, обладающих ядерным оружием. Причиной военного конфликта между ними мог стать террористический акт, совершенный в этот день группой боевиков против парламента Индии. Террористы ворвались в здание парламента, убив при этом четырех полицейских и одного служащего парламента. Охраной парламента все нападавшие были уничтожены. В стране было объявлено чрезвычайное положение, и армия была приведена в боевую готовность. В Дели вначале была запущена версия, что нападение - дело рук террористов аль-Каиды. Но она просуществовала недолго, и было заявлено, что террористы принадлежат к одной из сепаратистских мусульманских группировок Кашмира, поддерживаемых Исламабадом.
Напомним, что конфликт между Индией и Пакистаном из-за Кашмира возник сразу же после раздела Британской Индии в 1947 году и появления на карте мира этих двух независимых азиатских государств. По плану раздела провинция Кашмир отошла к Индии. Но Исламабад сразу же стал добиваться присоединения Кашмира к своей территории. Пакистанские войска в октябре 1947 года вторглись на территорию Кашмира, и между ними в октябре 1947 года началась первая война. Индия 1 января 1948 года обратилась с жалобой в Совет Безопасности ООН, обвинив Пакистан в агрессии. При посредничестве СБ военные действия были прекращены в июле того же года, установлена линия прекращения огня, которую стали патрулировать войска ООН. Большая часть Кашмира осталась за Индией, а его северо-западные и западные районы оказались под контролем Пакистана. В июле 1952 гола между махараджей Кашмира и Индией было подписано соглашение, по которому Кашмир вошел в состав Индии на правах штата Джамму и Кашмир. Однако Исламабад не успокоился и с тех пор продолжает поддерживать кашмирских сепаратистов и террористов, периодически вторгающихся на территорию штата с той части Кашмира, которая контролируется Пакистаном.
14 декабря министр иностранных дел Индии Джасвант Сингх официально возложил вину за на-падение на индийский парламент на кашмирские сепаратистские организации <Лашкор и Таиба> и <Джаиси Мухаммед>. Он потребовал от Исламабада прекращения поддержки этих террористических группировок и ареста их лидеров. Министр также предупредил, что правительство Индии оставляет за собой право преследования террористов на территории Пакистана. Вашингтон, который опекает Пакистан, тут же посоветовал Дели проявлять
сдержанность и не предпринимать каких-либо действий до завершения расследования. Тем не менее Сингх 19 декабря заявил, что пока Дели намерена использовать дипломатические шаги, но позаботится об обеспечении своей безопасности.
21 декабря был отозван посол Индии в Исламабаде. Тем самым правительство Индии дало понять, что не удовлетворено объяснениями Исламабада по поводу теракта 13 декабря. Одновременно было приостановлено автомобильное и железнодорожное сообщение между двумя странами, и индийские войска стали стягиваться к пакистанской границе (общая протяженность границы между ними - 3000 км). Исламабад между тем обратился за содействием к Китаю, и Мушарраф отправился в Пекин. Там он публично обещал принять меры в отношении названных Индией сепаратистских группировок, если будет доказана их причастность к терактам 13 декабря. Пекин призвал Пакистан и Индию проявить сдержанность и решить спорные проблемы путем переговоров.
Надо сказать, что Исламабад всегда отрицал и отрицает свою причастность к вторжениям сепаратистов в Джамму и Кашмир. Он утверждает, что на территории штата имеет место <национальноосво-бодительное движение>. Однако даже упомянутое заявление пакистанского президента говорит о том, что т.н. освободительные движения контролируются Пакистаном. Одновременно Исламабад тоже начал концентрировать свои войска на границе с Индией, и 23 декабря раздались первые орудийные залпы, появились первые убитые и раненые с обеих сторон. Индия стала перебрасывать ракеты среднего радиуса действия поближе к пакистанской границе в ответ на аналогичные действия Пакистана. Население и военный потенциал двух стран несоизмеримы, соотношение между ними примерно 1 : 8 в пользу Индии. Пакистан поэтому решил пойти на некоторые уступки, чтобы снизить напряженность. 26 декабря в Исламабаде было объявлено об аресте некоторых членов <Лашкар и Таиба> и наложении ареста на банковские счета этой организации. Но в Дели эти меры были признаны недостаточными. 27 декабря индийское правительство объявило о дополнительных санкциях против Пакистана. Пакистан был лишен режима наибольшего благоприятствования в торговле, и воздушное пространство Индии было закрыто для пролета пакистанских самолетов.
Международное давление усиливается
Обострение отношений между двумя азиатскими державами, обладающими ядерным оружием, не могло не вызвать тревоги международного сообщества, в особенности соседних с Индией государств. Разумеется, стоило Вашингтону только пошевелить пальцем, Исламабад немедленно пошел бы на удовлетворение справедливых требований Индии о наказании террористов, виновных в теракте 13 декабря. Но Вашингтон не спешил погасить конфликт. Дело ограничилось несколькими телефонными разговорами между Бушем и Рамсфелдом и Дели с Исламабадом, причем больший нажим оказывался на жертву теракта - Индию. Буш <посоветовал> Дели учесть, что пакистанские власти арестовали нескольких членов террористических организаций, действовавших в Кашмире. Показательно, что и генсек ООН Кофи Аннан оказывал нажим больше на Индию, чем на Пакистан. Между тем в Индии все политические партии выразили поддержку мерам правительства, предпринятым против Пакистана, и посоветовали проводить более жесткий курс в отношении Исламабада. Правительство Индии потребовало не только ареста и выдачи индийским властям главарей <Лашкар и Таиба>, но и закрытия всех тренировочных лагерей террористов в Пакистане. Вместе с тем, чтобы ослабить напряженность, Дели и Исламабад обменялись списками ядерных объектов и заявили, что не будут нападать друг на друга с применением ядерного оружия.
2 декабря в столице Непала Катманду собралась очередная 11-я встреча глав государств и правительств стран, входящих в организацию <Региональное сотрудничество Южной Азии> (РСЮА). В нее входят Индия, Пакистан, Бангладеш, Непал, Шри-Ланка, Бутан и Мальдивы. В этой связи выражалась надежда, что в кулуарах саммита южно-азиатских стран встретятся президент Пакистана Первез Мушарраф и премьер-министр Индии Атал Бихари Ваджпаи и попытаются мирным путем решить возникший конфликт. К сожалению, эти надежды не оправдались. Дело ограничилось тем, что они демонстративно пожали друг другу руки и провели в кулуарах саммита 30-минутную встречу, не давшую каких-либо конкретных результатов. По пути в Катманду Мушарраф еще раз посетил Пекин и, судя по всему, заручился поддержкой своей позиции со стороны Пекина. Правда, китайское руководство, по крайней мере внешне, заняло нейтральную позицию и вновь посоветовало обеим сторонам проявлять сдержанность.
Попытка примирить враждующие стороны была предпринята и премьер-министром Англии Тони Блэром, который в конце декабря - начале января совершил поездку в регион. Напомним, что именно Англия несет историческую ответственность за более чем полувековой конфликт между Индией и Пакистаном. Именно в Лондоне был составлен план раздела Британской Индии на два государства - Индию и Пакистан, т.н. план Маунтбеттена (лорд Маунтбеттен - двоюродный брат английской королевы Елизаветы II, последний вице-король Индии. - B.C.). А бывшее автономное княжество Кашмир было оставлено в качестве яблока раздора между ними. В этом случае как нельзя рельефно проявился основной принцип британской колониальной политики - <разделяй и властвуй>. Именно применяя это правило и натравливая один народ субконтинента на другой, Лондону удавалось сохранять в течение трех веков Индию как <жемчужину английской короны>. Надо сказать, что перед началом своей <миротворческой> миссии Блэр беседовал по телефону с Бушем и тот посоветовал ему учесть, что Мушарраф уже сделал несколько шагов навстречу Индии. Блэр встречался с Ваджпаи и Мушаррафом, но его миссия не дала каких-либо осязаемых результатов в силу того, что симпатии Лондона были явно на стороне Исламабада.
Конфликт между Индией и Пакистаном стал предметом обсуждения и на встрече министров иностранных дел т.н. шанхайской шестерки - Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в Пекине 6 декабря. В это объединение входят Россия, Китай, Узбекистан, Таджикистан, Киргизия и Казахстан. Этот вопрос обсуждался также на встрече министра иностранных дел России И.Иванова с председателем КНР Цзянь Цзэминем и министром иностранных дел Китая Тан Сяцюанем. В совместном заявлении два министра призвали Индию и Пакистан к сдержанности в целях недопущения обострения обстановки на границе. Они посоветовали им продолжить дипломатические усилия в целях разрешения кризиса. Некоторые наблюдатели полагают, что реакция России на конфликт между Индией и Пакистаном была несколько запоздалой
Может ли Аргентина быть примером для России?
Как и предполагалось, обе палаты аргентинского конгресса (парламен-та) - палата депутатов и сенат - после недолгих, но бурных дебатов одобрили 6 января план экономиче-ских реформ, предложенный прези-дентом Эдуарде Дуальде и необхо-димый, по его словам, для выхода Аргентины из нынешнего острого кризиса. В обеих палатах Перонист-ская партия, одним из лидеров кото-рой является Дуальде, имеет боль-шинство, что и обеспечило прохож-дение необходимых законопроектов. Судя по сообщениям агентств, при-нятый план содержит ряд элементов.
Во-первых, президенту предоставляются чрезвычайные полномочия до истечения его срока правления, то есть до 31 декабря 2003 года. Дуальде предупредил конгресс, что для. выхода из кризиса потребуются жесткие и даже радикальные меры. Он пытался убедить конгресс, что сумеет справиться с кризисом, если ему будут предоставлены необходимые полномочия. И он получил большие полномочия, чем все его предшественники.
Во-вторых, решено отвязать аргентинскую валю-ту - песо - от доллара и девальвировать ее на 30 процентов. В течение 10 лет она была привязана к доллару и обменивалась по курсу один песо к одному доллару. Теперь она будет обмениваться по курсу 1,4 песо к одному доллару. Этот курс устанавливается для внешнеторговых операций. Внутренний курс предполагается плавающим и будет складываться под влиянием спроса и предложения. Считают, что внутренний курс сложится на уровне 50 центов за песо. Эта мера призвана удешевить экспортные товары и сделать их конкурентными на мировых рынках. Но она чревата инфляцией, то есть неконтролируемым ростом цен на потребительские товары и услуги. Правительство надеется, что ему удастся удержать этот курс как минимум в течение полугода. Оно полагает, что за это время экономика стабилизируется и ему удастся решить проблему внешнего долга.
В-третьих, принимается ряд мер, чтобы сохранить сбережения населения в банках и сдержать инфляцию и защитить потребителей от связанных с девальвацией потрясений. В частности, имеется в виду фиксировать цены на топливо, лекарства и др. товары первой необходимости.
В-четвертых, будет произведена переоценка внешнего долга страны, который достигает 132 млрд. долларов. Уже начаты переговоры с МВФ на этот счет. Однако даже эти меры, как полагают, не спасут народ от больших трудностей и лишений. Недаром профсоюзы сразу же объявили всеобщую забастовку протеста против объявленных правительством мер. За ситуацией в Аргентине внимательно следят в Вашингтоне. Опасаются, что дальнейшее обострение там экономического кризиса может повести к дестабилизации обстановки во всей Латинской Америке.
Каким контрастом предстает экономическая программа Дуальде в сравнении с варварской антинародной шоковой терапией Ельцина - Гайдара! Какими беспомощными выглядят на аргентинском фоне меры правительства Кириенко в июле -августе 1998 года! А ведь в том и другом случае экономика России находилась в гораздо лучшем положении, чем экономика Аргентины сейчас. Достаточно сказать, что в расчете на душу населения внешний долг России в 1998 году был в четыре раза меньше, чем в Аргентине. Эта латиноамериканская страна намного беднее России природными ресурсами. Мы видим, как даже чисто буржуазное правительство под давлением масс вынуждено круто менять курс и отказываться от навязанных извне губительных <рыночных реформ> и архаичного монетаризма и переходить к государственному регулированию экономики. Хотелось бы надеяться, что горький опыт Аргентины послужит уроком для России.
blog comments powered by Disqus