Rednews.ru

Подписка

Подписаться на RSS  Подписка RSS

Подпишитесь на рассылку:


Поиск

 

Наш баннер

Rednews.ru

!!!

21.07.2001 01:09 | Правда | Администратор

КАК НАС ОБНУЛЯЮТ

...К двум пенсионным законам, представленным правительством, Оксана Генриховна предложила свою аналитическую записку - своеобразную рецензию на законопроекты, отметив их хорошо задрапированные изъяны. А потом, выступая с думской трибуны, еще и прокомментировала отдельные положения. Мы соединили выдержки из стенограммы с запиской и предлагаем вдуматься в аргументы честного высококвалифицированного специалиста.


-- Уважаемые депутаты, мы выслушали очень содержательный доклад и пространные ответы на вопросы. Но я хочу вам сказать, что пенсию, как нынешним пенсионерам, так и будущим, будут начислять не по словам и не по слайдам, не по иллюстративному материалу, а по закону. Поэтому мы принимаем в первом чтении концепцию именно написанного закона. Что мы видим в написанном законе?


Закон "О государственном пенсионном обеспечении"


1. Предлагаемые на 1 января 2002 года размеры социальной пенсии установлены на уровне существенно ниже прожиточного минимума (Раздел III). Порядок их индексации в дальнейшем (в соответствии с прогнозом инфляции, закладываемым в Федеральный бюджет на очередной финансовый год) может привести к еще большей потере их покупательской способности.

У инвалидов I группы пенсия составит 900х1,25=1125 руб./мес., II группы 450х1=450 руб./мес. и III группы 225х0,85=191,25 руб./мес. Очевидно, что этого явно недостаточно. Это никак не решает проблемы пенсионного обеспечения инвалидов, прежде всего пенсионеров II группы без права работы (пенсия в 450 рублей -- это не пенсия, тем более в 2002 году).

Необходимо согласовать минимальные пенсии с прожиточным минимумом соответствующей категории получателей и установить регулярную индексацию пенсий.

Проблема пенсионного обеспечения инвалидов в настоящее время является одной из острейших. Тем не менее авторы законопроекта не смогли предложить адекватное решение, а только слегка подретушировали действующий -- абсолютно неприемлемый -- механизм.

2. Правила назначения, размеры и порядок индексации пенсий федеральных государственных служащих существенно отличается от прочих пенсий. В частности, только государственным служащим дается право получения пенсии за выслугу лет при продолжении работы (за исключением государственной службы). По сути, предлагается узаконить нынешние, далеко не бесспорные привилегии.

3. Ликвидируется право одновременного получения двух пенсий, которое было предусмотрено статьей 5 закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" № 340-1. По этому закону, что является сложившейся практикой на сегодняшний день, предоставляется право одновременного получения двух пенсий: пенсии по старости и пенсии по инвалидности, либо пенсии по старости и пенсии по случаю потери кормильца -- отдельным категориям пенсионерам. Вплоть до настоящего времени участники Великой Отечественной войны, граждане, ставшие инвалидами вследствие военной травмы, имели право одновременного получения двух пенсий: пенсии по инвалидности и пенсии по старости. В статье 25 рассматриваемого проекта закона предполагается сохранение для получателей двух пенсий установленного прежнего размера (до 01.01.2002 года). При этом размер этот не предполагается индексировать и, таким образом, вторая пенсия в течение одного-двух лет полностью обнуляется. Кроме того, если участник Великой Отечественной войны оформит инвалидность после 01.01.2002 года, он уже не будет иметь право на получение двух пенсий. То же самое касается родителей погибших военнослужащих по призыву. Тот кто, сейчас получает две пенсии (по старости и по случаю потери кормильцам), будет их получать в неизменном размере, пока пенсия по старости вследствие индексации на размер инфляции не сравняется с суммой двух пенсий, начисленных на настоящий момент. Те родители погибших военнослужащих по призыву, которые пойдут оформлять пенсию после нового года, уже не будут иметь право получения двух пенсий.

Скажем, погибнет мальчик в Чечне после 1 января 2001 года. Родители придут за получением двух пенсий, пенсии по старости и пенсии по потере кормильца, но две пенсии они не получат.

Другой пример. Труженик тыла - работающий сейчас пенсионер. После 1 января 2002 года он пойдет оформлять себе пенсию как неработающий пенсионер, и он уже не получит надбавку для труженика тыла, потому что и надбавки, и повышения не предусмотрены настоящим законопроектом, за который предложено голосовать, и право на получение двух пенсий также не предусматривается.

Это, во-первых, означает резкое ухудшение положения указанных категорий, поскольку отнимается право на получение двух пенсий. Во-вторых, порождается неравенство в пенсионном обеспечении лиц, имеющих одинаковые права, в зависимости от времени оформления пенсии (либо инвалидности) (до 01.01. 2002 года или после). И первое, и второе, является грубым нарушением Конституции РФ.

- Следующий вопрос, который всех нас волнует, поскольку мы конституционным большинством пять раз голосовали за разрешение работающим пенсионерам получать пенсию в полном объеме. Что написано в законопроекте? Статья 22, пункт 3: "При поступлении пенсионера на работу... выплата страховой части пенсии по старости прекращается с первого числа месяца..." Поэтому работающие пенсионеры будут получать в лучшем случае ту пенсию, которую они получают сейчас, 600 -- 700 рублей, а кто выйдет на пенсию с 1 января 2002 года и будет ее оформлять, тот уже получит пенсию 450 рублей. Я обращаю внимание, что все последствия этого закона возникнут не через 20, не через 30 лет, они возникнут уже с 1 января 2002 года. И все люди, которых мы обидели, а это на самом деле миллионы, будут обращаться к нам, потому что мы приняли этот закон и мы это санкционируем.

4. В статьях 7 (п. 3), 8 (п. 5), 10 (п. 2) содержатся положения, существенно ущемляющие права работающих пенсионеров.

Работающие пенсионеры должны иметь равные права с неработающими пенсионерами.

5. В проекте закона нет ни одной статьи, где было бы указано на то, какой орган занимается назначением пенсий по государственному пенсионному обеспечению.

Закон "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"

1. Предлагаемые на 1 января 2002 года размеры пенсии по инвалидности и пенсии по потере кормильца установлены в рублях на уровне существенно ниже прожиточного минимума (глава 4). Порядок их индексации в дальнейшем (в соответствии с прогнозом инфляции, закладываемым в Федеральный бюджет на очередной финансовый год) может привести к еще большей потере их покупательской способности.

Необходимо согласовать минимальные пенсии с прожиточным минимумом соответствующей категории получателей и установить регулярную индексацию пенсий.

Теперь что касается нестраховых периодов. Нестраховые периоды не учитываются для ныне живущих пенсионеров при учете стажа, то есть сохраняются все действующие нормы. Они не учитываются для будущих пенсионеров, поскольку там уже идет учет по выплаченным взносам. И нестраховые периоды... Нет нигде механизма, как компенсируются и учитываются нестраховые периоды. Поэтому их нет и для нынешних, и для будущих...

2. Законопроектом предполагается, что отчисления на страховую часть трудовых пенсий будут использованы на выплату текущих пенсий, а у застрахованного лица формируется "расчетный пенсионный капитал", не подкрепленный реальными деньгами (т.е. речь в этом случае фактически идет об условных накоплениях). Сумма данных виртуальных накоплений будет определяющей при расчете размера страховой части трудовой пенсии (Статья 14). Предлагаемый порядок назначения и финансирования страховой части трудовой пенсии несет в себе повышенные финансовые и демографические риски и идет в разрез с основными идеями пенсионной реформы, так как является, по сути, видоизменением нынешней распределительной пенсионной системы.

3. В законопроекте предполагается для ныне живущих и будущих пенсионеров не учитывать в стаже т.н. "нестраховые периоды" (время учебы в вузах, техникумах, отпуск по уходу за ребенком), а также периоды льготного исчисления стажа во время войны, работы на Крайнем Севере и т.п. Таким образом, предлагается еще раз зафиксировать вопиющую несправедливость пенсионного законодательства.

Кроме того, в законопроекте не предусмотрена оплата за счет федерального бюджета страховых взносов на страховую и накопительную часть трудовой пенсии в пользу лиц, занятых трудовой и иной общественно-полезной деятельностью при исполнении которой действующим налоговым законодательством внесение страховых взносов не предусмотрено даже по тем периодам, которые предполагается учитывать в стаже (например, служба по призыву).

4. Выплата страховой части пенсии по старости прекращается при поступлении пенсионера на работу или при возобновлении им иной деятельности (Статья 22, п. З.) Ведь работать или не работать при приобретении права на пенсию (стаж, возраст) -- это выбор самого пенсионера. Тем более, как отмечено в п. 4 этой же статьи 22, "при восстановлении выплаты трудовой пенсии право на пенсию не пересматривается", то есть размер страховой части трудовой пенсии не увеличивается.

Таким образом, проблема работающих пенсионеров не только не решается, а их положение усугубляется, поскольку размер их пенсии сокращается с 600 -- 700 рублей до 450 (для оформляющих пенсию работающих пенсионеров после 01.01.2002 года).

5. Для ныне живущих пенсионеров фиксируется учет заработка при исчислении пенсии не выше 120% от среднего по стране. Таким образом, на фоне деклараций об усилении зависимости размера пенсии от прошлого заработка для ныне живущих пенсионеров фиксируется уравнительный принцип без каких-либо надежд на изменение в будущем.

- Можно понять, что этот закон плох для ныне живущих пенсионеров. Может быть, кто-то предполагает, что он будет хорош для тех, кто выйдет на пенсию через 20, через 30 или через 40 лет? Нет, уважаемые коллеги, он будет также плох и для будущих пенсионеров, потому что все пенсионные взносы для страховой части учитываются в абсолютном размере. Нигде в тексте закона не предусмотрена индексация пенсионного капитала. Поэтому через 20 лет сумма накопленного капитала будет иметь такую же ценность, как вклад в сберкассе, который мы положили в начале 80-х годов.

6. Расчет накопительной пенсии не учитывает будущего инвестиционного дохода, что приводит к резкому занижению размера пенсии. Кроме того, нет механизма индексации накопительной пенсии после начала выплат.

Следовательно, в представленных проектах отсутствует концепция введения расчета накопительного элемента.

7. Размер страховой части пенсии считается по формуле ПК / Т, где

Т -- коэффициент дожития, равный 17 годам

ПК -- пенсионный капитал, равный сумме взносов на пенсионное страхование за количество лет, в течение которых уплачивались страховые взносы

ПК = n ЗПi * Кт ,где

i = 1

ЗП -- заработная плата застрахованного,


Кт -- тариф по пенсионному страхованию, равный 0,14;

n - число лет уплаты страховых взносов.

При этом пенсионные взносы учитываются в пенсионном капитале в абсолютном размере без индексации (никакой формулы индексации пенсионного капитала в законопроекте не предусмотрено). Поскольку речь идет о солидарной части пенсии (т.н. страховой части), то к моменту назначения пенсии пенсионный капитал полностью или частично обесцениться в зависимости от инфляции. Так,

-- при среднегодовом темпе инфляции 20% страховые взносы, вносимые будущим пенсионером на протяжении 25 лет, обесценятся на 80,08%, то есть из каждого уплаченного рубля сохранится меньше 20 копеек;

-- при среднегодовом темпе инфляции 10% взносы обесценятся на 62,87%, то есть из каждого уплаченного рубля сохранится 37 копеек;

-- при среднегодовом темпе инфляции 5% взносы обесценятся на 42,19%, то есть из каждого уплаченного рубля сохранится 58 копеек;

-- при среднегодовом темпе инфляции 3% взносы обесценятся на 28,93%, то есть из каждого уплаченного рубля сохранится 71 копейка.

Таблица 1.

Ценность взносов, сделанных в течение 25 лет равными долями, к концу периода

Год внесения взноса при инфляции 20% годовых при инфляции 10% годовых при инфляции 5% годовых при инфляции 3% годовых

25-й 1 1 1 1

24-й 0,8 0,9 0,95 0,97

23-й 0,64 0,81 0,9025 0,9409

22-й 0,512 0,729 0,857375 0,912673

21-й 0,4096 0,6561 0,81450625 0,88529281

20-й 0,32768 0,59049 0,773780938 0,858734026

19-й 0,262144 0,531441 0,735091891 0,832972005

18-й 0,2097152 0,4782969 0,698337296 0,807982845

17-й 0,16777216 0,43046721 0,663420431 0,783743359

16-й 0,134217728 0,387420489 0,63024941 0,760231059

15-й 0,107374182 0,34867844 0,598736939 0,737424127

14-й 0,085899346 0,313810596 0,568800092 0,715301403

13-й 0,068719477 0,282429536 0,540360088 0,6938422361

12-й 0,054975581 0,254186583 0,513342083 0,67302709

11-й 0,043980465 0,228767925 0,487674979 0,652836277

10-й 0,035184372 0,205891132 0,46329123 0,633251189

9-й 0,028147498 0,185302019 0,440126669 0,614253653

8-й 0,022517998 0,166771817 0,418120335 0,595826044

7-й 0,018014399 0,150094635 0,397214318 0,577951263

6-й 0,014411519 0,135085172 0,377353603 0,560612725

5-й 0,011529215 0,121576655 0,358485922 0.543794343

4-й 0,009223372 0,109418989 0,340561626 0,527480513

3-й 0,007378698 0,09847709 0,323533545 0,511656097

2-й 0,005902958 0,088629381 0,307356868 0,496306414

1-й 0,004722366 0,079766443 0,291989024 0,481417222

Сумма 4,981110534 9,282102012 14,45220854 17,76750982

Результатом такого расчета будет искусственное и сознательное снижение страховой части пенсии.

Не ясно также, каким образом правительство предполагает определять ожидаемый период выплаты для пенсионеров всей страны. Время дожития является вероятностной характеристикой каждого конкретного человека. Когда подобные расчеты производят негосударственные пенсионные фонды (которые по существу занимаются продажей пенсионных услуг, или полисов), то учитываются все характеристики индивидуально для каждого клиента, прежде всего, его здоровье. Поэтому можно предположить, что правительство будет решать этот вопрос волюнтаристски, исходя из экономической и политической конъюнктуры.

Следовательно, отсутствует концепция иной формулы расчета солидарной (т.н. страховой части) пенсии для будущих пенсионеров, поскольку

9. Формула расчета верхней границы суммы базовой и страховой частей пенсии по старости (Статья 14. п. 8.), представленная в законопроекте при существующем среднем размере заработной платы дает следующие результаты:

Верхняя граница страховой части пенсии определяется на уровне (при тарифе, равном 14%):

-- для мужчин (110520:540х0,14)х0,5=14,3 руб./мес.

-- для женщин (110520:480х0,14)х0,5=16,1 руб./мес.

Расчет показывает, что верхняя граница у женщин выше, чем у мужчин и при этом обе границы существенно ниже нижней (600 руб. в месяц).

Кроме того, в тексте законопроекта нет указаний на то, в каких единицах в данной формуле исчисляется тариф страховых взносов. Если в процентах, то в итоге у нас получатся не рубли, а единица непонятного измерения.

10. В тексте законопроекта (Статья 17, п. 4, п. 6, п. 8.) сказано, что размер базовой части трудовой пенсии "индексируется в пределах средств, выделенных в федеральном бюджете на соответствующий год на указанные цели". Из формулировки в законопроекте следует, что объемы средств на выплату базовой части трудовых пенсий определяются правительством, а не фактическим объемом пенсионных платежей. Непонятно, почему средства выделяются в бюджете. Разве они не являются частью целевых пенсионных платежей? Получается, что правительство, предлагая такую формулировку, создает для себя возможности для манипуляций.

Индексация страховой и пересчет накопительной частей трудовой пенсии только один раз в год недопустима, так как инфляция в среднем составляет 18 -- 20% в год. Поэтому пенсионеры, для многих из которых счет жизни идет не на годы, а на месяцы, будут недополучать значительную часть положенной им пенсии, а в Пенсионном фонде появятся большие дополнительные резервы.

-- И еще. Мы в 1998 году приняли 113-й закон с массой несправедливостей. Мы бьемся уже практически три года за то, чтобы его исправить. Что-то мы исправили в этом 113-м законе? Нет. А здесь несправедливостей в сто раз больше, и не исправим мы их ни во втором, ни в третьем чтении, если сейчас проголосуем за концепцию, поскольку ответственность будет на нас. И не нужно будет говорить, что нас обманули, что мы думали что-то исправить... Мы сейчас вам говорим: не сможете всё исправить.

Заместитель председателя

Комитета по бюджету и налогам О.Г. Дмитриева


blog comments powered by Disqus
blog comments powered by Disqus
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика TopList