Rednews.ru

Подписка

Подписаться на RSS  Подписка RSS

Подпишитесь на рассылку:


Поиск

 

Наш баннер

Rednews.ru

!!!

30.10.2003 18:10 | Правда | Администратор

КОТЫ ВОКРУГ ГОРЯЧЕЙ КАШИ...

Случилось это чуть больше полутора лет назад, 3 апреля 2002 года. Из недр Государственной думы вышел очередной продукт законотворчества — Федеральный закон «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Ну вышел и вышел. Закон как закон. По своей убойной силе он казался актом средней степени тяжести — новорусский парламент наносил нам удары и похлеще.

И кто б мог тогда подумать!..

Правда, уже в зачаточном своем состоянии этот закон содержал семена противоречий, и по его проекту были, помнится, прения. Депутаты-коммунисты и аграрии настойчиво доказывали, что он направлен на принудительное изъятие денег у граждан и организаций в пользу частных страховых компаний. Что он не обеспечивает застрахованному лицу возмещение вреда в полном размере. Ограничивает права автовладельцев на свободу заключения договора, а это противоречит действующему законодательству.

Но никакие доводы не смогли пронять основную массу думских сидельцев, голосующих по указке или с ведома и согласия Кремля. Большинством в 231 голос против 130 при 89 отсутствующих нижняя палата парламента приняла Закон об обязательном страховании автогражданской ответственности (ОСАГО). В положенные сроки его утвердил Совет Федерации, подписал президент РФ.

Минуло полтора года. И поразительная вещь, ни один правовой новодел Госдумы не вызывает столько протестов, как злополучный Закон об «автогражданке»!

Чем это объяснить?

Мне представляется так. Материальные и моральные потери, к примеру, от антинародных Земельного и Трудового кодексов, пенсионной и жилищной реформ граждане испытывают или будут испытывать на себе в связи с определенными периодами и ситуациями в их жизни. А вот «наезд» по линии ОСАГО — акт постоянного гнетущего действия. Ибо за руль автомобиля миллионы наших соотечественников садятся каждый день.

В стране 30 000 000 единиц легкового автотранспорта. В частности, у нас, в Краснодарском крае, их около 980 тысяч при населении 5 млн. человек. Если не строго фактически, то условно-статистически автомобилизация затронула едва ли не каждую российскую семью. И уж наверняка на 100% охватила она столь любезный правящему режиму «средний класс» — торговцев, бизнесменов, чиновников.

И вот вся эта армия автовладельцев оказалась самым бесцеремонным образом опущена: ОСАГО предполагает не просто обязательное, но вызывающе принудительное страхование собственной машины! Хочешь не хочешь, а отдай в руки частного страховщика если не две (это в лучшем случае), то три — пять и более тысяч рублей при очень туманных перспективах возмещения ущерба. А если не заключишь договор, то, как следует из закона, с 1 января 2004 года жди санкций ГИБДД...

И автомобилисты, не сговариваясь, ответили повальным бойкотом ОСАГО. С начала действия закона его требования исполнили лишь около 5 млн. владельцев авто, да и те, надо думать, в основном при оформлении купли машины — деваться было некуда. Остальные, свыше 80 процентов ожидаемых страхователей, «автогражданку» игнорировали. С приближением карательного 2004 года в их рядах усиливалось брожение.

Запахло жареным... Это всей кожей учуяло прорежимное большинство Думы. Если раньше лишь коммунисты и аграрии, то теперь и «единороссы» заговорили вдруг о неприемлемости ОСАГО. Только в отличие от фракции КПРФ и Агропромышленной депутатской группы, с порога отринувших сей лютый закон, депутатская сборная «Единой России» свела свой пафос лишь к его гуманизации: к частичным послаблениям в пользу инвалидов, ветеранов, малоимущих и т.д.

Засуетились и другие ранее поддержавшие «автогражданку» фракции, группы. За сентябрь — октябрь на обсуждение парламента в спешном порядке было представлено... 14 проектов и предложений по ОСАГО нового типа.

Понятно, что дело тут не в запоздалом раскаянии думского большинства. Приближающиеся выборы и боязнь провального скандала — вот факторы весьма нервозной активности всех этих господ, многие из которых желают и на новый срок заполучить депутатские места в Охотном Ряду. Мне лично вся эта возня почему-то напомнила народное присловье: «...как коты вокруг горячей каши».

Ну что же. Думские коты и впрямь поступили по-кошачьи. Мягким рейтинговым голосованием отодвинули «горячую кашу», то бишь введение ОСАГО, на июль следующего года. Дескать, пусть это варево расхлебывает уже новый состав ГД.

Но еще предстоят второе и третье чтения, после чего думская поправка — подвижка по ОСАГО — должна быть утверждена Советом Федерации, а затем подписана президентом. И в связи с этим появились неоднозначные комментарии и прогнозы.

Есть точка зрения, что маневр думских хамелеонов не пройдет. Как явно неконституционный. Так полагает Евгений Кургин, президент Российского союза автостраховщиков, уже, кстати, раскатавших губу на 50 миллиардов (!) рублей навара... К этой позиции близок председатель верхней палаты парламента Сергей Миронов — он «...не исключает, что Совет Федерации отклонит закон». А вот вице-президент Движения автомобилистов России адвокат Леонид Ольшанский, наоборот, уверен: шансы на прохождение ОСАГО в следующих чтениях и в Совете Федерации «очень большие» («Российская газета», «Комсомольская правда», «Советская Россия» за 16 октября. — О.Д.).

Всего вероятнее, сбудется последний прогноз. Оптимистический. Сейчас Кремлю ну никак нельзя допускать провала с «автогражданкой». Очевидно, взволнованным акулам страхового бизнеса разъяснят политическую конъюнктуру и дадут понять, чтобы потерпели до лучших времен. Ну а если те не уймутся и надумают вчинить какой-то иск, «третья» власть, а она у нас судебная, рассудит все, как надо для «первой», законодательной, власти. Не впервой ведь!

Никуда не денется и Совет Федерации во главе с г-ном Мироновым. Ибо если верхняя палата не утвердит думскую подвижку по ОСАГО, то она крупно подставит подписанта ненавистного закона, которым является сам президент и которому тогда придется в разгар своей предвыборной борьбы отвечать на вопросы автомобилистов, преследуемых ведомством Грызлова, лидера «Единой России»... Нарочно не придумаешь! Ясно, что это совсем не улыбается Путину, и в администрации президента сделают все, чтобы сенаторы голосовали «правильно». Тоже ведь не впервой...

Но — парадокс! «Гарант» даже при наилучшем раскладе — уже в интересном положении. Ведь от прошлогодней личной подписи под злосчастным законом не откреститься.

Да, похоже, что строптивая «автогражданка» доставила и еще причинит головные боли многим и многим. Вероятно, уже разгораются или грядут разборки: в Кремле — у главы государства с кукловодами партии власти, не просчитавшими последствий того рокового голосования 3 апреля 2002 года; в Госдуме или Белом доме — между депутатами и высшими чиновниками правительства Касьянова, почему-то поднявшего в несколько раз обусловленные ранее страховые тарифы; наконец, в неведомых местах — между лоббистами закона и разъяренными опущенными автостраховщиками...

В общем, наши политические оппоненты «прокололись» капитально.

Если перевести ситуацию в плоскость шахматной партии, то ее можно выразить следующим образом: «белые», имея перевес в фигурах, допустили грубейший промах, что дало «черным» позиционное преимущество и возможность для успешной контратаки.

Да-да, для успешной контратаки! И упустить такую возможность было бы непростительно. Представляется, что, добиваясь отмены или кардинального пересмотра закона о страховании автогражданской ответственности, не стоит сводить дело лишь к формулировке проекта решения или к отдельным параграфам и пунктам. В парламентских дебатах, в средствах массовой информации, на встречах с избирателями следует непременно подчеркивать: в этом скандально знаменитом законе, словно в капле воды, отразилась вся законодательная практика буржуазной в своем большинстве Государственной думы 1999—2003 гг., ее антинародная сущность, беспринципность, продажность. И в этой же связи — по достоинству отмечать безупречную позицию коммунистического меньшинства нижней палаты.

И люди точнее определятся, какой должна быть новая Дума.

О.ДЖИГИЛЬ.

Краснодар.


blog comments powered by Disqus
blog comments powered by Disqus
Rambler's Top100 Яндекс.Метрика TopList