30.10.2003 17:56 | Правда | Администратор
ОКТЯБРЬ: ОЧАРОВАНИЕ И СКУДОСТЬ
Эти бедные селенья, Федор ТЮТЧЕВ. Начало октября — «печальная пора, очей очарованье», как писал поэт — стала черной вехой истории, русского сознания, тень которой омрачает даже для любителей поэзии Есенинский праздник 3 октября. Да о нем ни на одном телеканале, по-моему, и не вспомнили, зато десятилетие трагических событий 3—4 октября кощунственно замусолили устами записных прислужников ельцинизма, которыми по-прежнему переполнены СМИ. О безобразных и беспомощных программах Сванидзе (охотно показывал себя, еще лохматого, но так же врущего, и закончил: «Мне к этому добавить нечего» — да ведь 10 лет прошло, мыслитель! — столько нового материала и понимания появилось...) или о неожиданно честной программе Кириченко по НТВ на этих страницах уже писалось. Мне остается только поразиться пустозвонству нашего телевидения и беспомощности государственных, якобы демократических институтов. Во всех «цивилизованных странах», как говорят либералы, решение парламентской или сенатской комиссии является высшей и окончательной оценкой. У нас Госдума второго созыва, как известно, провела парламентское расследование при поддержке всех фракций, кроме черномырдинской «Наш дом — Россия». Вывод комиссии по расследованию был однозначен: «Произошел антиконституционный государственный переворот, опиравшийся на военную силу». По признанию ельцинского пресс-секретаря Вячеслава Костикова, президентская сторона вела прямую информационную войну с запугиванием населения. Что еще можно высосать? Какую новую оценку дал тот же Познер, который, обсуждая черные события во «Временах», с одесской интонацией перебил выступающего: «Кто их видел, снайперов на крыше американского посольства?». Это больно и смешно слушать. А кто видел, как фашисты осенью 41-го вешали Зою? — местные жители, а еще сами палачи, которые сделали фотоснимки. Для истории — достаточно, а для сегодняшней журналистики и, например, того же «Московского комсомольца» — нет. Журналистка «МК» берет интервью у митрополита Ювеналия, окормляющего Московскую епархию (кстати, никак к нему не обращаясь — верх необразованности и невоспитанности!) и начинает его таким пассажем: «1993 год. В Москве хаос. Отстаивают демократию (кто и какую? — А.Б.). На экране — перекошенные криком рты, идут танки, Ельцин на баррикадах...». Опомнитесь, женщина! Ельцин в эти дни боялся выйти к восставшему народу на баррикады, пил и скрытно собирал вокруг себя перетрусивших палачей. Эдак нагло переписывают даже новейшую историю. Но и пастырь, лицо которого, как уверяет журналистка, было отличным от всех — «смиренное и спокойное» (почему спокойное? — ведь ельцинисты попрали закон и Церковь подставили, унизили — вели переговоры, а тайно решили: кровь должна быть пролита!), бросает странный взгляд на историю Отечества. Грех православному человеку спорить с иерархом Церкви, но, убежден — до тех пор, пока он не вступает на нашу общую научную и культурную территорию, не касается общегражданских вопросов. Митрополит Ювеналий утверждает в интервью: «В истории мы самым ужасным обычно называем первый век христианства, когда язычники убивали христиан и кровь рекой лилась. Теперь мы видим, что в нашей стране только за ХХ век, может быть, больше православных христиан, проливших кровь за Христа... Ушедший двадцатый век является для Русской православной церкви веком кровавого террора». Только террора? И почему-то лишь для церкви с маленькой буквы (так в газете) отдельно от державы? То есть для малограмотных, лишенных национального самосознания читателей выводится готовая формула: ХХ век, который, конечно же, определили два события — Октябрьская революция и наша Победа во Второй мировой войне, для России — не великая, а ужасная эпоха, которая страшнее века варварства. Удобная для оголтелого антикоммунизма точка зрения, но, прости, Господи, совершенно антиисторическая, антигуманная и спекулятивная позиция. Хочу напомнить митрополиту, что с точки зрения отечественной истории, например, самой кровавой и трагической страницей бытия России, ее первой и продолжительной братоубийственной войной стал раскол, безжалостно затеянный священнослужителями, посягнувшими на мирскую власть, и патриархом Никоном в частности. Не буду касаться сложнейших теологических и даже политических аспектов, конкретных петровских реформ, зажавших Церковь почище Советской власти, напомню лишь, что РПЦ в 2000 году канонизировала 1054 новомученика российских, а в одном лишь затерянном и малонаселенном Пошехонском уезде в период с 1676 по 1683 год сожгло себя за свое понимание Веры и в борьбе со священниками, «предавшимися латинству», — до 1.920 человек. Подобные грандиозные цифры потерь и противостояния в редко населенной стране мы на каких варваров и комиссаров в пыльных шлемах спишем? Прямыми и косвенными жертвами того безумного, губительного для России раскола переполнены и дальнейшие века. Об этом — талантливая и глубокая эпопея Владимира Личутина «Раскол», но ее прочитали избранные читатели, а «МК», в котором вообще негоже выступать духовному пастырю, заполонил собой все киоски. Глядя на читающего ее в метро замызганного, задавленного жизнью москвича, я написал стихотворение, которое кончается скорбным вздохом: Не ведаю, как слово отзовется,
Впрочем, ни к чему углубляться в I или в ХУII век, чтобы осознать глубины трагедии, обрушившихся на православных в «краю родном долготерпенья», как писал Тютчев, в годы мнимого возрождения православия. Даже официальная программа «Вести» в передаче 1 октября не могла скрыть самой страшной и антихристианской цифры-распятия: за последние 13 лет в России детей стало меньше аж на 10 миллионов. Почему? Как это могло стрястись? Каких варваров и антихристов проклинать грядущим поколениям? Что надо предпринимать власти, чьи представители целуются с иерархами? Несколько лет назад Святейший Патриарх с болью сказал: «Страна вымирает от бедности и нищеты. Священнослужители не имеют права молчать в этой ситуации, ибо молчанием предается Бог«. Почему же не слышно набатного голоса пастырей — ведь страна продолжает вымирать? Прошла Всероссийская диспансеризация 30,4 миллиона детей. ТОЛЬКО ТРЕТЬ ИЗ НИХ ПРИЗНАНА ЗДОРОВЫМИ — всего 10 миллионов, но эти страшные цифры на ТВ и в интервью митрополита не обсуждаются! В стране, по официальным данным, за годы «реформ» выросло 10 миллионов совершеннолетних неграмотных граждан, а 2 миллиона маленьких детей — нигде не начинало учиться. Может, малость угомониться, повременить с реставрацией всех грандиозных монастырей и строительством новых роскошных храмов, а заняться богоугодным созиданием, обличением врагов и облегчением судьбы народа? Вот на какие жгучие вопросы паства ждет ответа от Церкви, от ее митрополитов, разъезжающих на иномарках, и от вас, конечно, Ваше Высокопреосвященство: ведь Московия — духовный центр России. Московия — этот духовный центр и великая историческая область — сперва (по вине прежнего губернатора Тяжлова и нынешнего — Громова) лишилась своего телеканала «Московия», а после праздника Покрова — последней передачи подмосковного канала — сожженного «Русского дома», который был оставлен Александру Крутову по какой-то договоренности после темной сделки — приобретении акций (захвате, прямо говоря) областного телевидения православным банкиром Пугачевым. Суд восстановил Крутова в должности генерального директора «Московии», но он добровольно отказался от нее, как генерал Громов — от дальнейшей борьбы за канал, отозвав иск администрации области к кремлевскому банкиру из суда, наверное, по «подсказке» Кремля. Они, враждовавшие на политическом поле, каждый по-своему, но одинаково, ради эгоистических соображений, уклонились от принципиальной схватки и тем самым предали заявленные идеалы, интересы большого коллектива, но главное — миллионов телезрителей. «Русский дом» после обусловленной сделки просуществовал еще два года в странной позе (якобы критиковал антинародную политику Кремля на канале кремлевского же банкира), утратил остроту, творчески поблек и сгинул в эфире, уступив месту пародийному «Русскому взгляду». Мне тревожно и растерянно звонили вечером домой многие коллеги, не понявшие, в чем дело, но помнившие, что я несколько лет работал в «Русском доме». Потому и взялся я публично ответить, обрисовать ситуацию, как я ее понимаю: Александр Крутов, имевший поле духовного сопротивления и просвещения, оставил его и ринулся вместе с генералом Леоновым в политику — он будет баллотироваться в депутаты Госдумы по спискам партии Рогозина и Глазьева (они остановились, по-моему, на претенциозном названии «Родина»), покинул на два месяца, как положено по закону, эфир. Руководство каналом обрадовалось, не разрешило заменить ведущего (например, тем же верным помощником и крепким журналистом Андреем Полушиным), быстро подыскало подзабытого ведущего — музыканта Ивана Демидова, сняла с него темные очки и запустила подслеповатый «Русский взгляд». Теперь отгадайте: вернется ли в эфир «Русский дом», а заодно, сможет ли Крутов до последнего вздоха защищать интересы обездоленных православных, если попадет в Госдуму? Но тем не менее, как ни относись к действиям и личным качествам Крутова, все-таки отрешившись от личных отношений, понимаешь, что случившаяся замена — очередное и, можно сказать, последнее русское поражение на телевидении. Несмотря на огромные церковные средства и влияние в верхах (тот же игумен Тихон, окормлявший «Русский дом», назывался в СМИ духовником и Путина, и Пугачева, не говоря уж о встречах Патриарха с президентом и благословениях), так и не было создано насущного Православного телевидения, многочасовой программы главной конфессии страны. Если Путин в азиатском турне заявил, что в России 20 миллионов мусульман, записав в верующие все потенциальное татарское и северокавказское население, то тогда надо признать, что 80 процентов страны — всех русских можно поголовно назвать православными. А где же учет их ожиданий в телеэфире? Патриотическая оппозиция долго вела разговоры о Народном телевидении, даже начинала сбор средств, но эти с самого начала нереальные прожекты так и повисли в словесном тумане. Так что огромная часть населения, настроенная социалистически, голосующая за КПРФ, не принимающая антинациональных «реформ», тоже лишена права голоса и обсуждения, разработки путей развития России. Невиданный духовный, идеологический террор! Несмотря на державные заявления президента, информационное пространство, искаженное, загрязненное, просто дурацкое (например, зачем 2 спортивных канала, по которым, ясно, нечего показывать, если бездарные футбольные матчи повторяют по три раза?) целиком находится в руках либералов-западников, космополитов и русофобов. Новая программа «Русский взгляд» только подтвердила это. Конечно, по сравнению с прежним ведущим Демидов — воплощенная пустота, недалекость и управляемость. А чего стоит его соведущий — член партии «Единая Россия», скачущий, как блоха, по всем каналам, неопрятный и всезнающий Михаил Леонтьев с программным заявлением: «Выпил стакан — вот тебе и русский взгляд». Некоторые недалекие интеллигентные зрители уже сказали: «А чего переживать? Нормальная программа: Патриарха показали, церковь Покрова на Нерли засняли». Никогда не поймут эти управляемые слепцы записи Василия Розанова: «Посмотришь на русского человека острым глазком... Посмотрит он на тебя острым глазком... И все понятно. И не надо никаких слов. Вот чего нельзя с иностранцем». Нельзя того же с Познером, Шустером, Сванидзе, Швыдким и всей королевской ратью, как бы ни были они опытны, остроумны, изворотливы. Слушать порой любопытно, сюжеты и высказывания правдивые проскальзывают, а вот полного взаимопонимания, сопереживания и доверия никогда не будет. С их стороны — в первую очередь. То же касается и «Русского взгляда» — его можно сделать адекватным, если Демидов снова темные очки наденет и начнет хохотать на плоские шутки, как в жюри КВН, куда его тоже приглашать перестали, но вот нашлось местечко — на головешках от «Русского дома». Ну а если серьезно, совершенно прав профессор МГУ Сергей Расторгуев, который написал книгу «Философия информационной войны», где утверждает: «Современные информационные технологии и средства связи приблизят российскую «элиту» к общемировой и создадут непреодолимые барьеры между «элитой» и русским народом». Одно непонятно: почему в будущем времени? Барьеры созданы такие, что даже международное сообщество, несмотря на заверения о главном достижении реформ — свободе слова, поставило как раз по этому показателю Россию на пещерное 129-е место в мире. Русский народ лишен неотъемлемого права на получение и распространение информации, права голоса и обсуждения своего будущего. Так что же нам делать: договариваться с лицемерными правителями, якшаться с «православными олигархами», ползти в бесправную Думу, бороться, а, может, позорно смириться и, как размышляет тот же Розанов: «Или сказать с Тургеневым: — «Так кончается все русское»... На Первом канале прошел репортаж из Харбина — бывшей столицы русской эмиграции в Китае. Нам рассказали о последней русской старухе — Евфросинье Андреевне, но в титре написали Ефросинья. Остался ли на Первом последний русский грамотный редактор? Блеснул своим пониманием демократии и порядочности актер-либерал Басилашвили в программе «Женский взгляд». После горячих заверений супруги в том, какой это мягкий, добрый, интеллигентный человек, бывший депутат вдруг скривился и пренебрежительно понес по кочкам спикера Думы Селезнева: «Уже какой-то Селезнев начинает мне указывать, когда показывать американские фильмы. Да кто он такой?! — Козявка. Мы его сегодня выбрали, завтра не изберем». На этих страницах высказывалось немало справедливых упреков и резких замечаний в адрес Геннадия Николаевича, в том числе и принадлежащих моему перу, но публично оскорблять председателя Госдумы, как, впрочем, и любого другого человека — «козявка!» — оскорбительно для всех, это — верный признак разнузданной «демократии», понятой по-ельцински, по-собчаковски. Кстати, к избранию спикера актер Басилашвили никакого отношения не имеет — он уже, слава Богу, не является депутатом. Такие вот либералы как раз и попирали права человека, препятствовали принятию цивилизованных законов, в том числе касающихся телевидения. У актера на ТВ жена и дочка работают, он стоит горой за статус-кво и вседозволенность последнего, за то, чтобы фильм «Стриптиз» НТВ показывало, как это было недавно, в лучшее вечернее время, когда раньше шли «Спокойной ночи, малыши» и добрые семейные фильмы. Попробовали бы показать в такое время по национальному каналу сексуальный фильм в Польше или Англии! А у нас возмущение родителей, всех здравомыслящих людей, даже выраженное устами спикера, подвергается остракизму и выдается за попытку диктата. Интересное представление о свободе распоясавшихся СМИ, о свободе грязного слова... Но тут даже не о сути спора речь идет, а о недопустимом хамстве по отношению к человеку, занимающему выборную должность, каков он ни будь. Листал книгу Виктора Черномырдина «Вызов» и наткнулся на галерею всех премьер-министров России, назову лишь некоторых: Александр 11, Витте, Столыпин, Львов, Ленин, Сталин, Косыгин и вдруг... какой-то самодовольный юнец в очках: ба! — Кириенко. Будь я таким же либеральным, как Басилашвили, мог бы подобрать в этом ряду определение поуничижительней актерского, но к чему? Народ его уже обозвал, а в историю он все-таки вошел, пусть как гримаса ельцинского правления, когда и такое было возможно. Всемирный день поэзии отмечается по решению ЮНЕСКО в день весеннего равноденствия — 21 марта, но в некоторых календарях указано, что 15 октября тоже отмечено как осенний Всемирный день поэзии. Что ж, вполне подходящая пора, и второе напоминание о лирике, порой сознательно изгоняемой из нашей прагматичной и нравственно изуродованной жизни, не повредит. Что такое поэзия? Мне вы
Так писал замечательный лирик и переводчик национальной поэзии Владимир Соколов. Но уверен, что и сам поэт, и каждый неравнодушный человек чувствует, понимает сердцем, что такое поэзия, разлитая в жизни. Она куда больше и благодатнее, чем просто рифмованные строки. После праздника Покрова и накануне Всемирного дня продовольствия отмечается Всемирный день поэзии, которая является пищей духовной и противостоит стандартизации, глобализации, всему тому, что несет массовая культура, лишенная национальных корней. «Поэзия есть внутренний огонь всякого таланта», — говорил Федор Достоевский. Всякого, даже весьма приземленного, как говорится, прикладного! Приехал в подмосковное село Покровское, в мастерскую Александра Попова, уроженца деревеньки в Скопинском районе — центре гончарного промысла. Он кончил Рязанское художественное училище, отслужил в армии, ходил по России, вникал в первозданные промыслы и вернулся к исконному на новом, открывшемся только ему витке — занялся не традиционной обливной керамикой, а древнейшей — обварной, когда после обжига в печи раскаленное изделие мгновенно опускается клещами в болтушку — настой родимых трав. И происходит чудо слияния формы, мастерства художника с природной красотой и силой, выраженной потом в коричневато-зеленоватом тоне изделия, в седоватом налете древности, в долговечности и целебных свойствах кувшинов, горшков, макитр. Специалисты пишут, что у обварной керамики Попова есть удивительные свойства: слегка подкисшие, «поплывшие» продукты обретают при хранении в них первозданную свежесть. Обладатель большого дома-мастерской смеется за вечно дымящейся сигаретой: «Да это в любой глиняной посуде происходит. Она впитывает все плохое, нездоровое. Зачем кринки на деревенском заборе в ряд нанизаны? Горожане думают, что сохнут, как в мойке, а это их выставили на несколько дней обновиться, зарядиться от солнца. А при моей технике (как нащупал — сам порой не понимаю!) впитанная сила трав еще прибавляется». Состав их, сложный рецепт составления болтушки — секрет мастера. Но и растрезвонь он его в деталях — перенять подлинное мастерство нельзя: технология познается, мастерство, воспринятое от дедов на генетическом уровне, и поэзия, впитанная чуткой душой среди родных просторов, — никогда! На вечере писателей героической Приднестровской республики, который прошел в Центральном доме литераторов даже раньше официального открытия сезона — 16 октября, ко мне в перерыве подошла молодая поэтесса Елена Сапрыкина, поблагодарила, что московские поэты приняли ее в Союз писателей, не придираясь формально к нынешнему месту жительства. Лена — москвичка, но бросила столицу и вместе с мужем — тоже поэтом — уехала в старинный городок Юрьевец Ивановской области, чтобы там растить детей и писать стихи. У французов есть выражение: подняться в Париж. То есть родиться в провинции, которая почти вся — южнее столицы, а потом перебраться выше по географической карте, по социально-творческому статусу. Но, глядя на то, что творится сегодня в Москве, можно перефразировать присказку: подняться в провинцию, в Юрьевец. и обрести духовную высоту. И выше древней колокольни
Но Лена, честно и неординарно овладевающая поэтической речью народа, обаятельная и талантливая, никогда не будет включена даже в огромную писательскую делегацию, составляемую нынешним Министерством печати, хотя бы для разнообразия, в добавление, образно говоря, к Елене Шварц, как это случилось при подготовке междусобойчика на 55-й Франкфуртской ярмарке. Список министра Лесина вызвал возмущение российской многонациональной писательской общественности. Ну и что? «Демократам» ельцинского разлива начхать на доводы разума и совести. «Родник поэзии есть красота», — утверждал Николай Гоголь. А сегодня порой кажется, что усилиями Министерства культуры и Министерства печати родники превращены в канализационные стоки политиканства, разрушения духа и формы. Недавно прошла 16-я книжная выставка-ярмарка, она хоть и называется международной, но само освещение ее в СМИ и особенно по телевидению показало, что название это — формальное, лишь говорящее о наличии залетных гостей и компаньонов из 82 государств, а вообще-то выставка — зеркало духовного состояния нездорового общества, наших книгоиздательских процессов и окололитературных разборок, отсюда — засилье коммерческой макулатуры, заказных политиканских проектов, дорогих показушных изданий. Один пример: ММКВЯ завершалась в день 175-летия Льва Толстого, так вот из 100.000 представленных книг, по данным музея Л.Н. Толстого, было лишь 4 новинки, связанные с творчеством великого юбиляра. Я понимаю, что граф — это не Т. Толстая, но есть же какие-то ориентиры и границы! Лично мне не хватало на этой ярмарке, как и на предыдущих, ярких и доступных книг, открывающих сегодняшний образ Родины, не искаженно сконструированный, высосанный из постмодернистского или властно указующего пальца, а исторически и лично постигнутого, выстраданного и честно отраженного. «Надобно проездиться по России», — зачем-то настойчиво повторял Гоголь, и у него в ХIХ веке появилась целая плеяда последователей — писатели русской натуральной школы, летописцы и бытописатели империи от столиц до захолустья, до Растеряевой улицы. Один из них — Глеб Успенский родился 23 октября 1843 года в обедневшей семье провинциального духовенства. Так и назывались — «Нравы Растеряевой улицы» — очерки о полупьяных и нищих мастеровых, мелких чиновниках, гарнизонных солдатах 23-летнего туляка, который опубликовал их в 1866 году в «Современнике», после знакомства с великим редактором — Николаем Некрасовым, и сразу стал широко известен в пореформенной России. Глеб Успенский проучился в Московском университете всего год, поскольку нечем было платить за учебу, но его университетами стали дороги по России, встречи с людьми и очерки по заказу редакции, по зову сердца, отвечающие формуле Николая Чернышевского — «правда без всяких прикрас». Кстати, перебравшийся в Петербург Успенский стал свидетелем гражданской казни Чернышевского, потрясшей его. Когда «Современник» закрыли, неугомонный автор продолжил публикацию очерков в... «Женском вестнике». Трудно себе представить сегодняшнюю пореформенную Россию с женским изданием, публикующим не развесистую клюкву «как стать счастливой», а столь правдивые произведения с горьким выводом: «Честному разумному счастью здесь места не было». В конце 70-х годов наступает новый поворот, вызванный мучительными раздумьями о глубинных причинах господства власти «прижимки» и алкоголя (Господи, сколько тогда пила Россия по сравнению с нынешними объемами?!), но Успенский «идет в народ» и поселяется в Нижегородской губернии. Там он пишет цикл очерков «Из деревенского дневника», затем «Крестьянин и крестьянский труд» и наконец главную и глубочайшую книгу — «Власть земли». По глубокому убеждению автора, крестьянство (а тогда это было почти все население России!) «до тех пор сохраняет свой могучий и кроткий тип, покуда над ним царит власть земли, покуда в самом корне его существования лежит невозможность ослушаться ее повелений, покуда они властвуют над его умом, совестью, покуда они наполняют все его существование». Успенский наблюдал начало рвущейся власти земли, ослабление совести; ХХ век обратил эту власть в кровавое насилие, еще больше выхолостил и обезличил ее; наконец, ХХI век грозит полным превращением этой первородной и облагораживающей власти в безнравственную власть чистогана, в потерю чувства Родины. Президент Путин, выступая в американском университете, подивился вопросу о попрании свободы слова в России: мол, что попирать? У нас никогда свободы слова и не было. «Мы почти век жили в тоталитарном государстве, перед этим царизм — тоже попирал». Может быть, и попирал, но притом — вот загадка! — была создана такая великая и правдивая литература, что мы можем представить себе по ней жизнь России и человека любого социального слоя в полном объеме, в ярком и безжалостном свете. Что особенно ценно — даже простой, маленький человек, незаметный труженик, запечатлен в этой литературе, в книгах того же Успенского. А что же произошло при воцарившейся свободе слова, или анархии, как уточнил президент? Вот представьте: осыпятся наши телекассеты с редкими правдивыми сюжетами о реальной жизни, затеряются малотиражные книги вымерших реалистов. Что останется? Многотиражные опусы Марининой и Донцовой с ходульными героинями и приметами суетной жизни, фильмы про «братков», придуманную милицию, столичные тусовки и какой-то сумбурный, неосмысленный, неприглядный калейдоскоп событий. Где правдивая летопись народной жизни, где полнокровные образы тех, на ком еще и держится Россия? Мы даже образа самой творческой интеллигенции не сможем оставить потомкам, ибо, как говорил Глеб Успенский: «Интеллигенция среди всяких положений, званий и состояний исполняет всегда одну и ту же задачу. Она всегда — свет». Такой она нынче свет, что глаза режет... Онемела, выродилась народная интеллигенция. «Случайности природы он сосредоточивает в Боге. Случайности всевозможной политики — в царе, — так пишет Успенский о наивном человеке от земли и добавляет, — ... не зоологическую, не лесную, а божескую правду вносила в народную среду народная интеллигенция». Что вносит она сегодня, какую зоологическую и дремучую правду? Вопросы без ответов... Но снова притягивают к себе книги полузабытого писателя, зовут в путь — к реальности, к людям, к радости познания. Вот как пишет Глеб Успенский в очерках «Письма с дороги» в главе «Веселые минуты»: «Все, все без разбора и без всякой критики радовало меня в эту поездку, потому что даже то, что я видел в вагоне, на станции и из вагона в окно, — все это была жизнь, все напоминало, что Петербург еще не окончательный результат, к которому пришла вся русская жизнь, что есть еще Россия, жизнь русского народа, жизнь всего этого разнокалиберного встречного населения — мужиков, баб, купцов, господ, духовенства — словом, всего, что вот опять я своими глазами увидел...». Очень не хватает мне, как читателю и активно работающему литератору, как москвичу (ведь и нынешняя все более чуждая Москва — «не окончательный результат»), вот такого мудрого, честного, сострадающего и радостного взгляда! Впервые за всю историю крупнейшей международной Франкфуртской книжной ярмарки Россия в октябре была главным и почетным ее гостем. По предварительным сведениям, на эту помпезность было истрачено 6 миллионов долларов — по миллиону на день работы! И что же в итоге? Пшик! Профессионалы-издатели, редакторы, менеджеры, не сумевшие попасть в число 200 книгоиздательских экспонентов, писатели, не вошедшие в число 130 избранников Министерства печати, хотели хоть из телерепортажей и прессы понять, что же интересного, полезного, нового было на ярмарке, как там выглядела самобытная страна великой литературы? Ничего нельзя было узнать по горячим следам: промелькнуло несколько куцых репортажей, где стояли на заднем плане матрешки, художник-дизайнер поведал, что светильники для российской экспозиции он сделал из алюминиевых чушек, и каждый из них весит 4,5 тонны. Привет Дерипаске! Бегло были перечислены министром культуры Швыдким все те же набившие оскомину любимцы столичных тусовок, и вдруг выплыл Радзинский с глупейшим запыленным монологом о том, как к нему в Дом творчества «приехала одна из моих немецких переводчиц и спросила: это что, вокруг сидят одни писатели? И на утвердительный ответ заключила: какая богатая у вас страна!». Зачем ехать во Франкфурт и продолжать оттуда нести чушь? Во-первых, в Домах творчества сидели и члены семей радзинских, и всяческие блатные, а, во-вторых, в России по сравнению со многими европейскими странами не так уж много членов союзов писателей (например, в Ирландии или Румынии 1 писатель приходится на 10 тысяч населения), но главное — большинство сидящих даже в доступных тогда Домах творчества работали в издательствах, редакциях, преподавали, переводили, занимались исследовательской деятельностью, а в свободные часы творили. Так ведь подобных гуманитариев и работников СМИ в Европе, той же Германии, пруд пруди! Например, в испанской Каталонии, которая меньше Московской области, аж 2 круглосуточных телеканала и целый Дом радио с армией творческих работников, много периодических культурологических изданий, а в Подмосковье нет своей телерадиокомпании, как нет ни одного литературного и культурного издания. И вообще к чему этот обывательский бред, не имеющий ни малейшего отношения к европейскому празднику книги? Вылез, как обычно, кривящийся Виктор Ерофеев, представлявший Россию все месяцы подготовки к ярмарке и устроивший свои дела, сказал банальность об уникальном шансе: «Нас впервые позвали в Европу...». С чем позвали-то? Прочитал крупным планом какой-то «антикрасный» обрывок Владимир Маканин, шевеля усами, мяукнул Радзинский — и все. Зато единственного певца России, крупнейшего прозаика с мировым именем Валентина Распутина — ни разу не показали! Два министерства готовили участие России в форуме, имеющих прямой выход на ТВ, и что мы увидели, узнали? Ведь это ярмарка, а нам даже не рассказали, чьи книги пользовались успехом? Ну Сорокин с поеданием кала и до этого у потребителей баварских сосисок пользовался успехом, а кто после дорогостоящей экспозиции еще прогремел? Какие совместные издательские проекты задуманы, какие грандиозные контракты заключены, что нового открыли для себя посетители, среди которых было полно выходцев из бывшего СССР? В очередном пустом репортаже обронили, что лучше всего расходится большая карта России за 100 долларов. Почему не в евро считают и почему карта? — даже этого не объяснили. Одна моя знакомая — главный редактор не поехавшего в Германию издательства — возмущалась: «Ничего не узнаешь толком, даже из «Новостей культуры»! Такое впечатление, что презентация России — просто провалилась...». Судя по статье Юрия Полякова в «ЛГ» «Ярмарка тщедушия» — так оно и произошло. Плакали наши денежки! Я ее успокаивал: вот вернутся чиновники, идеологи «свободы слова», дельцы от книги и расскажут что-нибудь о себе — значительных и любимых, о триумфе Марининой, Улицкой, Толстой, Донцовой. Правда, при чем тут русская и российская многонациональная литература — так и останется неясным. Но даже в этом ошибся — просто пшик от 6-миллионной показухи остался. Прошла информация о том, что Россия приглашена стать главным гостем Парижского книжного салона в 2005 году. Опять надо готовиться Марининой, Донцовой и Толстой? Или «министерства правды» перестанут демонстрировать безнаказанность, кампанейщину, однобокость, то есть плевать на литературную общественность? Юрий Поляков пишет о такой сцене: «Поэт-карточник Лев Рубинштейн бьет то ли в бубен, то ли в кастрюлю, лауреат Государственной премии главный редактор «НЛО» (Твардовскому и то за главное редакторство Госпремию не давали! — А.Б.) вопит и бегает с пионерским галстуком на шее, а третий, не установленный мной персонаж, но чуть ли не Пригов, чем-то острым наносит удары по сооружению, напоминающему супрематического снеговика. — Что они делают? — удивленно спрашиваю соседа. — По-моему, ритуально разрушают империю... — неуверенно отвечает он. — Какую империю? — А какая разница? Людям нравится. Будем ли дальше паясничать, разрушать образ и дух страны, строя «либеральную империю» по Чубайсу, или озаботимся судьбой державы — во многом будет тоже зависеть от голосующих граждан — народом они себя покажут или электоратом? Примерно четверть века назад меня, еще студента Литературного института, включили в представительную делегацию знаменитых писателей-героев и лауреатов для участия в Днях советской литературы на Кубани. Я, конечно, был потрясен двумя вещами: личным знакомством со многими поэтами, чьи стихи и песни я знал наизусть, а теперь мог убедиться, как заслуженно их любит народ, как потрясающе они умеют читать (какие там артисты, когда читают сами Боков, Ошанин, Доризо!), ну а второе — тогдашней жизнью кубанских колхозов (какие там «Кубанские казаки» с их киношным изобилием!). Завтрак и плотный обед для колхозников в Каневском районе стоил 17 копеек в день, или чуть больше бутылки водки в месяц, пруды кишели рыбой, плавни — дичью. Колхоз «Россия» содержал «самодеятельный» ансамбль казацкой песни и танца, школа, где принимали нас в пионеры, сияла чистотой и дорогим оборудованием. И вот во Дворце культуры Николай Доризо прочитал вдруг предупреждающие стихи: Что ж, голод мы изгнали прочь,
Тогда многие не поняли всю глубину тревоги поэта — земляка и любимца края (Николай Константинович стал почетным гражданином родного Краснодара), а теперь эти строки многие прочитают с иным чувством, может быть, и с раздражением: нам бы ваши заботы — «чтоб он обрел духовный голод»... Но в России все пронизано причинно-следственными связями, которые почему-то легко и разом рвутся на нашей продуваемой всеми ветрами равнине. Но ведь что-то остается в ее воздухе, духовно соединяет людей? Прежде всего — великая и мудрая литература, неумирающая поэзия. Уж, казалось бы, совсем ее изгнали с экранов телевизоров, извратили донельзя — 50-летие каких-то усатых иронистов и стихотворцев-однострочников по всем каналам показывают, а вот открытие Дома-музея Виктора Бокова, уникального музея здравствующего поэта, — только на телеканале «Мир», который в России, в отличие от бывших республик СССР, еще не принимается (вот тебе и «либеральная империя» по термину А.Чубайса!), однако народ безошибочно чувствует даже ноющим сердцем подлинную поэзию и до сих пор распевает замечательные песни. На тот большак, на перекресток
Любовь к стране и человеку подарила летучие строки знаменитых песен — «Огней так много золотых на улицах Саратова...», «У нас в общежитии свадьба...», «Видно, нам встреч не праздновать. У нас судьбы разные» (Песня Рощина из фильма «Разные судьбы») — все не перечислишь. В новой книге стихов «Иные времена», подготовленной к юбилею издательством «Воскресение», есть целый раздел «Засто blog comments powered by Disqus blog comments powered by Disqus |